Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.

0
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом. 
 
Интервенция, Гражданская Война и послевоенная разруха мало что оставили от некогда мощного линейного флота Российской Империи. Самыми мощными кораблями, находившимися в распоряжении Советской России, оказались три линкора типа  «Севастополь» — мощные и современные на певрую половину Великой Войны.

Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
На Балтике также оставались два старых линкора-додредноута анахроничного варианта «Гражданин» («Цесаревич») и «Слава». С весьма сильной натяжкой, в линкоры мог быть записан и броненосный крейсер «Рюрик», находившийся в плохом состоянии и требующий капитального ремонта. На севере доживали свои дни безнадежно устаревшая «Чесма» и столь же древний «Пересвет» – оба, уже почти не имеющие реальной боевой ценности. Черноморский флот мог похвастаться еще более древними анахронизмами по сравнению с Балтикой броненосцем «Синоп» и «Георгий Победоносец» (оба прошли модернизацию в 1916 году), и находящийся в стадии постройки линейный корабль. 
 
Этой коллекцией разновозрастных и разнотипных кораблей, еще и находящихся в неважном состоянии (в основном) и являлся  хребет советского флота в первой половине 20-х годов.  На стапелях Петербурга и Николаева, правда, стояли огромные корпуса недостроенных линейных крейсеров класса «Измаил» (на Балтике) и супердредноута «Демократия» (на Черном Море), но в обстановке послевоенной разрухи и хаоса, гибели и эмиграции множества специалистов, РККФ мог надеяться на их достройку не более чем на полет к Луне.
 
И все же, даже в этой тяжелой ситуации флот продолжал бороться за выживание.  Советская власть помнила боевые заслуги моряков – от боя в Моонзунде, до подавлении восстания кронштадтского гарнизона в 1921 году. Все это способствовало укреплению доверия к флоту со стороны большевистской верхушки, и позволило флоту избежать переподчинения командованию РККА (которое обсуждалось в послевоенное время). В. И. Ленин особым декретом отметил, что “флот… представляет собой важнейшее оружие революции, которое нужно сохранить.”
 
В 1924 году была принята первая советская программа восстановления и развития флота. Основным пунктом программа ставила возвращение боеспособности всем трем дредноутам класса «Севастополь» и достройка «Измаила» с «Демократией». Ресурсов и средств не хватало и выполнение достаточной небольшой по объему программы затянулось до 1928 года, но по крайней мере дело сдвинулось с мертвой точки. 
 
В рамках программы был также подготовлен (в основном в исследовательском порядке, так как технической возможности для их реализации попросту не было) ряд проектов достройки и введения в состав флота линейных крейсеров проекта «Измаил».  Предполагалось заменить 356-мм на 406-мм орудия (с 16 до 12 стволов). Если бы этот проект был бы реализован, то на вооружении Советского ВМФ стояли бы неплохие  линейные крейсера. Но лучшее враг хорошего — идея уменьшить количество орудий, но зато увеличить их калибр вдруг овладела умами конструкторов. Не успели утвердить проект 406-мм артиллерии, как был предложен новый проект – по 2 457-мм орудия в каждой башне! Ну а поскольку Советский Союз должен обладать самыми мощными орудиями, то лучше будет по одному 508-мм орудию в каждой башне. На этом, по сути теперь уже экспериментальном корабле (или экспериментальной артиллерии), напоминающим гигантского монитора, можно было и закончить, но тяга к большему калибру не пропала. В результате путем сокращения башен, но увеличением их калибра, эволюция линейного крейсера подошла к логическому завершению. 
 
На очередном совещании по модернизации, было установлено, что если у нас в 4-х башнях 508-мм орудия, то в 2-х башнях будут 558-мм орудия! А когда линейный крейсер (бывший) уже избавился от «лишних» башен (а расчеты по артиллерии так и остались теоретическими), было принято решение реализовать проект следующего поколения.  «Измаил» должен нести всесокрушающее 610-мм орудие в одной башне. 
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
Но победителем стал следующий проект. На «Измаиле» (переименованного в «Михаил Фрунзе»)  вообще отказались от башен (и так к этому времени оставалась одна, и то на бумаге), переделав линейный крейсер в авианосец.  Три других корабля – «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин»  в 1925 проданы в Германию на слом.  
 
