Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.
Содержание:
На полях сражений раннего и среднего бронзового века всецело доминировала пехота. Появление на древнем Ближнем Востоке стремительной двухколёсной боевой повозки, приводимой в движение лошадиной упряжкой, произвело настоящую революцию в военном деле. Война приобрела невиданный ранее территориальный размах и стала уделом профессионалов. Наступала эпоха мировых империй.
Появление колесниц
Первые попытки приручить лошадей население евразийского степного пояса стало предпринимать в IV тысячелетии до н.э. Недавние палеогенетические исследования показали, что все современные домашние лошади являются потомками одной группы этих животных, успешно прирученных около 2200 года до н.э. где-то в низовьях Волги и Дона. Отсюда они вместе со своими хозяевами, носителями ямной археологической культуры, стремительно распространились по всему континенту, претерпев при этом бурный рост численности и вытеснив отовсюду местные дикие популяции. Вместе с лошадьми, может быть, с опозданием на одно-два столетия, отсюда же широко распространились лёгкие двухколёсные повозки, в которые их запрягали. Первое колесо со спицами и ободом для быстрой езды появилось у носителей синташтинской культуры не позднее 2000 года до н.э. Лошадьми, запрягавшимися в колесницы, управляли при помощи костяных дисковидных псалиев.
Тяжёлые четырёхколёсные повозки, запряжённые ослами или волами, применяли в военном деле ещё шумеры по крайней мере в середине III тысячелетия до н.э. Тем не менее пришедшие с севера кочевники произвели настоящую революцию. Лёгкие колесницы позволяли пришельцам стремительно передвигаться на большие расстояния и вести манёвренную войну в темпе, недоступном прежним армиям. С высоты колесниц воины, вооружённые мощными сложносоставными луками, могли атаковать врага с уязвимых флангов или тыла, без опасности для себя расстреливать сомкнутый пехотный строй, легко уходить от ответных контратак, преследовать и настигать бегущих. При таких возможностях любой народ, живший в пределах досягаемости вражеских колесниц, мог отстоять свою безопасность, только прибегнув к тому же средству. Таким образом, древним государствам Ближнего Востока пришлось создавать свои колесницы или приглашать пришельцев к себе на службу.
Гиксосы в Египте
В Египте и лошадь, и колесница оказались благодаря гиксосам — западносемитским кочевникам из Сиро-Палестинского региона, которые в условиях смуты, последовавшей за распадом египетского Среднего царства (2055–1650 годы до н.э.), стали всё чаще проникать в Нижнюю часть страны. С собой гиксосы принесли новые сельскохозяйственные культуры, ремесленные технологии, приёмы обработки бронзы и новое оружие. Среднеегипетское название лошади (ssmt) имеет семитское происхождение (ивр. sus или аккад. sisti) — как и название колесницы (mrkbt = ивр. merkabah, аккад. narkabtu).
Постепенно гиксосы установили политическое господство во всём Нижнем Египте. Их столицей был Аварис (Телль-эд-Даба) в восточной части Дельты. Известные по документам имена царей гиксосских XV и XVI династий (1650–1549 годы до н.э.) имеют семитское происхождение. Верхний Египет при этом сохранял независимость, им продолжали править фараоны XVII фиванской династии (1650–1549 годы до н.э.).
Раскопки в Телль-эд-Дабе пока ознаменовались находкой лишь нескольких лошадиных зубов, датированных поздним гиксосским периодом. Древнейшей на настоящий момент находкой лошади в Египте является скелет, обнаруженный в 1959 году при раскопках крепости Бухен на границе Нубии. Крепость была воздвигнута в эпоху Среднего царства и оставлена в смутное время, последовавшее за его развалом. Некоторое время ею владели кушиты. Затем в эпоху Нового царства (1550–1069 годы до н.э.) укрепления Бухена были отремонтированы, и здесь вновь разместился многочисленный гарнизон. Полный лошадиный скелет был найден в простенке между домами, выложенном саманным кирпичом. Это был 20-летний мерин 1,5 м в холке, сбивший себе бабки и потому охромевший. Точно датировать находку не представляется возможным из-за проблем стратиграфии, но важно отметить, что его стёртые коренные зубы говорят об использовании металлического мундштука для контроля над лошадью, как это было принято впоследствии.
Война за освобождение Египта
Постепенно фараоны правившей в Фивах XVII династии накопили достаточно сил, чтобы возглавить войну за освобождение Египта от чужеземного владычества. Принадлежавшая фараону Камосу (1554–1549 годы до н.э.) стела из Карнакского храма сообщает о предпринятом им походе на север, об уничтожении колесниц царя гиксосов и о разгроме его флота. Правда, грамматика текста не позволяет установить, идёт речь о реальных событиях или же только о честолюбивых замыслах царя. Упоминание вражеских колесниц в надписи Камоса является первым документальным свидетельством их присутствия в Египте, однако сам термин «колесница» в тексте отсутствует и является современной реконструкцией. Таким образом, первое прямое и недвусмысленное упоминание о колесницах в египетской литературе встречается в жизнеописании начальника царских гребцов Яхмоса сына Эбаны из Эль-Кабы, который молодым юношей пешком следовал за колесницей фараона Яхмоса I (1550–1525 годы до н.э.) в ходе египетской осады Авариса около 1542 года до н.э.
