Михаил Плец. Последние дни Хохзеефлотте

17

Михаил Плец. Последние дни Хохзеефлотте

Статья Михаила Плеца с сайта WARSPOT от 21 июня 2015 года

21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, основной базе английского военного флота, интернированные по условиям перемирия немецкие военные корабли Флота открытого моря были затоплены своими экипажами.

История Флота открытого моря начинается в 1871 году, когда в ходе франко-прусской войны, за десять дней до капитуляции Парижа Северогерманский союз, состоявший из двадцати одного государства, ведущей силой и вдохновителем которого было королевство Пруссия, объединился с четырьмя южногерманскими государствами в единую Германскую империю. Прусский король стал германским императором, прусская армия была ядром имперских сухопутных сил, а прусский флот положил начало флоту объединённой Германии.

Первая и вторая эскадры Флота открытого моря в Киле (U.S. National Archives)

Первая и вторая эскадры Флота открытого моря в Киле (U.S. National Archives)

Вторая половина XIX века в военно-морском строительстве ознаменовалась расцветом броненосцев, пришедших на смену парусным линейным кораблям в качестве основной ударной силы флотов. Стремительно развивавшиеся технологии предоставляли непрерывное увеличение мощности движителей, могущества артиллерии и качества защитных и конструкционных материалов. Деревянные корпуса менялись композитными с железной бронёй, а те, в свою очередь, стальными; дымный порох менялся пироксилиновым, гладкие орудийные стволы — нарезными, круглые ядра — продолговатыми снарядами, поршневым паровым машинам приходили на смену паровые турбины. В начале XX века, в 1906 году, «владычица морей» Великобритания спустила на воду корабль нового класса, за счёт использования технологических новинок и прорывных идей кораблестроителей качественно превосходивший любой броненосец мира. Он получил имя «Дредноут», и имя это стало нарицательным для всего класса. Последовавшее стремительное перевооружение флотов основных держав получило название дредноутной гонки. Развитие технологий приводило к устареванию боевых кораблей, ещё не успевших войти в состав флота. Количеством дредноутов измерялось политическое значение государства на мировой арене. Далеко не каждая экономика могла себе позволить роскошь приобретения и содержания кораблей подобного рода, и далеко не каждая промышленность могла справиться с постройкой бронированных чудовищ. Основное соревнование развернулось между Британией и Германией.

Британская карикатура, посвящённая запланированному немецким командованием на 19 августа 1916 года, но не состоявшемуся из-за неблагоприятной оперативной обстановки решающему сражению. News Of The World, 27 August 1916

Британская карикатура, посвящённая запланированному немецким командованием на 19 августа 1916 года, но не состоявшемуся из-за неблагоприятной оперативной обстановки решающему сражению. News Of The World, 27 August 1916

Великобритания, пытаясь следовать «двухдержавному стандарту», утверждённому в 1889 году актом о морской обороне, лидировала в дредноутной гонке. Германия же, ставя себе задачу обеспечить безопасность морских перевозок при любом развитии событий, оказалась в положении догоняющего. К началу Первой мировой германский флот был вторым по силе в мире.

Во время войны непосредственная деятельность надводных флотов противоборствующих сторон была довольно ограничена и не привела к решающему перевесу ни одной из сторон, даже несмотря на случившееся в 1916 г. крупнейшее в истории морское сражение близ полуострова Ютландия. В основном морские силы решали сугубо стратегические задачи обеспечения собственного снабжения и затруднения снабжения противника, задача же получения господства на море посредством решающего сражения, хотя постоянно имелась в виду, неизменно откладывалась в ожидании идеально благоприятной обстановки. Понятно, что британский флот, обладая численным превосходством и опираясь на вековой опыт «владычества на море», справлялся с такими задачами не в пример лучше. Происходившие сражения по большей части представляли собой поединки крейсерских сил на большом удалении от основных театров боевых действий: у Фолклендских и Кокосовых островов, у Занзибара, Пенанга, на Чёрном море, и прочая. Линейные силы противников встречались лишь несколько раз, и решительной победы никто так и не добился, хотя общее превосходство британского флота было достаточно заметным.

Непосредственно финал Первой мировой войны связан с осенним наступлением союзных войск на Западном фронте, начавшимся 14 октября 1918 года. К этому моменту Германия была истощена как физически, так и морально. К нехватке пищевых, промышленных, мобилизационных ресурсов прибавилась усталость от четырёхлетней войны уже совершенно без видимости хоть какой-нибудь перспективы в будущем. Политическое руководство полностью отдавало себе отчёт в происходящем и предпринимало усилия к прекращению боевых действий. 1 октября правительство было отправлено в отставку, 3-го было сформировано новое правительство, возглавляемое принцем Баденским, имевшим репутацию пацифиста. Уже 4 октября вновь сформированное правительство обратилось к США с предложением о мирных переговорах. И целый месяц, до конца октября между правительствами Германии и США тянулся обмен мнениями о тех условиях, на которых мирные переговоры всё-таки можно было бы начать.

