Броненосцы береговой обороны типа «Эран» (HSwMS Äran). Швеция
Принцип централизованной обороны, который стал доминантой в стратегическом мышлении Швеции после отторжения Финляндии, не мог не оказать заметного влияния на развитие флота и выбор классов его составлявших. Предпочтение отдавалось кораблям с малой осадкой, приспособленным к боевым действиям в шхерах или крупных озерах, а не «морским» кораблям. Однако к середине XIX века на смену этой доктрине пришла новая: во главу угла был поставлен принцип «защиты границ», который предполагал встречу нападающего врага в море. Изменение стратегического мышления стало толчком к развитию современного мореходного флота. Ввод в строй броненосцев береговой обороны типа «Свеа» в 1886 году сделал устаревшими все крупные корабли шведского прибрежного флота: мониторы типов «Джон Эриксон» (1864) и «Хилдур» (1870-1871) и канонерские лодки типа «Бленда» (1873).
«Свеа» и его «систершипы» были спроектированы известным шведским кораблестроителем Йёте Вильгельмом Свенсоном, ранее разработавшим проект канонерских лодок типа «Бленда». «Свеа» и «Бленду» роднило расположения артиллерии – оба типа имели орудия главного калибра, размещенные в носу, вспомогательный калибр располагался в казематах надстройки вокруг дымовых труб.
Следующим поколением броненосцев береговой обороны стал тип «Оден».
Спроектированный в 1894 году, он являлся усовершенствованным вариантом ранних типов и имел главный калибр, размещенный в двух башнях в оконечностях. 5 ноября 1897 г. были одобрены чертежи для следующего типа – «Дристигхетен». Он стал первым кораблем своего класса, на котором 254-мм орудия старого образца заменили на новые «скорострельные» 210-мм орудия. Начиная с «Дристигхетена», вместо цилиндрических котлов на шведских кораблях стали использовать водотрубные котлы Ярроу. Таким образом, от проекта к проекту совершенствовался класс шведских броненосцев береговой обороны.
Политическая обстановка
История появления кораблей типа «Эран» не менее захватывающая, чем история со сбором средств на броненосцы типа «Сверье», строительство которых в 1912 году было частично финансировано за счет денег национальной кампании по сбору средств на строительство броненосцев береговой обороны. В 1899 году правительство попросило средства на ставшую на тот момент необходимой модернизацию и реконструкцию кораблей типа «Свеа», настаивая на том, что деньги не пойдут на постройку новых броненосцев. Военно-морское министерство предложило часть этих денег освоить на строительство новых кораблей, чтобы иметь достаточное количество единиц для защиты протяженной береговой линии Швеции. Однако морской министр был против и просил деньги только на окончание строительства одного корабля – «Дристигхетена».
В парламенте обе палаты выступили за укрепление флота, что было определено в первую очередь ухудшающимися отношениями с Норвегией (тогда еще входившей в унию со Швецией), а также все возрастающим влиянием России в Финляндии. Парламентарии отдали свои голоса за предложение военно-морского министерства, признав необходимой постройку новых броненосцев: был одобрен законопроект о выделении средств для строительства кораблей «Эран», «Тапперхетен» и «Васа». Это стало волеизъявлением граждан Швеции, точно так же как сбор средств для кораблей типа «Сверье» тринадцать лет спустя. Вызвал все это один человек.
Военно-морским министром в то время был Герхард Дюрссен, один из трех братьев, занимавших в то время ключевые посты на флоте и в морском министерстве. Его предшественник, Ярл Христерссон, выделил ассигнования на развитие создаваемой береговой артиллерии и замену существующих орудий новыми, причем в первую очередь предусматривались работы в крепости Кунгсхольм при входе в военно-морскую базу Карлскрона. Герхард Дюрссен счел более необходимым использовать эти ассигнования на модернизацию старых броненосцев береговой обороны типа «Свеа» с оснащением их современной скорострельной артиллерией. Для береговой артиллерии он предложил использовать старые 254-мм орудия броненосцев. Предприятие оказалось провальным: 2 миллиона шведских крон ушло на перевооружение береговой артиллерии практически бесполезным оружием, флот же получил новую артиллерию на устаревшие корабли с коротким сроком службы, которые вскоре были переклассифицированы в блокшивы.