Описание сражений в ходе войны за освобождение Египта свидетельствует о том, что колесницы в это время встречались относительно редко и являлись прежде всего атрибутом высокого статуса правителя. Главной ударной силой египтян выступали флот и мобильные отряды нубийских лучников. Текст Яхмоса сына Эбаны хорошо дополняет обнаруженный недавно рельеф пирамидального храма, воздвигнутого в Абидосе основателем XVIII династии (1550–1292 годы до н.э.) фараоном Яхмосом I. Найденный здесь фрагмент является, вероятно, древнейшим египетским изображением колесницы. Другие выявленные фрагменты представляют царское судно и воинов с луками характерной формы, а также фигуру павшего воина в сиро-ханаанской одежде. Вероятно, на изображении были запечатлены победа Яхмоса I над гиксосами и взятие Авариса. Важно отметить характерную для изобразительного искусства Нового царства иконографию фараона, представленного в виде лучника, с высоты колесницы посылающего стрелы во врагов.
Лошади и повозки
В ходе войны против гиксосов египтяне оценили стратегическое значение этого оружия, которое особенно проявилось в ходе последовавших затем кампаний в Сиро-Палестинском регионе. Важнейшей частью захваченной здесь египтянами добычи являлись колесницы и особенно табуны лошадей, которые в скором времени позволили им создать собственную базу для разведения поголовья в долине Нила. Особенно большую добычу захватил фараон Тутмос III (1479–1425 годы до н.э.) после битвы при Мегиддо в 1457 году до н.э., когда египтянам досталось 924 принадлежавших их врагам колесницы, в том числе две украшенные золотом царские, 2041 лошадь, шесть племенных жеребцов и 191 жеребёнок, а также множество другого скота и оружие. Этот перечень позволяет составить представление также и о собственно египетских военных силах, которые должны были иметь масштабы, сопоставимые с численностью противника. Большое количество лошадей и колесниц продолжало ежегодно поступать в Египет из Северной Сирии в качестве дани и дипломатических подарков от владевших регионом миттанийцев, а позже хеттов.
Дошедший до нас архив дипломатических писем из Амарны содержит множество сведений о лошадях и колесницах как важной части системы обмена подарками на древнем Ближнем Востоке. В общей сложности здесь упомянута 31 колесница в сопровождении соответствующего числа лошадей, которых фараон получил от других правителей. О роскоши предметов лошадиной экипировки свидетельствует подробное описание свадебных подарков, которые Аменхотепу III (1388–1351 годы до н.э.) прислал его тесть — митаннийский царь Тушратта (1370–1350 годы до н.э.). Среди них упомянуты позолоченная колесница стоимостью 320 золотых сиклей, лошадиная сбруя из кожи с украшениями из лазурита и золота за 26 сиклей, ожерелья для лошадей с 88 драгоценными камнями за 44 сикля, набор уздечек с шорами из слоновой кости и золотыми украшениями за 60 сиклей, набор поводьев, покрытых серебром и украшениями из золота на общую сумму 60 сиклей, и т.д. В других письмах упоминаются кожаная попона и два бронзовых шлема для лошадей.
Внешний вид и конструкция
Сегодня известны 11 находок колесниц, которые датируются правлением XVIII династии. Все они извлечены из фиванского некрополя. В то время колесницы являлись обычной частью погребальных приношений царей и богатых вельмож. В больших царских усыпальницах с этой целью устраивался особый «зал колесниц» или «золотой зал», как он обозначен на сохранившемся плане гробницы Рамзеса IV (1156–1150 годы до н.э.) из Туринского папируса. Наиболее известной в этом ряду является находка шести колесниц из гробницы Тутанхамона (1332–1323 годы до н.э.). Среди них встречаются как украшенные золотом церемониальные повозки, так и лёгкие колесницы, предназначенные для войны и охоты. Кожаный короб колесницы, обильно украшенный батальными сценами, происходит из гробницы Тутмоса IV (1397–1388 годы до н.э.). Фрагменты колесниц были извлечены из гробниц Аменхотепа II (1428–1397 годы до н.э.) и Аменхотепа III (1388–1351 годы до н.э.). Ещё один полный экземпляр происходит из гробницы Йуйя, который был смотрителем лошадей при царском дворе. Сегодня эти находки выставлены в залах Египетского музея и Военного музея в Каире.
