Британский истребитель пятого поколения Tempest претендует на то что бы стать лучшим в классе
Обычно такие слова часто читаешь про наши машины, а конкретно про истребитель Су-57, который действительно смотрится очень привлекательно на фоне американских аналогов, которые уже несколько десятков лет всё ни как не доведут до идеала. Однако, на авиасалоне в английском городе Фарнборо, где был показан аналог нашего самолёта, созданный в рамках Глобальной программы боевой авиации GCAP, многие эксперты отметили существенно улучшенную аэродинамику английской машины, которая должна сделать её лучшей в классе.
Новый истребитель, официально известный в Великобритании под названием Tempest, является совместным проектом нескольких стран. Он «появился на свет» в декабре 2023 года, когда три страны-участника договорились объединить усилия и совместить британский проект BAE Systems Tempest, разрабатываемый при поддержке Италии, с японским проектом истребителя Mitsubishi FX.
Новая концепция демонстрирует значительно улучшенную аэродинамику фюзеляжа. Наиболее очевидное улучшение — увеличенное модифицированное треугольное крыло для большего контроля и гибкости полета. Воздухозаборники расположены под углом для лучшей скрытности, а приподнятая секция, которую можно увидеть перед V-образным хвостом, содержит S-образный воздухозаборник двигателя, что снижает переднюю радиолокационную сигнатуру.
Истребитель оснащен реактивным двигателем Rolls-Royce, который имеет в 10 раз большую выходную электрическую мощность, чем у современных боевых самолетов. Кроме того, он может питать направленное энергетическое оружие, включая лазеры. Двигатель имеет встроенный в ядро электрический стартер-генератор для экономии места при обеспечении большей электрической мощности. Это также устраняет необходимость в коробке передач, необходимой в обычной конфигурации, где генератор установлен снаружи двигателя.
Tempest разрабатывается компаниями BAE Systems Military Air & Information, Mitsubishi Heavy Industries и Leonardo SpA. Он может похвастаться множеством интеллектуальных функций. В частности, есть кабина дополненной реальности с небольшим числом физических кнопок. Известно, что истребитель будет в значительной степени полагаться на искусственный интеллект, облегчающий пилоту его работу. Немаловажно и то, что радар, поставляемый Leonardo SpA, представляет собой мощную систему следующего поколения, способную выдавать в 10 000 раз больше данных, чем существующие системы.
После недавней смены правительства в Великобритании есть сомнения, что проект будет доведен до конца. Никаких обязательств по будущим расходам не дано. Ожидалось, что Tempest полетит в 2027 году и поступит на вооружение Королевских ВВС, Воздушных сил самообороны Японии и ВВС Италии к 2035 году. Появление прототипа в Фарнборо убедительно свидетельствует о том, что партнеры присматриваются к экспортному рынку.
«В течение 18 месяцев с момента запуска Глобальной программы боевых самолетов мы тесно сотрудничали с нашими промышленными партнерами в Италии и Японии в рамках соглашения о сотрудничестве, а также с тремя правительствами, чтобы понять и согласовать требования к боевому самолету следующего поколения», — комментирует Герман Клаесен, управляющий директор Future Combat Air Systems, BAE Systems.