В сложившейся обстановке парламент в 1899 году одобрил финансирование на начало строительства трех новых кораблей в текущем году и закладку четвертого через два года. Таким чудесным образом число шведских броненосцев береговой обороны увеличилось в полтора раза.
Строительство
В 1898 году Йёте Вильгельм Свенссон ушел из своей должности генерал-директора Корпуса корабельных инженеров. Его последователем стал Ялмар Хуго Лиллихёэк, одной из его первых задач стало окончание проектирования «Дристигхетена». Одобренные к постройке три корабля типа «Эран» были повторением этого удачного проекта, изменилось только расположение артиллерии вспомогательного калибра – она должна была размещаться в защищенных вращающихся башнях, а не в казематах. Это не только улучшало защиту для прислуги, но и существенно улучшало сектора стрельбы.
Контракт на постройку кораблей был подписан 12 октября 1899 г. с тремя частными верфями. «Эран» должен был строить завод «Мотала Веркстад» на верфи «Линдхолмен» в Гетеборге, «Васу» – «Бергсунд Меканиска Веркстад» на верфи «Финнбода» в Стокгольме, «Тапперхетен» – «Кокумс» в Мальме, 22 ноября 1901 г. «Кокумс» также получил контракт на четвертый броненосец – «Манлигхетен». В тендере на постройку участвовали и иностранные верфи (пять британских, одна французская и одна немецкая), но их предложения оказались значительно более дорогими, чем подобные от шведских верфей. Контрактными обязательствами было предусмотрено построить «Эран» и «Васу» за 26 месяцев, «Тапперхетен» – за 24. «Эран» должен был быть оборудован, как флагманский корабль Прибрежного флота (постоянно отмобилизованная часть флота) с помещениями для адмирала и его штаба.
Сроки постройки «Эрана» были превышены на три месяца, что частично было вызвано дополнительными работами по перестройке броненосца во флагман. Однако верфь не была оштрафована, так как ей удалось, в качестве компенсации, завершить достройку «Дристигхетена» на три месяца ранее установленных сроков.
Корпус
Стандартное водоизмещение броненосцев составляло 3650 т, полное – 3735 т. Корпус имел длину по ватерлинии 87,5 м (полная – 89,7 м), ширину 15,02 м, максимальная осадка составляла 5,3 м. Броненосцы имели таранный форштевень и крейсерскую корму, для успокоения качки были смонтированы скуловые кили длиной 35 м и шириной 0,7 м. Штевни имели золотые украшения «одобренного типа», которые должны были стать стандартными как для всех будущих броненосцев, так и для старых кораблей, на которые их устанавливали бы во время модернизаций.
Бронирование
Ватерлиния была защищена 175-мм поясом длиной 50,43 м и высотой 1,78 м из цементированной крупповской брони на 100-мм тиковой прокладке. Крупповская цементированная броня (КС) использовалась впервые, ее характеристики позволили уменьшить толщину пояса и боевой рубки на 25 мм по сравнению с «Дристигхетеном». Барбеты башен главного калибра имели толщину 190 мм брони КС, сами башни имели 180-мм лобовые плиты и 140-мм защиту со всех остальных сторон. Защита артиллерии вспомогательного калибра состояла из 100-мм барбета из никелевой стали, башни имели 125-мм лоб, остальное бронирование имело толщину 60 мм. Боевая рубка была защищена 175-миллиметровой броней КС. Практически вся броня была поставлена компанией «Фридрих Крупп» из Эссена, на долю шведской «Бофорс-Гуллсронг» достались только барбеты башен вспомогательного калибра и дверь боевой рубки.
