Что было на месте Киева до того, как он стал Киевом и кто там реально жил

-13

Если учить историю не по всяким польским сказкам типа «Повести временных лет», а по достоверным источникам, то мы узнаем, что сперва на месте современного Киева стояла хазарская крепость Самватас, заселенная булгарами и евреями. Потом она превратилась в столицу языческого варяжского государства под еврейским названием Куйаба, и только во второй половине XI века из новгородской берестяной грамоты мы узнаем, что Киев наконец-то стал Киевом.

Я довольно долго жил в Киеве, несколько лет провел в нем еще во времена СССР, а потом в 2000-х лет пять постоянно наезжал в него к родственникам, и тоже жил подолгу. Естественно, меня интересовала и история этого города, но не официальная, а менее распространенная. И я узнал достоверно известные моменты, которые почему-то никогда не афишировались, и о них знают только или специалисты, или немногочисленные любители истории.

Официальная история гласит, что Киев стал называться Киевом еще в 430 году н. э., когда некий князь Кий решил основать на берегу Днепра город. Но все эти сведения, как, впрочем и почти все другие, включая и легенду про братьев Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь, исходят исключительно из польских источников XVI века, когда там пошла мода на всякие исторические сочинения, которые очень хорошо раскупались в Европе.

Реально же мы имеем только несколько достоверных источников, в которых фигурируют более ранние названия Киева. Первое – это Самватас, которое дошло до нас из византийской рукописи, написанной византийским императором Константином Багрянородным. Второе – Куяба, это название известно из двух источников – еврейских и арабских. Третье название города – Киев — встречается только в XI веке в одной из берестяных грамот, найденных в Новгороде.

Таким образом историю названий города можно разделить на три части, и все они касаются краткого промежутка с X по XI века. Имеются в виду достоверно доказанные моменты, и не по копиям каких-то неведомых рукописей, а из реально существующих источников, созданных в описываемый мной период и сохранившихся в первозданном, то есть читабельном виде.

Известно, что в середине IX века, когда якобы в Киев пришли дружинники Рюрика Аскольд и Дир, территория эта находилась в составе Хазарского Каганата. Самватас как раз стоял на границе хазарской империи и играл роль пограничного опорного пункта. Кстати, слово «самватас» как раз и переводится с хазарского, как «крепость». Естественно, там или люди, иначе какой смысл ставить крепость в безлюдных местах. Доподлинно известно, что поселение на месте этой крепости было основано булгарами, по сути – татарами, движение которых с берегов Волги в сторону их новой родины Болгарии как раз в те времена и наблюдалось. Вместе с булгарами там жили и хазары, ну, как минимум, там был хазарский гарнизон.

Ну и нельзя забывать о евреях – они жили практически везде, где велась хоть какая-то торговля, а Самватас стоял на очень оживленных торговых путях. Хазары собирались поставить на месте крепости большой город, но не успели – пока они воевали с венграми, которые те места также рассматривали как возможный ареал расселения, Рюрик прислал войско во главе с Аскольдом и Диром. Русы те выгнали из Самватаса всех – и хазар, и венгров, оставив только евреев и тех, кто умел работать, а не баклуши бить. К счастью для них, в середине IX века Каганат уже сильно ослабел, и не мог достойно ответить наглым агрессорам.

Лет через 15, уже после смерти Рюрика, в Самватас пришел с дружиной новгородский князь Олег, и узнал, что город переименован в Куйаб. Об этом свидетельствуют сразу несколько документов, сохранившихся в оригинале, одно из них – так называемое «Киевское письмо» (современное название), которое датируется концом IX – началом X века. Письмо было написано еврейской общиной города, и в нем город уже называется уже не Самватасом, а Куйабой. Именно это же название встречается и в рукописях арабских путешественников того же периода, так что факт можно считать установленным.

А вот современное название Киева достоверно встречается только во второй половине XI века, а точнее — в период с 1050 по 1070 год, именно так датируется берестяная грамота, известная под номером 915, найденная при раскопках в Новгороде. Когда конкретно еврейское название Куйаба превратилось в название чисто русское, Киев – неясно. Однако многие исследователи не без оснований полагают, что Куйабу переименовал в Киев князь Владимир после того, как начал крестить Русь в 988 году. Ходили слухи, что он выбирал между самыми разными религиями, и даже склонялся к иудейству. Поэтому вполне возможно, что если бы он выбрал именно этот вариант, то Киев так и остался бы Куйабой.

Таким образом мы видим, что хоть и говорят, что Киеву более 1500 лет, но все это совершенно неподтвержденные ничем заявления. Датой основания Киева, причем достоверной, можно считать середину IX столетия, когда на месте булгарского (читай – татарского) безымянного поселения была основана хазарская крепость Самватас. Через время хазары были изгнаны, и власть в городе взяли евреи, которые платили дань Аскольду и Диру, а потом – Вещему Олегу, который их сменил.

Практически до самого крещения Руси Куйаб оставался одним из центров еврейской торговли в Южной Руси, несмотря на то, что одновременно он был и столицей Древнерусского государства. Но постепенно татары начали покидать город, замещаясь русским населением, мигрировавшим в эти благодатные земли с более сурового севера. И наступил момент, когда, наконец, Киев стал полностью русским, не считая евреев, конечно, которые весьма органично умели вписываться в любое национальное общество. Вот тут-то Киев и стал тем Киевом, который довольно хорошо известен по многим достоверным источникам, дошедшим до нас в оригиналах, в том числе археологическим.

А если кто будет учить историю Киева и всей Руси по таким «документам», как «Повесть временных лет», которые массово начали генерироваться поляками лет 500 назад, то он получит очень красивые сказки, с исторической действительностью не имеющие ничего общего.

Источник — https://dzen.ru/a/ZQXQPbgFCCTrWE8N

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account