Чехословак с тагильской родословной

15

Статья Юрия Пашолока, от 6 августа 2016 года, с сайта Warspot.ru, которая ранее по каким-то причинам не выкладывалась у нас. Так что устраняю этот пробел. Тем более что она нужно для одной альтернативы которая будет опубликована позже (небольшой спойлер).

Танки Т-34-85 по окончанию Второй мировой войны оказались едва ли не самым массовым типом бронетехники чехословацкой армии. Первые такие машины чехословацкий корпус получил в начале 1945 года, всего же во время войны ему было передано до 130 танков этого типа. Они принимали участие в освобождении Праги, а позже стали основной бронетанковых сил послевоенной чехословацкой армии. После войны поставки продолжались. На фотографиях тех лет встречаются советские машины, явно выпущенные уже после 9 мая 1945 года. Т-34–85 стали первыми танками чехословацкой армии, получившими на башнях знаменитые трёхцветные «кокарды».

Содержание:

Плод компромисса

Несмотря на то что Т-34–85 был на момент окончания Второй мировой войны вполне современным танком, ни для кого не являлось секретом – машина стремительно устаревает. Это понимали и чехословацкие военные. 17 октября 1945 года состоялось совещание в Генштабе, на котором его командующий, дивизионный генерал Богумил Бочек, утвердил тактико-технические требования на Tank všeobecného použití (TVP), то есть основной боевой танк. В этих требованиях явно просматривался взятый за основу образ Т-34–85, но при этом в деталях новый чехословацкий танк должен был достаточно сильно отличаться.

Разработка TVP затягивалась. Военно-технический институт (Vojenský technický ústav, или VTU), где проектировался TVP, представил концепцию танка в марте 1946 года. На её базе инженеры заводов ČKD и Škoda должны были разработать свои танки. Итогом стал проект Škoda T-40, заметно отличавшийся от исходного TVP. Представленный в декабре 1946 года проект уже на следующий год перестал удовлетворять требованиям чехословацких военных. По итогам в 1948 году TVP переработали, и на свет появились проекты Škoda T 50 и ČKD T 51. На их базе одновременно стали проектировать и самоходные установки.

Т-34–85 советского производства на учениях чехословацкой армии в Миловице, 1952 год

Т-34–85 советского производства на учениях чехословацкой армии в Миловице, 1952 год

Между тем, время шло, а дальше бумаги ни один проект так и не продвинулся. Неудивительно, что в один прекрасный момент у военных иссякло терпение. И хотя работы по TVP продолжались до марта 1950 года, к тому моменту чехословацкий Генштаб уже принял решение, причём отнюдь не в пользу разработок ČKD и Škoda.

Нередко это решение называют политически мотивированным. Действительно, 20–25 февраля 1948 года коммунисты заняли ключевые посты в руководстве Чехословакии, что привело в том числе и к чисткам. 14 июня президентом Чехословакии стал коммунист Клемент Готвальд. Всё это не могло не отразиться на отношениях с СССР, в том числе и в военной сфере.

Но как раз решение чехословацкого Генштаба по танкам связано с политикой в наименьшей степени. Стремительно устаревающий парк бронетанковой техники надо было обновлять, мало того, многие подразделения вообще остро нуждались в комплектовании хоть бы какими-то танками. Дело дошло до того, что начались модернизация и принятие в строй немецких StuG 40 и Pz.Kpfw. IV. При этом за прошедшее после войны время чехословацкая промышленность не выпустила ни одного по-настоящему нового танка или самоходной установки. Единственным разумным решением в этой ситуации стало обращение за помощью к политическому и военному союзнику.

В начале 50-х годов некоторые Т-34–85 получили ограждения фар, как на этом танке. Кроме того, часть чехословацких танков получила фары Notek

В начале 50-х годов некоторые Т-34–85 получили ограждения фар, как на этом танке. Кроме того, часть чехословацких танков получила фары Notek

В июле 1949 году Чехословакия получила лицензию на производство Т-34–85. Причины, почему именно этот танк, казавшийся устаревшим ещё в 1945 году, был выбран для производства, просты. Во-первых, с Т-34–85 чехословацкие военные были хорошо знакомы. Во-вторых, несмотря на то что он действительно не был новейшим танком, даже в конце 40-х годов это не казалось критичным. В-третьих, танк был технологичен, и его освоение в производстве не представляло больших проблем.