А вот черноморский линкор «Республика» (Примечание-1)  под модернизацию не попал. По не ясным причинам, линкор было решено достраивать (что и приступили в 1926 году) в обычном виде, не гонялся за различными вариантами модернизации и абсурдизации.  
 
В самом конце 1930 года Советский Союз получил 2 бригады линкоров – по одной на Черном и Балтийском море. В полдень 17 января отряд советских кораблей («Парижская коммуна» и «Профинтерн») вышел в Черное море, и  18 января вошедших в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль. 
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
Хотя и рассматривался проект ротации (отправить «Республику» на Балтику, а «Октябрьскую революцию» на Черное море), но он не был реализован. Не реализован был и проект отправки «Республики» на Тихий океан, в связи с обострившейся обстановкой – угрозой Японии. Причем не только по причине что в случае военных действий линкор обречен, но и по причине слабой инфраструктуры. 
 
Усиление Дальнего Востока пошло другим путем: установкой береговых башенных батарей. Начавшееся в 1931 году строительство закончилось в 1934 году созданием Ворошиловской батареи (Береговая башенная батарея №981).
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
В 20-х годах Советский Союз выстоял, сохранив и приумножив то что досталось в наследство от Российской Империи. В 30-х годах окрепнувший СССР приступил к созданию кораблей собственной разработки: эсминцев, крейсеров и линкоров. 
 
В предвоенные годы в СССР негласно боролись две схемы кораблестроения.
Схема большого (стандартного) корабля имела 3 башни. 
Схема малого корабля имела только 2 башни. 
При 3-х башенной схеме корабль получался сильновооруженным, при 2-х башенной же выигрывал в скорости, маневренности, дальности или в бронировании. 
 
Споры 2-х или 3-х башен начались еще при проектировании крейсера «Киров». Проектируемый крейсер «Киров» должен был нести  9 180-мм орудий по 3 в каждой башне (3*3).  Однако переход на 3-х орудийную схему казался неким нарушением, ведь Советский Союз (Российская Империя!)  применял 4-х орудийную схему (от модернизированных «Екатерин» и заканчивая «Николаем»/«Республикой»). (Примечание 2) Поэтому «Киров» должен был иметь 4-х орудийные башни!  А вот сколько их должно было быть в самый раз три или две, тут вопрос большой. Сторонники 3-х башенной схемы упирали на то, что «Киров» получился бы очень сильным крейсером — 12 180-мм орудий (3*4). Фактически это был уже тяжелый крейсер.  Сторонники 2-х башенной схемы считали, что 8-и орудий для легкого крейсера вполне достаточно (у империалистов такие есть).  При этом, «двухбашенники» указывали, что «Киров» теперь можно было уменьшить в размерах. А уменьшение размеров приводило к ускорению сроков постройки и меньшим финансовым тратам — незначительно для одного корабля, но прилично для 2-4 кораблей. Сроки и финансы в конечном итоге привели к компромиссу: совместить 2-х и 3-х башенную схему. Первые (пробные) корабли проекта 26 предполагалось делать 2-х башенными и урезать в размерах. Вторые (когда советские рабочие уже наберутся опыта) 3-х башенными и нормального  размера. (Примечание 3)
 
Однако суровая реальность внесла свои коррективы: башня «Кирова» была узкой с уже тремя орудиями. Впихнуть  4-е орудие не было никакой возможности (точнее возможность была, но вот сложность с эксплуатацией башни выросла в геометрической прогрессии).  Существовал еще вариант, что если так хочется 4-х орудийную башню, то можно поставить 130-мм орудия. Однако от него отказались: даже 12-ь 130-мм орудий в бортовом залпе – мало. Отказались и от деления  «малого»  и «большого» «Кирова». 
 
Работы  по созданию четырехорудийной крейсерской башни продолжились. Позднее именно эти работы привели к созданию знаменитой башни МК-5. 
 
