Buffel — аппарат из палок и…. при помощи бабуина
Говорим «Южная Африка» — подразумеваем «мины»! А где мины, там и минозащищённые автомобили, или попросту MRAP. И вот небольшой рассказ о самой популярной в мире подобной машине, которую построили вопреки воле военных — исключительно по частной инициативе. Что интересно – аппарат получился вполне себе приличный, разумеется, для тех условий.
В 1975 году, разбирая боевые действия в Анголе, руководство вооружённых сил ЮАР пришло к неожиданному выводу: тот факт, что за всё время рейда в разномастной колонне, состоящей из машин 25 различных типов и модификаций, не случилось ни одной поломки — настоящее чудо. В корпорацию Armscor (южноафриканская государственная промышленная компания) немедленно поступил запрос на разработку унифицированных минозащищённых грузовиков для армии ЮАР… С формулировкой: «Очень быстро,…»!
Услышав такие новости, инженер частной компании UCDD Коос де Вет сильно загрустил, поскольку в этот момент разрабатывал минозащищённую версию немецкого грузовика «Мерседес» — Unimog. А с учётом запроса в Armscor финансирование государством другого проекта оказалось под большим вопросом.
Тогда де Вет решил рискнуть и попробовать протолкнуть новый проект самостоятельно.
За основу взяли переработанный MRAP Bosvark, который до этого произвели серией в 56 машин, и нарисовали Bosvark II — с минимальными изменениями. Проблема была в отсутствии денег. Инженера это не смутило, и вместе с Джоном Дэвисом (исполнительным директором Busaf Border) они представили на суд военных прототип, собранный из… дерева. Военные сказали: «ОК, но денег нет. Дайте нам машину из металла за свой счёт. Ну или в Armscor обратитесь». В госкорпорации не нашлось желающих изготовить прототип из металла, и «частников» некуртуазно послали подальше.
Де Вет не сдавался и буквально из «палок и веток» построил второй прототип, внешне похожий на MRAP, но… без минной защиты и брони. Естественно, она же вся была в ведении… да-да, госкорпорации Armscor! На полевом тестировании военные посмотрели на машину и спросили: «А где отчёт о минных испытаниях? Нету? Ну вот когда будет, тогда и приходите».
«Легче отдаться, чем объясниться» Хорошенько поматерившись, инженер пошёл на поклон к начальству. Там прикинули уровень затрат и степень готовности прототипа и поняли, что дешевле доделать начатое. Выделили средства, дошаманили модель и с помощью государственного отдела Оборонных разработок (Defence Research Unit) получили возможность использовать полигон, где до этого проходили тестирование все MRAP’ы ЮАР.
Уверенность в успехе испытаний была настолько сильной, что на них пригласили толпу дружественных частников и даже представителей «Мерседеса» из Европы. Правда, по дороге из аэропорта те забыли о левостороннем движении в ЮАР и «подбили» пару такси, но всё же доехали до полигона.
На этот раз испытания прошли удачно.
Двенадцать часов Bosvark II преодолевал препятствия, загружал и разгружал солдат в кузов, и ехал, ехал, ехал по жёсткой пересечённой местности. В конце концов запротестовали даже представители европейского производителя, заявив, что шасси их автомобиля технологически не рассчитаны на такие нагрузки.
И всё бы хорошо, но у армии опять не было денег, да и один прототип — это как-то несерьёзно. «А давайте вы нам сделаете серию в 10 машин? И уж после них мы точно примем решение»!
Тут уже Джон Дэвис пошёл к гендиректору Busaf Border и попросил выдать со склада ещё девять машин. Как ни странно, в ответ он получил искомое, хотя многие крутили пальцем у виска.
Тем временем, Кооса де Вета по-тихому отстранили от проекта по просьбе Armscor… С неофициальной формулировкой: «Зае.. мучил».
Настал день последних противоминных испытаний. В яму заложили два десятка килограммов взрывчатки. Это было сильно больше даже двух стандартных противотанковых мин ТМ-57, установленных одна на другую (их использовали в Анголе и Мозамбике). В Bosvark II посадили обколотого наркотиками бабуина, привязав его к сиденью ремнями безопасности и верёвками. Идея была в том, что травмы, которые получит обезьяна, дали бы патологоанатомам информацию о возможных улучшениях защиты автомобиля. Сапёры проверили заряд и дали «добро». Раздался мощный взрыв, в воздух взлетели куски металла и земля, а всё вокруг покрыл густой слой пыли.
Сапёры взломали кабину и… начали громко смеяться, одновременно уважительно посматривая на инженера. Бабуин оказался жив. И цел физически, не считая сопутствующих стрессу моментов. Единственной его раной стала разрезанная губа, которую поцарапал осколок обшивки.
Естественно, после такой удачной «показухи» комиссия приняла положительное решение, но тут заупрямились в Armscor. Они акцентировали внимание на недоделках и попытались вывести из игры настырных «частников», чтобы самим сваять минозащищённый автомобиль на базе южноафриканского грузовика. На этот «бокс по испытаниям» ушёл почти весь 1977 год, но UCCD целенаправленно продавливала идею будущего Buffel’а.
У государственной компании остался последний шанс, и в Armscor затребовали провести последние минные испытания в начале 1978 года. Несмотря на то, что заряд заложенной взрывчатки был в несколько раз больше, чем обычно применялся на дорогах Анголы, весь экипаж отделался лёгкими контузиями.
В итоге государству пришлось-таки подписать контракт с «частниками» на поставку Buffel в армию ЮАР. Правда, при этом они хорошенько отомстили разработчикам, отодвинув их от производства и, тем самым, оставив без гроша в кармане…
Судьба, посчитав, что «роды» нового MRAP оказались весьма сложными, подарила ему долгую жизнь. Всего до 1995 года создали не менее 2400 экземпляров, при этом имея в конкурентах лучший на тот момент минозащищённый автомобиль мира — Casspir. Да, сейчас его звезда закатилась. Но если съездить на Шри-Ланку, можно увидеть «старичка» на боевой службе и сразу вспомнить трудную историю его создания.
Buffel был построен на серийном полноприводном шасси от грузовика Mercedes-Benz Unimog. Отличительной особенностью машины был V-образный киль из бронелиста для отражения взрывной волны, проходивший вдоль всего днища. Внутри киля находилась силовая установка с трансмиссией, а также два бака – топливный объемом 200 л и столитровый водяной. Вода предназначалась не для снижения центра тяжести или гашения перегрузок (хотя частично выполняла эту функцию), а для питья экипажа и десанта. А вот закачанные в каждое из четырех колес 500 л воды серьезно увеличивали массу машины и снижали ее динамику, но очень эффективно гасили взрывную волну.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ БРАВО, 32 БАТАЛЬОН, ОПЕРАЦИЯ ПРОТЕЙЯ АНГОЛА, АВГУСТ 1981
Насколько я знаю, именно в «Протейе» 3-2 вперыве оперировали на буфелях….
К сожалению, фоток буфелей из зоны действий удалось найти (пока) не так много.
Источники: