Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

19

В продолжение темы немецких БДБ предлагаю вашему вниманию статью с этого же канала, рассказывающую о достаточно интересном типе немецкого «мобилизационного» боевого корабля, о котором я раньше не знал. Также я предлагаю вашему вниманию собственную альтернативу с этим типом кораблей.  

По «официальной» версии, проект сей был разработан для Средиземки, где Германия изо всех сил пыталась помочь Италии. Попытки эти обернулись изрядной потерей тоннажа. В 1941 году потери тоннажа (по некоторым данным) составили около 70 000 тонн из 124 000 тонн, имевшихся в наличии на начало года, или 57%. На самом деле это просто перевод англоязычной статьи, где далеко не все правильно написано.

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

Спуск КТ-1

Первые сомнения в этой версии возникают при взгляде на «профиль» этого корабля. Что не так?

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

Дык… «профиль» у него явно не «южный». Лезем в документы классификационного общества Germanischer Lloyd, и выясняем, что суда этой серии имели ледовый класс (о чем явно говорит форма носовой оконечности). Берем первые корабли этой серии, и выясняется, что работали они отнюдь не на Средиземке, а… в Норвегии. Потом они, действительно, появились на разных театрах. Фокус в том, что первым судном этой серии стал не КТ-1, заложенный в Неаполе, а КТ-3, построенный в Гамбурге по прототипу «гражданского» судна которое строилось в Германии (проект 1938 года). Отличие только в двигателях, которые на КТ вдвое мощнее чем на «гражданской» версии. Не знаю, с чем это связано, но «итальянцы» сохраняли ледовые подкрепления своих «предков», единственное отличие в толщине бортовой обшивки (она была на 2-мм тоньше).

В общем-то есть книга Die Kriegstransporter KT 1 — KT 62 der Deutschen Kriegsmarine: Konzept, Einsatz und Verbleib (автор Wilhelm Donko) Но и там не все указано верно.

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

Немецкий военный транспорт КТ-3 (единственный, построенный в Германии) С ноября 1943 года использовался для снабжения немецких войск в Северной Норвегии между Петсамо и Киркенесом, а затем в районе Бодё, где был серьёзно повреждён при налёте авиации Союзников на конвой «Бодё-224» 24 апреля 1944 года. До осени проходил ремонт. В конце войны транспорт сдался англичанам в Копенгагене. По репарациям перешёл на службу в британский флот, с 1950 учебный корабль EMPIRE STEVEDORE. Разделан на металл в 1953 году.

Каковы же характеристики судна, которое скрывается под кодом КТ (KriegsTransport)?

Водоизмещение 834 т. Главные размерения 67.5 х 11 х 3.1 м. ГЭУ дизельная, двухвальная: два дизеля МАN по 1200 сил (суммарно 2400 л.с.) Скорость 14.5 узла).

Встретил интересную фразу : «Транспорт типа KT мог взять на борт шесть танков, и у него была возможность выгрузить их самостоятельно в гавани с помощью 30-тонного крана, установленного в середине судна». Наверное, это все же неточность или какая-то модификация этого судна.

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

КТ-25

На всех снимках корабли имеют два трюма, и мачту между ними. Над трюмами установлены по две грузовых стрелы: две над носовым трюмом и две над кормовым.

Первые суда этой серии строились в Гремании (КТ-3) или Норвегии (2 единицы). Но массовое строительство этих судов, действительно, велось в основном в Италии, при этом все материалы для их постройки, включая двигатели и вспомогательные механизмы, доставлялись из Германии. К концу войны на итальянских верфях (в Генуе, Анконе, Иве, Тригозо и Ливорно) было построено сорок транспортов типа КТ, тридцать из них Ансальдо в Генуе. Два из них были построены в Тулоне, восемь в Австрии и Венгрии еще шесть на территории СССР.

Почему был выбран именно этот тип транспортного корабля? Большие потери немецкого транспортного флота были связаны с несколькими факторами. Главная причина высоких потерь транспортного флота — неприспособленность к военным перевозкам: недостаточная скорость, зачастую избыточный тоннаж (который являлся причиной длительной выгрузки), отсутствие средств погрузки-выгрузки. Что было у нас на Черном море?

