«Destructor» и «Devastador» — первые шаги на пути к эсминцам (Gran España)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня я таки начинаю публиковать свои конкретные наработки по кораблям Армады Эспаньола в рамках своей испанской альтернативы, и начну с того, с чего я еще никогда не начинал – а именно с эсминцев. Точнее, даже не так – классические эсминцы будут потом, а сейчас я хочу представить вам альтернативные (или не очень) испанские минные крейсера, которые послужат основой для дальнейшего развития эсминцев Армады.
Предисловие
Вот я и добрался до публикации наработок по кораблям мира Великой Испании 3-й версии. Шел я к этому долго, нудно, с кучей дополнительной информации, хотя сами корабли были готовы еще несколько недель назад. Ну а теперь можно и засветить их.
Первое, что бросится вам в глаза – это объем текста. Давно я так не делал. И в будущем, возможно, прекращу так делать, ибо текст писался урывками трое суток, на выходе получается какая-то нудятина – короче говоря, результат мне видится пока недостойным усилий. Тем более, в дальнейшем я буду по-любому вынужден отойти от текущего алгоритма статьи – описание конструкции может упроститься, а расписывание судьбы каждого корабля серии и вовсе может упраздниться. Нет, ну это легко и просто расписать 6 далеко не основных кораблей, а что будет, когда их станет по 20 штук в серии?
Второе, что вы можете заметить – это рисунки. Да, я изменил масштаб рисунков – вместо 10 см в одном пикселе теперь будет 5 см, т.е. масштаб кораблей увеличился вдвое. Это позволило мне нормально заняться отрисовкой эсминцев, а не страдать с мелкими пикселями. Собственно, на новый масштаб я пошел только из-за мелких кораблей – порисовать их иногда хочется, но при моем масштабе получалось обычно не очень. Как в шипбакете, в три раза меньшем масштабе мелочь рисуют – я себе не представляю…
Третье, что могут заметить люди, которые в теме – это то, что альтернативного тут негусто. Альтернативный «Деструктор» практически полностью повторяет реальный до установки котлов Нормана, а «Девастадор» по сути является несколько улучшенным вариантом того же «Деструктора» после модернизации. Да, все это мелочи, и получились практически реальные корабли, но – это этап. Основа. В дальнейшем я быстро отойду от испанского реала, ибо во-первых – у меня получилось симпатичнее, а во-вторых – в реале эсминцев у испанцев было негусто. Уж точно не так много, как мне понадобится.
И четвертое – это калибры артиллерии. В дальнейшем они поменяются, об этом будет рассказано детальнее. Вообще, хотелось оставить эту фишку и дальше в виде 65-мм и 90-мм орудий, но как оказалось – на эсминцах с ними не все хорошо получается. Точнее совсем не получается. Разве что строить испанские эсминцы с единым 65-мм калибром. Нет, это конечно тоже вариант, но пока что мне он не нравится. Ну а в дальнейшем все будет более привычно, но от того не менее интересно….
Destructores – выработка концепции
Фернандо Вильямил собственной персоной.
Начиная с конца 70-х годов XIX столетия, в мире все большую популярность стали приобретать идеи французской «Молодой школы», в частности значительная роль в войне на море уделялась легким кораблям, несущим шестовые или самодвижущиеся мины (торпеды). После успешной обкатки подобных кораблей в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов в мире началась массовая постройка миноносцев, в результате чего в двух ведущих флотах Европы – английском и французском – к 1886 году числилось уже более двух сотен кораблей этого типа, и масштабы их постройки постепенно увеличивались. Не обошла стороной «миноносная лихорадка» и Испанию, которая с 1870 года принялась развивать собственные buque torpedero.