А флот СССР получил  единственную серию крейсеров  имеющим 3-х орудийную схему. 
Настоящие споры «двух-»  и «трехбашенников» начались при разработке Океанской программы Советского флота, а именно при создании тяжелых крейсеров проект 69 и линейных кораблей проекта 23
 
Проект 69. 
 
Согласно предвоенным концепциям советского военно-морского искусства крейсера предназначались для обороны линейных кораблей, ведения артиллерийского боя с крейсерами и группами эскадренных миноносцев, действий на морских коммуникациях противника и обороны своего судоходства, а также для постановки мин и огневого содействия сухопутным войскам. 
Такие задачи возлагались на легкие крейсера проектов 26, 26-бис типа «Киров» и «Максим Горький». Безусловно, по своим возможностям, особенно по артиллерии главного калибра (180 мм), они превосходили легкие крейсера зарубежных флотов, однако уступали тяжелым. Поэтому предвоенной десятилетней программой (1937— 1946 гг.) кораблестроения предусматривалось создание 15 тяжелых крейсеров проекта 69. Однако каким именно должен был быть тяжелый крейсер, единого мнения не оказалось. 
 
К осени 1938 г. было готово 3 эскизных проекта! В состав конструкторского коллектива входили Ф. Бесполов (главный конструктор), Н. Горбатенко, Т. Джеломанов и др. Предстояло сначала выбрать, какой проект следует выбрать.
Согласно расчету, выполненному военно-морской академией и конструкторским бюро, тяжелый крейсер проекта 69 мог быть способен:
 
Проект «Кронштадт». (3*4 305-мм) Самый вооруженный. 
 
— уничтожать германские линейные корабли типа «Шарнхорст»;
— уничтожать все тяжелые крейсера за исключением тех, которые имеют преимущества в скорости хода, не получая при этом поражений жизненно важных частей от 203-мм снарядов, на дистанциях боя более 55 каб, на всех курсовых углах;
— наносить решающие повреждения с модернизированными линейными кораблями типа «Юлий Цезарь».
 
Орудия главного 305-мм калибра предполагалось разместить в четырехорудийных башнях в диаметральной плоскости: две — в носу, одна — в корме. Вторая башня, согласно проекту, имела превышение линии огня в 1000 мм над крышей первой башни.  Противоминный 130-мм калибр, впоследствии измененный на 152-мм, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушек. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек.
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
Проект «Кронштад-2»/«Петропавловск». (2*4 305-мм) Самый универсальный/стандартный/защищенный/автономный.
 
— наносить решающие повреждения германским линейным кораблям типа «Шарнхорст» на дистанциях боя 72 — 122 каб на курсовых углах 33—50°;
— уничтожать все легкие и тяжелые крейсера за исключением тех, которые имеют преимущества в скорости хода, не получая при этом поражений жизненно важных частей от 203-мм снарядов, на дистанциях боя более 55 каб, на всех курсовых углах;
— вести бои на дистанциях 96—120 каб на курсовых углах 33—50° с модернизированными линейными кораблями типа «Юлий Цезарь».
 
Орудия главного 305-мм калибра размещались в четырехорудийных башнях в диаметральной плоскости: одна  — в носу, одна — в корме. Противоминный 152-мм калибр,  размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. 100-мм артиллерия размещалась следующим образом: 4 башни в кормовой части (по две на каждый борт) и 2 башни в носовой части, за башней главного калибра. В последствии, предусматривалась установка единого 130-мм калибра в 7 башнях. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек. 
 
По сравнению с трехбашенными кораблями, проект «Петропавловск» получился легче и маневреннее. Сэкономленный вес на башне ГК можно было пустить на увеличение бронирования, или увеличения скорости. При этом, проект предусматривал возможность установки еще одной (третьей) башни главного калибра. На  основе «Петропавловска» было представлено еще два проекта: «Шлисербург» и «Пулково».  
 
