17

Многим, наверное, интересно, почему Россия так бездарно «профукала» Аляску. И хотя АИ про другой вариант, напомню о той РИ сделке в самых общих чертах.

Аргументы «за» продажу известны.

Первый. Мол, не продай – американцы её забрали бы силой.

А, собственно, почему? В 1854 году, во время Крымской войны, у русского правительства, озабоченного угрозой  атак англичан, хватило глупости заключить выгодное прежде всего США, торговое соглашение по Аляске сроком на 20 лет. А во избежание захвата судов Русско-Американской торговой компании англичанами, ещё и её флот «переписали» на США.

В общем, сильно «испужавшись» волков (англичан), пустили козлов (американцев) в свой огород…. Сперва, сами же, очень заинтересовали американцев выгодами торговой сделки по Аляске и сами же сдали американцам всю логистику (флот и доставляемые им товарные потоки). А ведь до этого, американцы об Аляске (тем более о каких-то там «силой забрать») даже не помышляли. В США, даже на момент покупки Аляски, далеко не все были «за» эту сделку, считая её очень сомнительной.

Второй аргумент – пушнину и морского зверя там, уже успешно подвыбили, а больше ничего путнего там нет – тундра, болота, тайга, огромное удаление от «матёрой» России, крайне слабая логистика (к тому же, уже не наша!) и более 50 тыс. не слишком доброжелательных туземцев против всего 2,5 тыс. русских колонистов на такой громадной территории. По сути, мы там лишь «обозначивали своё присутствие». О контроле за этой территорией и речи не было. Увы. Да и вообще – это чудовищно далеко и… дорого! А у России, ещё гигантские Сибирь и Дальний Восток практически не освоены.

Кстати, про то, что на Аляске есть кое какое золотишко, в России, между прочим, прекрасно ЗНАЛИ (даже добывали понемножку втихаря), просто старались сей факт не афишировать из страха, что тогда точно Аляску отберут силой, а защищать её, ни лишних ресурсов, ни необходимой логистики у Российской Империи не было. Тем более после неудачной Крымской войны и связанных с ней военных, финансовых и политических издержек.

А страна, после той Крымской войны, сильно нуждалась не в заботах о какой-то невероятно далёкой Аляске, а в банальных деньгах…

Вот, собственно, и все аргументы.

Выгодная сделка

Впервые идея продажи Аляски, прозвучала от знаменитого генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва-Амурского, ещё в том самом 1853 году – когда Крымская ещё только разгоралась.

Выгодная сделка

Губернатор Восточной Сибири сильно опасался, что англичане просто захватят Аляску силой и предлагал продать её заранее («с паршивой овцы хоть шерсти клок!»), сосредоточившись на защите нашего Дальнего Востока. Но, тогда идею даже не восприняли всерьёз (когда она была действительно максимально актуальна!) и решили заключить с США то самое торговое соглашение на 20 лет в надежде, что англичане на американский бизнес покуситься не рискнут.

И, вроде, так оно и случилось. Крымская благополучно прошла, а Аляска осталась за нами. Вот только медведь уже почувствовал вкус мёда… Но, со своими новыми интересами американцам пришлось повременить — в США разразилась Гражданская война 1861-1865 г.г.

Они даже как будто позабыли про неё. Сперва война, потом, после неё,  ещё пришлось тратиться на «зализывание ран». Но «добрые люди» им напомнили…

Больше всего, за идею как можно скорее продать Аляску американцам, «топил» Великий князь Константин Николаевич – младший брат императора Александра Второго.

Выгодная сделка

С чего бы? Денег на любовницу не хватало? (Он, никого и ничего не стесняясь, жил на две семьи, ни в чём не отказывая ни себе, ни им).

Его поддержал и министр иностранных дел Горчаков. Однозначно со своими внешнеполитическими резонами.

Выгодная сделка

Для Горчакова, Аляска была не больше чем «разменная монета» в международной политике. Понимая, что в Европе по-настоящему искренних друзей у нас мало, он искал сильных союзников вне Европы и тут, всё так удачно складывалось… Наш благоприятный США «вооружённый нейтралитет» во время Гражданской войны в США, отмена крепостного права в России в те же годы, хорошие межгосударственные отношения – казалось бы, ещё один «сильный ход» и мы станем «добрыми союзниками» назло всей Европе…. Продажа Аляски и могла бы стать тем «сильным ходом».

Хотя объективно, острой (да и вообще любой) необходимости продать Аляску «на всякий случай», чтоб успеть поиметь с неё хоть что-то, как в 1854 году, уже не было. Вообще не было! Да, были проблемы с логистикой, которые мы устроили себе сами, передав права на флот обеспечения американцам и «подсадив» Аляску на американские товары. Но, как устроили те проблемы, так же можно было их и решить – было бы желание, субсидии и соответствующие юридические меры (договор-то с США был опрометчиво заключён аж на 20 лет!).