Идеи «Молодой школы» разделял ряд офицеров Армады, среди которых наиболее ярким представителем был лейтенант Фернандо Вильямил Фернандес-Куэто [1], о котором стоит рассказать подробнее. Родился он 23 ноября 1845 года в приходе Серанте (Кастрополь в Галисии), в семье, история которой прослеживалась на многие столетия ранее, вплоть до времен поздней Конкисты. Его отец был достаточно успешным адвокатом, однако из-за не совсем честной работы в результате лишился практически всего имущества, включая дом, из-за чего семья Вильямилов отправилась странствовать по Испании. Молодого Фернандо такое положение абсолютно не устраивало, и потому в 13 лет он помимо учебы устраивается на работу, которая, однако, не приносит значительных доходов из-за необходимости в частых переездах. Помимо работы, ему также приходилось много времени уделять учебе, и в некоторых дисциплинах он добился таких успехов, что его тут же заприметила Гвардейская Морская академия в Сан-Фернандо, от которой поступило предложение пройти вступительные экзамены, и в случае их успешной сдачи начать обучение в самом престижном военно-морском ВУЗе Испании. Вильямил, с детства увлекаемый морем, согласился, начав свою карьеру моряка в 15 лет. В 23 года, по завершению полного курса обучения, он сразу получил звание младшего лейтенанта, проскочив унтер-офицерские звания, а в 25 досрочно получил звание лейтенанта «за образцовую подготовку и сообразительность в боевых условиях». Под последними подразумевались сразу два конфликта «громовых 60-х», в ходе которых Испании довелось участвовать в войнах с Марокко и Чили, в ходе которых Вильямил проходил практику на борту фрегата (крейсера) «Арагон». К 1882 году он уже в возрасте 37 лет носил звание капитана I ранга и, командуя флотилией миноносцев, был одним из самых активных офицеров Армады, буквально засыпавшим Морское министерство различными предложениями.
Среди его писем, написанных в 1882 году, было одно весьма любопытное. Вильямил предлагал построить для нужд испанского флота некоторое количество «больших миноносцев или же легких безбронных крейсеров», главным предназначением которых должна была стать защита главных сил – броненосцев и крейсеров – от атак вражеских миноносцев в открытом море или у вражеского берега. Таковые атаки были отнюдь не невозможными – у традиционных противников Испании, США и Франции, имелось достаточно большое количество этих самых миноносцев, и их уничтожение в боевых условиях могло стать серьезной проблемой. Главными чертами «больших миноносцев» должны были стать высокая мореходность, большая скорость, достаточная для решительного преследования миноносцев противника (которые имели в большинстве своем скорость не более 18 узлов) и мощное артиллерийское вооружение. Подобные корабли, по словам Вильямила, позволили бы обеспечить защиту от вражеских миноносцев практически в любой точке земного шара благодаря своей мореходности, не отставали бы от броненосцев в случае эскадренных действий и даже могли бы участвовать в торпедных атаках на вражеские корабли в открытом море, что для маленьких миноносцев было уже практически непосильной задачей. Требования сформировались у Вильямила за время его службы на миноносцах и были подкреплены практикой и серьезным анализом, а потому не могли оставаться без внимания. Тем не менее, из-за чехарды власти (в 1881–1884 годах сменилось пять морских министров, один из которых умер в преклонном возрасте, а еще один сложил полномочия спустя два месяца после назначения из-за тяжелой болезни) это письмо осталось без внимания.
Лишь в 1884 году на это письмо была получена реакция со стороны морского министра – Вильямила обязали составить более детальный доклад на эту тему и озвучить его на заседании Адмиралтейского совета, на котором присутствовали Морской министр Мануэль де ла Писуэла [2] и сам король Карл V. На нем возможность постройки подобного корабля была рассмотрена детальнее, а сам Вильямил сформировал четкие пять требований к будущему кораблю:
- – мореходность, достаточная для самостоятельных заокеанских плаваний;
- – скорость хода, превосходящая существующие миноносцы;
- – артиллерйиское вооружение, достаточное для быстрого и эффективного выведения из строя и уничтожения вражеских миноносцев;
- – торпедное вооружение, обеспечивающее возможность использования новых кораблей в качестве замены миноносцев в открытом море;
- – относительно небольшие размеры, позволяющие в случае столкновения с крупными кораблями уменьшить количество попаданий в корабль и повысить его живучесть.
На этом же заседании корабль впервые назвали «деструктором», т.е. «разрушителем», в чем прослеживалось его назначение – разрушение и уничтожение вражеских легких сил. Сама идея корабля понравилась и королю, и морскому министру, в результате чего Вильямила тут же назначили во главе особой комиссии, которая должна была заняться вопросами составления точных ТТЗ и в будущем наблюдать за постройкой нового корабля и его испытаниями, при этом Вильямил был вынужден оставить командование флотилией миноносцев (что, впрочем, не сильно его опечалило). Так началась история создания корабля, который стал прообразом будущих эсминцев Армады Эспаньола.
