26

Бронеходы серии БТ

Бронеходы серии  БТ

Все совпадения имен случайны.
Все события  —  вымышленные.

Выбор исторической линии

В первой половине прошлого века в нашей стране серийно и массово производились боевые бронированные машины марки “БТ”. Некоторые историки расшифровывают это название как “быстроходный танк”, что не совсем верно.  Несомненный факт в том, что эти машины широко применялись в боевых действиях, и даже оказали заметное влияние на мировое танкостроение. Но за давностью лет информация об этих машинах становится все более и более запутанной.
Так сложилось, что в отечественной истории “БТ” обычно связывается с именем американского конструктора Кристи, что порождает огромный пласт информации, интересный сам  по себе, но представляющий лишь один из вариантов реконструкции истории. Мы же рассмотрим далее несколько другой вариант.
Рассмотрим историческую линию, в которой существовал трактор Блинова. Сведения об этих исторических событиях отрывочные, но достаточные чтобы попытаться сделать их реконструкцию.  Кое что в этом направлении уже сделано – см. статью “Русская паровая бронелохань”. Логично спросить, что ЕСЛИ в те времена существовало такое высокотехнологичное производство, то какие машины там производились впоследствии? Именно это мы и попытаемся выяснить, обращая внимание в первую очередь на “заклепочную” сторону вопроса.

БТ-1

Почему то в современной официальной истории серия БТ начинается со второй модели – БТ-2. И никаких упоминаний о БТ-1. Восполним этот пробел.
Как известно, паровые трактора Блинова выпускались на Балаковской фабрике насосов.
К началу века из этой фабрики выделились дочерние предприятия, и в Балаково возник мощный индустриальный центр.
В частности, был запушен Балаковский тракторный завод. И первой его продукцией был гусеничный трактор БТ-1. Трактор имел классическую схему – двигатель впереди, а кабина и ведущие колеса – сзади. На тракторе устанавливался двигатель БМЗ-40 мощностью в 40 лошадиных сил. Двигатель работал на белой нефти (так тогда назывался керосин) и имел степень сжатия 3,5. Выбор в качестве топлива керосина был вызван тем, что керосина в те годы производили более чем достаточно, а бензина было мало, только-только хватало на авиацию. Так что весь наземный транспорт работал на керосине (а паровые  машины – на угле).
Трактор БТ-1 имел следующие особенности – рессорную подвеску и планетарные КПП и механизмы поворота. Имел 4 скорости как вперед, так и назад и максимальную скорость 16 км/ч. Как же на тракторе оказалась такая роскошь, как планетарная трансмиссия? Дело в том, что трактор проектировался как строительный, а значит ожидалось, что ему придется интенсивно маневрировать. А через дорогу располагался Балаковский шарикоподшипниковый завод, поэтому конструктора могли проектировать достаточно прогрессивные узлы ко всеобщему удовольствию и коммерческому интересу.
Трактор мог выпускаться в комплектации бульдозера, эсковатора и крана…

БТ-2

…а также бронехода. Эта инициативная разработка получила название БТ-2 см.рис
Бронеходы серии  БТ
Для создания бронехода БТ-2 просто взяли шасси от трактора, развернули задом на перед, обшили 10-мм броней и поставили вооружение. Компоновка во многом повторяет компоновку бронелохани – экипаж 4 человека, две 4,2 линейные картечницы в стандартных башнях и пушка в лобовом листе. Достоинством БТ-2 является то, что экипаж находится в одной кабине, а не в двух, как в лохани. Недостаток в том, что кабина маленькая и стандартная 2,5 дюймовая пушка туда не поместилась. Поэтому была установлена скорострельная 1,5 дюймовая пушка Нобеля образца 872 года.
Военные приняли бронеход с известным недоверием, справедливо полагая, что керосин слишком огнеопасен по сравнению с углем. Но и преимущества двигателя внутреннего сгорания были весьма привлекательны – для заправки бронелохани требуется тонна угля и две тонны воды. А для бронехода – всего десять пудов керосина и десять ведер воды. При том, что запас хода у бронехода в три раза больше (150 верст) . Скорость тоже больше в два-три раза, так как реально бронелохань развивала скорость в 5…7 км/ч.
Поэтому в 910 году бронеход был принят на вооружение. Предполагалось ввести в состав каждого кавалерийского корпуса по одному бронедивизиону бронеходов. Всего, таким образом, требовалось построить 200 машин. Задача облегчалась тем, что использовались шасси и двигатель от серийного трактора.
Бронеходы серии  БТ

Паровая лохань и бронеход БТ-2. Обращает на себя внимание некоторое “фамильное” сходство и сравнительная компактность бронехода (длина корпуса всего 4 м).