Но, вкладывать деньги «непонятно во что», никому не хотелось. Аляску привычно считали обузой. А вот «срубить бабок по-быстрому», пополнив казну продажей того «непонятно чего», напротив, похоже, у кого-то «свербило так», что «кушать не мог» (С). Ну и всё те же «политические резоны»…

И вот, в декабре 1866 года, состоялся «тайный заговор», на котором присутствовали: император Александр II, главный лоббист продажи Великий князь Константин, министры финансов и морского министерства (оба по-любому не могли быть против, скинуть с шей лишний хомут, да ещё и подзаработать на продаже), а так же российский посланник в Вашингтоне Стекль.

Выгодная сделка

Абсолютно все участники заговора, радостно и с энтузиазмом, одобрили идею продажи. У каждого были свои резоны! «С глаз долой, из сердца – вон». Даже Стекль, который в 1854-ом был категорически против такого подарка американцам, резко поменял свою точку зрения. Ну, понятно – пригласили на такую знатную «вечеринку», и как тут попрёшь супротив всех, включая государя-императора? Если все высокопоставленные особы «за» — с какой стати, ему одному быть «против»? Тут не об интересах России, а о карьере думать нужно! Тем более что он, к тому времени, уже обзавёлся и женой американкой, и друзей успел завести среди высокопоставленных американских политиков, сплошь из сторонников покупки Аляски у России! Угодить сразу всем – милое дело!

По предложению министерства финансов был определён минимальный порог «выручки» — не менее 5 миллионов долларов золотом. Эту цифру взяли не с потолка, а скорее всего, просто уполовинив среднюю стоимость акра территории гораздо более плодородной земли, проданных Францией США своих Североамериканских владений (грандиознейшая «Луизианская сделка» 1803 года, благодаря которой, США пополнились 6 штатами целиком и увеличили в той или иной степени, территорию ещё 9 штатов).

В итоге, сторговались с американцами даже гораздо дороже «минимальной планки» — за 7,2 млн. Но, поскольку сделку в США поддерживали далеко не все, на её «лоббирование» среди влиятельных политиков (на банальные взятки и подарки, скорее всего), из тех 7,2 млн. долларов, Стеклем было потрачено ок. 150 тыс…. Т. е. мы не просто продали, а ещё и из своей выручки, заплатили за то, чтоб «впарить» глупым американцам ту Аляску!

Ещё какую-то сумму, мы потеряли из-за трёхмесячной проволочки американцами с выплатой уже после подписания договора «купли-продажи» (при этом, кто-то банально зажал или украл набежавшие за эти три месяца проценты по уже юридически нашим деньгам!).

Но самое интересное, началось потом. Наличными, выдать такую сумму казначейство США не смогло (у ещё не оправившихся после гражданской войны США, столько «лишнего» золота не нашлось), поэтому казначейство США просто выписало чек на имя всё того же Стекля. Тот отправился с ним в… Лондон (у которого точно золото в нужном количестве имелось). Но за перевод долларов в фунты, англичане взяли хороший процент. Потом, они ещё раз взяли хороший процент за перевод фунтов в золотые слитки. На этих британских «услугах» (плюс «зажатые» американцами проценты за 3 месяца), было потеряно в сумме почти 1,5 млн. долларов. Кстати, чек, выданный Стеклю, вернулся в США и сейчас экспонируется в музее.

В Петербург золотые слитки отправили из Лондона на барке «Оркни». Но, увы, 16 июля 1868 года судно затонуло так и не дойдя до пункта назначения.

Теперь самое интересное. В Лондоне, полученное золото пересчитали в рубли. С учётом курса валют и цен на золото, получилось 11 362 481 руб.  Хотя при пересчёте в рубли в США на момент сделки, она оценивалась в 11 704 320 руб.

Именно сумма в 11 362 481 руб. 94 коп.  и была официально записана как ПРИНЯТАЯ в казну Российской Империи (причём это С УЧЁТОМ тех «зажатых» американцами процентов, которые юристы ещё надеялись «выцарапать»!). Т. е. что бы дальше с этим, уже официально НАШИМ золотом не случилось в пути, никто никакой ответственности уже не нёс. Утонуло? Значит – сами виноваты и никто нам больше ничего не должен.

В общем, «нагрели» Россию все – и американцы и англичане.

Но «потерянными» для России в полном объёме, как думают многие, эти деньги всё-таки не стали. Точнее «утопили» лишь их часть. Ту, что решили в виде слитков доставить в Россию. Но, была и другая часть, о которой почему-то не рассказывают, напирая на «усё пропало!».

