Дали канадцам «Сейбр»… Нереализованные модификации Canadair Sabre

1

 

Канадские «Сейбры» начиная с модификации Mk.5, т.е. те что со своим национальным ТРД Avro Canada Orenda, получились очень удачными самолетами, а Sabre Mk.6 вообще считается лучшим «Сейбром» из когда либо построенных. Как обычно бывает с более-менее массовыми самолетами на древе развития помимо основного ствола образуются разные боковые ветки специфических модификаций и различных проектов. У «канадца» они тоже были, в том числе и очень оригинальные. 

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

Внутрифирменное обозначение Canadair «Sabre» — CL-13, все варианты с американским двигателем GE J47 проходили как «просто тринадцатые». Это были Sabre Mk.1, Mk.2 и Mk.4. Что касается единственного экспериментального представителя Mark 3, то хоть и был он с «Orenda», но тоже шел в ряду CL-13. Далее появился CL-13A, он же Sabre Mk.5, с ТРД Orenda 10 и крылом «6-3» как на F-86F-30. CL-13B — это последняя серийная модификация канадца — Saber Mk.6, со следующей версией двигателя — Orenda 14. 

Перейдем теперь к «боковым ветвям».

1. ТРД Avro Canada Orenda

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

CL-13C

Для этого экспериментального самолета, который мог стать прототипом новой серии, был взят Sabre Mk.6 s/n 23544. Главное отличие от обычного «Сейбра» — ТРД Orenda 14 с форсажной камерой и, видимо, с системой впрыска чего-то (воды, спирта?) перед турбиной (pre-turbine injection (PTI) method). Испытания прошли в 1958 году, было отмечено увеличение тяги во всем диапазоне высот, и на этом все закончилось. Возможно форсаж не прописался из-за ограниченного количества топлива на борту (что было характерно для всех «Сейбров»), расход которого резко увеличивалось в этом режиме. И к тому же 1958ой — год первого полета великолепного CF-105, машины нового поколения. 

CL-13D

Проект перехватчика объектовой зоны ПВО. Большая модификация на основе Sabre Mk.6 с ТРД Orenda 14 и дополнительным ЖРД Armstrong-Siddeley Snarler под хвостовой частью фюзеляжа, дающего дополнительные 907кг тяги. 

CL-13E

В 1955 году с мая по июль (т.е. до CL-13C) на Sabre Mk.5 с серийным номером 23021 проверялось «правило площадей». С помощью накладок из дерева и алюминия фюзеляжу была придана форма «бутылки кока-колы». Никаких больших улучшений в ТТХ замечено не было.
Это второй и последний реально осуществленный проект, остальные — чисто бумажные.

2. и 3. CL-13E

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair SabreДали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

CL-13F

Двухместная всепогодная версия Sabre Mk.6. 

CL-13G

Двухместная учебная версия американского TF-86F с канадским двигателем Orenda 14. Канадцы рассчитывали на использование американских комплектующих, но поскольку в США учебно-тренировочный «Сейбр» в серию не пошел, то «мышиные головы» остались ни с чем.

CL-13H

Одноместный самолет на базе Mk.6 с РЛС, обеспечивающий всепогодное применение самолета. Аналог американского F-86D. Развития проект не получил поскольку уже был CF-100 Canuck. 

CL-13J

Аналогичен CL-13C, с Orenda 14 и форсажной камерой от британской фирмы Bristol-Siddeley.

CL-13K

Модификация якобы проходила как Sabre Mk.7. Была нарисована в мае 1958го, с улучшенным ТРД Orenda 14R и с дополнительным разгонным ЖРД под фюзеляжем. К вооружению должны были добавится УР «воздух-воздух» Sidewinder.

4. Производство Sabre CL-13 на заводе Canadair в Монреале, 1951(?)

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

Ну а теперь самый смак.

CL-53

Проект 1956 года. Назначение: учебно-тренировочный самолет и транспорт для канадских ВВС. Второе назначение, для гражданских заказчиков — бизнес-джет. В конструкции использовались крылья, цельноповоротное горизонтальное оперение, шасси, гидравлическая система и некоторые элементы электрической системы от «Сейбра». CL-53 был рассчитан на семь человек. Двигательная установка — три ТРД в хвостовой части: два в гондолах, один в фюзеляже. Рассматривались Rolls Royce RB.108 или Fairchild J83 тягой в классе 907кг (2000 фунтов) каждый, которые должны оснащаться реверсом тяги. Воздухозаборники для внутрифюзеляжного двигателя выдвижные т.е. видимо третий ТРД не использовался в крейсерском полете.

5.

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

CL-76

Не менее радикальный вариант «Сейбра» был создан в ноябре 1958 по спецификациям RCAF на низковысотный тактический бомбардировщик. Причем в трех вариантах. Все варианты были двухместными, с тандемным расположением экипажа и с максимально возможным использованием узлов от «Сейбра». CL-76 и CL-76A отличались двигателями, на первом стояли два P&WC JT12 тягой в районе 1500кг, на втором гораздо более мощные Bristol Siddeley Orpheus в 3000 кг. В обоих вариантах ТРД с форсажной камерой. На CL-76B тоже использовались два P&WC JT12, но они размещались в фюзеляже, там же организовывался бомбоотсек, а сам самолет становился высокопланом.

6.

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

«Сейбр» из Канады экспортировался во многие страны, и в вариантах с J47, и с «Орендами». Так более четырех сотен Mk.2 и Mk.4 были поставлены в Великобританию где стали именоваться Sabre F.2 и F.4 соответственно. Один из Sabre F.4 с номером XB982 в 1958 году получил ТРД Bristol Siddeley Orpheus 801 тягой 3089кг, форсажной камеры у этого двигателя не было. Почему для этого эксперимента был выбран именно «Сейбр» и какие результаты показали испытания — непонятно и неизвестно.

UPD.:Канадские «Сейбры» с «Оренда» пользовались популярностью в США. Например в Boeing один из канадцев (бывший RCAF 23096, регистрация в США N8686F) использовался как самолет сопровождения для наблюдения со стороны и фотосъемки новых летающих машин фирмы. 

В 70х годах американская компания Flight Systems Inc. (FSI) скупила 55 списанных канадских Sabre Mk.5 для переоборудования в летающие мишени. Первый полет QF-86E (так теперь назывался этот дрон) совершил в 75ом году, в середине 1977го начались поставки мишеней в армию США — машина использовалась для тестирования армейских средств ПВО. К октябрю 1984го было поставлено 50 самолетов, один из которых был переделан из Sabre Mk.6. Удивительно, но несколько таких дронов были списаны повторно, проданы в частные руки и летают до сих пор.

7. Canadair Sabre 6 (N186F), принадлежащий Flight Systems и позже переделанный в QF-86E.

Дали канадцам "Сейбр"... Нереализованные модификации Canadair Sabre

Источники:

Warpaint 40. Canadair and Commonwealth Sabre
Canada Aviation and Space Museum
Flight Systems Sabres
www.secretprojects.co.uk

источник: https://p-d-m.livejournal.com/571924.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account