Бронированный вожак советских эсминцев

21

Приветствую, уважаемые коллеги. Сегодня я снова с «химерой» – и опять времен Великой Отечественной войны. А «под раздачу» в этот раз попал лидер «Ташкент», авторским произволом сопряженный с кое-какими идеями, витавшими в головах советских военморов в довоенный период и изложенными, в частности, в работе Д.Ю.Литинского «Суперэсминцы Советского флота». Получилось ли на выходе что-то путное – судить вам.

… В советском флоте идея бронированного лидера впервые была высказана еще в начале 1920-х годов при подготовке проекта «морской программы» тогдашним на­чальником Военно-морской академии М.А.Петровым. Целесообразность созда­ния защищенного палубным бронированием эсминца с 6-дюймо­вой артиллерией, мощным минно-торпедным вооружением, обладающего скоростью полного хода до 40 узлов, по мне­нию специалистов академии и Главного морского технического управления, подтверждалась анализом опыта борьбы на морских коммуникациях во время прошедшей ми­ровой войны.

Впрочем, на то время дальше разговоров эта идея так и не продвинулась. Вернулись же к ней уже в 1930-х годах, когда было налажено тесное и достаточно успешное сотрудничество с Италией как раз в области военного кораблестроения и морского оружия.

Одним из плодов этого сотрудничества, наряду с крейсерами проектов 26 и 26-бис и эсминцами проектов 7 и 7У, стал бронированный лидер проекта 20И, построенный для СССР фирмой Odero-Terni-Orlando по контракту, заключенному в марте 1936 года.

Разработка тактико-технического задания на постройку «Ташкента», как позже назвали корабль, не обошлась без борьбы мнений. К примеру, если одна часть ответственных флотских руководителей ратовала за вооружение будущего лидера 152-мм пушками, то вторая полагала достаточным главный калибр в 130 мм. Но в условиях отсутствия в производстве современной шестидюймовки победа в данном вопросе закономерно осталась за сторонниками «стотридцаток».

Столь же взвешенно подошли и к вопросу максимальной скорости – ее ограничили цифрой в 38 узлов, как и у отечественных эсминцев-«семерок». Достаточно разумно выглядело и бронирование корабля, основу которого составляли 45-мм пояс, прикрывавший примерно две трети длины ватерлинии, и 30-мм броневая палуба по его верхней кромке. 30-45-мм броней защищались и башни главного калибра. Эти толщины признавались достаточными для противостояния 152-мм фугасным снарядам.

А вот главное артиллерийское вооружение корабля претерпело некоторые изменения уже в процессе строительства. Опыт начавшейся войны в Испании показал, насколько опасен для кораблей такой противник, как авиация. И изначально планировавшиеся двенадцать 130-мм неуниверсальных пушек в шести башнях Б-2ЛМИ в итоге сократились до десяти – а вес, освободившийся после ликвидации одной башни, пошел на оснащение лидера четырьмя спарками 100-мм пушек Минизини итальянского производства.* Целеуказание 130-мм артиллерия получала от двух постов КДП-4-2 на носовой и кормовой надстройках, а 100-мм зенитки – от двух побортно расположенных СПН-100.

*Справочно:

Масса башни ГК здесь принимается как среднее арифметическое между массами реальных башен Б-2ЛМ (49 тонн) с 8-мм броней и Б-2ЛМТ (90,9 тонны), защита которой составляла 50-100 мм. Индекс Б-2ЛМИ для предложенных установок – исключительно авторский вымысел.

Масса одной спаренной установки Минизини – 15,03 тонны.

Сооружение «Ташкента» стало явным успехом итальянских кораблестроителей – на испытаниях при близком к нормальному водоизмещении в 6350 тонн он развил скорость чуть более 39 узлов. Достигнутая при этом мощность ГЭУ составила около 125000 лошадиных сил, превысив проектную. Не могла не радовать и дальность плавания, составлявшая вполне приличные 5000 миль 20-узловым ходом.

Однако свои штатные башни, как и пятитрубные 533-мм торпедные аппараты 2-Н, корабль получил только в начале августа 1941 года, когда страна уже отчаянно отбивалась от наседающих по всем фронтам гитлеровских войск. До тех пор на их местах временно были установлены соответственно одноорудийные установки 130-мм орудий Б-13 и трехтрубные аппараты 39-Ю. Еще раньше, в феврале-июне того же года имевшиеся на лидере восемь 45-мм полуавтоматических пушек 21-К сменили на такое же число 37-мм одноствольных автоматов 70-К.