Возникает дополнительный вопрос, почему же Чехословакия приобрела лицензию именно на Т-34–85, а не на куда более совершенный Т-54. Ответ на этот вопрос прост: к 1949 году в СССР только осваивалось производство Т-54, а окончательно его облик сформировался лишь к началу 50-х. Даже если не касаться того, что СССР вообще мог бы не поделиться лицензией на совсем новую машину, освоение производства Т-54 могло потребовать куда больше времени. В случае же постановки на конвейер Т-34–85 чехословацкая промышленность получала опыт выпуска танков, боевая масса которых превышала 30 тонн. Ни до войны, ни во время неё боевые машины такой массы в Чехословакии не строилось.

Серийное производство с переездом

Техническая документация на Т-34–85 была доставлена заказчикам в ноябре 1949 года. Отправителем был советский завод №183 из Нижнего Тагила, разработчик Т-34–85. Танк, который предстояло выпускать в Чехословакии, несколько отличался от тех машин, что производились в СССР. Последние советские Т-34–85 были выпущены ещё в 1946 году, и их конструкция постепенно дорабатывалась. Неудивительно, что в итоге чехословацкая тридцатьчетвёрка отличалась от советских собратьев.

Чехословацкий Т-34–85 выпуска завода ČKD Sokolovo, май 1952 года

Чехословацкий Т-34–85 выпуска завода ČKD Sokolovo, май 1952 года

Для производства танков в январе 1950 года началась перестройка завода ČKD Sokolovo, находившегося в Праге. Использование паровозостроительного завода в качестве базы выглядит вполне разумным решением, особенно если принять во внимание наличие на нём развитого парка подъёмного оборудования. Для помощи в организации перепрофилирования производства в Чехословакию прибыли специалисты из СССР.

Подрядчиком по производству двигателей стал завод Škoda в Пльзени, где был организован выпуск моторов В-2. Изготовителем вооружения было определено ещё одно предприятие Škoda, находившееся в словацкой Дубнице-над-Вагом. Как и ČKD Sokolovo, этот завод, SMZ, ранее занимался паровозостроением. Наконец, корпусное производство было организовали на заводе им. Сталина (Závod J.V.Stalina, ZJVS) в словацком Мартине. Новый танк безо всяких оговорок можно называть именно чехословацким, поскольку в его выпуске оказались задействованы как чешские, так и словацкие предприятия.

Чехословацкий Т-34–85 из технического музея в Лещанах, имеющий оптику позднего типа. Обратите внимание на качество литья башни

Чехословацкий Т-34–85 из технического музея в Лещанах, имеющий оптику позднего типа. Обратите внимание на качество литья башни

Послевоенный первенец дался чехословацкой промышленности непросто. Первый образец чехословацкого Т-34–85 был изготовлен 1 сентября 1951 года. К началу октября было изготовлено ещё семь танков, два из которых отправились на кратковременные испытания. Всего же до конца года удалось выпустить 25 Т-34–85.

Первые танки получились довольно «сырыми», что для начальных выпусков техники вполне нормальное явление. В массовом порядке поступали нарекания на работу сцепления, трансмиссию и другие агрегаты. Во многом это было связано с тем, что необходимый уровень качества был достигнут далеко не сразу. Для налаживания техпроцессов потребовалось время. В результате полномасштабное производство Т-34–85 началось на ČKD Sokolovo только с февраля 1952 года.

Такими фарами с ограждениями оснащались чехословацкие Т-34–85 в 50–60-х годах

Такими фарами с ограждениями оснащались чехословацкие Т-34–85 в 50–60-х годах

Как уже упоминалось выше, близнецом тагильских машин чехословацкий танк не стал. От завода №183 машина унаследовала характерные опорные катки литой конструкции, хотя часть танков получила штампованные катки. Что же касается башни, то она больше похожа на ту, что под конец производства получали танки завода №174 (г. Омск).