«Destructor» – проектирование, постройка и испытания
"Раттлснейк" – один из первых в истории человеков минный крейсер/ торпедный крейсер/ торпедная канонерская лодка. В реальности заложен на два дня позднее "Деструктора"
Проектирование корабля началось в декабре 1884 года, и шло быстрыми темпами [3]. В качестве прототипа был выбран стандартный испанский «35-метровый» миноносец, хотя после всех переделок от его внешнего облика не осталось и следа. Старый корпус увеличился в размерах, появился полубак, просторная рубка (личное требование Вильямила) с мостиком, значительно увеличились размеры надстроек, вдоль бортов от полубака до кормы протянулся фальшборт. Пока шла отработка теоретического чертежа корпуса, Вильямил вместе с членами комиссии посетил барселонский завод МТМ, который на тот момент был самым крупным производителем паровых машин и котлов в Испании, для уточнения возможных характеристик энергетической установки будущего корабля. С вооружением проблем практически не было – выбранные 65-мм и 90-мм орудия уже много лет находились в производстве и были достаточно отработаны, торпедные аппараты производились в Ла Карраке, и только новые 40-мм револьверные пушки еще не были широко опробованы на флоте, хотя новый завод «Трубия» уже наладил их выпуск. Окончательно согласовав ТТХ корабля к середине лета, Вильямил обратился к морскому министру касательно финансирования и места постройки. Как оказалось, новый корабль уже был внесен в судостроительный план Картахенского арсенала, однако заложенная стоимость оказалась ниже, чем получилась по проекту Вильямила, из-за чего министру пришлось изыскивать дополнительные средства. Они были найдены, и уже в августе 1885 года новый корабль был официально заложен. С названием долго не думали – с легкой подачки Вильямила корабль нарекли «Деструктором».
Постройка также велась быстрыми темпами, в том числе и потому, что корабль неожиданно привлек внимание общественности [4]. Заголовки газет пестрели от броских статей про новый быстроходный и мощно вооруженный корабль, который строится на испанских верфях. Еще до спуска на воду его успели объявить «лучшим миноносцем Европы», революционным кораблем и вообще триумфом испанского судостроения. Вильямил отказывался комментировать подобные заявления, хотя временами это было сделать сложно – особенно когда к новому кораблю стали проявлять интерес иностранные газеты и морские офицеры. Как оказалось, к концепции подобных кораблей пришли не только испанцы: тремя месяцами позднее «Деструктора» в Великобритании был заложен корабль схожей концепции, получивший название «Rattlesnake», и британские морские офицеры горели желанием сравнить их будущий корабль с испанским. Между тем, существовали серьезные причины опасаться за будущий исход проекта – под вопросом были его скоростные характеристики, мореходность, обитаемость. Вместе с хвалебными и восхищенными статьями в газетах то и дело встречались утверждения о том, что новый дорогой миноносец все равно не сможет действовать в открытом море, его вооружение окажется бесполезным уже при малейшем волнении, а условия обитания в этом «чехле для машин» будут поистине спартанскими. Чтобы развенчать или подтвердить все эти опасения, пришлось ждать до ноября 1886 года, когда корабль вышел на испытания.
Уже в первом своем выходе в море «Деструктор» показал себя с лучшей стороны. Он хорошо держал ход против волны в свежую погоду, сильных вибраций или деформаций корпуса не было замечено, и в целом мореходность оказалась даже лучше ожидаемого. На испытаниях на полную скорость хода без форсирования корабль развил расчетную мощность, но не добрал до проектной скорости 0,5 узла хода, что списали на неудачную конструкцию винтов, которые тут же заменили. Позднее он все же развил проектный 21 узел без форсирования при нормальной загрузке, а во время дальнейших испытаний – 21,5 при полной загрузке и форсировании машин. Работа изделий завода МТМ была признана отличной, несмотря на несколько облегченную конструкцию. В целом подтвердилась и расчетная дальность хода, хотя в случае полной загрузки углем на корабле становилось действительно тесно. Пробный отстрел артиллерии не выявил никаких деформаций или повреждений. Маневренность корабля также оказалась достаточно хорошей.