Железной волей «государя-амператора», отметя все прочие «заманчивые предложения» своей свиты, всю выручку от сделки по Аляске, Александр «Освободитель» решил направить в специально созданный «Железнодорожный фонд». И пока деньги в Европе, решили их часть, не мешкая, перевести фирмам Франции для закупки всего необходимого для развёртывания в России масштабного железнодорожного строительства. Вот ту часть, что перевели, обычно не упоминают, поскольку мала она была или велика, пока никто толком не знает (говорят, ещё не нашли в архивах соответствующих документов). Соответственно никто не знает и сколько золота утонуло. Может лишь 10 %, может 90%…

Есть исследователи, которые вообще не верят в версию «утопления» и утверждают, что все деньги благополучно прибыли в Россию были приняты казной в той самой сумме (11,3 млн. руб.) и благополучно поступили в «Железнодорожный фонд». «Но, это не точно!».

Вот такая история. Причём её трактовок я слышал невероятное количество и каждый может «нарыть» версию, какая больше нравится.

 

Я хочу предложить альтернативный вариант сделки по Аляске.

Во-первых, никакого выгодного только американцам торгового соглашения во время Крымской войны. И никакой сдачи им нашей транспортной логистики. Нападут при этом англичане на Аляску или нет, это в принципе не важно. Даже если её захватят – плевать, всё равно после войны вернут – война шла не за русские территории и колонии, а за политическое влияние в средиземноморско-причерноморском регионе, прежде всего в районе проливов. Объективно, если бы англичане очень захотели, во время Крымской войны, они захватили бы Аляску и мы никак не успели бы ни помешать им, ни успеть её продать. Поэтому и не продали! Царь и Горчаков прекрасно понимали, что если англичане попытаются «прихватизировать» Аляску, им придётся столкнуться с противодействием не только России, но и США, которые категорически не желали, чтоб Британская Империя её заполучила.

Англичане действительно старательно «кусали» Российскую Империю за её окраины. Шакалили как могли вдоль русского побережья Баренцева моря. Пиратствовали в Белом море. Пытались атаковать и сжечь Архангельск. В музее Соловецкого кремля на Белом море, до сих пор хранятся ядра орудий британских кораблей, яростно бомбардировавших монастырь. На Камчатке разыгралось настоящее сражение (кстати, выигранное русскими). Но что-то там «отжать» для себя насовсем, им и в голову не приходило! Не зря придя большими силами второй раз на Камчатку и обнаружив Петропавловский порт (будущий Петропавловск Камчатский) брошенным русскими, англо-французы, разграбили всё, что русские не забрали с собой, и убрались восвояси, даже не пытаясь закрепиться. Захватив в Авачинской бухте два судна, они потопили судно принадлежавшее России, а судно Русско-Американской кампании объявили «призовым» и умыкнули. Так что не понятно, зачем вообще  надо было передавать права на её флот американцам?

Когда Наполеон устроил «континентальную блокаду» Англии, к которой присоединилась и Россия, британские торговые суда пачками толпились в порту Архангельска, стыдливо прикрываясь флагами нейтральных стран. Так что мешало судам Русско-американской кампании, работать под флагом какого-либо нейтрального государства – но только не американским? Тем сунь в рот палец – они руку по локоть откусят! На ублюдков англичан же, вообще никакие морские законы никогда особо не действовали – если им это было не выгодно.

В общем, продавать Аляску из страха перед англичанами, никакой нужды не было ни в годы Крымской войны, ни уж тем более после неё.

Дальше. Во вторых, пока в Америке идёт гражданская война, и наши корабли регулярно «пасутся» поблизости, демонстрируя российский «вооружённый нейтралитет», надо, насколько это возможно, заодно, укрепить наше присутствие на Аляске. Улучшить логистику, создав постоянный морской коридор-трафик от нашего Дальнего Востока, вдоль Командорских и Алеутских островов (устраивая там «станции»), до самой Аляски. Построить новые остроги в ключевых районах, обеспечить их, пусть небольшими, но гарнизонами. Организовать вербовку местного населения. В общем, дать всем понять, что отобрать Аляску у России силой, будет очень хлопотно. Да и с политической точки зрения, как-то «не красиво» и в стратегическом плане, не без последствий. Да американцы этого и не будут делать – они тогда были сильно нам обязаны за тот самый «вооружённый нейтралитет».

Для тех, кто не в курсе.

