Броненосный башенный корвет USS «Салем»
История:
В годы Гражданской Войны в Америке, штат Калифорния был удаленным, малозначимым театром, который, однако, привлекал внимание обеих сторон. Калифорния была одним из основных источников золота, необходимого обеим сторонам для оплаты военных расходов. Доступ к ней для обеих сторон был весьма и весьма затруднен, однако для обладавших превосходством на море северян, эта проблема стояла не столь остро. Южане отлично понимали это, и вместе с попытками (подчас успешными) разжечь сепаратистские выступления внутри штата, прилагали значительные усилия к организации нападения на Калифорнию извне.
Тихоокеанский Эскадрон, служивший защитой Восточного Побережья, с началом войны был сильно ослаблен посылкой лучших своих кораблей в Атлантику для несения службы. Конфедераты, обладавшие несколькими хорошими крейсерами, приобретенными в Европе, представляли вполне ощутимую угрозу морского нападения на города и порты Калифорнии. Поэтому нет ничего удивительного, что летом 1862 года, богатый калифорнийский магнат Джон Сайлерс направил письмо к командиру Тихоокеанского Эскадрона с предложением построить броненосец особой конструкции, способный эффективно защитить Калифорнию от возможного нападения рейдеров южан.
USS "Салем" на рейде Сан-Франциско: на заднем плане, винтовой шлюп USS "Ланкастер".
Джон Сайлерс был вообще весьма примечательной фигурой: набожный евангелист, он был горячим патриотом Севера и противником рабства. В самом начале войны, он с группой единомышленников организовал в Сан-Франциско "христианское патриотическое общество", волонтерскую организацию, оказывающую поддержку федеральному правительству и армии. Сам Сайлерс писал:
Каждый честный христианин должен поднять оружие против тех отвратительных слов, что записаны в так называемой конституции мятежников, ибо говоря "никакой закон, запрещающий рабство не может быть принят", они отрицают этим Слово Божие. Разве не сказал Он: "Нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, но все и во всем Бог"? Разве может не быть противна Ему отвратительная практика, когда братьев наших во Христе продают как скотину, секут бичами и подвергают ужасным наказаниям за малейшее ослушание?
Сайлерс не имел прежде существенного инженерного опыта, но ему принадлежала большая мастерская, занимавшаяся в числе прочего ремонтом машин и механизмов. Кроме того, сам он был хорошо образован, и, видимо, считал себя достаточно компенентным чтобы иметь суждение в вопросах военного кораблестроения. Узнав из печати о победе "Монитора" над "Вирджинией" на Хэмптонском Рейде, он загорелся идеей построить мореходный башенный корабль, способный вести бой в открытом море. Командование флота, также вдохновленное успехами башенных кораблей Эрикссона, согласилось, и в августе 1862 контракт на постройку броненосного башенного корвета конструкции Сайлерса был подписан. Общая сумма контракта составила 275000 долларов.
Конструкция:
Корпус USS "Салем" был целиком построен из дерева. Его полное водоизмещение составляло около 1435 тонн, при длине между перпендикулярами 64,96 метра, и ширине 12,32 метра. Осадка его составляла по проекту 4,5 метра, но из-за строительной перегрузки составила 5,02 метра.
Надводный борт в центральной части корпуса был срезан до уровня главной палубы, оставляя в оконечностях высокие полубак и полуют. Это понижение было защищено поясом из кованой железной брони, защищавшим метровый надводный борт и 40 сантиметров ниже ватерлинии. При проектировании "Салема", Джон Сайлерс применил т.н. "цитадельный" принцип, при котором броней защищалась лишь часть конструкции корабля, необходимая для обеспечения плавучести. В английской литературе часто встречается утверждение, что это решение Сайлерс скопировал с "Уорриора", но нет никаких доказательств что Сайлерс вообще знал в то время о конструкции британского броненосца.
Основным элементом проекта была вращающаяся броневая башня особой конструкции, установленная в центре корпуса. Разработанная самим Сайлерсом, башня была изготовлена из дерева, обшитого железной броней, и была двухъярусной — причем оба ее яруса вращались независимо друг от друга. Нижний ярус башни опирался на кольцо роликов, проложенное чуть ниже главной палубы; по общей концепции, он был близок к башням Кольза. Насквозь, через нижний ярус проходила вертикальная ось, на которую опиралась конструкция верхнего яруса. Расположенная в подбашенном отделении паровая машина (снятая с небольшого шахтного локомотива) приводила оба яруса в независимое движение через особый дифференциал.