Силовая установка
Впервые водотрубные котлы Ярроу были установлены и испытаны на миноносце «Агда», результаты были положительными и этот тип котлов стал стандартным для всех шведских боевых кораблей того периода. Одновременно тестировались и другие типы водотрубных котлов, но котлы Ярроу имели одно неоспоримое преимущество: их водогрейные трубки были прямыми, что значительно облегчало их производство и эксплуатацию. К тому же эти котлы были значительно легче цилиндрических и требовали меньшего времени на поднятие пара; с другой стороны, они требовали более жесткого контроля за уровнем воды. Первым крупным боевым кораблем с водотрубными котлами системы Ярроу стал «Дристигхетен».
Результаты работы котлов в повседневной службе оказались обнадеживающими, поэтому было принято решение использовать их на броненосцах типа «Эран».
Восемь котлов размещались в трех котельных отделениях и питали паром две вертикальные паровые машины тройного расширения. Машины располагались параллельно друг другу в двух машинных отделениях разделенных водонепроницаемой переборкой. Все шесть машин для трех кораблей изготовил завод «Мотала Меканиска Векстадс АБ» в Мотале. Машина развивала мощность 5500 и.л.с. при давлении пара 14,7 кг/см2. Проектная скорость кораблей составляла 16,5 узла и была превышена на испытаниях всеми тремя броненосцами. Самым быстрым оказался «Тапперхетен», развивший 17,7 уз. Вместимость угольных ям составляла 370 тонн, что обеспечивало дальность плавания 3000 миль на 12-узловой скорости.
Артиллерия
Ранее, до типа «Ньорд» включительно, шведские броненосцы вооружались 254-мм орудиями фирмы «Бофорс», но для будущих кораблей была принята новая концепция вооружения: теперь более важным считали достигнуть более высокой скорострельности, а следовательно – большего числа попаданий, нежели иметь большее воздействие от единичных попаданий крупных снарядов. В связи с этим было принято решение уменьшить главный калибр артиллерии до 210 мм – первым новые орудия получил «Дристигхетен», они же использовались на типе «Эран».
Также было разработано новое скорострельное 152-мм орудие, причем скорострельность осталась на уровне прежних образцов калибра 120 мм несмотря на то, что для более тяжелых снарядов и зарядов также использовались ручные операции: механизмы орудия более не являлись фактором, ограничивающим скорострельность – теперь она зависела главным образом от физической подготовки и тренированности артиллерийской прислуги.
Таким образом, главный и вспомогательный калибр новых броненосцев состоял из двух 210-мм орудий М/98 и шести 152-мм орудий М/98 производства фирмы «Бофорс». Противоминное вооружение состояло из десяти 57-мм орудий М/89В. Пара 37-мм пушек М/98В уславливалась на паровых катерах.
Уже по окончании постройки на корабли были установлены два 450-мм подводных минных аппарата М/99 производства фирмы «Армстронг Уитворт & К°» (Ньюкасл). Они располагались ниже броневой палубы в носовой части под углом 90° к диаметральной плоскости. Корабли несли четыре прожектора М/1900 типа «Шукерт» G90 – по одному устанавливались на крыше ходовой рубки и кормовом мостике, еще два стояли на прожекторной площадке между трубами. В 1906 г. на фор-марсе «Манлигхетена» был установлен дальномер с базой 2 м, позднее подобным образом были оборудованы остальные три корабля.
Начало службы
«Эран» («Честь») был заложен в 1899 году на верфи «Линдхолменс» в Гетеборге – предприятии, связанном с главным подрядчиком «Мотала Веркстад». Эта верфь доказала свою способность строить крупные боевые корабли, закончив постройкой в 1899 году броненосец береговой обороны «Ньорд» и досрочной сдачей «Дристигхетена» два года спустя. «Эран» был спущен на воду 14 августа 1901 г. и сдан флоту 7 сентября 1902 г. Во время трехчасовых испытаний на полный ход броненосец развил среднюю скорость 16,87 узла при мощности машин в 5913 и.л.с.