Тем не менее, уже на испытаниях стали ясны две крупные проблемы «Деструктора», исправить которые не представлялось возможным. Первой из них была обитаемость, которая все же оставляла желать лучшего, особенно при полной загрузке углем. Второй проблемой оказался сдвоенный носовой торпедный аппарат – при полном ходу его захлестывало водой, и на пробных пусках торпед те часто застревали при выходе. Опытным путем удалось установить, что торпедные аппараты гарантированно могли обеспечить пуск торпед лишь при скоростях до 16 узлов, что сильно ограничивало ударные возможности «Деструктора» [5].
В целом испанские моряки во главе с Вильямилом оказались довольны кораблем, и быстро приняли его на вооружение. Сам Вильямил с новым докладом был допущен на еще одно заседание Адмиралтейского совета, где в деталях расписал преимущества и недостатки этого корабля. Поступило предложение начать массовую постройку подобных кораблей уже в 1887 году, но неожиданно для всех Вильямил предложил перенести это решение примерно на год, мотивируя это тем, что необходимо всесторонне испытать и опробовать «Деструктор» в разных условиях, чтобы четко определиться с требованиями к новым кораблям. Несмотря на некоторое сопротивление со стороны некоторых членов совета, Вильямил получил одобрение своего предложения, а заодно был назначен его первым командиром. С последним фактом, кстати, оказалась связана курьезная ситуация – перед этим «Деструктор» уже получил полный офицерский состав, включая старпома и командира корабля (назначены по рекомендациям самого Вильямила). При назначении Франсиско Вильямила командиром предыдущий его командир не был лишен своей должности, и потому первые месяцы своей службы «Деструктор» фактически плавал с двумя капитанами – случай де-юре невозможный, но вполне допустимый в условиях испытания принципиально нового типа кораблей. Впрочем, это стало скорее исключением из правила, так как оба капитана знали друг друга, и обоим требовалось быть на «Деструкторе» в то время – одному набираться опыта в его командовании, а второму тщательно анализировать особенности своего детища.
Описание конструкции
"Деструктор" в стандартной испанской "заморской" окраске. Так окрашивались корабли Армады в заграничных плаваниях и при больших смотрах.
Корпус «Деструктора» стальной, с таранным форштевнем и коммерческим подзором в корме. В качестве основного строительного материала использовалась мягкая судостроительная сталь. Весь стальной прокат оцинковывался для уменьшения окисления. Схема набора – поперечная, шпация – миноносная (0,525 м), нумерация шпангоутов от кормового перпендикуляра в нос. Двойное дно простиралось исключительно под отсеками ЭУ. Корпус разделялся продольными и поперечными переборками на 39 водонепроницаемых отсеков. Основная продольная и две бортовые переборки, отделяющие машинные и котельные отделения от угольных ям, имели увеличенную до 20 мм толщину из-за стремления обеспечить высокую прочность корпуса, толщина прочих стальных листов в зависимости от расположения менялась от 4,25 до 12,5 мм. Толщина палуб – от 2,25 до 5,5 мм. Главная палуба для удобства работы экипажа и лучшей теплоизоляции покрывалась настилом толщиной 45 мм, изготовленным из канадской сосны. Благодаря всему этому корпус «Деструктора» отличался высокой прочностью при относительно малом весе – добиться этого удалось в том числе благодаря глубокому анализу опыта, полученного перед этим при строительстве миноносцев.
Конструктивная защита корпуса состояла из продольных угольных ям, расположенных в районе отсеков ЭУ вдоль бортов, и поперечной 30-мм переборки, защищающей котельные отделения в носовой части. Такую же толщину имели стенки рубки.
Вооружение «Деструктора» было представлено одной 90/25-мм пушкой, 3 65/25-мм орудиями, 2 40-мм револьверными пушками и тремя 350-мм торпедными аппаратами. Все вооружение производилось в Испании – пушки калибра 90 и 65 мм в Ла Каваде, торпедные аппараты – в Ла Карраке, а 40-мм револьверки – в Трубии. Боекомплект корабля состоял из 60 90-мм, 85 65-мм и 200 40-мм выстрелов на ствол, и 6 торпед [6]. На бумаге «Деструктор» имел чрезвычайно мощное вооружение, способное эффективно бороться с любым миноносцем противника, однако на практике все оказалось не так радужно. Вся артиллерия была представлена уже морально устаревшими образцами, которые были приняты на вооружение больше десяти лет назад и не давали достаточно высокой скорострельности. Отдельные проблемы имелись у станков 90-мм орудий – несмотря на несколько модернизаций, те иногда выходили из строя из-за несовершенной конструкции. Одной из главных проблем артиллерии корабля оставался мизерный боекомплект, который мог закончиться буквально за считанные минуты активного боя. Свои проблемы имелись также и с торпедными аппаратами – два носовых невозможно было использовать на полном ходу, а кормовой был настолько неудачно расположен, что его перезарядка в боевых условиях не представлялась возможной. В результате «Деструктор», несмотря на сильное де-юре вооружение, де-факто был кораблем с достаточно сомнительной боевой эффективностью.
ТТХ артиллерии "Деструктора" и "Девастадора"
Главная энергетическая установка была представлена двумя вертикальными трехцилиндровыми машинами тройного расширения и четырьмя цилиндрическими огнетрубными котлами локомотивного типа. Контрактная мощность каждой машины составляла 1600 л.с. по номиналу, однако на испытаниях обе машины превзошли расчетные показатели. Дым из четырех котлов выводился в две параллельно расположенные дымовые трубы. Полного запаса угля хватало на 24 часа поддержания полного хода, хотя обычно в походы брались ¾ от полной загрузки топлива. Производились машины и котлы барселонским заводом Maquinista Terrestre y Maritima (МТМ), несмотря на наличие собственных котельных и машинных мастерских в Картахенском арсенале. Связано это было как с загруженностью мастерских машинами и котлами для миноносцев, так и высокими требованиями к энергетической установке – существовали опасения, что казенные предприятия не смогут обеспечить необходимые характеристики ЭУ. Надежды, возложенные на МТМ, в целом оправдались.
Вспомогательные устройства и системы. Для улучшения маневренности «Деструктор», помимо главного балансирного руля британской системы Томпсона, получил также второй выдвижной руль в носовой части в качестве вспомогательного. Он действительно улучшил маневренность корабля, однако по каким-то причинам постоянно ломался и терялся, из-за чего после первых лет службы экипаж «Деструктора» предпочитал им вовсе не пользоваться. Управление рулями было доступно из четырех пунктов – с паровых рулей в рубке и на мостике, или с ручных штурвалов на главной палубе в корме или в румпельном отделении. При этом для ручного вращения штурвалов требовались усилия нескольких человек. Помимо двух главных и 8 вспомогательных машин, числящихся в составе ЭУ, на «Деструкторе» также имелись 15 вспомогательных двухцилиндровых паровых машин, выполняющих различные функции, включая выработку электроэнергии динамо-машиной производства фирмы «Mondragon». Потребителями последней выступали в основном системы освещения – внутренние лампы накаливания и главный (и единственный) прожектор Манжена диаметром 60 см. Водоотливная система состояла из магистральной трубы с отростками, парового насоса производительностью 350 тонн в час и множества дублирущих и вспомогательных насосов, которые должны были сохранить возможность откачки воды при получении повреждений. В их число входили 2 насоса, включенных в холодильную систему (использовались для удаления воды из машинного отсека), десять эжекторов, два вспомогательных электрических насоса и несколько ручных помп, которые использовались в основном для тушения пожаров и мытья палуб. На «Деструкторе» использовались втяжные якоря британской системы Бакстера в количестве 2 штук и 1 резервный адмиралтейский, который штатно хранился около ходовой рубки. В качестве плавсредств на корабле использовались две 7-метровые шлюпки. Помимо всего прочего, на корабле также имелись три складные мачты с парусным вооружением шхуны, которое обеспечивало кораблю сносную скорость хода. Несмотря на это, паруса на «Деструкторе» использовались крайне редко даже в период командования им Вильямила, который был заядлым фанатом парусного флота.
Экипаж и условия обитания. В составе экипажа штатно числились 60 человек – 5 офицеров, 15 унтер-офицеров и 40 матросов. Жилые помещения располагались традиционно, но «наоборот» – матросские в корме, офицерские под полубаком в носу. При этом офицерам приходилось соседствовать с носовыми торпедными аппаратами и запасными торпедами к ним. В целом условия обитания на корабле испанцами признавались как средние – несмотря на тесноту помещений, в Армаде были корабли и с куда худшими условиями.
