Мой земляк и хороший знакомый, вынужденный сейчас жить в России, теоретизирует по поводу будущего вертолётов и конвертопланов. Очень интересные мысли:
Ка-90. К сожалению, за исключением этой модели, ничего больше так и не сделано.
Мне категорически больно в последнее время писать об успехах российского космоса, атомной промышленности или авиации.
Нет, не потому, что этих успехов нет. А потому что новость из далёкого уже 2008 года — так и остаётся «просто новостью», потому что на один реализованный проект приходится с десяток забытых и остановленных, потому что уходят старые кадры, а новое поколение инженеров и конструкторов часто не может даже понять, куда стремились их предшественники.
Это отнюдь не значит, что российская авиация, космос или атом умрут.
Нет, Россия вполне сегодня может себе позволить создать современный пассажирский самолёт, как тот же самый Sukhoi Superjet 100, но это уже никогда не будет «Сверхсамолёт Сухого №100», потому что в нём уже не будет инновационных идей, которые и двигают мир вперёд, создавая иную, будущую реальность.
Русская идея, которая весь ХХ век стремилась вверх, в стратосферу и в космос, вглубь, в тайны атома и мирового океана и вширь, по всем меридианам и широтам нашего мира, упёрлась в тот самый барьер, в который сегодня бьётся не только Россия, но и всё человечество.
Зачем рисковать и делать что-то новое, если вполне можно довольствоваться старым? Зачем куда-то бежать, если и в том месте, где мы есть, всё достаточно привычно и устроено?
Поэтому — не вините меня в том, что происходит. Это и моя боль, это и моя печаль.
Оставив читателя в прошлой статье в размышлениях о вертолётном роторе, его пригодности для взлёта и посадки с минимальными затратами энергии и полной непригодности для быстрого полёта, я сознательно обошёл два альтернативных пути развития идеи «мультилёта».
Первая идея связана с тем, что ротор вертолёт каким-то образом видоизменяется для дальнейшего, уже горизонтального полёта, а вторая идея связана с тем, что функцию ненагруженного вертолётного ротора при вертикальном старте и посадке берут на себя уже какие-то другие узлы летательного аппарата.
Малая удельная нагрузка на ротор вертолёта позволяет ему отбрасывать вниз, в сторону земли, достаточно внушительные количества воздуха, но сообщая им достаточно скромную по меркам самолётных пропеллеров скорость.
И вот тут нам для мыслненного анализа нам очень пригодится альтернативное описание подъёмной силы, за которое меня так ругали в первой части моего рассказа.
В случае полёта самолёта, вертолёта или любого другого воздушного аппарата (даже дирижабля или воздушного шара) — на него действует постоянная гравитационная помеха, которую вы можете представить или в виде силы тяжести, или же в виде некоей Δv скорости аппарата, которую определяет ускорение свободного падения g. Понятное дело, что значение Δv из формулы свободного падения (при сокращении массы из числителя и знаменателя) будет составлять эквивалент gt. Это gt, измеряемое в метрах в cекунду, ещё называют «гравитационной помехой», которая и оказывает своё постоянное действие на любое летящее тело — от брошенного камня и до запущенной в космос ракеты.
Для дирижаблей и воздушных шаров влияние силы тяжести компенсируется архимедовой силой в воздухе, а вот для летательных аппаратов тяжелее воздуха действие архимедовой силы уже не может скомпенсировать гравитационную помеху, составляя лишь очень незначительную величину.
В силу этого гравитационную помеху надо компенсировать уже иным способом — отбрасывая вниз какие-то значительные количества воздуха, для того, чтобы по закону сохранения импульса и третьему закону Ньютона постоянно придавать летательному аппарату компенсирующее гравитационную помеху приращение скорости Δv', уже направленное вверх.
Задача вертолёта на взлёте — побороть влияние гравитационной помехи, которая пытается опустить его вниз.
При этом, не суть важно, каким способом создаётся данный, направленный вниз поток воздуха: лопасти вертолётного винта просто действуют «грубо и зримо», активно отбрасывая потоки воздуха вниз, а крыло самолёта действует реактивно, плавно изменяя направление набегающего на него горизонтального потока воздуха на наклонённое к поверхности земли:
Отклонение потока на крыле минимально, но этого вполне хватает на существенную подъёмную силу.
А вот дальше у нас возникает уже простая дилемма — как надо отбрасывать воздух? В больших количествах и медленно — или же в небольшом объёме, но быстро?
Третий закон Ньютона и закон сохранения импульса говорят нам, что mΔv' = mвоздухаvвоздуха, то есть, как ни крути, но при уменьшении массы воздуха нам надо пропорционально увеличивать скорость его движения по направлению к земле.