Исторические экскурсы и полемика

Что касается установки орудия в корпусе, то в те годы такое решение было “в тренде” не только в России, но и во всем мире. Достаточно вспомнить танк Менделеева, танк рыбинского завода, германские и французские машины. А также американский М3 и многочисленные бронеходы и САУ. См.рис

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Бронеходы серии  БТ

Как было сказано выше, бронеход БТ-2 имел ходовую часть от трактора БТ-1. Однако некоторые реконструкторы, особенно западные, предполагают, что у БТ-2 была ходовая конструкции Кристи. Поэтому в интернете можно обнаружить вот такие модели –

Бронеходы серии  БТ

Не хотелось бы критиковать наших западных коллег, но придется указать на неточности, которые имеются в их моделях. Во-первых, две башни нельзя поставить в ряд на машину Кристи, так как там внутри по бортам находятся колодцы пружинной подвески. Во-вторых, пушка стояла не в башне, а в лобовом листе корпуса. А в башнях стояли картечницы Барановского-Горлова с рукояточным приводом. В-третьих, Кристи разработал свою машину в 30-м году, а бронеход БТ-2 был принят на вооружение на 20 лет раньше.

БТ-3

Под маркой БТ-3 выпускался автомобиль с двигателем в 40 л/c. То-есть в данном случае (как и с трактором) расшифровка БТ как “быстроходный танк” явно не подходит.

БТ-4

Прогресс в двигателестроении привел к тому, что был выпущен БМЗ-50 мощностью в 50 л/с. Это стало возможно благодаря увеличению степени сжатия до 4-х. Степень сжатия, в свою очередь, была повышена благодаря добавлению воды в керосин. В реальной истории развитие керосиновых двигателей шло именно в этом направлении (добавление воды).
Соответственно, под маркой БТ-4 был выпущен автомобиль с двигателем в 50 л/с.

БТ-5

С началом Великой войны, БТ-2 успешно применяется на фронте (см. например, статью “Брусиловский прорыв”). Однако, уже в 15-м году на смену ему пришел БТ-5, который безусловно является развитием БТ-2.

Бронеходы серии  БТ

Были внесены следующие изменения.

Установлен более мощный двигатель БМЗ-50. Усилено вертикальное бронирование до 15 мм, что обеспечивало защиту от бронебойных пуль.
Поставлена 2,5 дюймовая пушка, для чего пришлось сократить экипаж ло 3-х человек и убрать одну пулеметную башенку. В результате экипаж стал состоять из пулеметчика, водителя и заряжающего. Боекомплект пушки составлял 60 снарядов.
Так как пушка очень плотно вписалась между водителем и боеукладкой, и места для горизонтального поворота пушки не осталось, то горизонтальная наводка производилась поворотом всей машины.
Для чего пришлось установить двухпоточную дифференциальную трансмиссию. Такая трансмиссия позволяет вращать гусеницы в противоход. При этом машина поворачивается вокруг вертикальной оси “не сходя с места”.
Для точной наводки, а также для наведения при заглушенном двигателе, имелась специальная так называемая “ворошиловская” рукоятка, названная по фамилии тогдашнего начальника Императорского бронекавалерийского управления (ИБКУ).
См. рис

Бронеходы серии  БТ

Вращая эту рукоятку, водитель мог вручную разворачивать машину. Скорость поворота была небольшая, примерно пять градусов в минуту. Позже рукоятку вывели и на правую сторону, чтобы заряжающий мог участвовать в развороте машины.
БТ-5 в годы войны составлял основу бронесил Русской Императорской Армии, поэтому интересно сравнить его с противниками-одногодками, такими как А7V и Рикардо.
Броня – у всех противопульная.
Вооружение – калибр пушки больше у бронехода. Кроме того, за счет применения эффективной трансмиссии и установки пулемета в башне, облегчается маневр огнем.
Подвижность – намного выше у бронехода, несмотря на то, что у оппонентов мощность моторов в 3…4 раза больше.
Также положительным фактором, позволяющим бронеходу выжить на поле боя, был его небольшой размер. Платой за это стала весьма плотная внутренняя компоновка.
Кто имел возможность сравнить условия, скажем, в бронепоезде и в бронеходе – все отмечали ужасную тесноту последнего. Поэтому в русской армии в бронеходчики старались брать только худых бойцов. У писателя Симонова даже есть книга про бронеходчиков, которая так и называется – “Худые сыны Отечества”.