У нас корабли типа КТ выступали в двух ипостасях: как военные транспорты (но реже), и как большие охотники за подводными лодками. Как правило, все они были сведены в 1-ю флотилию охотников за подводными лодками. Традиционно их вооружение составляли: одна 7,5-см пушка, одна 3,7-см зенитная пушка, два спаренных 2-см автомата.

Во флотилию входили Uj 101, Uj 102, Uj 103, Uj 104, Uj 105, Uj 106, Uj 107, Uj 108, Uj 109, Uj 110, Uj 111, Uj 112, Uj 113, Uj 114, Uj 115, Uj 116, Uj 117, Uj 118. Выделенные жирным, это те охотники, о которых мы уже рассказали (Россита, Ксантен, Рила), Uj 118-это БДБ приспособленная под охотника. Остальные…

UJ-109 (КТ-4) это второй по счету транспорт КТ (после КТ-3). Он построен на верфи AG «Reichswerke Hermann-Göring -Korneuburg» (Государственная верфь Германа Геринга Корнойбург) Это где такая? Да, в общем, уже… «в нигде». В 1849 году дунайское пароходство DDSG получило предложение от властей Корнойбурга базировать часть своего флота на причалах города. Предложение было принято. В 1852 году пароходство открыло там ремонтную базу (верфь), где в 1864 году построили первые слипы. После войны она называлась AG «Korneuburg Schiffswerften». В 1974 году верфь обьединилась с верфью в Линце и вместе они образовали Österreichische Schiffswerften AG (ÖSWAG). В ноябре 1993 года после сдачи последнего судна судоверфь была закрыта. С тех пор территория верфи использовалась городом для праздников и фестивалей, в 2013 году здесь открылся филиал Австрийского военного музея, а в 2019 году часть территории выделили под застройку жильем.

Судьба у него забавная: когда немцам на Черном море стало «тесно», он разоружился, и в июне 1944 года ушел через проливы, и был потоплен в Эгейском море под именем «Heidelberg»

UJ-104 (KT-17) тоже «австриец». О нем мы уже рассказывали (когда говорили о действиях ЧФ. Он был поврежден советскими торпедными катерами, и окончательно добит в гавани Севастополя.

UJ-106 (КТ-23) тоже «австриец». Он попытался уйти с эскадрой адмирала Циба, но… (Недавно он явился миру, когда Дунай малость пересох)

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

UJ-106 (КТ-23) район Прахово

UJ-105 (КТ-24) «австриец», но из Линца. по его судьбе данные противоречивы по одним данным, затоплен экипажем в районе Варны, по другим подорвался на мине, по третьим, потоплен подводной лодкой.

UJ-113 (KT-25) «венгр» Военный транспорт «КТ 25» ВМС Германии был построен в августе 1943 года на судостроительной верфи DDSG (строительный №1312) в Обуда-Обуга (Венгрия) С начала 1944 г. «КТ 25» использовался в качестве корабля противолодочной обороны UJ-113.. Вооружение корабля состояло из двух 75-мм, одного 37-мм и двух 20-мм орудий. В мае 1944 г., корабль, возвращенный в класс транспортов и переименованный в «Fheodomer», а в июне в «Ganter» пытался прорваться из Черного в Средиземное море. Однако турецкие власти не разрешили переход судна через Босфор, и германское командование вынуждено было 30.08.1944 г. передать судно Болгарии.

08.09.1944 г. корабль был захвачен в качестве трофея советскими войсками в Варне и 14.09.1944 г. года в качестве военного транспорта и зачислен в состав Черноморского флота.

В ноябре 1944 г. судно было разоружено и передано ЧГМП НКМФ для использования в качестве грузового теплохода. 18.03.1945 г. судно получило название «Феолент», порт приписки — Одесса.