Но, с другой стороны, кинетическая энергия воздуха, который навсегда улетает от летательного аппарата, составляет mвоздухаvвоздуха2/2, что и определяет весьма неприятную ситуацию: при росте скорости отбрасываемого воздуха потери на уносимую с ним энергию растут по квадратической зависимости, то есть, при увеличении скорости в два раза уносимая с воздухом энергия растёт в четыре раза и т.д.
Отсюда, в общем-то, даже не учитывая потери на турбулентность и сопротивление воздуха, можно сказать, что отбрасывать много воздуха и медленно гораздо легче, чем мало воздуха и быстро — что и определяет преимущество вертолётов перед любыми самолётами СВВП.
С данным объяснением, я думаю, вам будет легче понять, с какими проблемами сталкиваются создатели любых комбинированных систем вертикального взлёта и посадки или же скоростных вертолётов.
Итак, первый путь: видоизменение ротора вертолёта для горизонтального полёта.
Думаю, многие помнят старый фильм «Шестой день», в котором Арнольд Шварцнеггер играл и себя, и своего клона, повторив, как и всегда, массу штампов «мой клон, сука, хочет меня убить!» (странно, а почему не поиграть в шахматы?)
В фильме «Шестой день» фигурировал футуристический вертолёт, созданный дизайнером Робом Коббом и представляющий собой вертолёт, который в горизонтальном полёте складывал жёсткие лопасти своего ротора в виде крыльев:
Судя по задумке — движение в горизонтальном полёте этого вымышленного аппарата Whispercraft должно было осуществляться с помощью турбореактивных двигателей, установленных с обеих сторон фюзеляжа (как в историческом «Сикорский» S-69), а компенсация паразитного момента несущего винта обеспечивалась бы реактивными соплами главных двигателей, которые бы устанавливались на конце вертолётного хвоста.
Однако, что интересно, работы по подобным концепциям велись в США в 1970х-1980х годах: Whispercraft имел реальных предшественников, даже дошедших до стадии стендовых и лётных испытаний.
Первым представителем этой линейки машин с видоизменяемым ротором был «Сикорский» S-72. Вслед за моделью S-69 вертолётная фирма Сикорского решила создать ещё более смелый гибрид вертолёта и самолёта. Для корпуса S-72 был взят сильно модифицированный экспериментальный вертолёт S-67 «Блэкхок», а ротор новая машина получила от легендарного транспортного S-3 «Си Кинг», который прослужил в ВМФ США практически полвека — с 1959-го по 2006 год. Дополнительно к ротору «Си Кинга» на S-72 было установлено два турбореактивных двигателя и крыло, которые позволяли исследовать поведение вертолётного ротора на скоростях вплоть до 560 км/час. По факту эта скорость никогда не достигалась с установленным вертолётным ротором — максимально S-72 разгонялся до 370 км/час.
В итоге у «Сикорского» получился весьма оригинальный винегрет из вертолёта, самолёта и непойми-чего, который мог летать и как самолёт (без несущего винта), и как вертолёт:
Сам по себе S-72 был бы не так нам интересен (хотя наработки из программы S-72 потом пошли в разработку «Сикорский» Х-2), если бы не одна его модификация, получившая название X-Wing.
В конце 1970-х годов широко известное своей поддержкой безумных идей агенство DARPA поддержало проект создания вертолёта с модифицируемым ротором, названный «программа Heliplane».
Работающий на взлёте, как вертолётный ротор, в горизонтальном полёте такой движетель должен был стать неподвижным крылом (как в варианте вымышленного аппарата Whispercraft). Две американские компании, «Локхид» и «Боинг», взялись за данный проект DARPA и постарались реализовать его в виде независимых концептов.
«Локхид» для реализации идеи модифицируемого ротора решил использовать четырёхлопастной вариант и испытать его на летающей лаборатории S-72 «Сикорского».
По задумке, четырёхлопастной несущий ротор X-Wing'а в горизонтальном скоростном полёте должен был стать X-образным крылом, превратив S-72 одновременно и в подобие штурмовика из сериала «Звёздные Войны», и в какую-то реплику биплана времён Первой Мировой войны…
В фильмах летает всё. В жизни — нет.
В 1983-1986 годах футуристически выглядевший аппарат S-72 «Сикорский» X-Wing даже был спроектирован, собран «в металле» и представлен в рамках программы DARPA. Однако, дальше расчётов дело не дошло — Х-Wing так и остался в статусе «нелетающей утки», по итогам не совершив ни одного реального полёта. Формальной причиной стало закрытие программы DARPA по созданию вертолёта с модифицируемым ротором.