Проект «Шлисербург»  
 
Орудия главного 305-мм калибра – аналогично «Петропавловску». Противоминный 152-мм калибр, впоследствии измененный на 180-мм, размещался в 5 двухорудийных башнях,  две на каждый борт и одна в носовой части. Аналогично к бортовым 180-мм размещались восемь 100-мм пушек. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 7 четырехствольных 37-мм пушек. Поскольку огневая мощь «Петропавловска» была снижена (8 орудий 305-мм), было принято решение компенсировать ее более мощным вспомогательным калибром. Артиллерия в 180-мм считалась (в 57-60 калибров)  подходящим решением для подобной задачи: на  больших дистанциях вспомогательный калибр  засыпал бы противника градом фугасных снарядов, низкая точность компенсировалось скорострельностью. Предусматривалась полная замена 100-мм артиллерии на 180-мм, при  увеличении числа зенитных 37-мм автоматов. 
 
Проект «Пулково». 8 152-мм и 8 100-мм. Главное отличие —  сильное зенитное вооружение 11 четырехствольных  37-мм автоматов
 
Проект «Кронштад-3» / «Ленинград»  (2*4 305). Самый быстрый 
 
— уничтожать все легкие и тяжелые крейсера,  имея преимущества в скорости хода, не получая при этом поражений жизненно важных частей от 203-мм снарядов, на дистанциях боя более 55 каб, на всех курсовых углах;
— вести бои  с модернизированными линейными кораблями типа «Юлий Цезарь»;
— вести бой с  германским линейным кораблям типа «Шарнхорст».
 
Орудия главного 305-мм калибра – аналогично «Петропавловску». Носовая башня в отличие от проекта «Петропавловск»  имела превышение линии огня в 700 м, и большие углы обстрела.  Противоминный 152-мм калибр, размещался в 4 двухорудийных башнях, по две на каждый борт. Аналогично размещались восемь 100-мм пушек. Зенитное вооружение ближнего боя состояло из 8 четырехствольных 37-мм пушек (одна в носовой части). Если первые три проекта «Кронштадта» явственно являлись линейными крейсерами (а то и линкором), то проект «Ленинград» гораздо больше подходил под определение «тяжелый крейсер». (Примечание 4)
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
Технический проект утвержден 12 апреля 1940 г., уже после закладки головного корабля.
Проектом предусматривались командно-дальпомерчые посты (КДП) и стабилизированные посты наведения (СПН). Носовой КДП главного калибра располагался на башснионодобной мачте на высоте 29 м с возможностью обнаружения противника на дальности 213 каб. Сектор обзора 360°. Кормовой КДП имел высоту 14,2 м с дальностью наблюдения 178 каб и сектором обзора 30—180—30°. Оба КДП оснащались двумя восьмиметровыми дальномерами. КДП противоминного калибра располагались побортно па высоте 14 м с дальностью видимости горизонта 178 каб, а их сектора обзора полностью обеспечивали все курсовые углы обстрела артиллерии этого калибра. КДП оборудовались четырехметровыми дальномерами.
Высота СПН составляла 14 м, дальность видимости 75 каб, углы обзора 0—180°. Все три СПН оснащались трехметровыми дальномерами. На крейсере предусматривались для орудий главного калибра центральные артиллерийские посты (ЦАП) в носу и в корме, а также один ЦАП противоминного калибра.
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) тяжелого крейсера был аналогичен ГТЗА линкоров типа "Советский Союз". 12 котлов (вместо шести на легких крейсерах) повышали живучесть котельной установки и обеспечивали большую маневренность в эксплуатации. На экономическом ходу должны были работать два котла, на крейсерской скорости — четыре, а на полном ходу — все 12 котлов. Четыре турбогенератора мощностью 1200 кВт каждый обеспечивали корабль электроэнергией. Имелось столько же дизель-генераторов по 650 кВт.
Средства радиосвязи тяжелого крейсера состояли (из радиостанций «Ураган-М», приемников «Гроза», «Пурга» и «Вихрь». Впервые проектом оговаривалось оснащение его радиоаппаратурой быстродействия, уже испытанной к тому времени в корабельных условиях. 
Между двумя дымовыми трубами размещались два гидросамолета КОР-2 с катапультой (проект «Ленинград» — один гидросамолет). Шесть 90-см прожекторов предназначались для подсветки целей в ночное время. Планировалась установка современных технических средств кораблевождения, теплопеленгаторной и гидроакустической аппаратуры, нерадиолокационного прибора опознавания.
При проектировании тяжелых крейсеров учитывался весь накопленный опыт создания кораблей. 
Головной тяжелый крейсер «Кронштадт» должен был закладываться в ноябре 1938 г. и предназначался для Балтийского флота. По ряду обстоятельств, главным образом из-за неготовности стапеля, время закладки перенесено с разрешения Председателя Комитета Обороны при СНК СССР В. Молотова на 1 сентября 1939 г. Плановый срок сдачи «Кронштадта» флоту указывался на 1943 г. Однако война помешала строительству, металл корпусов «Кронштадта» и «Севастополя» был применен для ремонта и постройки других кораблей.
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
В ходе разработки и во время начала строительства предполагалось заменить 8-12-305 мм орудий главного калибра на 6-9-380 мм. орудий в 2-3-х трехорудийных башнях. В этом случае линейный крейсер «Кронштадт» становился полноценным линкором, превосходя по массе орудий ГК немецкие линкоры типа «Бисмарк». 
 