БТ-6

После войны с ростом производства бензина появились автомобильные бензиновые двигатели. Балаковский моторный завод выпустил рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения БМЗ-100 мощностью 100 л/с.
Этот двигатель ставился на большегрузные автомобили, которые выпускались на Балаковском тракторном под маркой БТ-6

БТ-7

В 30-м году в линейке бронеходов появилась новая модель — БТ-7 см.рис:

Бронеходы серии  БТ

Визуально семерка очень напоминает пятерку. Их можно различить в основном только по пулеметной башенке. Но на самом деле, общее у них только гусеницы и колеса с подвеской. Все остальное перепроектировано заново.
Усилено бронирование (лоб-борт 30-20 мм).
Установлен бензиновый двигатель мощностью 100 л/с. За счет чего скорость возросла до 30 км/ч, несмотря на увеличившуюся массу бронехода.
Вместо пушки Барановского образца 877 года установлена новая полуавтоматическкая пушка образца 930 года. Скорострельность увеличилась с 5 до 20 выстрелов в минуту.
В новой пушке можно использовать и старые патроны с дымным порохом. А при использовании новых патронов начальная скорость увеличилась с 430 до 600 м/с.
В трансмиссии введен двухскоростной механизм поворота.
Теперь горизонтальное наведение стало возможно только при работающем двигателе.
В новой башенке поставлен более компактный пулемет Колесникова.

БТ-7М

Любители истории конечно слышали, что существовала модель бронехода под названием БТ-7М.
Да, существовала, и история ее появления такова.
После войны бронеходов БТ-2 осталось очень мало, и они доживали свой век в качестве учебных машин. А вот пятерок в разной степени исправности осталось более двух тысяч. Они уже морально устарели (чего стоят одни только пушки обр. 877 года) и были весьма изношены. Их надо было определить либо в капремонт, либо в металлолом.
Было решено провести капитальный ремонт бронеходов БТ-5, а в ходе ремонта провести также их модернизацию, доведя их ТТХ до уровня БТ-7. Так и появилась модель БТ-7М, которая является пятеркой, модернизированной до уровня семерки.
Модернизация заключалась в:
Установке нового двигателя;
Установке новой пушки;
Установке бронеэкранов – спереди 20 и по бокам 10 мм.

Небольшое количество модернизируемых бронеходов получили легкую 87-мм гаубицу. Эти артиллерийские бронеходы имели обозначение БТ-7А и боекомплект в 40 патронов.

БТ-8

БТ-8 это гусеничный тягач мощностью 100 л/с. Это машина двойного назначения. Базовая модель шла в народное хозяйство, а модель с бронекабиной – в армию.

БТ-9

К 40-му году анализ новых рисков, появившихся на поле боя, привел к созданию новой модели бронехода БТ-9. По сути, это глубокая модернизация БТ-7.

Бронеходы серии  БТ

Ходовая часть, двигатель и вооружение идентичны семерке. А корпус существенно доработан. Как шутили бронеходчики – лошать та же, а седло поменяли.
Прежде всего, было усилено лобовое бронирование – верхний передний лист толщиной 40 мм был установлен под наклоном, а передний вертикальный лист имел толщину 50 мм. Таким образом, бронирование (по крайней мере спереди) стало противоснарядным.
Кроме того, был увеличен максимальный УВН пушки и пулемета, что позволило вести зенитный огонь. см.рис

Бронеходы серии  БТ

На БТ-9 проводись эксперименты с установкой торсионной подвески и дизельного двигателя. Но, ввиду технологической сложности таких устройств, в серию девятка пошла с бензиновым двигателем и старинной рессорной подвеской, доставшейся еще от трактора БТ-1. А наработки, полученные в ходе экспериментов, остались как задел на будущее.

ТТХ бронеходов:

Бронеходы серии  БТ

Общая картинка

Бронеходы серии  БТ

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account