Англичане, озабоченные охраной своих североамериканских колоний от посягательств США, в гражданской войне открыто встали на сторону южан и даже начали подготовку к отправке своих войск им в помощь. Удивительно, но в этом их поддержала и Франция (наверное, она предпочитала видеть франкофонный Квебек канадской провинцией, а не очередным штатом США). Они и Россию попытались привлечь к этой авантюре (разумеется, как обычно, в качестве «пушечного мяса»). Но, император Александр, решил с одной стороны, кинуть подлянку этим сукам англо-французам, не так давно развязавшим против России Крымскую войну, а с другой, обзавестись сильным союзником в лице быстро развивающихся США. Да демократических – но ведь и в России, тогда же, отменили крепостное право.

Александр «Освободитель» не просто отказался присоединиться к англо-французам в их авантюре, он направил две эскадры к берегам США (к атлантическому побережью под командованием адмирала Лесовского, а к тихоокеанскому, под командованием адмирала Попова) с конкретной задачей – любыми средствами воспрепятствовать возможной высадке англо-французского десанта на американском континенте.

Неизвестно, как бы это у наших адмиралов получилось на практике, но один лишь этот «демарш с решительными намерениями», произвёл в Лондоне и Париже такой «фурор», что они дружно отказались от интервенции в США.

(Никто не хочет сочинить альтернативу, как южане, в союзе с англо-французским (а то и русским!) десантом, громят северян и история начинает идти по совершенно другому, напроч альтернативному, пути?).

В общем, США были нам тогда сильно должны. Отношения между нашими странами установились исключительно хорошие. И ни о каких «отжать Аляску у России силой», не могло быть и речи! Даже англичане, действительно высказывавшие идею приобретения российских владений в Северной Америке, с целью «присовокупить» их к своей Канаде, не решились на «отжать-отобрать», даже когда реально могли бы это сделать!

Я хочу, чтоб читатель понял – продажа Аляски не была продиктована какой-то необходимостью или внешним давлением. Это было сугубо инициативой правительства Российской Империи.

Понятно, что все перечисленные выше мероприятия по укреплению русского присутствия на Аляске, влетели бы нам в копеечку. Да, это дорого, но ведь не дороже того золота, что хранит в себе Аляска! А то, что золото там есть, русские прекрасно знали ещё до Крымской войны. Просто тогда никто не подозревал об объёмах имеющихся россыпей.

ИМХО, правильнее было бы не пытаться сохранить Аляску, скрывая, что там есть золотишко, а напротив, сохранить её, продажей старателям, концессий на легальную добычу того золота не скрывая, что золота не так много, добыча его трудна, а условия обитания экстремальны! Что было, тогда, чистой правдой.

Но, начав с маленьких «патентов» для индивидуалов, по мере обнаружения ими же, всё больших и всё более богатых россыпей, этот процесс пошёл бы резко в гору – вплоть до тех самых государственных концессий. Главное, чтоб администрация там была русская! Эффективная, способная гарантировать порядок. И половина всего добытого золота текла в русскую казну. В т. ч. на содержание русской администрации и логистики.

Худо ли – утверждают, что американские старатели, «дикого золота» там «намыли» (пока его имело смысл там добывать) на 200 млн. долларов! Американская казна, получила, порядка тысячи тонн – золотой запас целой державы! Напомню, что Аляску продали за 7,2 млн. и очень радовались.

Но все эти богатейшие золотые россыпи были обнаружены не вдруг и не сразу. Золотодобытчики обогащались помаленьку и потихоньку, пока только в 1896 году, не было обнаружено самое богатое месторождение в районе реки Клондайк – с чего собственно и началась всем известная «Золотая лихорадка»…

Далее. Понятно, что если мы, пока американцы воюют друг с другом, укрепим Аляску и напродаём концессий на золотодобычу всем желающим, мы не только укрепимся, но, в конце концов, даже не плохо заработаем.

Но, всё-таки, что нам с того в стратегическом плане? Аляска всё равно останется слишком далеко от основных промышленных центров России и в случае масштабного конфликта, нам её не удержать точно так же, как во время РЯВ мы не смогли удержаться в Маньчжурии и на южном Сахалине (хорошо на переговорах сторговались на его половине!), а во время Крымской войны, даже победив, пришлось эвакуироваться с Камчатки (хорошо, что временно).  У нас в самой Российской Империи, логистика ещё на уровне каменного века.

Будем решать за счёт той Аляски не проблему набивания казны (не фиг там, в итоге и прибудет, даже если деньги пойдут на благое дело – а ведь могут и не пойти!), а самые насущные стратегические задачи.

Году этак в 1874-ом, пригласим послов США, Британской Империи и Германской Империи и предложим следующее:

Мы уступим Аляску, со всем её золотом и пушниной, но тому, кто согласится построить в России… нет, не «к утру хрустальный мост напротив царского дворца», а:

1) Железнодорожную магистраль от Перми до Владивостока, сугубо по российской территории, проходящую через города Екатеринбург, Тюмень, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу и Хабаровск.