По разным мелочам чехословацкий танк однозначно вычисляется среди советских собратьев. Для начала, в глаза бросается качество изготовления корпусов и башен. Изделия, поступавшие из Мартина, отличались высокой тщательностью обработки. Особенно в этом плане выделяется башня, почти лишённая всевозможных неровностей, характерных для литых башен.

Немного отличался и корпус танка. Петли верхнего кормового листа были увеличены, а броневые кожухи выхлопных труб имели более замысловатую конструкцию. Ещё одним характерным для чехословацких танков элементом стал порт для полевого телефона, находившийся в левой задней части корпуса. С левого борта появилось крепление для тросов, а передняя фара получила ограждение характерной формы. На танки раннего выпуска также ставились фары ночного вождения Notek, скопированные с немецких.

На этом снимке хорошо видны «фигурные» кожухи выхлопных труб и порт для полевого телефона, характерные для чехословацких Т-34–85 черты

На этом снимке хорошо видны «фигурные» кожухи выхлопных труб и порт для полевого телефона, характерные для чехословацких Т-34–85 черты

Всего на предприятии ČKD Sokolovo был собран 951 танк. Производство продолжалось до декабря 1953 года. Несмотря на распространённое мнение, что чехословацкие танки были лучше советских, с танками этой партии картина оказалась прямо противоположной. На 81 танке, поставленном в чехословацкую армию в 1951–52 годах, было зафиксировано 280 поломок, из них 250 напрямую было связано с плохим качеством изготовления. Сравнение с танками советского производства, последняя партия которых прибыла в 1949 году, оказалось в пользу танков, сделанных в СССР.

Чехословацкие военные для себя сделали вполне определённые выводы. Уже в мае 1952 года первый Т-34–85 вышел из ворот завода в словацком Мартине, а с сентября здесь началось серийное производство. Именно эти танки и стали той самой визитной карточкой чехословацкого качества. В 1952 году оба завода суммарно выпустили 352 танка, а в следующем – ещё 1050 штук. В 1953 году ČKD Sokolovo переключился на изготовление локомотивов, и Т-34–85 оказался последний танком, выпущенным ČKD и на территории Чехии вообще. Отныне именно Мартин стал сердцем чехословацкого танкостроения, и всего здесь было собрано 1785 танков данного типа.

Проект установки в Т-34–85 100-мм пушки, апрель 1954 года

Проект установки в Т-34–85 100-мм пушки, апрель 1954 года

Достаточно быстро был поднят вопрос о модернизации Т-34–85. Во многом это было связано с тем, что с 1953 года начался выпуск САУ SD-100, чехословацкой версии советской СУ-100. Стоявшее на ней 100-мм орудие Д-10Т, получившее чехословацкое обозначение 100 mm vz. 44 S, имело куда большую бронепробиваемость, чем 85-мм пушка Т-34–85. Вполне естественно, что появилось желание поставить более мощное орудие и на танк, тем более что его габариты вполне это позволяли. Работы по этой теме были организованы на предприятии Konštrukta Trenčín (Тренчин, Словакия), а затем в Военно-техническом институте.

Первый (сверху) и второй (снизу) варианты установки 100-мм пушки в башню Т-34–85

Первый (сверху) и второй (снизу) варианты установки 100-мм пушки в башню Т-34–85

Работа над чехословацким Т-34–100 началась в 1953 году. 6 апреля 1954 года Военно-техническим институтом был представлены проекты Т-34–85, вооружённого 100-мм пушкой обр. 1944 года. Танк оставался практически без изменений, переделке подверглась лишь носовая часть башни.

Первый представленный вариант выглядел наименее проблемным с точки зрения организации производства. Основная часть его башни вообще не менялась. К ней лишь на болтах пристыковывалась носовая секция, в которой и располагалась довольно сильно выдвинутая вперёд пушка. Орудие получало прицел TŠ-20. Также переделывалась установка спаренного пулемёта. Во втором варианте носовую часть башни приходилось значительно переделывать. Но такая версия имела более высокую снарядостойскость.