В июле 1949 г. теплоход вновь был включен в состав ВМФ, где начал службу в качестве судоподъемного судна АСС флота. Теплоход участвовал в подъеме на Балтике лайнеров «Hansa» и «Hamburg». С 01.06.1949 г. по 13.07.1950 г. теплоход на верфи в Висмаре прошел ремонт машин и котлов. В 1950-53 гг. «Феолент» прошел капитальный ремонт и модернизацию на судоверфи Neptunwerft в Ростоке и служил на Балтийском флоте. В декабре 1959 г. он был переклассифицирован в спасательное судно подводных лодок.

В январе 1968 г. «Феолент» был выведен из эксплуатации, исключен из списка судов ВМФ и в декабре этого же года передан на слом.

UJ-108 (КТ-29) «австриец», из Линца. В июне 1944 года спокойно ушел через проливы, и был потоплен в Эгейском море в октябре 1944 года (но уже под именем «Mannheim»)

UJ-111 (КТ-30) «австриец», из Линца. Вступил в строй в качестве военного транспорта. В начале 1944 года переклассифицирован в противолодочный корабль, а 31 мая 1944 года возвращен в класс транспортов. 8 сентября 1944 года захвачен в Прахово в качестве трофея и 14 сентября 1944 года зачислен в состав ЧФ в качестве канонерской лодки. Дальше не прослеживается.

UJ-107 (КТ-33) «венгр» Судоверфь DDSG, Обуда, Венгрия. Построен как военный транспорт. 15 июля 1943 года переклассифицирован в противолодочный корабль, в мае 1944 года — во вспомогательную канонерскую лодку, в июле 1944 года возвращен в класс противолодочных кораблей, а 30 августа 1944 года — в класс транспортов. Попытался уйти через Босфор под именем «Frankfurt», но не пропущен турками и передан Болгарии.

Захвачен 8 сентября 1944 года в Варне в качестве трофея и 14 сентября 1944 года зачислен в состав ЧФ в качестве канонерской лодки «Терек».

А, вот дальше начинается самое интересное.

UJ-103 (КТ-37) в числе шести своих «собратьев» построен на верфи Николаева. Затоплен своим экипажем у мыса Калиакра.

UJ-110 (КТ-38) вступил в строй в качестве военного транспорта. В начале 1944 года переклассифицирован в противолодочный корабль, а 31 мая 1944 года возвращен в класс транспортов. 8 сентября 1944 года захвачен в Прахово в качестве трофея и 14 сентября 1944 года зачислен в состав ЧФ в качестве канонерской лодки.

UJ-101 (КТ-39) вступил в строй в 1943 году в качестве военного транспорта. 10 июля 1943 года переклассифицирован в противолодочный корабль, а весной 1944 года возвращен в класс транспортов. Затоплен командой в Варне 28 августа 1944 года. Поднят АСС ЧФ в конце 1944 года, отремонтирован и 17 февраля 1945 года зачислен в состав ЧФ в качестве канонерской лодки. 01.03.1946 г. канонерка «Днестр» была выведена из боевого состава, разоружена и переклассифицирована сначала в военный транспорт и 23.12.1949 г. — в гидрографическое судно с переименованием в «Курсограф». 29.05.1964 г. судно было выведено из эксплуатации, исключено из списков судов ВМФ и 28.02.1964 г. после сдачи в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации расформировано. Переименования корабля: с 14.02.1945 г. — Днестр, с 01.03.1946 г. — Балаклава, с 23.12.1949 г. — Курсограф.

UJ-102 (КТ-40) ныне является объектом дайвинга в районе Евпатории. Точные обстоятельстваего гибели неизвестны, т.к. он погиб со всем экипажем в 53 человека. Нонаиболее распространенной версией была именно ошибочная атака на корпус затонувшего транспорта «Santa Fe» — охотник засек корпус гидролокатором, принял его за подводную лодку и произвел сброс глубинных бомб, в результате чего на затонувшем «Santa Fe» сдетонировал боезапас. Такой вот зигзаг истории: Д-4 потопила «Santa Fe», охотник потопил Д-4 и подорвался на «Santa Fe».

Что такое KT? (или что строил Николаев для оккупантов?)

Остальные две единицы остались недостроенными.