Перед сдачей флоту броненосец прошел две недели интенсивных испытаний, закончившихся в Карлскроне. В отчете об испытаниях было отмечено следующее:
1) цикл работы элеваторов башен главного калибра при работе от электропривода составлял 12 секунд, при работе элеватора вручную – 17 с;
2) скорость вращения башен ГК от электропривода могла изменяться в пределах от 1 до 7,5 град/с, при вращении башни вручную полный поворот с борта на борт занимал 2 минуты 22 секунды;
3) башни вспомогательного калибра имели очень легкое вращение: на ручном приводе башня «обходила» весь сектор обстрела за 18 секунд, работа элеваторов также не вызвала нареканий;
4) элеваторы питания 57-мм орудий обеспечивали подачу 12 ящиков (12 патронов в ящике) в минуту, что вдвое превышало контрактные требования;
5) перекладка руля из положения «право на борт» в положение «лево на борт» занимала 17 с;
6) выбор якорной цепи электрическим шпилем осуществлялся со скоростью 8,3 м/мин.
«Васа» (именование королевской династии Васа, правившей Швецией в 1560-1814 гг.) был заложен в 1899 г. на верфи «Финнбода» в Стокгольме, строителем выступал «Бергсунд Меканиска Веркстад АБ». Корабль был спущен 7 ноября 1901 г. На испытаниях «Васа» показал 16,77 узла при мощности машин 5100 и.л.с. Принят флотом 6 декабря 1902 г.
«Тапперхетен» («Доблестный») был заложен в 1899 г. на верфи «Кокумс АБ» в Мальме (эта частная верфь позднее прославилась строительством первоклассных подводных лодок и супертанкеров), спущен на воду 7 ноября 1901 г. Он оказался самым быстрым из четверки – на испытаниях броненосец развил 17,7 узла при мощности машин 5888 и.л.с. Принят флотом 24 января 1903 г.
Четвертый корабль – «Манлигхетен» («Мужественный») – был заказан на два года позднее систершипов и также строился на верфи «КокумсАБ». Он был заложен в Мальме в 1901 году. Конструктивно он повторял первые три корабля, но имел некоторые отличия, обусловленные опытом строительства и эксплуатации первых трех единиц серии. Броненосец получил более полные обводы носовой части, большее внимание было уделено улучшению условий обитания экипажа: на корабле была смонтирована система обогрева типа «Пункалор», переделана вентиляция, установлены индивидуальные рундуки для команды. Броненосец был спущен на воду 1 декабря 1903 г. и был сдан флоту 3 декабря 1904 г.
После сдачи флоту «эраны» сформировали 1-ю дивизию Прибрежного флота. 2-ю дивизию составляли броненосцы береговой обороны типа «Оден» и «Дристигхетен». Главная база флота размещалась в Стокгольме, но в связи с кризисом в отношениях с союзной Норвегией флот был выдвинут к западному побережью Швеции в район архипелага Гётеборга. Прибрежный флот находился под командованием контр-адмирала Вильгельма Дюрссена, младшего брата бывшего морского министра. В дополнение к восьми броненосцам флот получил два новых истребителя «Моде» и «Магне», минные крейсеры и большое число миноносцев. Базой флота стал Кальвсунд к северу от Гетеборга. Когда переговоры со стремящейся к отделению Норвегией были прерваны, флот выдвинулся на север в район шведско-норвежской границы к Рисё-Рафтё.
Главная задача шведского флота состояла в том, чтобы уничтожить норвежский флот в море или заблокировать в базах. Норвегия имела в тот период четыре построенных британцами броненосца с характеристиками сходными со шведским «одноклассниками», соединением норвежского флота командовал контр-адмирал Якоб Бёрресен.
Кризис достиг апогея летом 1905 г., но разрешился мирно: в октябре переговоры завершились – уния Швеции и Норвегии была расторгнута. Однако флот не потратил время впустую: маневры, проведенные контр-адмиралом Дюрссеном, позволили значительно улучшить навыки офицерского состава и команд броненосцев.
В 1906-1910 гг. «эраны» были выведены из состава действующего флота и стали на модернизацию. Простая фок-мачта (однодревка) была заменена треногой, на вершине которой разместился боевой марс с 2-метровым дальномером. Прожекторный мостик между трубами был демонтирован, а сами прожекторы перенесены на площадки, смонтированные непосредственно на фок- и грот-мачтах.