Набросок башни Сайлерса из архива ВМФ США
На нижнем ярусе башни, согласно проекту, должны были быть установлены две 380-миллиметровых гладкоствольных колумбиады Дальгрена. Верхний ярус башни — возвышавшийся над полубаком и полуютом — по задумке Сайлерса, должен был иметь возможность вести погонный и ретирадный огонь, и должен был быть вооружен двумя 100-фунтовыми орудиями Пэррота. Так как добыть требуемую тяжелую артиллерию на Восточном Побережье оказалось невозможно (да и кроме того, проблемы "Салема" с остойчивостью уже проявились в полной мере), нижний ярус башни временно вооружили одним 229-мм орудием Дальгрена и одной старой 32-фунтовой пушкой.
В отличие от многих других мореходных броненосцев северян, "Салем" не имел тарана. Вместо этого, в его носовой части был предусмотрен специальный отсек для "подводной артиллерии" — тяжелого 229-миллиметрового орудия, стрелявшего под водой через специальные клапаны в бортах. Предполагалось, что на дистанции около 10-20 метров, циллиндрический снаряд вонзится в корабль противника ниже ватерлинии, и взорвется, создав огромную пробоину.
Броня корабля была, в связи с ограниченными возможностями калифорнийской промышленности и дефицитом металла, изготовлена из 50 миллиметровых железных полос, полученных на заводе где изготовлялись железнодорожные рельсы. Два слоя полос — верхний, расположенный вертикально, и нижний, расположенный горизонтально — составляли броневой пояс и крепились болтами к мощной деревянной подкладке из тика. В отличие от мониторов, броневой пояс "Салема" был вделан в борт корабля, без характерного выступа. С торцов, пояс прикрывался V-образными траверсами, каждый из одного слоя железных полос на почти метровой толщины подкладке.
Броневая башня была защищена тремя слоями железных полос, общей толщиной 150 миллиметров; чтобы увеличить снарядостойкость, стенки башни были наклонены под углом в 22 градуса от вертикали. Сайлерс считал, что тем самым он обеспечит башне стойкость, эквивалентную 200 миллиметрам вертикальной брони, однако, как и многие другие, эти его рассчеты оказались излишне оптимистичными.
В движение "Салем" приводила одна двухциллиндровая горизонтальная паровая машина, мощностью около 400 лошадиных сил. Пар обеспечивали четыре циллиндрических котла. Единственный винт по проекту должен был придавать броненосцу скорость до 10 узлов; на практике, из-за более глубокой чем планировалось осадки, скорость "Салема" никогда не превысила 7,5 узлов.
Заложенный на военно-морской верфи Мэр-Айленд в октябре 1862 года, "Салем" был спущен на воду в августе 1863. Постройка корабля продвигалась довольно медленно; критической проблемой стали как ошибки при проектировании, так и недостаточные возможности калифорнийской промышленности, вынуждавшие постоянно пересматривать проект и упрощать отдельные решения. Так, от телескопической дымовой трубы — которая предусматривалась изначальным проектом Сайлерса — в итоге пришлось отказаться в пользу более простого решения, хотя это в итоге и блокировало верхнему ярусу башни кормовой сектор обстрела.
Множество проблем выявилось с главной "изюминкой" проекта — двухъярусной орудийной башней. Сложный механизм независимого вращения доставил столько проблем, что, по мнению коменданта верфи, "задержал ввод корабля в строй минимум на полгода". При первых испытаниях, маломощная приводная машина вообще не сумела развернуть башню из-за обнаружившихся дефектов в роликах; замена роликов оказалась мучительным мероприятием. Вес верхней башни оказался слишком велик для поддерживающего ее стержня; пришлось опереть верхнюю башню на кольцо роликов, проложенное по крыше нижней, и предусмотреть дополнительные опоры.