«Destructor», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1885/1886/1887
Средняя стоимость: 976,980 песет
Водоизмещение: нормальное 380 тонн, полное 452 тонны
Размерения: 58,95х7,7х2,5м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 4 цилиндрических котла, 3200 л.с. = 21 узел
Запас топлива: 53/106 тонн угля
Дальность хода: 1500/3000 миль (10 узлов)
Вооружение: 1 90/25-мм, 3 65/25-мм орудий, 2 40-мм револьверные пушки, 3 350-мм торпедных аппарата
Экипаж: 60 человек
«Devastador» – работа над ошибками
"Девастадор" в боевой шаровой окраске. Таковая окраска применялась испанцами с конца 1880-х годов – в чем они были одними из первых во всем мире.
После завершения годичных испытаний «Деструктора» и его быстрого плавания в порты Великобритании и Франции настало время проанализировать характеристики этого корабля, избавиться от основных недостатков и приняться за постройку целой серии подобных кораблей. Короче говоря – Вильямилу пришлось составлять новый доклад для Адмиралтейского совета, который детально рассмотрел его, причем на заседание совета явилась лично королева Изабелла II, недавно коронованная после смерти своего отца. Несмотря на то, что ее появление оказалось неожиданностью для всех, включая Морского министра, Вильямил оказался на высоте – вначале расхвалив испанскую промышленность, осилившую создание такого корабля, и все лучшие стороны «Деструктора», он также добавил и список недостатков и спорных моментов, которые необходимо было исправить перед постройкой целой серии подобных кораблей. Эмоциональное выступление Вильямила впечатлило королеву, которая в дальнейшем лично интересовалась судьбой этого морского офицера, однако главным результатом довольно длительного обсуждения всех плюсов и минусов «Деструктора» стало составление следующих требований к переделкам:
- Замена артиллерии на более современную, производства «Онториа», рассчитанную под бездымный порох;
- Замена торпедных аппаратов с 350-мм на 380-мм; кроме того, вместо спаренных носовых требуется разместить один штевневый, с наплывом для уменьшения заливаемости;
- Перекомпоновка котельных отсеков;
- Перекомпоновка жилых помещений;
- Размещение более мощной энергетической установки;
- Изменение конструкции вспомогательного руля.
Помимо этого, также имелся список мелких переделок из двух дюжин пунктов. Все это быстро утвердили, и усилиями особой комиссии Морского Технического секретариата проект новых кораблей был составлен в кратчайшие сроки. Фактически новые корабли представляли собой тот же «Деструктор», только несколько тяжелее, с иной компоновкой надстроек, более современной артиллерией и более высокой скоростью хода. Всего заложили 5 единиц – 4 на Картахенском арсенале и 1 на недавно основанной верфи «Vea-Murguia Hermanos» в Кадисе, при этом 2 картахенских корабля заложили в 1888, а остальные – в 1889 годах. Головной корабль получил название «Девастадор». Постройка кораблей этой серии велась достаточно быстрыми темпами, и все они были приняты на вооружение в 1890–1891 годах.
В целом «Девастадоры» стали удачным продолжением «Деструктора», хотя и имели ряд недостатков, как полученных в наследство, так и своих собственных. Самым главным их недостатком признавалась новая артиллерия – создаваемые в спешке, без основательной проработки под новый порох, испанские орудия 1888–1899 годов оказались в целом не самыми удачными и удобными в обслуживании, по факту лишь ненамного превосходя своих предшественников. Единственное, чем они сильно отличались от «Деструктора» – это нормальным боекомплектом: по 200 снарядов к 90-мм и 65-мм орудиям, и по 500 40-мм снарядов. Уже в 1890–1892 годах на замену этим орудиям пришли другие, куда более совершенные образцы, хотя на «Девастадорах» так и оставили старые пушки. Улучшение обитаемости и более мощная ЭУ были получены не только ценой некоторого утяжеления корабля при фактически тех же размерениях, но и путем сокращения полного запаса угля, что некоторыми признавалось недопустимым. При этом «Девастадоры» все же были лучше своего предшественника – с более мощной артиллерией (вопреки всему), более высокой скоростью хода при сохранении мореходности и достаточно высокой автономности, эти корабли с легкостью могли бороться с вражескими миноносцами, для чего и создавались.