Выгодная сделка

2) Судоходный канал, способный пропускать морские суда водоизмещением не менее 10 тыс. т., соединяющий Балтийское и Белое моря.

Выгодная сделка

Все технические детали – предмет особых переговоров.

Да, формально претендентов будет трое США, Англия и… Германия.

Причём и США, и Британская Империя, были заинтересованы в Аляске даже не столько потому, что она им нужна, а скорее, чтоб она не досталась конкуренту. Так они друг друга любили и уважали. И если бы цена оказалась слишком высока, и нашёлся некий «нейтрал», готовый её уплатить, то не факт, что они стали бы дальше торговаться. И тех и других, в принципе, вполне устраивала принадлежность Аляски нейтральной России. В РИ, Россия, нуждавшаяся в деньгах и мечтавшая сбросить хомут той Аляски, продала её именно американцам, поскольку тогда, с ними у нас были самые лучшие отношения, продавать её зловредным англичанам, не собирались в принципе, а других желающих, не было. Поэтому не было и никакого «аукциона». «Лот ушёл с молотка» по цене, не слишком выше «номинальной».

А вот если к торгу будет привлечена столь же формально нейтральная по отношению к США и Англии, Германия… О! Это особый случай.

Особый настолько, что с Германией мы даже попытаемся договориться заранее. Есть к тому особые причины.

Германская Империя (провозглашена в 1871 году), «выросшая» из блестящих побед Пруссии в Австро-Прусско-Итальянской войне 1866 года, и в Франко-Прусской войне 1870 года, тогда испытывала двойной бум – промышленный и демографический (собственно и позволившие Бисмарку создать «монстра» – Германскую Империю). Первому, нужны были рынки сбыта. Второму – то самое «жизненное пространство». Причём задолго до Гитлера, когда иметь пятерых и более детей, было для немецких семей нормой жизни! (Не чета нынешним немецким «либерастам» вырожденцам!).

А ещё, немцы как-то опоздали на делёжку «колониального пирога»… Поэтому, на момент образования Германской Империи, колоний у неё практически не было. Более того. Она тогда к этому и не стремилась. Как говорил Бисмарк: «…колониальная политика не является приоритетной для страны, так как территориальные приобретение на других континентах принесут лишь незначительные финансовые выгоды, однако будут сопряжены с ростом политических рисков…».

Но, всё меняется. «Назвался груздём – полезай в кузов»! Германской Империи, чтоб доказать всем, что это именно Империя(!) сперва пришлось взять под защиту (а потом уже сделать своими колониальными владениями) заморские территории принадлежащие немцам, а затем, учитывая те самые проблемы «расширения жизненного пространства» и имперского престижа, ввязаться в делёжку ещё не занятых территорий в Африке.

В Северной Америке, ей, соответственно не обломилось вообще ничего! А Аляска, даже – со всеми её суровыми условиями, это гораздо лучше, чем ничего.

Выгодная сделка

При этом, нехватка «жизненного пространства» постоянно толкала огромное количество немцев, не желающих испытывать на себе все «прелести» освоения Африканских колоний, на миграцию в Новый Свет.

Аляска это тоже Новый Свет. А для многих, непривычных к изнуряющим жаре и влажности, экваториально-тропическому климату и всяким маляриям, Аляска наверняка окажется предпочтительнее Африки. Тем более, что на Аляске, нашли не только золото! Ведя разведку золотых россыпей, там, ну совершенно случайно, нашли медь, железо, цинк, в которых Германия будет чрезвычайно заинтересована.

Мы могли бы предложить немцам очень интересную сделку, выгодную и России и для германской промышленности. Не говоря уже об «имперском престиже»!

Пока немцы решают свои проблемы, шаг за шагом, под чутким руководством Бисмарка, двигаясь к своей Империи, мы проводим все необходимые исследования и проектные работы по магистрали и каналу. Благо проектов и того и другого в РИ было предостаточно! Жаль, что Александр их всякий раз отвергал за «избыточную стоимость».

В 1871 году, сразу за провозглашением Германской Империи, когда все враги немцев уже повержены, репарации и прочие бонусы получены, в новообразованном «Втором Рейхе» эйфория… а немецкой промышленности придётся резко сбавлять обороны (военные заказы стали не так актуальны!), грозя ввергнуть страну в кризис (от которого немцы и побегут в Америку), мы (как надёжный союзник Пруссии, а теперь и Германской Империи, усилиями всё того же Горчакова), предложим мудрецу и первому канцлеру Германской Империи Бисмарку (имевшему по истине неограниченное  влияние в Германии) рассмотреть вопрос о покупке Аляски на очень интересных условиях.