Проколы у человечества на пути вверх, вглубь и вширь случаются всё чаще и чаще.
Столь же незаконченным оказался и путь компании «Боинг» по созданию своего варианта модифицируемого ротора по программе Heliplane.
Концепт компании «Боинг» был не столь амбициозен, как проект «Локхида», но инноваций в нём было заложено не меньше.
Начатый в 1980-е годы на средства DARPA, проект «Боинг» X-50 Dragonfly («Стрекоза») с перерывами продолжался вплоть до 2006 года, когда и был окончательно закрыт самим «Боингом».
«Стрекоза» по задумке конструкторов, представляла собой беспилотный дрон, двухлопастной ротор которого при переходе к скоростному горизонтальному полёту превращался бы в прямое крыло:
Однако, уже первые испытания габаритных моделей выявили массу проблем с таким ротором: однороторная конструкция создавала крутящий нескомпенсированный момент на фюзеляж аппарата (O, RLY?), в результате чего он оказался ещё и неустойчив по углу килевой качки (тангажа).
Аппарат, хорошо проявивший себя в режимах взлёта и посадки, в итоге так и не смог полноценно перейти к скоростному горизонтальному полёту:
Первая габаритная модель X-50 была потеряна в 2004 году, в 2006 году, после крушения второй «Стрекозы», которая успела совершить 11 полётов «по-вертолётному», проект X-50 Был окончательно закрыт.
«Стрекоза», мы запомним тебя такой.
Мечта о вертолёте, летающем «по-самолётному», пока что осталась лишь мечтой.
Что будет с российским проектом Ка-90 и за счёт чего он в итоге будет обеспечивать подъёмную силу в самолётном режиме, если честно, я так и не понял.
Крыльев у него нет, ротор он складывает в «чехол» на крыше, а лететь он якобы должен аки ракета:
В общем, пока что в деле создания вертолётов, летающих «по-самолётному», у нас есть скорее научно-фантастические фильмы, пластиковые модельки, «нелетающие утки» и сумма благих пожеланий.
А вот самолёты, которые смогли взлетать и садиться «по-вертолётному» — оказались более успешны.
О них я и расскажу в следующей части.
Оригинал взят у alex_anpilogov в Чудо-юдо-рыба-кит
Ну вот зачем устраивать срачь
Ну вот зачем устраивать срачь публикуя странные статьи? Наступающие должны иметь перевес 3-5 раз над противником, потери соответственно тоже в 3-5 а то и более раз… А тут укрепленный город да и спешили, между собой тоже соревновались…
Уважаемый коллега Пупс,
Ну
Уважаемый коллега Пупс,
Ну вот ей-богу, до сего момента. считал Вас совершенно адекватным коллегой и искренне уважал Вас, за хоть и сильно альтернативные, но интересные и нескучные статьи. Но тут Вас, что-то понесло вразнос. Впервые за все время появления Вас на сайте поставил Вам минус. Искренне надеюсь, что мы скоро увидим прежнего, яркого и альтернативно одаренного, уважаемого коллегу Пупса. отстаивающего свои позиции, но и уважающего позиции коллег.
С уважением Андрей Толстой
Альтернатива, альтернативой
Альтернатива, альтернативой да вот людей всегда жалко.
http://back-in-ussr.info/2012/02/shturm-berlina/
Уважаемый коллега
Уважаемый коллега Пупс,
Альтернатива, альтернативой да вот людей всегда жалко. Взятие Будапешта — 80 тыс. чел. Взятие Берлина — 78 тыс. чел. За Будапешт, то же Конев с Жуковым соревновались? И Вы не поверите войны без потерь не бывает. Беречь солдат не только можно, но даже нужно, но не в ущерб поставленной боевой задаче, а все остальное от лукавого. И да, ЕМНИП Берлинская операция подробно рассматривалась у нас на сайте и история соревнования Жукова и Конева, оказалась байкой.
С уважением Андрей Толстой
Не а, тот же Широкорад
Не а, тот же Широкорад частенько пишет и про соревнование и про неготовность к штурмовым действиям. Недостаток технических средств…
Мои альтернативы как раз и есть поиск возможностей победить с минимальными потерями невзирая на стоимость.
Хотя вот еще самое интересное, перед этим была статья о том что союзники уничтожили Берлин, а теперь мы нежалея снаряды(для сбережения солдат) штурмуем оный, даже описания уничтожения зданий есть от очевидцев! Даже беглый осмотр статей про штурм, везде список уничтоженых зданий во время штурма! И он впечатляет. Выходит кто то из коллег жульничает…
Уважаемый коллега Пупс,
Не а,
Уважаемый коллега Пупс,
Не а, тот же Широкорад частенько пишет и про соревнование и про неготовность к штурмовым действиям. Недостаток технических средств… Широкорад, тот еще сказочник. Мои альтернативы как раз и есть поиск возможностей победить с минимальными потерями невзирая на стоимость. Пишите, почитаем.