Тем не менее, после постройки пяти «Девастадоров» развитие этого класса кораблей в Испании на время прекратилось. Вильямил за работу над этими кораблями получил повышение до контр-адмирала и стал самым популярным моряком в Испании. Он продолжал активную деятельность по развитию Армады, нагло пользуясь своей популярностью и званием, дабы добиваться своих целей. При этом после вступления в строй «Девастадора» он стал мало внимания уделять развитию этого класса, а остальным испанским морякам полученных кораблей на первый взгляд уже хватало. Заточенность «Деструктора» под уничтожение миноносцев делала его безусловно необходимым кораблем, однако слабое торпедное вооружение и достаточно высокая цена за лишние узлы скорости (которая, в общем-то, уже не казалась такой уж значительной) заставляли лишний раз подумать перед тем, как закладывать новые корабли этого типа. В результате этот класс получил свое развитие несколько позднее, когда на смену огнетрубным котлам пришли мощные водотрубные, могущество торпед значительно возросло, и на море появились настоящие, «классические» эсминцы.
К слову о классификации – первоначально «Деструктор» числился корветом, чем вызывал усмешки у многих моряков из-за своих небольших размеров для этого класса. Позднее, уже в 1888 году, когда закладывался «Девастадор», в Морском министерстве была пересмотрена существующая табель о рангах. Многие старые классы были упразднены, им на смену пришли новые, куда более соответствующие времени. «Деструктора» и его наследников решили не включать в крейсерский ранг, а выделить в отдельную группу. Название ей придумали практически мгновенно – по первому представителю класса. В результате все корабли, которые в иностранных флотах именовались торпедными или минными крейсерами, и более поздние эскадренные миноносцы, контрминоносцы и истребители в Испании именовались одним словом – деструкторы.
«Devastador», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1888/1889/1890
«Purificador», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1888/1889/1890
«Luchador», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1889/1890/1891
«Redentor», Astilleros del Cartagena, Картахена – 1889/1890/1891
«Absorvedor», Vea-Murguia Hermanos, Кадис – 1889/1890/1891
Средняя стоимость: 1,028,400 песет
Водоизмещение: нормальное 400 тонн, полное 469 тонн
Размерения: 58,95х7,7х2,8м
Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 4 цилиндрических котла, 3800 л.с. = 22 узла
Запас топлива: 53/95 тонн угля
Дальность хода: 1500/2700 миль (10 узлов)
Вооружение: 1 90/40-мм, 3 65/40-мм орудия, 2 40-мм револьверные пушки, 2 380-мм торпедных аппарата
Экипаж: 62 человека
Краткая история службы
"Деструктор" вскоре после вступления в строй.
«Destructor» («Разрушитель»). Вступил в строй в начале 1887 года. Не успев пройти базовую подготовку, отправился под командованием Фернандо Вильямила в заграничное плавание, целью которого была как проверка качеств корабля, так и показ его перед ведущими державами мира с целью повышения испанского престижа. «Деструктор» за 5 месяцев побывал во Франции, Италии, Великобритании, Германии, России и Швеции, после чего вернулся на Средиземное море и принялся проходить штатную боевую подготовку. После этого «Деструктор» часто использовался королевой и морским министром в качестве представительского корабля, несколько раз побывал в странах Иберо-Американского союза. Введен в состав 1-й флотилии эсминцев лишь в 1894 году. Начало испано-американской войны встретил на капитальном ремонте, который пришлось заканчивать в спешке. Войну провел в метрополии, патрулируя подходы к Кадису. После войны часто использовался как пограничное судно, пресекая контрабанду оружия в Марокко [7]. В 1908 году, уже будучи в почтенном возрасте, распорол о камни днище и выбросился на берег с целью избежать затопления. Был отбуксирован в Касабланку, где после обследования и оценки повреждений было решено не восстанавливать корабль. С него демонтировали вооружение и паровую машину, которые использовали для местных нужд, а корпус постепенно разобрали на металл силами арсенала Касабланки.