Выгодная сделка

Не за деньги (ТАКИХ лишних денег у новоявленной Германской Империи, скорее всего и нет, да и Бисмарк предложение о покупке Аляски за золото, даже рассматривать не станет), а за то самое строительство Транссиба и Беломорканала. Что было бы исключительно выгодно для развития германской промышленности. С началом работ на Транссибе на 15 лет раньше, чем в РИ! Не с 1891-го, а, скажем, с 1875-го. Этого времени, немцам достаточно, чтоб подумать и принять решение.

Более того. Это ещё улучшило бы отношения России и Германии – с одной стороны, сделав нас более тесными торговыми партнёрами, а с другой, убедив немцев, что Россия «смотрит на восток»! Что могло бы стать базисом «стратегического партнёрства».

Да и вообще вся промышленная продукция Германской Империи, как раз пришлась бы нам, кстати, для тех, стратегической железной дороги и судоходного канала. Можно было бы даже предоставить немцам право беспошлинного сбыта любых своих товаров вдоль трассы той железной дороги на всё время её строительства.

Понятно, что все машины и материалы для наших «строек века», «Второй Рейх» либо производит сам, либо покупает, оплачивая из своей казны. Но, можно им и помочь, организовав специальный «Русско-Германский инвестиционный банк», который будет выдавать беспроцентные (но, разумеется, возвращаемые, со временем) кредиты, на «неотложные расходы», при проблемах и задержках с немецким обеспечением.

Особенно полезно, подтолкнуть Германию этими кредитами, к срочному строительству предприятий на территории России для обеспечения работ на альтернативных «Транссибе» и «Беломорканале».

Понятно, что тут и французы в стороне не останутся! Подряды на участие в столь грандиозных проектах, им тоже будут в радость. Ведь предприятий придётся построить много. Металл и металлопрокат на арматуру и мостовые конструкции. Рельсы. Вагоны для проживания работников. Простые и самые современные строительные, буровые и проходческие инструменты и даже машины. Транспорт. Банальные консервы. И, конечно же, взрывчатка, которой потребуется просто умопомрачительное количество для пробивания пути в горных массивах и добычи щебня. И конечно, глупо тащить всё это из самой Германии (или Франции). Проще выпускать прямо там, где это оптимально с точки зрения логистики.

Это будет сродни индустриализации! Разумеется, с обещанием выкупить эти предприятия у немцев (и французов) по их полной стоимости, после завершения строительства – если конечно хозяева будут заинтересованы в продаже.

Само строительство (в т. ч. и предприятий обеспечения), мы обуславливаем привлечением рабочих рук (от землекопов до высококвалифицированных рабочих и даже инженеров) только российского и германского подданства. Причём русские и немцы, участвовавшие в строительстве хотя бы год, получат одинаковое право на безвозмездную пожизненную аренду больших земельных наделов вдоль трассы железной дороги с правом бесплатно узаконить те наделы в собственность их детьми, родившимся на тех «хуторах» и «усадьбах» и решивших остаться на тех наделах на ПМЖ.

Чтоб обеспечить эти грандиозные стройки рабочими руками, заранее «корректируем» и ту самую отмену крепостного права в России.

Если в РИ помещичьи земли были поделены между собственно помещиком и крестьянскими общинами (и те общины должны были доставшиеся им земли ещё и выкупать!), что привело к дальнейшему обнищанию крестьян – как батраков, обрабатывавших помещичьи земли, так и общинников, оставшихся при самых плохих землях с долгом за землю и кучей ртов.

Нет, всё придётся сделать по-другому! Помещиков трогать не будем – ни один государь на это не пойдёт. Но земли, доставшиеся крестьянским общинам, сразу же разделим между «справными» крестьянскими семьями (надел будет настолько большой, чтоб обеспечить и семье процветание, и выплату помещику небольшой ренты (с правом выкупа земли по твёрдой «таксе» в будущем), и столь же небольшой налог, делимый между уездом, губернией и имперской казной). Причём надел будет неделимым наследством лишь ОДНОГО, выбранного отцом семейства, наследника. Все прочие наследники – могут либо батрачить на брата, либо искать своего счастья в других местах.

«Справные семьи», получая свободу, будут жить на хуторах, при своих наделах. В деревнях же, останутся только освобождаемые от крепостной зависимости без земли, потенциальные «батраки», работающие на землях помещика и даже на те, новые, «справные» крестьянские хозяйства, если свободные крестьяне хуторов, в такой помощи наёмных батраков будут нуждаться!