28 января 1914 г. «Тапперхетен» потерпел серьезную навигационную аварию – сел на мель Столбодан недалеко от Сандхамна в Стокгольмском архипелаге и принял много воды. Сразу снять его не удалось, и броненосец простоял на мели около полугода. Позднее его спасением занялась фирма «Рёда Болает», известная спасательная и буксирная компания (известность к ней пришла после спасательных работ на британском броненосце «Хоу», севшем на мель у Эль-Ферроля в 1892 году). Работы завершились к июлю. После снятия с мели «Тапперхетен» был отбуксирован на военно-морскую верфь в Стокгольме, где прошел ремонт. В состав флота корабль вернулся 26 октября 1914 г.
Шестнадцатью годами спустя и «Манлигхетен» потерпел аналогичную аварию практически в том же месте: сложные условия навигации в шхерах Стокгольмского архипелага весьма этому способствовали. 24 августа 1930 г. на пути из Стокгольма в Хорсфйерден броненосец в густом тумане налетел на мель у подводной скалы Пилтолм недалеко от Даларё. Все попытки сняться собственными силами оказались безуспешными. После обследования корпуса водолазами (он оказался неповрежденным) начались работы по разгрузке корабля. После этого крейсер-минзаг «Клас Флеминг», шедший в Даларё, попытался отбуксировать «Манлигхетен» с мели, но безуспешно. На следующий день на помощь пришел броненосец «Дроттнинг Виктория», также попытавшийся стянуть «Манлигхетен» с мели, но тоже безуспешно (несколько раз рвалась двухдюймовая якорь-цепь). Два дня спустя прибыл эсминец «Вахтмейстер», и для снятия корабля с мели был применен достаточно необычный способ: в то время как остальные корабли медленно стягивали с мели «Манлигхетена», эсминец, работая машинами на полный ход, размывал грунт под броненосцем. Способ оказался эффективным – вскоре броненосец оказался на плаву.
Первая мировая война
После вступления в строй в 1907 году броненосца «Оскар II» «Эран» был «разжалован» из флагманов Прибрежного Флота. «Манлигхетен» был временно переклассифицирован в учебный корабль и передан Военно-морскому колледжу. С началом Первой мировой войны «эраны» вновь вернулись к боевой службе. Предписания для отмобилизованного Прибрежного флота предусматривали, что одна из дивизий броненосцев должна всегда находиться в готовности №1, базируясь главным образом на Стокгольм, а позднее, в зимний период, на Карлскрону. Прибрежный флот все еще находился под командованием влиятельного и популярного контрадмирала Вильгельма Дюрссена.
Адмирал Дюрссен по морской специальности был артиллеристом и, будучи командующим, уделял большое внимание постоянной артиллерийской подготовке. Модернизация системы управления огнем позволила увеличить дальность стрельбы главного калибра до 6500 м, но стрельбы, проводимые в течение 1914 года, дали неутешительные результаты: например, рассеивание при стрельбе «Эрана» и «Манлигхетен» оказалось очень существенным, хотя, возможно, это было вызвано ошибками в работе системы управления огнем.
В следующем году обширная практика дала результаты – на стрельбах за Королевский кубок (скорость цели 4-5 узлов; скорость броненосцев 13 узлов) «Эран» и «Манлигхетен» показали превосходные результаты: на дистанции до 6000 м «Эран» добился 28 % попаданий, «Манлигхетен» – 33 %.
В 1916 г. адмирал Дюрссен был заменен контр-адмиралом Карлом Августом Эренсвэрдом, который продолжил артиллерийские учения, что позволило и в дальнейшем поддерживать артиллерийскую часть кораблей способной конкурировать с более современными артиллерийскими системами. Условия базирования не изменились: зимой главной базой оставалась Карлскруна, остальное время года броненосцы базировались на Стокгольм.
В сложившейся на Балтике обстановке броненосцы себя не проявили: рутинные обязанности по сохранению нейтралитета выполнялись малыми кораблями флота. Для конвоирования торговых судов вдоль длинной береговой линии, боевого траления и разведки были выделены восемь эсминцев и большое количество миноносцев.