Есть еще одна история. К концу войны на итальянских верфях (в Генуе, Анконе, Иве, Тригозо и Ливорно) было построено сорок транспортов типа КТ, тридцать из них Ансальдо в Генуе. Два из них были построены в Тулоне, а другие — в Австрии (Линц, Корнеубург), Венгрии (Обуда) и на территории СССР (Николаев).

Несколько судов данного типа — «Monte Сucсo» (бывший KT 32) и «Monte Grappa» (бывший KT 10) — были включены в состав ВМС Италии.

Транспорт KT 32 был заложен на судоверфи в Генуе (Италия), спущен на воду 15.05.1943 г, вошел в состав ВМС Италии 20.07.1943 г. под названием «Monte Сucсo».

В послевоенное время, врезультате жеребьевки, проведенной представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза, последний получал по репарациям от Италии 45 кораблей и вспомогательных судов, в том числе линейный корабль, легкий крейсер, по три эскадренных миноносца и миноносца, две подводные лодки, 10 торпедных катеров, три сторожевых катера, столько же десантных судов, военный транспорт, танкер, четыре водолея, 12 буксиров и учебное парусное судно.

Поступивший на Черноморский флот военный транспорт «Monte Сucсo» вошел в его состав 23.05.1949 г. и получил новое наименование — «Ингул». В отличии от других переданных итальянских единиц, транспорт довольно долго находился в составе флота.

26.06.1964 г. судно было исключено из списков судов ЧФ.

Источник: https://dzen.ru/a/ZZaJiR-CNhTTvzj-

Альтернатива от Попаданца

А теперь собственно альтернатива, прочитав данную статью я вспомнил о посте коллеги RustyBollard

 В помощь попаданцу в ВОВ. Флот 1 — Самый нужный корабль Черноморского флота. , в которой он предлагает организовать на Николаевских верфях перед Войной постройку в первую очередь скоростных транспортных судов водоизмещением 7000-9000 тонн, и скоростью 20 — 26 узлов что требует мощных ЭУ. Короче корабль посложнее чем транспорты типа «Либерти», и не вариант что удастся наладить конвейерное производство. А данное реальное судно на мой взгляд вполне можно строить и на ковеере, предварительно купив в 39-м у немцев после пакта техдокументацию как на само судно, так и на дизель к нему, если он лучше наших аналогов конечно.

Варианты использования

Малый транспорт снабжения

Это основная модификация, кроме быстрой разгрузки данный транспорт имеет преимущества в виде малых размеров, и лучшей маневренности, что делает его куда более трудной целью для вражеской авиации, торпедных катеров и подлодок. Малое количества груза которое перевозит данный транспорт по сравнению с крупными судами будет компенсироваться их большим количеством, и частично быстрой разгрузкой.

Десантное судно 

Также данный транспорт можно использовать в качестве носителя десантных высадочных средств, и в качестве десантного транспорта второй волны, для выгрузки техники на уже захваченном плацдарме.

Эскортное судно

В РИ у нас был неплохой БО-4 пр 122, который после Войны как раз и строили массово конвейерным способом, это один из главных кандидатов в альтфлот для ВОВ, но при их нехватке можно переделать часть транспортов в эскортники.

Канонерская лодка

 Для борьбы с немецкими БДБ часть судов можно оснастить парой — тройкой 4-х дюймовых орудий, подойдут и переделки 107-мм  старых полевых орудий в морские системы. Хотя это опять же на крайний случай, в идеале надо строить аналогичные самоходные баржи, и форсировать разработку неконтактных магнитных взрывателей для торпед.

Тральщик

Такой корабль можно оснастить и тралами, хотя полагаю что для  тральщика у него большая осадка, альтернативный вариант использовать его в качестве носителя малых тральных ботов или катеров-тральщиков.

В завершении хочу сказать что, такие судно нужны не только на Черном море, но и на двух других морских ТВД, особенно на Северном флоте был бы востребован эскортник для сопровождения союзных конвоев, в РИ в начале Войны в составе эскорта ходили вооруженные  тихоходные рыболовные траулеры англичан, в результате чего скорость конвоев составляла 8 узлов, а с нашими эскортниками ее можно поднять минимум в полтора раза.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account