Согласно расчётам, скорострельность 100-мм орудия должна была составить порядка 8 выстрелов в минуту, но в возможность достижения таких параметров верится с трудом. Бюджет опытных работ должен был составить 780 тысяч крон, из них 160 тысяч ушло бы на проектные работы, а остальное – на изготовление опытного образца.

Установка для преодоления водных преград по дну

Установка для преодоления водных преград по дну

Вопрос по организации дальнейших работ повис в воздухе на 2 месяца. Потенциально такая модернизация могла усилить огневую мощь танка. Но вместе с плюсами всплывали и минусы. Во многом сложившаяся ситуация пересекалась с тем, что происходило за 9 лет до этого в СССР.

В 1945 году на испытания вышел Т-34–85 с установленной в нём 100-мм пушкой ЛБ-1. Коллективу ЦАКБ во главе с В. Г. Грабиным удалось установить пушку вообще без переделки башни, и она даже могла стрелять. Главная проблема была в том, что условия работы экипажа оказались сильно стеснёнными. От дальнейшего развития темы в СССР отказались.

В случае же с разработкой Konštrukta Trenčín дело не дошло даже до изготовления опытного образца. Чехословацкий Генштаб всё ещё хотел 100-мм пушку в Т-34–85, но совсем не 100 mm kanуn vz. 44 S. Теперь речь шла уже о 100-мм танковом орудии AK 1, которое планировалось ставить и в последнюю версию TVP. Помимо всего прочего, эта пушка имела автомат заряжания и стабилизатор вертикальной наводки.

Но эти пожелания не достигли даже стадии эскизного проекта. 30 июня 1954 года программу Т-34–85 со 100-мм орудием закрыли окончательно. К тому моменту Чехословакия получила лицензию на производство Т-54. Последние Т-34–85 покинули Мартин в конце 1956 года, а уже в следующем году завод изготовил первые Т-54. С их появлением чехословацкая армия окончательно решила проблему вооружения своей армии современными танками.

Интернационалист-долгожитель

Из 2736 построенных Т-34–85 чехословацкая армия оставила себе только 1437 штук, в том числе 731 производства ČKD Sokolovo и 706 производства ZJVS Martin. Остальные машины пошли на экспорт. Последние два года завод в Мартине производил машины исключительно для продажи за рубеж.

Что же касается чехословацкой армии, то в 1956 году у неё имелся 1701 танк Т-34–85. Это число включает и танки, которые были получены от СССР. За счёт того, что на вооружение чехословацкой армии постепенно поступали Т-54 собственного изготовления, более старая матчасть понемногу изымалась. К 1967 году, когда в Мартине уже выпускали Т-55, Т-34–85 всех типов в армии осталось всего 1120 штук. Часть из снятых с вооружения Т-34–85 отправилась за рубеж, какие-то танки переделали в спецмашины. В конце 1971 года число Т-34–85 сократилось до 780 и постепенно продолжало уменьшаться.

Чехословацкий Т-34–85 на съёмках фильма, 60-е годы. Танк имеет фару Notek

Чехословацкий Т-34–85 на съёмках фильма, 60-е годы. Танк имеет фару Notek

В составе чехословацкой армии карьера Т-34–85 оказалась спокойной. Машина стала учебной партой для очень многих танкистов. На ней экспериментировали с различным оборудованием, включая систему подводного вождения. Совсем по-иному сложилась судьба Т-34–85 чехословацкого производства за рубежом. Повоевать им пришлось много, и в первый бой эти танки пошли ещё в то время, когда их производство в Мартине не закончилось.

Трофейные Т-34–85 египетской армии в Хайфе, 1957 год

Трофейные Т-34–85 египетской армии в Хайфе, 1957 год

21 марта 1953 года на место умершего лидера Чехословакии Клемента Готвальда пришёл Антонин Запотоцкий, что привело к определённым изменениям политического курса страны. В этом же году начались и экспортные поставки Т-34–85. 21 сентября 1955 года между Чехословакией и Египтом была заключено соглашение о поставках целого ряда образцов вооружения и военной техники. Т-34–85 среди них, разумеется, присутствовали.