Те же крестьянские семьи, которые земли не получат, а батрачить за мизерную зарплату не захотят (или их самих «хозяева» брать батраками не возжелают), в «добровольно-принудительном порядке», за государственный счёт, отправятся осваивать новые земли. Именно там, где будет проходить Транссиб и будут получать свои наделы переселенцы. Причём они получат  и большие земельные наделы и солидные подъёмные на основание собственных хуторов. За период между отменой крепостного права (1861 год) и началом реализации проектов (примерно 1875 год), вполне можно существенно увеличить количество рабочих рук в районах, где развернётся строительство.

Выгодная сделка

Выгодная сделка

(Строительство РИ Транссиба).

 

Собственно Аляску, Германия получит, по сути, совершенно безвозмездно ровно в тот день и час, когда поезд из Перми прибудет во Владивосток, поезд из Владивостока в Пермь, а суда (водоизмещением не менее 10 тыс. т.), следующие новым каналом, из Петербурга в Архангельск и в противоположном направлении, прибудут в пункты своего назначения точно по графику.

Даже если строительство затянется лет на 20, это нас вполне устроит.

Нам тоже есть чем заняться в это время! Напомню – железнодорожную линию Москва-Казань в РИ ввели в эксплуатацию только в 1893 году, Москва-Киев и вовсе лишь в 1899-ом! А реальноисторический Транссиб (от Челябинска до Владивостока), строили с 1891 по 1916 годы – т. е. целых 25 лет!

Вот что об этом пишет «РуВика»:

«Строительство велось только за счёт собственных средств государства без привлечения иностранного капитала. В начале строительства привлекалось 9 600 человек, к 1896 году — уже около 80 000 человек. Ежегодно в среднем строилось 600-650 км железнодорожных путей. По состоянию на 1903 год (когда в эксплуатацию был введён уже построенный, основной участок магистрали), было уложено более 12 миллионов шпал, 1 миллион тонн рельсов, общая длина построенных железнодорожных мостов и тоннелей составила более 100 км. При начальной смете в 350 млн. руб. общая стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила 1 455 413 000 рублей.

Это поистине грандиозный проект! И начать его гораздо раньше, с активной немецкой помощью и на немецкие деньги, освободив собственные ресурсы на развитие транспортной (той же железнодорожной) логистики по всей стране – великое благо!

Да и по завершении проекта, все ресурсы, задействованные в нём, могут быть перенаправлены на другие ВАЖНЫЕ направления, не снижая темпов и объёмов!

ИМХО – это гораздо важнее и гораздо более правильное вложение средств, чем маньчжурская авантюра, вылившаяся в никому не нужную Русско-японскую войну.

Тоже самое касается и Беломорканала. Сбудется, наконец, мечта Петра Великого о возможности проводки военных кораблей с Балтийского моря в Белое. Благо тема всегда была «в тренде» ввиду её стратегической важности для Военно-морского флота и вполне законченные проекты строительства канала подавались «на высочайшее утверждение» регулярно: Первый — проект генерал-майора Деволана от 1800 года. Второй — проект графа Бенкендорфа 1835 года. Третий проект флигель-адъютанта Лошкарёва от 1857 года. Следующим, был проект инженера Здзярского 1888 года. Наконец в 1900 году, профессор Тимонов, за свой проект канала, был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки.

Увы, все проекты отклонялись из-за высокой стоимости строительства.

И такой канал, какой был построен при Сталине узниками ГУЛАГа всего за не полные 3 года, нам «на фиг не упёрся». Сам Сталин, узнав его характеристики, разочарованно сказал: «узкий, мелкий, а потому никому не нужный». Понятно, что под нужностью, он имел ввиду именно интересы ВМФ. По каналу им. Сталина, в лучшем случае, могли проходить эсминцы (глубина 4 м, при размере шлюзовых камер 135х14 м).

Нам нужен канал, по которому смогут свободно проходить крейсера (а по тому времени и броненосцы!) водоизмещением в 10 тыс. т. Не меньше!

И эту работу мы тоже поручим немцам, которые ещё даже к своему знаменитому «Кильскому каналу» (изначально «Канал Кайзера Вильгельма», соединяющий Северное и Балтийское моря) не приступали! Этот, не менее важный для германских ВМС канал, немцы запустили в эксплуатацию в 1895 году, после 8 лет строительства. И это изначально был канал, удовлетворяющий, прежде всего, требованиям ВМС!  А когда он перестал им удовлетворять в полной мере, между 1907 и 1914 г. г., канал был расширен до возможности его прохождения дредноутами.

Выгодная сделка

(Перворанговый боевой корабль ВМС Германии проходит «Каналом Кайзера Вильгельма» из Северного в Балтийское море)

Мы будем требовать от нашего Беломорканала того же самого!

Стоит оно Аляски?