 
Проект 23
 
В отличие от проекта линейного крейсера,  спора партий 2-х и 3-х башенников по проекту линкора «Советский Союз» завершился быстро.  Хотя существовали 2- башенные проекты, типа «Советская Россия» (по типу «Петропавловск») и «Советская  Монголия» (по типу «Ленинград»), но «малый»  линкор СССР был не нужен. Это при создании линейного крейсера конструктора и моряки должны решать, что лучше огневая мощь или скорость. А при создании линкора огневая мощь играет первую скрипку
 
С учетом зарубежного опыта и взглядов на военное кораблестроение И. Сталина, которому особенно импонировали крупные «престижные» корабли, советские конструкторы в мае 1936 г. приступили к созданию отечественных линкоров. Проекту присвоили номер 23, а головной корабль получил имя "Советский союз". В соответствии с десятилетней программой кораблестроения, часто называемой «Программой строительства большого флота», к концу 1946 г. планировалось построить 15 линкоров и 15 тяжелых крейсеров, а также десятки кораблей других классов. Разрабатывая «проект 23», конструкторы опирались на практику строительства линкоров типа «Петропавловск» и линейных крейсеров типа «Измаил». Наибольший вклад внес п проект линкора «Советская республика» 
 
Главная энергетическая установка включала 3 активно-реактивные турбины и 6 котлов треугольного типа. При номинальной мощности главных машин 201 тыс. л. с. линкор должен был развивать скорость хода 28 уз. Дальность плавания экономическим ходом (14 уз)—5580 миль. Штат линкора был утвержден в 1940 г. и предусматривал экипаж в количестве 1292 человек, из них: 66 лиц начсостава, 175 младших командиров и 1051 краснофлотец. Артиллерия главного калибра — двенадцать 406-мм орудий в трех башнях с боекомплектом 100 выстрелов на каждое орудие. 
Кроме того, предусматривались: двенадцать 152-мм орудий в шести башнях с боекомплектом 170 выстрелов на орудие; двенадцать зенитных 100-мм орудий и сорок 37-мм автоматов (в четырехствольных установках). Авиационное вооружение: три самолета КОР-2 (один в ангаре, один—на палубе и один — на катапульте). 
Толщина главного броневого пояса (61—196 шп.) составляла 375—420 мм, палубной брони 100—155 мм. Броневые траверзные переборки из цементированной и гомогенной брони имели толщину 230—365 мм, а барбеты башен главного калибра 425 мм, броня их лобовой стенки — 495 мм. Общая протяженность бронирования по длине корабля (в процентах от длины по КBЛ) составляла: цитадель—57,1%, цитадель и кормовая оконечность—66%, цитадель и носовая оконечность—78%. 
Непотопляемость корабля обеспечивалась при разрушенной небронированной части корабля и одновременном попадании двух 21-дюймовых торпед в днище или трех торпед в були. Много внимания было уделено качеству и прочности соединения броневых плит различными способами: на заклепках в три ряда в шахматном порядке, на шпонках и т. д. Рассматривалась возможность применения cварки, которая постепенно входила в практику советского и зарубежного кораблестроения (сварные броневые палубы толщиной 12—30 мм германских крейсеров типа Лютцов»). 
 