«Devastador» («Уничтожитель»). Вступил в строй в 1890 году, прошел базовую подготовку, после чего вступил в только что сформированную 1-ю флотилию эсминцев (деструкторов), став ее флагманским кораблем. К началу испано-американской войны считался морально устаревшим, и потому в составе всей флотилии (за исключением «Деструктора») был переведен в Тихоокеанский флот. Участвовал в столкновениях с американскими кораблями, получил несколько попаданий с крейсеров и канонерок. После войны использовался как патрульный корабль в Марокко. Продан на слом в 1910 году.
«Purificador» («Очиститель). Вступил в строй в 1890 году, прошел базовую подготовку, после чего вошел в состав 1-й флотилии эсминцев. Начало испано-американской войны встретил на ремонте, был спешно выведен из него, из-за чего скорость хода не превышала 18 узлов. Погиб в бою с американской эскадрой.
«Luchador» (дословно «Борец», также название борцов мексиканской Lucha Libre). Вступил в строй в 1891 году, имел проблемную ЭУ, доводка которой затянулась до 1894 года. Начало испано-американской войны встретил на Филиппинах, был одним из самых активных кораблей начальной фазы конфликта. Погиб в том же бою, что и «Пурификадор».
«Redentor» («Избавитель»). Вступил в строй в 1891 году, прошел базовую подготовку, после чего долгое время провел в заграничных походах. Начало испано-американской войны встретил на Филиппинах, в составе 1-й флотилии эсминцев. Участвовал в столкновениях с американскими кораблями. Получил тяжелые повреждения после попадания 203-мм снаряда с крейсера «Олимпия», едва не затонул, но выбросился на берег. К концу войны восстановлен, после служил патрульным кораблем в Марокко. Сдан на слом в 1910 году.
«Absorvedor» («Поглотитель»). Вступил в строй в 1891 году, отличался от кораблей своего типа несколько более мощными машинами. Активно участвовал в морских действиях Тихоокеанского флота в ходе испано-американской войны. После войны использовался как патрульный корабль в Марокко, где прославился благодаря поимке нескольких кораблей контрабандистов, на которых перевозилась артиллерия для рифских мятежников. Сдан на слом в 1910 году.
Примечания
1. Сам Вильямил – личность абсолютно реальная, и его биография будет формироваться на основе реальной, хоть и с добавлением альтернативных моментов. Вильямил был и в реальности очень активным офицером, участвовал в разработке ТТЗ к реальному «Деструктору», какое-то время командовал им, после этого участвовал в испанской кругосветке на парусном корвете «Наутилус». Был крайне популярен в самой Испании и достаточно известен в Великобритании и Франции. Навязался командовать эсминцами в составе эскадры адмирала Серверы в ходе испано-американской войны, где и погиб во время битвы при Сантьяго-де-Куба на эсминце «Фурор» в возрасте 53 лет. Об уровне популярности Вильямила можно судить по тому, что в 1911 году ему был открыт памятник, средства на который собирались по общенародной подписке во главе с королевой-регентшей Марией Кристиной. Вообще, Фернандо Вильямил был яркой и деятельной личностью, да и есть основания полагать, что он также был достаточно грамотным тактиком, выступая, к примеру, против неправильного использования Серверой эсминцев и выхода на прорыв в дневное время суток. Впрочем, были у него и сомнительные идеи, вроде предложения отправить в рейд на Нью-Йорк два своих эсминца (которые до Карибов тащили на буксире, со снятым вооружением). Короче говоря – эдакий Макаров по-испански, и отказываться от присутствия такого человека в альтернативе я никак не могу.
2. Вполне реальная личность.
3. В реальности проектированием и постройкой «Деструктора» занимались англичане, из-за чего тот имел весьма высокие ТТХ и был похож на торпедную канонерку «Грассхопер». В альтернативе ТТХ я малость занизил, а внешний вид…. Ну, тут уже ничего не поделаешь. Да и испанец мне нравится, в отличие от британца.
4. За постройкой и испытаниями реального «Деструктора» следила если не вся, то точно половина Европы.
5. Вполне реальная проблема «Деструктора».
6. Мизерный БК – еще одна вполне реальная проблема «Деструктора».
7. Очень даже реальное явление, когда иностранные корабли контрабандистов поставляли оружие для марокканских племен, которые то и дело восставали против испанцев и французов. Среди главных поставщиков оружия числились Германия и Австро-Венгрия.