И, пожалуй, можно сказать, что именно сравнительно мощное зенитное вооружение корабля, к тому же удачно разнесенное по всей его длине, равно как и наличие бронирования жизненно важных частей, позволили ему уцелеть под ударами немецкой авиации, от которой особенно страдал тогда Черноморский флот. Тяжело, но, к счастью, не смертельно поврежденный «Ташкент» в конце июня 1942 года успели перевести в Поти.

Восстановление боеспособности лидера удалось завершить лишь к сентябрю 1943 года – сказывалась слабость судоремонтных мощностей в Поти, к тому же приоритет в работах отдавался крейсеру «Молотов», которому в начале августа 1942 года немецкой торпедой оторвало корму. При этом в ходе ремонта на корабле, помимо прочего, появились современные радиолокационные станции и гидроакустика американского и английского производства.

18 августа 1944 года в составе отряда кораблей «Ташкент» перебазировался в Новорос­сийск, а 5 ноября в составе эскадры ЧФ лидер вернулся в Севастополь.

Достаточно интересной была и его послевоенная судьба. «Ташкент» стал одним из немногих кораблей военной поры, прошедших в 1958-1962 годах масштабную модернизацию. После нее артиллерийское вооружение корабля составили восемь уже универсальных 130-мм пушек в четырех башнях СМ-2-1 и семь счетверенных 45-мм автоматов СМ-20-ЗиФ, аналогичных применявшимся на эсминцах проектов 41 и 56. Ощутимо преобразились при этом и надстройки корабля в связи с заменой на более современные радаров и постов управления артиллерийским огнем. Торпедные аппараты также заменили на модель ПТА-53-68бис – как у крейсеров соответствующего проекта. А вместо глубинных бомб с их бомбосбрасывателями появились две реактивные бомбометные установки.

В действующем составе ВМФ СССР корабль продержался до 1979 года (с 1971 года – в качестве учебного) и после списания был разобран на металл в Инкермане.

ТТХ бронированного лидера «Ташкент» проекта 20И:

 

размеры – 162,5 м (длина наибольшая)/157,5 м (длина по ГВЛ)/15,75 м (ширина наибольшая)/5,25 м (осадка при полном водоизмещении (проектная); с учетом выступающей за линию дна части руля – 5,75 м);

водоизмещение (проектное) – 5625 (стандартное)/6250 (нормальное)/7500 т (полное);

мощность машин – 112500 л.с. (проектная)/125000 л.с. (фактическая);

скорость – 38,0 узлов (проектная)/39,0 узлов (фактическая);

дальность плавания экономическим ходом – 5000 миль на 20 узлах;

бронирование:

главный пояс (ширина 3,0 м, вертикальный, 68 % длины по ГВЛ (107 м)) – 45 мм;

траверзы главного пояса – 45 мм;

румпельное отделение – 30 мм (стены, пол и крыша);

средняя палуба над цитаделью – 30 мм;

котельные кожухи от средней до верхней палубы — 45 мм;

башни ГК – 45 мм (лоб)/30 мм (бок, тыл, крыша и пол);

барбеты башен ГК – 45 мм (над средней палубой);

боевая рубка – 60 мм (бок)/30 мм (крыша и пол);

коммуникационная труба – 30 мм;

КДП и СПН – 10-15 мм;

щиты 100-мм пушек – 8 мм;

артиллерийское вооружение – 5х2-130х50 (по 225 выстрелов на ствол), 4х2-100х47 (по 300 выстрелов на ствол), 8х1-37х68 (по 1500 выстрелов на ствол) (первоначально – 8х1-45х46 (по 1000 выстрелов на ствол), 8х1-12,7 (по 5000 выстрелов на ствол);

торпедное вооружение – 2х5-533-мм торпедных аппарата 2-Н (10 торпед);

противолодочное вооружение – 20 больших глубинных бомб ББ-1 и 30 малых глубинных бомб БМ-1, 2 бомбосбрасывателя;

минное вооружение – 100 шаровых мин заграждения (в перегруз).

 

Картинка в большем разрешении — традиционно здесь:

https://stvolar.livejournal.com/37132.html

 

С уважением. Стволяр.

Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account