С уважением Андрей Толстой
???
Что в статье странного?
???
Что в статье странного? Где в ней про спешку или соревнование? Или это Вы от себя? В таком случае – срач пытаетесь устроить именно Вы… И да, "спасибо" за минус.
Или Вам не нравится, что наши потери убитыми были меньше, чем у немцев, в то время как "должны были" быть больше? Вам ЭТО показалось странным?
Объяснение, что с нашей стороны были опытные, отборные войска, которым к тому же придавало силу осознание того, что ещё чуть-чуть – и всё, конец войне, тогда как немцы были деморализованы безнадёжностью своего положения и бóльшая часть их представляла из себя собранных с бору по сосенке и вооружённых чем попало необученных ополченцев, вас не устроит?
Впрочем, если Вы упорно не желаете доверять советским данным о потерях противника (именно они приведены в статье) – сами немцы считают, что потеряли в битве за Берлин 114 тысяч убитыми и 220 тысяч ранеными. Эти цифры Вас больше устроят? В любом случае их потери были больше наших.
Уважаемый коллега, позволю
Уважаемый коллега, позволю себе дополнить.
Обороняться "втупую" против РККА образца 1945 года — занятие столь же бессмысленное, сколь и бесполезное.
Да, немцы превратили Берлин в единый оборонительный район, город крепость, все так. Иными словами, их силы были размазаны ровным слоем по оборонительным сооружениям, домам, улицам. Мы же получали возможность концентрировать усилия там, где считали нужным, создавая подавляющее превосходство в стволах и технике в нужном месте. Вне всякого сомнения, немцы могли обороняться, могли хероически умирать, забирая с собой наших, но при таком методе войны они были обречены нести потери, кратно превосходящие наши.
Собственно говоря, оборона наподобие берлинской против РККА давала только один выигрыш — время. Потому что уничтожение укрепрайонов не терпит торопливости. Понятно, что выведи беринский гарнизон во чисто поле в попытке "маневренно повоевать", их бы намотали на траки от силы дня за три. Ну а так…
Да, немцы превратили Берлин в
Не совсем так. Такая оборона была на Одере, в самом городе ее почти не было. Собственно, там основной силой были батареи ПВО с тяжелыми зенитками, все остальное почти не заслуживало внимания.
«Обороняться «втупую» против
«Обороняться «втупую» против РККА образца 1945 года — занятие столь же бессмысленное, сколь и бесполезное.»
Не совсем соглашусь. Бои в Курляндии показали, что пока войска сопротивлялись, они продолжали сковывать огромные силы и Красная Армия несла потери. Немцы в Курляндии сковали целый фронт. Потери Ленинградского фронта совсем не малые. Говоров не торопился особо, но потери велики оказались. Вагоны боеприпасов просто расходовались впустую. Хорошо хоть война окончилась и они были уже не нужны особо.
Обороняться всегда есть смысл. В конце войны все решает уже не ход боев в предыдущие годы и потери в них — а выгодная позиция войск при ее окончании, как козырь при вхождении в мирное время. До конца союзники друг другу не доверяли. Вероятность , что после очевидного ухода Гитлера его предшественник мог сговориться с союзниками, всегда была. Поэтому и для Красной Армии была полнейшая мотивация срочного завершения взятия Берлина. Как и понятная мотивация противника сдаться англо-американским войскам.
Не совсем соглашусь. Бои в
Коллега, нам не о чем спорить, потому что сопротивление в Курляндии было как раз построено по уму, научный термин "втупую" там неприменим. Котел, да, но — с резервами, которые бросали в контратаки навстречу атакующим советским войскам. Да та же 14-ая танковая, например.
Если разбирать именно противостояние войск — да, в некоторых случаях, надо сказать, немцы продемонстрировали отличную мобильную оборону. В целом оборонительная стратегия обычно проигрышная, но если сил нет, а воевать надо, то грамотно построенная маневренная оборона способна выпить много крови врага и, возможно, даст возможность контрнаступления по истощении его ресурсов. Такое иногда могло сработать.
В случае с обороной по методу Берлина — такая оборона в принципе не могла превозмочь атакующих, и могла только затягивать сопростивление
Приказа сдаваться в плен нет
Приказа сдаваться в плен нет ни в одной армии мира… Армия обязана драться даже тогда, когда шансов нет. Если бы ополченцы под Вязьмой или окруженные армии под Киевом просто посчитали бы, что их «неэффективная» оборона не наносит ущерба противнику и сразу бы сдались? Вероятно был бы в итоге повтор Франции 1940 года.
«Тупая и бессмысленная» оборона так же необходима как и осмысленная. Сейчас много статей, что нужно было воевать «грамотно» на войне , я бы сократил «надо воевать». Вспомнился рассказ «Дожить до рассвета» , по моему Бориса Васильева. Наш раненый лейтенант умирал и мечтал подорвать колонну немцев на дороге перед смертью, а поехал на телеге какой-то полицай… Что это меняет в принципе? Ничего. В Дагестане боевики казнили милиционера, захваченного с семьей на пикнике. При этом записали на телефон его слова к коллегам «работайте братья», случайно это нашли. Посмертно милиционеру дали Героя России. Драться и сопротивляться нужно всегда…
Немцев в принципе это так же касалось.
ППКС.
Собственно,
ППКС.
Собственно, единственное, что вообще могло бы что-то "дать" немецким войскам на этом этапе войны — это повязать "четверку Г" и выдать их СССР и союзникам) Можно по штуке на каждого)
Собственно, единственное, что
Возможно, но… по большому счету, ничего кроме безоговорочной капитуляции союзники не приняли бы в любом случае, хоть выдавай, хоть не выдавай:))) А капитулировать им конечно нужно было много раньше, их положение уже с начала 1944-го настолько безнадежно, что хоть волком вой. Собствено говоря, самое правильное, что могли сделать немцы — это сдаться после проигрыша битвы под Москвой… блин, сколько миллионов жизней бы сэкономили.
Это — объективно. Но и
Это — объективно. Но и Гитлер, и его армия были убеждены, что между СССР и союзниками может вспыхнуть война, и тогда Рейху удалось бы избежать поражения. Мы с Вами знаем, что это было невозможно, но они тогда — нет.
У вас русский язык
У вас русский язык неродной?
И при чем тут некий срач?
Добротная статья.
Добротная статья.
Уважаемый коллега
Уважаемый коллега redstar72,
Весьма интересно +++++++++++++++++++!!! Но мало :))))))
С уважением Андрей Толстой
Разговоры о возможности
Тут существенная ошибка. Никакой сколько-нибудь значимой обороны Берлина в общем-то не существовало, ни о каком 180-тысячном гарнизоне речи и не шло! Непосредственно город обороняли разбитые остатки 5 дивизий и некоторые городские силы фольксштурма и люфтваффе — в общей сложности ок. 60 тыс. Это по немецким данным. По англоязычным — и того менее, едва ли более 42 тыс. Основная масса войск, которые должны были защищать Берлин, стояли на Одере и были уничтожены Красной армией в Хальбском котле.
Рейхс-маршал пишет:
Никакой
[quote=Рейхс-маршал]
[/quote]
Кхм… https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_in_Berlin – это англоязычный источник? Читаем:
Итого в самом Берлине только кадровых 45 тысяч (как отмечается, бóльшая часть из них – из 56-го танкового корпуса), плюс фольксштурмов 40 тысяч, плюс полиции и гитлерюгендов неизвестно сколько. Что интересно, здесь же указаны потери – 100 тысяч военных (sic!) и 175 тысяч гражданских.
Непосредственно город
Хм, а по советским данным только пленных в Берлине взято 134 тыс. Немцы могут и привирать.
А реальную мощь частей ПВО Вы
А реальную мощь частей ПВО Вы не учитываете? В Сталинграде падение города 23 августа 1942 не случилось благодаря дивизии зенитчиков, вступившей в бой с накатившей танковой дивизией от Дона.
Апрель 1945 имелось у немцев 48 10,5мм зениток и 270 88мм — это силища и еще какая. Слабость кадровых пехотных частей безусловно решила все. Но по любым меркам такое количество орудий само по себе проблема для любой армии.
!!!
++++++++++
++++++++++
А сколько погибло поляков в
А сколько погибло поляков в Берлинской операции?
+++
Если бы наши действовали без спешки — какие были бы потери?
Просто окружить Берлин и мутузить бомбежками, артиллерией, потихоньку продвигаясь, пока у немцев не кончились бы боеприпасы, горючка, продовольствие….
Перекрыть плотиной Шпрее, чтоб подтопило логово))
Аналогично с Будапештской операцией
+++
Мог Гитлер укрепить Берлин получше?
Заминировать все как следует.
Побольше сконцентрировать войск, артиллерии, насытить город бетонными подземельями, подземными ходами.
Эвакуировать мирное население