Причём мы не будем продавать Аляску «оптом» («с глаз долой, из сердца вон»)! Российская Империя, помимо Командорских островов, должна однозначно сохранить за собой вообще все острова в Беринговом море ­­- это даже не обсуждается!

Так же, не плохо, было бы постараться удержать Алеутский архипелаг, полуострова Аляска, Кенай и Принца Уэлльского, остров Кадьяк и, разумеется, Новоархангельск со всеми примыкающими к нему землями и островами. Но, это всё-таки предметы торга. Сохраним какую-то часть из этого списка – уже хорошо! Ведь иметь свой форпост на другом континенте, на перспективу… Стратегически важно.

Германия же, как минимум, получит основной огромный территориальный массив на Североамериканском континенте. Пусть колонизируют, заселяют, развивают и укрепляют… под боком у англичан и американцев.

Ну, а если те будут сильно против (что, разумеется, не исключено) – милости просим на «свободный тендер», причём без всяких преференций американцам! Условия всё те же – ж/д магистраль и канал с сопутствующими промышленными предприятиями. И те же «стратегические» ограничения касательно продаваемых территорий.

И, кто знает, если немцы вложатся в эту свою гигантскую колонию «нипадецки», сбрасывая излишки населения и промышленной продукции, став по пути, нашими тесными партнёрами и стратегическими союзниками, но при этом, всегда будут чётко отдавать себе отчёт в отдалённости Аляски от Германии и, соответственно, уязвимости, быть может, они будут гораздо осмотрительнее вести себя и в период острых политических кризисов в Европе? Имеющихся у Германии в РИ колоний на это, увы, не хватило!

В самом деле, зачем развязывать очередную войнушку в Европе, если у Германии есть теперь уже ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ колониальные владения, включая огромную Аляску, богатую ценными полезными ископаемыми и золотом, которую осваивать, во всех смыслах, можно столетиями! Тем более с риском быстро и в первую очередь, потерять именно её? Да и у союзной России, будет возможность активно воздействовать на Германию в плане благоразумия. И кто решится на агрессию против тесного союза Российской и Германской империй?

В этой альтернативе, мир, надеюсь, будет более прочен.

Я не могу сказать, во сколько обойдутся альтернативные «Транссиб» и «Беломорканал» — но, ИМХО, это вполне достойная цена за Аляску.

А что мы получили РЕАЛЬНОГО (ощутимого) от продажи той Аляски в реальной истории? В самом лучшем случае, тот самый государев «железнодорожный фонд». Но вряд ли – ведь к строительству стратегически важной железнодорожной сети в России, приступили значительно позже официального создания того фонда.

И напоследок. Ну, а если все откажутся от такой сделки, посчитав её неприемлемо дорогой? Или будут соглашаться только на что-то одно – либо канал, либо магистраль? Говно вопрос – значит, АИ Российская Империя пополнит СВОЮ казну как минимум 500 тоннами золота (половина от того, что «намыли» там американские старатели в РИ), которые будут весомой помощью в реализации тех же самых проектов, и мы при этом, не потеряем столь ценных владений.

 

Р.С. На случай, если кому-то покажется, что западные страны не были заинтересованы в строительстве столь грандиозного Транссиба.

Свои предложения по строительству такой дороги (причём полностью за свой счёт!) подавали «на высочайшее имя российского императора» и американцы, и англичане. Причём американский проект поддерживал и тот самым губернатор Восточной Сибири Муравьёв-Амурский, уже уставший добиваться от государя Александра II милостивейшего соизволения построить такую дорогу силами Российской Империи. Но, пускать тех американских «козлов» в свой огород, Александр больше не хотел. Ему хватило и «облома» со столь бездарно «профуканной»  Аляской. (О чём он неоднократно пенял тому самому Стеклю и «бедняге» (поначалу даже награждённому за этот «подвиг» орденом «Белого орла», премией и пожизненной пенсией, но по итогам сделки, оказавшемуся крайне «не популярным»), за спиной которого постоянно шептались о подкупе со стороны американцев,  пришлось кончить свои дни во Франции).

Англичане же, желали за строительство железной дороги, получить себе в аренду на 90 лет и саму железную дорогу и все прилегающие к ней земли… Условия, приемлемые  только в отношениях метрополии со своими колониями! Охреневший от такой наглости Александр постановил, больше вообще не рассматривать никаких предложений от иностранцев.

А железную дорогу от Петербурга до Владивостока (тот самый Транссиб), построить своими силами, сугубо на свои деньги, причём под лозунгом: «чего бы это ни стоило!», постановил уже государь-император Александр III в 1890-ом году РИ – за два года до смерти Стекля.

Выгодная сделка

 

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest
23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account