Межвоенные годы
Несмотря на то, что «эраны» в годы войны не несли такой активной службы, как их меньшие собратья, к окончанию боевых действий в Европе они находились в плачевном техническом состоянии. С введением в строй броненосцев береговой обороны типа «Сверье», всеобщей «усталости от войны» и политики разоружения старые броненосцы были выведены из состава Прибрежного флота, переклассифицированы во вспомогательные корабли и приданы местным подразделениям береговой обороны. «Эран» был придан Стокгольмскому подразделению, однако уже в 1933 г. был выведен в резерв. «Васа» находился в столь плохом состоянии, что был выведен в резерв уже в 1924 г. «Тапперхетен» отправился в резерв в 1927 г., а до этого, вместе с «Манлигхетеном», состоял учебным кораблем при Военно-морском колледже.
Еще в 1912 году «Манлигхетен» был временно придан Военно-морскому колледжу и использовался в качестве учебного корабля: на нем были оборудованы помещения для 24 кадетов. Он совершал походы в иностранные порты совместно с крейсером «Фюльгия», канонерской лодкой «Скульд» и миноносцами «Мира» и «Орион». Отряд находился под командованием капитана 1-го ранга Аларика Вахтмейстера и посетил Антверпен, Бордо, Ферроль, Дартмут.
После окончания Первой мировой «Манлигхетен» находился в лучшем состоянии, чем систершипы. В 1920 году два из его 57-мм орудий заменили на пару 57-мм зениток Lvk М7/89В (тот же «Бофорс» М/89В, но приспособленный для стрельбы по самолетам). Приблизительно в 1925 году два из котлов броненосца были переведены с угольного на нефтяное отопление, причем на испытаниях, давших приемлемые результаты, использовалась низкосортная нефть с собственных месторождений в Киннекулле.
В 1920-е годы «Манлигхетен», как и «Тапперхетен», был выведен из состава флота и передан Военно-морскому Колледжу, и главным образом использовался в качестве учебного корабля для «экспедиций» кадетов в зарубежные страны. В 1920 г. «Манлигхетен» посетил Амстердам; в 1926 г. 2-я дивизия броненосцев в составе «Манлигхетена» и «Тапперхетена» побывала в Амстердаме, Портсмуте, Гернси и Влаардинене; на следующий год она посетила Плимут, Сан-Себастьян и Роттердам. В 1937 г. «Манлигхетен» с кадетами на борту совершил походы в Амстердам, Ньюкасл, Руан, Кардифф, Обан, Тронхейм и Клайпеду. В 1940 и 1941 гг. «Тапперхетен» выводился из резерва и вновь передавался Военно-морскому колледжу, однако привлекался к учебным походам только в «домашних» водах.
Вторая мировая война
На протяжении практически всех тридцатых годов все четыре броненосца типа «Эран» находились в резерве с минимальным обслуживанием. Когда же напряженность в Европе усилилась, мобилизация шведских вооруженных сил стала неизбежной.
«Эран» и «Тапперхетен» должны были быть приданы местным морским силам в прибрежной зоне между Свартклуббеном и Ландсортом, известным как Аландская эскадра, позднее – как Стокгольмский особый дивизион. Соединение состояло из старых угольных эсминцев «Хугин» и «Мунин» и еще более старых сторожевых кораблей, переоборудованных из миноносцев; в их задачи входили эскортные функции и наблюдение за обстановкой. Старые броненосцы должны были действовать в качестве мобильной группы поддержки.
«Эран» находился в резерве с 1933 г., однако при осмотре выяснилось, что и корпус и палубы находились в хорошем состоянии. Хуже было с артиллерией. Зенитные орудия устарели физически и морально, главный и вспомогательный калибры были ограниченно боеспособны – их дальность стрельбы ограничивалась 9000 м. Машины все еще позволяли развить 16 узлов, однако с риском для машинных команд: паровые магистрали, находившиеся под давлением, разрывались при малейших сотрясениях. 30 октября 1939 г. прошли испытательные стрельбы главного калибра (именно в ходе них были отмечены проблемы с силовой установкой). На этих испытаниях корабль умудрился потерять якорь из-за обрыва обветшалой якорь-цепи. Зенитную артиллерию модернизировали, установив современные орудия: четыре 57-мм зенитки Lvk М/38 (на специальной площадке позади труб), два 40-мм М/36 и два 25-мм М/32 автомата «Бофорс», все старые 57-мм пушки М/89В были демонтированы.