Всего Египет получил 820 танков, часть из которых (230 штук) успела поучаствовать в боях за Суэцкий канал. Боевые действия начались 29 октября 1956 года, против Египта воевали Израиль, Франция и Великобритания. В ходе этого конфликта воюющие стороны понесли тяжёлые потери в бронетанковой технике. Среди трофеев антиегипетской коалиции оказались и танки Т-34–85 чехословацкого производства.

В следующий раз воевать чехословацким Т-34–85 пришлось совсем в другом уголке земного шара. Куба приобрела около сотни танков как советского, так и чехословацкого производства. Закупки велись прямо со складов чехословацкой армии и достались заказчику с очень большой скидкой – 67 процентов. Фидель Кастро не прогадал – танки ему пригодились. В апреле 1961 года произошло знаменитое сражение в Заливе Свиней, где высадился десант противников революции на Кубе, поддерживаемых и вооружённых ЦРУ. На тот момент у кубинцев было всего десять Т-34–85, по большей части советского выпуска, но и они оказались очень кстати. Их противниками стали американские лёгкие танки M41 Walker Bulldog, по совокупности боевых характеристик значительно им уступающие. Один Т-34–85 оказался уничтожен, но «гусанос», как называли кубинцы контрреволюционеров, потеряли все свои танки. Кстати, один из них ныне находится в экспозиции парка «Патриот».

Подбитый сирийский Т-34–85, Голанские высоты, 1967 год. Танк имеет турель для установки зенитного пулемёта ДШК

Подбитый сирийский Т-34–85, Голанские высоты, 1967 год. Танк имеет турель для установки зенитного пулемёта ДШК

Вторым по объёму приобретённых танков покупателем чехословацких Т-34–85 оказалась Сирия. Всего туда отправилось 120 машин. Оказавшиеся в сирийской армии танки получили наибольшее число изменений среди всех Т-34–85 чехословацкого выпуска. Наиболее заметной деталью стала массивная турель под пулемёт ДШК, установленная на командирской башенке.

Сирийским Т-34–85 довелось понюхать пороха в начале июня 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. Значительная часть этих танков оказалась либо подбитой, либо захваченной израильской армией. Тогда же в бой снова ходили и египетские Т-34–85. Всего арабами был потерян 251 танк этого типа. Некоторые из трофеев израильские военные позже переделали в долговременные огневые точки, закопанные вдоль границы с Сирией и Иорданией. Их двигатели и ходовая часть снимались, а на месте отделения управления размещалась большая боеукладка.

Среди регионов, куда поступали на экспорт чехословацкие машины, были и более спокойные. Например, Румыния и Болгария получили, в общей сложности, 120 машин. Около 30 танков отправилось в Индию, Ирак и Йемен. В последнем, впрочем, этим танкам всё же пришлось повоевать. Сражались чехословацкие Т-34–85 и в Ливане, где они оказались в 70-х годах.

Т-34–85 чехословацкого производства в Ливане, 70-е годы

Т-34–85 чехословацкого производства в Ливане, 70-е годы

В целом «свой» Т-34–85 оказался для Чехословакии большой удачей. Это был первый средний чехословацкий танк, добравшийся до стадии серийного производства. Кроме того, до него Чехословакия никогда не выпускала танки в таких количествах. Выпуск Т-34–85 позволил Чехословакии не только вывести свою танкостроительную промышленность на высокий уровень, но и вернуться с продукцией своего изготовления на международный рынок вооружений.

Был, впрочем, и один огромный минус. Танков собственной разработки Чехословакия больше не производила, да и толком и не разрабатывала. Лицензионный выпуск советских танков оказался более выгодным, не требуя значительных затрат на проектирование и выпуск опытных образцов.

Источник — https://warspot.ru/6901-chehoslovak-s-tagilskoy-rodoslovnoy

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account