По результатам проведенной в 1938 г. в Военно-морской академии военной игры с учебной стрельбой на тренировочном стенде считали, что советские корабли «проекта 23»  имеют преимущества перед зарубежными линкорами.  Советский линкор, будь он построен по праву мог именоваться самым сильным линкором Второй Мировой Войны. Ведь по весу бортового залпа «Советский Союз» (13296 кг) превосходил  даже знаменитый японский суперлинкор «Ямато» ( 13140 кг) (Примечание 5). При этом, «Ямато» проигрывал «Советскому Союзу» по дальности стрельбы и скорострельности.
 
Одновременно с проектированием линейных кораблей и даже после закладки головного выполнялись отдельные опытные работы и испытания, направленные на обеспечение высокого качества и надежности боевых и технических средств. Так, для отработки системы противоминной защиты были изготовлены и испытаны (в том числе и фактически подрывались) отсеки размером в одну пятую и вполовину проектных. 
 
Изготовили и проверили на функционирование макет котельного отделения линкора в натуральную величину со всем оборудованием: форсунки котлов, смеситель с эжекторами на линии питания котла, опытная испарительная установка и др. 
 
Экспериментальные исследования ходовых и маневренных качеств проводились на специально построенном катере (КМ-3) с корпусом в одну десятую часть натуральной величины линкора. 
Проектировались и испытывались опытные образцы фреоновых холодильных камер, малошумных вентиляторов, автономных насосов для смазки подшипников в водонепроницаемых отсеках. Среди предприятий -поставщиков проводился конкурс по созданию общекорабельных систем линейного корабля, ряда приборов, обслуживающих главные и вспомогательные механизмы: газоанализаторов, соленомеров, водомеров-указателей, дифферентометров, дистанционных термометров и др. Учитывая новизну многих образцов вооружения и техники, часть из них до установки на линкор временно размещалась и испытывалась на других крупных кораблях, уже находившихся в составе ф.юга. Для этих целен задействован был и научно-испытательный морской артиллерийский полигон. Влияние газовых струй при стрельбе главным калибром на корпусные конструкции, КДП и оптические приборы проверялось фактической стрельбой на линкоре «Республика» и крейсере «Киров». На крейсере «Красный Кавказ» предусматривалось испытание электрической лебедки для грузовой стрелы, используемой при подъеме самолета. Головной линейный корабль «Советский Союз», зав. № С-299, был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. 
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
В 1938—1939 гг. на двух других предприятиях заложены еще три линкора: «Советская Украина» (С-352), «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия (С-102). 
Чудовище обло, огромно, четырехорудийно под Советским флагом.
 
Но ни линейные крейсера типа «Кронштадт», ни линкор типа «Советский Союз» так и не были построены, и в Великую Отечественную Войну Советский Союз вступил имея 4 линкора заложенных еще при царской власти. И еще один авианосец, переделанный из линейного крейсера. 
 
 
 
Примечание 1. Бывший разведчик Суворов-Резун на страницах книги «К последней Республике», высказывает версию, что истинное название линкора было не «Республика» или «Советская Республика», а «Последняя Республика». Имя «Последняя Республика» является еще одним доводом в теории Резуна о захватнической войне которую планировал Сталин.  
Примечание 2. Даже при строительстве «Кинг-Джордж 5-й» и «Дюнкерк» в Великобритании и Франции, были требования отказаться от «русской схемы», и перейти на национальную – трехорудийную!  
Примечание 3. В первоначальных планах, было построить 4 двухбашенных «Кирова» до войны, и ввести в строй «Калинин» и «Каганович» в 1942 году. И был бы тогда эпический бой «Шеер» против двух «Кировых» имеющих по 12 180-мм  орудий.
Примечание 4. Как назван лидер эсминцев «Ленинград» теперь, у которого забрал имя – без понятия. Заинтересовала меня «Питерская» серия. 
Примечание 5. Американский линкор «Монтана» — вес бортового залпа 14696 кг.  
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account