Но если политическое руководство Германии, пусть пытаясь выгадать условия получше и теряя время, всё же стремилось к прекращению уже проигранной войны, многие высшие военные чины, и в частности командующий флотом адмирал Рейнхард Шеер, мыслили по-другому.

Немецкие моряки рыбачат с борта эсминца в Скапа-Флоу

Немецкие моряки рыбачат с борта эсминца в Скапа-Флоу

Они присягали империи. Они клялись не пощадить ни крови, ни жизни, когда настанет время воевать.

Время настало, более того, время уже прошло; война уже проиграна — а надводный флот, практически неповреждённый стальной кулак империи, в ожидании капитуляции остаётся мирно стоять на якоре? Такого позора адмирал снести не мог. 24 октября был выпущен приказ о выходе флота в «последнюю решающую битву». Предполагалось всеми наличными силами флота ввязаться в сражение с флотом английским. То самое генеральное сражение, после которого из двух противоборствующих флотов остаётся один, согласно общепринятым в то время и не растерявшим популярности по сию пору военным доктринам. То самое сражение, которым так и не стало Ютландское.

Этот приказ не был согласован с правительством, которое явно не пришло бы в восторг от подобной перспективы накануне мирных переговоров. С политической точки зрения это сражение вряд ли привело бы к смягчению условий при заключении мирного договора. Британский флот превосходил немецкий по числу кораблей как минимум вдвое, поэтому никаких надежд на победу не было изначально. Но даже победа в этом сражении никак не могла повлиять на развал Западного фронта, а следовательно, лишь умножила бы число погибших с обеих сторон.

Карта размещения судов германского флота на стоянке в Скапа-Флоу

Карта размещения судов германского флота на стоянке в Скапа-Флоу

На 30 октября был запланирован выход флота в море с якорной стоянки в Вильгельмсхафене. Но неожиданно планы героической гибели в бою оказались нарушены. Экипажи кораблей не видели никакого смысла в подобной гекатомбе, тем более что жертвами на этот алтарь предполагались именно они. Мировоззрение солдата призывной армии, как правило, отличается от выучки кадровых офицеров большей практичностью, и идея убийства ещё нескольких десятков тысяч человек на уже проигранной войне накануне заключения мира не нашла у матросов никакой поддержки. Экипажи взбунтовались.

Поначалу казалось, что бунт подавить довольно легко: два восставших корабля под стволами орудий остальных судов ушли на базу в Киль, где экипажи были арестованы. Но через три дня восстание разгорелось вновь, город оказался в руках матросов, на кораблях взвились красные флаги. Ещё через несколько дней восстание распространилось по всей Германии. Кайзер бежал в Голландию. Адмирал Шеер подал в отставку. Про решающее сражение, разумеется, никто больше не вспомнил. 11 ноября 1918 года очередное новое правительство Германии приняло условия перемирия, предложенные союзниками. В числе условий было интернирование в нейтральных или, если таковых не окажется, союзных портах большей части предварительно разоружённых немецких надводных кораблей до подписания постоянного мирного договора, который и решит окончательно их судьбу. Последним командующим флота стал контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.

Лёгкий крейсер «Кардифф» ведёт немецкие линейные крейсера к порту Росайт в заливе Ферт-оф-Форт

Лёгкий крейсер «Кардифф» ведёт немецкие линейные крейсера к порту Росайт в заливе Ферт-оф-Форт

Утром 21 ноября британский флот начал последнюю операцию Первой мировой войны, названную «Операция ZZ». Выйдя из залива Ферт-оф-Форт, боевые корабли выстроились двумя кильватерными колоннами, растянувшимися каждая на 15 миль. Приблизительно в десять утра они встретились с колонной германского флота. В ней шли пять линейных крейсеров, девять линкоров, семь лёгких крейсеров и сорок девять эсминцев. Ещё два линкора и один крейсер должны были прибыть позднее, после ремонта. Один эсминец (V-30) по дороге наскочил на мину и затонул, впоследствии ему прислали замену. К 27 ноября все подлежащие интернированию немецкие суда, кроме задержавшихся в Германии, со всеми своими экипажами встали на якорную стоянку в Скапа-Флоу. Здесь же разместилась эскадра английских линкоров и флотилия эсминцев, выполнявшая охранные функции. Теперь германскому флоту предстояло дождаться постоянного мирного договора, который должен был решить его судьбу.