Раздраженный задержками, вице-адмирал Чарльз Белл, командующий Тихоокеанским Эскадроном, предложил достроить броненосец по упрощенному проекту, с одноярусной башней, а для погонного и ретирадного огня просто поставить в оконечностях по пушке. Эта в общем-то весьма рациональная мысль натолкнулась на жесткое сопротивление Сайлерса, который напоминал, что корабль принадлежит ему и все изменения в проект могут вноситься только с его согласия. В письме от 11 мая 1864 года, Сайлерс писал:
Независимое вращение двух сооснованных башен… составляет столь важную часть моего проекта, что любой отказ от него был бы равносилен прекращению строительства вообще. Расположенные открыто в оконечностях, предлагаемые Вами орудия были бы совершенно открыты ужасающему действию картечи и снарядов; в то же время в башне моей конструкции, они будут также совершеннейше защищены, как если бы стояли за стенами лучшего форта. Я лично наблюдах за ходом работ над машиной, и провожу необходимые замены. Нужно еще полтора или два месяца…
Летом 1864, все еще не готовый "Салем" принял участие в боевых действиях — вместе с другими кораблями федерального флота он отражал нападение калифорнийских сецессионистов на Сан-Франциско. Наспех укомплектованный волонтерами и армейскими офицерами, "Салем" был отбуксирован к Окленду, где он огнем своих орудий рассеивал отряды кавалерии инсургентов. Полевая артиллерия сецессионистов несколько раз обстреливала корабль, но не добилась результатов. После отражения нападения, "Салем" вернулся на верфь, где продолжилась его мучительная достройка.
В октябре 1864 года, мичман Корокин с русского корвета "Калевала", стоявшего в Сан-Франциско, упомянул "Салем" в своем дневнике.
…среди других кораблей в Сан-Франциско хотел бы особо отметить два бронебашенных броненосца. Один — "Каманче" — небольшой, ладный монитор конструкции господина Эрикссона. Другой, известный как "Сэйлем", есть интересно задуманный бронебашенный корвет, с двумя башнями одна поверх другой и возвышенным носом. Он стоит в постройке с позапрошлой осени, и, может быть, вовсе не будет закончен до конца войны.
Мичман практически не ошибся в своей оценке. Из-за всех перипетий, как военных, так и технических, "Салем" был завершен постройкой лишь в декабре 1864 года, а укомплектован — в марте 1865. Сдаточные испытания, предпринятые в мае 1865, обернулись полной катастрофой. Военный флот нашел, что "Салем" медлителен, плохо слушается руля, и вдобавок имеет слишком большой верхний вес. Механизм независимого вращения башен работал ненадежно; кроме того, мощности для вращения двух конструкций явно не хватало. Механик Джордж Сэмуэлс писал в своем отчете, что на полный оборот башен уходило по десять и более минут.
Кажется удивительным, что при таком числе недостатков, броненосец все же был принят флотом. Однако, особого выбора у флота просто не было; броненосных кораблей на Тихоокеанском Побережье было мало, и разбрасываться даже такими плохими, негодными для службы как "Салем" не приходилось. 11 июля 1865 года, флот, после долгой тяжбы, выплатил мистеру Сайлерсу 105000 долларов: остаток суммы флот удержал на том основании, что корабль оказался не соответствующим требованиям. Лишь 28 сентября 1865, "Салем" был официально принят в состав флота.
Модернизация 1865 года:
"Салем" в гавани Мэйр-Айленд, 1865. На заднем плане — монитор "Каманч"
Практически сразу же после официальной церемонии вступления корабля в строй, "Салем" вновь отправился на верфь. Командование флота твердо решило попытаться добиться максимально возможного от этого несчастного броненосца.
В ходе перестройки, затянувшейся до 1867 года, верхняя башня "Салема" была снята вместе с механизмом вращения, и заменена неподвижной рубкой Эриксоновского типа. За счет этого удалось сразу улучшить остойчивость и уменьшить перегрузку корабля. Двухлопастной винт был заменен трехлопасным меньшего диаметра; это позволило увеличить скорость до 8 узлов.
Вооружение корабля также подверглось пересмотру. В январе 1867, "Салем", наконец, получил более мощное вооружение из двух 279-мм пушек Дальгрена в башне (380-мм колумбиады были сочтены слишком тяжелыми) и двух 100-фунтовых орудий Пэррота в оконечностях. Пушки Пэррота стояли открыто; кроме того, рядом с форштевнем проделали отверстие для выдвижения шестовой мины.