«Эран» был придан силам Охраны водного района Стокгольма, но к концу войны корабль находился в очень плохом состоянии. Было решено перебазировать броненосец в Мальме, где он должен был действовать как плавучая зенитная батарея, а в случае необходимости – быть затопленным на входе в гавань. В январе 1945 г. «Эран» отбуксировали из Стокгольма в Мальме, где он дослуживал свои последние месяцы в качестве несамоходной плавучей батареи.
«Тапперхетен» находился в резерве с 1927 г. и по состоянию примерно соответствовал «Эрану». На нем также пришлось проводить модернизацию зенитной артиллерии. Его 57-мм орудия имели расположение, отличное от зениток «Эрана»: их разместили на палубе надстройки вокруг, а не позади дымовых труб. Два 40-мм автомата расположили как на «Эране» – на крышах орудийных башен главного калибра. «Тапперхетен», так же как и «Эран», был придан силам ОВРа Стокгольма, кроме краткого периода службы в качестве учебного корабля Военно-морского колледжа.
«Васа» с 1924 г. находился на отстое в Карлскроне. С началом войны было принято решение оборудовать его как несамоходную плавучую батарею (настолько плохим было его состояние) в составе обороны Мальме, пришвартовав корабль к молу и посадив на дно гавани. Однако даже использование броненосца в режиме плавучей батареи требовало дорогостоящей модернизации и обширной реконструкции. «Васа» был окончательно выведен из состава флота 15 марта 1940 г., позже его поставили на якорь в Хорсфйердене и закамуфлировали под броненосец «Дроттнинг Виктория».
«Манлигхетен», как писалось выше, был частично модернизирован в 1920-е годы. Согласно «оборонному акту» парламента, в 1936 году его передали соединению береговой охраны Гетеборга в качестве флагманского корабля недавно созданной местной эскадры. 12 декабря 1939 г. «Манлигхетен» первым из шведов столкнулся с «ужасом войны»: у его борта взорвался затраленный минный защитник, погибло шесть моряков.
Повреждения вынудили провести широкую реконструкцию с обширной модернизацией, работы были выполнены на верфи «Готаверкен». Результатом стал корабль с новым красивым «итальянским» силуэтом – форштевень получил сильный наклон вперед, на трубах появились козырьки. На броненосце сменили котлы, установив восемь новых – шесть угольных и два нефтяных. Были сменены стволы орудий главного и вспомогательного калибров, что в результате позволило увеличить дальность стрельбы. Корабль получил новый командно-дальномерный пост и новую систему управления огнем, аналогичные подобному оборудованию броненосца «Дроттнинг Виктория», а также современные боеприпасы. Состав зенитной артиллерии стал аналогичным артиллерии «Эрана» – новые 57-мм, 40-мм и 25-мм орудия «Бофорс». На верхней палубе в корме проложили минные рельсы. «Манлигхетен» стал фактически новым кораблем с иными размерениями – его длина по ватерлинии увеличилась до 90,2 м, а водоизмещение выросло до 3685 тонн.
В годы войны «Манлигхетен» привлекался к обороне западного побережья Швеции, выполняя дальние патрулирования и ведя наблюдение за морем. Именно он сыграл главную роль в обнаружении 5 мая 1943 г. подводной лодки «Ульвен», которая подорвалась на мине тремя неделями ранее.
Окончание службы
Участие «Васы» в войне ограничилось «работой» кораблем-макетом. Его 152-мм орудия уже в начале 1940 года демонтировали и передали береговой артиллерии. Два из них установили на батареях в Холмогадда, два в Корее и по одному в Телге на Готланде и на южном побережье около Теллеборга. После войны «Васу» передали военно-морскому училищу в г. Берга, где использовали в качестве натурного макета для обучения корабельных аварийных партий. На слом броненосец пошел в Карлскроне в 1961 г. При модернизации «Манлигхетена» прежние 210-мм орудия были сменены аналогичными орудиями «Бофорс», но новой выделки. Его старые пушки установили в фортах береговых крепостей в Хамнскоре и Хултунге. Броненосец был списан в 1947 г. и частично разобран в Карльскроне в 1952 г. Корпус срезали до нижней палубы, и он долгое время использовался в качестве плавучего причала в военно-морской базе Скредсвик в Гюлльмарсфьорде.