Линкор «Баден»

Линкор «Баден»

Ожидание длилось много месяцев. Экипажам было запрещено перемещение с корабля на корабль, но и посещение кораблей англичанами допускалось только с разрешения немецкого адмирала. За всё время было отмечено только одно существенное нарушение режима, когда 31 мая на немецких кораблях были подняты имперские флаги в ознаменование годовщины Ютландской битвы, но поскольку вместе с имперскими многие корабли подняли красные флаги, адмиралу в вину это поставить не удалось, списали на ненадёжность экипажей и революционные настроения.

Указывая на эту самую революционную ненадёжность, адмирал Ройтер постепенно сократил численность экипажей до минимальной: с приблизительно двадцати тысяч в начале в несколько приёмов до тысячи семисот человек под конец ожидания. С точки зрения английских властей, тем проще было соблюдать режим охраны, организовывать снабжение, и тем меньше шансов, что немецкие экипажи, взбунтовавшись, попытаются увести корабли в нейтральную Норвегию, чего поначалу весьма опасались. Адмиралу охотно шли навстречу.

Скапа-Флоу. Флот на стоянке

Скапа-Флоу. Флот на стоянке

Союзники, имея все основания предполагать, что мирный договор оставит германские корабли в их распоряжении, подготовили необходимые приказы, сформировали абордажные партии и даже провели их учения. Подписание постоянного мирного договора, ставшего известным как Версальский, планировалось 21 июня. На этот день, за несколько часов до предполагаемого конца перемирия, адмирал Ройтер и запланировал затопление флота, а когда незадолго до намеченной даты выяснилось, что подписание договора перенесено на два дня, адмирал не стал менять планы. Приказ о затоплении флота был выпущен 17 июня. Несмотря на запрещение перемещения экипажам между судами, немцы наладили связь между кораблями с помощью английского судна, перевозившего почту. Выполнение задуманного облегчалось тем, что узнав о перенесении даты подписания договора, командующий английской эскадрой контр-адмирал Сидней Фримантл увёл эскадру на учения.

В 10 часов 30 минут 21 июня на легком крейсере «Эмден», куда адмирал Ройтер перенёс флаг с флагманского линкора «Фридрих дер Гроссе», был поднят сигнал «Параграф 11 — подтверждение». Экипажи кораблей подняли имперские флаги и открыли кингстоны.

Затопление линейного крейсера «Дерффлингер»

Затопление линейного крейсера «Дерффлингер»

После 12.00 Фримантл получил известие о затоплении немецких кораблей. В 14.00 эскадра вернулась в Скапа-Флоу и тщетно пыталась справиться с ситуацией. На борт судов, ещё держащихся на плаву, высаживались партии матросов: но пытаться бороться за живучесть незнакомого большого корабля, когда его экипаж принял меры для затруднения такой борьбы, дело достаточно безнадёжное. К 17 часам всё было кончено. Линкор «Баден», три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев удалось отбуксировать на мелководье, ещё четыре эсминца остались на плаву. Пятьдесят два корабля пошли на дно. Разные источники приводят разные версии вооружённых столкновений: то ли англичане стреляли по шлюпкам, то ли перестрелки случались на борту гибнущих судов — так или иначе, девять немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф», погибли, а ещё шестнадцать были ранены. Эти моряки считаются последними жертвами Первой мировой войны.

Затопление линкора «Байерн»

Затопление линкора «Байерн»

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие. Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Ройтера: впрочем встретили его, по возвращении в Германию, как героя. Среди возмущённого хора политиков диссонансом прозвучала трезвая оценка английского адмирала Уэмисса: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».

В итоге с Германии истребовали ещё пять лёгких крейсеров, а также большое количество разнообразного флотского имущества, в частности плавучие доки. Примечательно, что два этих дока впоследствии приобрёл у английского правительства по дешёвке некий торговец металлоломом Эрнест Кокс. Приобретая первый док, он хотел всего лишь срезать с него огромный стальной цилиндр, использовавшийся для испытаний прочных корпусов подлодок, и продать его на металлолом. Так он и поступил, и только позже, пытаясь понять, что ему делать с самим доком, набрёл на идею продажи той груды металлолома, которая лежит на дне Скапа-Флоу. Так большая часть затопленного флота оказалась поднята. Поднятые корабли были разобраны на металл и проданы.

Поднятая башня главного калибра линкора «Фон дер Танн»

Поднятая башня главного калибра линкора «Фон дер Танн»

Впрочем, судьба выведенных на мелководье судов оказалась не лучше: большая их часть также была разобрана в течении пары лет, несколько были использованы в качестве мишеней и потоплены.

Три линкора и четыре крейсера лежат на дне бухты по сию пору.

источник: https://warspot.ru/3350-poslednie-dni-hohzeeflotte

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account