Тем не менее, флот по-прежнему не был доволен этим броненосцем, считая его слабым для сражений в открытом море и недостаточно защищенным. Джеймс Идс, к которому военные обратились с просьбой оценить возможности "Салема" в 1867 году, написал в ответ что сомневается в способности его полосчатой брони выдерживать удары современных морских орудий. Выдвигались самые разные предложения в отношении "Салема" — срезать его надстройки и превратить в монитор, или же наоборот, снять башни и броню и сделать его мореходной канонерской лодкой. Ни одно из них не было реализовано из-за нехватки средств.
Во флоте Республики Эзо:
В 1867 году, японское правительство сёгуната, лихорадочно осуществляя программу перевооружения, решило прояснить судьбу военных кораблей, в 1861-1862 заказанных в США но не поставленных в связи с началом Гражданской Войны. Испытывающее послевоенный дефицит средств, правительство США предпочло компенсировать неустойку передачей кораблей из резерва — включая броненосцы CSS "Stonewall" (захваченный монитором USS "Titan" в бою у Порт-Роял весной 1865) и USS "Salem". Флот, к этому времени окончательно разочаровавшийся в идее башенного броненосного корвета, искал способ от него избавиться.
Торопясь заполучить корабль, правительство сегуната послало в Америку отряд своих моряков. Однако, к моменту их прибытия в феврале 1868, Япония уже была охвачена гражданской войной между сторонниками реставрации Мэйдзи и противостоящей им коалицией северных княжеств. В связи с американским нейтралитетом, поставка корабля была задержана. Переименованный в "Фудзи", бывший "Салем" стоял в гавани Сан-Франциско; японскому экипажу, однако, было разрешено жить на борту и даже проводить учения.
Оба враждующих японских правительства претендовали на броненосец; ситуация усугублялась явной контрабандой вооружений из США обеим сторонам. Так, летом 1868 года произошел значительный скандал из-за речного монитора "Скуандо". Проданный частному лицу на лом, корабль, на самом деле, был тайно разобран и в трюме парохода перевезен в Йокогаму, где и собран заново в 1869-1870-ом. В Сан-Франциско ходили слухи, что японский экипаж намерен тайно овладеть броненосцем, и увести его в Японию; чтобы предотвратить подобное, монитор "Каманч" постоянно стоял напротив "Фудзи"/"Салема", зарядив орудия стальными ядрами.
Только осень 1868, когда военные действия в японской гражданской войне зашли в очевидный тупик вокруг Айзу, правительство США, наконец, решилось вмешаться в ситуацию вокруг броненосца. 3 февраля 1869 года, после начала мирных переговоров в Йокогаме между самопровозглашенной Японской Империей и не менее самопровозглашенной Республикой Эдзо, Вашингтон принял соломоново решение: передать по броненосцу каждой из сторон. В результате, "Стоунуолл" (переименованный в "Котецу") был передан в Йокогаме сторонникам Реставрации, а "Фудзи" (бывший "Салем") отправился в Хакодате, где поднял флаг Республики Эдзо.
Прибыв в Японию в мае 1869 года, "Фудзи"/"Салем" был еще раз переименован, на этот раз в "Муцу". Он стал флагманом президента Республики Эдзо, адмирала Эномото. В 1869 и 1872, во время кратковременного возобновления враждебности между двумя японскими правительствами, корабль активно участвовал в боевых действиях на море; Эномото отзывался о нем как о "хорошо построенном" корабле, хотя и отмечал критический недостаток — низкую скорость.
После провозглашения принципа "Shinguru kōtei — futatsu no jōtai" ("Единый император — два государства") в 1878-ом, "Муцу" был включен в состав "объединенного императорского флота", продолжая при этом числиться на балансе республиканского правительства. Вместе с другими японскими броненосцами, в 1884 он принимал участие в военно-морской демонстрации в водах Кореи. Однако, его деревянная конструкция уже начинала демонстрировать явные признаки износа, и в 1887 броненосец "Муцу" был разоружен и поставлен на хранение. Республиканское правительство использовало его как плавучий склад в Хакодате. В 1898, из-за открывшейся течи, "Муцу" затонул в гавани; восстановление старого корабля сочли излишним, и, после демонтажа всего имевшего ценность оборудования и материалов, корпус был разобран.