«Эран» до 1943 года был флагманом Аландской эскадры, а затем был передан силам военно-морского района Южного Побережья. В начале 1950-х годов три 152-мм орудия броненосца были демонтированы и размещены на береговых батареях в Лулео. «Эран» был частично разобран в Карлскроне в 1952 г.: его корпус срезали, как у «Манлигхетена», и использовали в качестве понтона. Он затонул при буксировке у Фалькенберга на западном побережье Швеции в 1968 г.
«Тапперхетен» был продан на слом в 1952 г., работы по разборке проводились в Окселозунде. Несмотря на трудности – корабль затонул у причала – при разборке с него сняли около 2000 тонн металла.
Броненосцы типа «Эран» оставили существенный след среди крупных кораблей шведского флота. Будучи на начало века самым крупными кораблями из класса броненосцев береговой обороны, вместе с близким по типу «Дристигхетеном», они всего за два года удвоили число броненосцев шведского флота. Именно эти корабли сформировали ядро боевого соединения посланного к южному побережья Норвегии во время Униатского кризиса, они стали базой для увеличения боеспособности флота в разгар Первой мировой войны. «Эраны» были красивыми и мощными кораблями и первыми шведскими броненосцами, которые предоставляли своим командам наиболее современные и комфортные условия обитания на борту.
Литература:
Bojerud S., Rosander Р-О., Wikberg J. Malmo marina bevakningsomrade 1928-1992. -Karlskrona, 1992.
Borgenstam C. The development of the Swedish coastal battleships (неопубликованная рукопись).
Giron A. (ed). Kungl. Sjokrigsskolan 1867-1942. — «J.O. Oberg & Son», 1942.
Harris D.G. The Swedish armoured coastal defence ships // «Warship», 1996.
Holmquist A.: Flottans beredskap 1938-1940. — «Allmanna Forlaget», 1972.
Insulander P., Olsson C.S. Pansarskepp. Fran John Ericsson till Gustaf V. — «СВ Marinlitteratur», 2001.
Kockums marina fartyg // «Varvshistoriska foreningen», 2008.
Lagvall B. Flottans neutralitetsvakt 1939-1945 // «Marinlitteraturforeningen», №17, 1991.
Lindholmens Varv 1845-1945. Minnesskrift. — Goteborg, 1947.
Pansarbaten Aran // «Tidskrift i Sjovasendet», №65, 1902.
Sandstrom A.: Pansarfartyg at Sveriges flotta // «Sjohistoriska Museet», rapport 19, 1984.
Von Hofsten G., Rosenius F. (eds). Kustflottan. De svenska sjostridskrafterna under 1900-talet. -«Kungl. Orlogsmannasallskapet», 2009.
Wedin F. Amiralitetskollegiets historia. Bd.IV: 1878-1920. — «Liber», 1980.
Westerlund K-E. Svenska orlogsfartyg 1855-1905. — Karlskrona: «Marinlitteraturforeningen», 1992.
Ahlund B. Historia kring flottans kanoner// «Marinlitteraturforeningen», №84, 1998.
* * *
Эта работа посвящается памяти г-на Курта С. Олссона, недавно умершего в возрасте 86 лет. Г-н Олссон был самым крупным авторитетом по шведским броненосцам и соавтором книги «Броненосцы» («Pansarskepp», изд-во «СВ Marinlitteratur»). Я в долгу перед г-ном Олссоном за доступ к имевшейся у него информации и бескорыстную помощь и поддержку в течение 25 лет нашей близкой дружбы.
Перевод с английского М.Б. Князева
Источник – журнал "Морская Кампания" №1 от 2011 года