Египетские колесницы представляли собой лёгкую деревянную повозку массой около 35 кг. Основанием повозки являлась ось длиной 2,3 м с парой больших колёс по бокам. Такая широкая колея придавала ей устойчивость при крутых поворотах. В середине ось соединялась с дышлом, которое представляло собой слегка выгнутый деревянный стержень длиной 2,89 м. На другом конце дышло соединялось с горизонтальным ярмом, в которое впрягалась пара лошадей. Для размещения экипажа использовался кузов. Его ширина (1,02×0,44 м) была достаточной, чтобы вместить двух стоявших рядом человек. Каркас изготавливался из выгнутых в нужной форме деревянных деталей и обтягивался высушенной на солнце кожей. Более тяжёлые церемониальные колесницы имели позолоченный короб из тиснёной кожи или даже из деревянных панелей с цветными вставками. Передняя стенка кузова была выше для защиты экипажа. По бокам находились широкие поручни, за которые держались при посадке или сохраняя равновесие на ходу. Сзади кузов оставался полностью открытым. Для экономии веса пол в кузове делался из плотной сетки кожаных ремешков.
Лёгкое колесо имело диаметр около 1 м и вытачивалось из различных пород дерева. Широкий обод собирался из нескольких частей и снаружи обтягивался шиной из сыромятной кожи. Затем вся эта конструкция снаружи обклеивалась берестой. Колесо имело сперва четыре, затем шесть точёных деревянных спиц, посредством которых обод соединялся со ступицей. Сама ступица собиралась сперва из четырёх, а позже из шести сегментов, которые склеивались встык краями. Снаружи место соединения обматывалось вымоченной сыромятной кожей, которая затем высушивалась на солнце и обеспечивала дополнительное крепление всей конструкции. На оси колесо фиксировалось бронзовой чекой. Возможно, переход от колеса с четырьмя спицами к колесу с шестью спицами был связан с тем, что колесничие стали носить тяжёлый доспех: дополнительный вес экипажа потребовал более прочной конструкции колеса.
Материалом для ступицы служил дуб, обод вытачивался из ясеня, а спицы — из берёзовых прутьев. Каркас кузова изготавливался из вяза, а дышло — из ивы. Большинство из этих пород деревьев не произрастают в Египте, а поставлялись сюда из Сиро-Палестинского региона и из Малой Азии в форме полуфабрикатов. Для их доставки существовала сложная система международной торговли и дипломатии. Нет сомнения, что египтяне сами занимались производством колесниц. На росписи ряда гробниц эпохи XVIII династии представлены мастерские, работники которых режут и строгают дерево и кожу для изготовления различных компонентов колесницы. Папирус Анастази из Британского музея рассказывает о визите египетского возничего в мастерскую по ремонту колесниц в Иоппии:
«Вас вводят в оружейную мастерскую, и мастеровые окружают вас, вы же делаете всё, что пожелаете. Они заботятся о вашей колеснице, чтобы она больше не болталась. Дышло быстро обрезано, и на нём установлены новые насадки. Они прикрепляют кольца к вашему ярму (…) Они устанавливают ваш штандарт, украшенный гравировкой, они надевают ручку на ваш хлыст и прикрепляют к нему плеть. Вы быстро выходите на свет и совершаете славные дела».
Колесничие
В документах начала правления XVIII династии сражавшиеся на колесницах воины назывались seneny — «возничий». Этот термин имеет хурритский корень и был заимствован у митаннийцев. В поздний Амарнский период в документах впервые встречается новый термин kedjen, который также имеет заимствованный характер и происходит от аккадского guzu — «возничий». Вероятно, поначалу «кеджен» являлся возницей самого фараона — известен титул «первый кеджен его величества» времени правления Амонхотепа IV (1351–1334 годы до н.э.) — или другого высокопоставленного чиновника. В эпоху XIX–XX династии этот термин постепенно становится привычным и обозначает обоих связанных с колесницей воинов. Первоначальный термин seneny к тому времени уже вышел из употребления. Наконец, при Рамессидах появляется термин qer’iu, то есть «щитоносец», которым стали обозначать менее опытных, начинающих воинов. Такая эволюция, естественно, подразумевает изменения внутри военного института.
В эпоху экспансии Нового царства существенно возросло значение колесниц на поле боя, а сражавшиеся на них воины превратились в особую элитную группу, военную аристократию, из числа которой рекрутировались царские приближённые. Сыновья фараона также должны были проходить военную подготовку и занимать последовательно должности возницы, первого колесничего, начальника колесничих войск, смотрителя лошадей, военачальника или визиря, чтобы приобрести необходимый военный опыт. Многие из числа простых воинов были потомками азиатских военнопленных, известных в Египте как mariannu — «молодые герои». Египтяне высоко их ценили за опытность в управлении упряжкой, меткость стрельбы и умение сражаться в тяжёлом доспехе.
Лошади, колесница, защитный доспех и оружие требовали значительных материальных средств для производства и содержания. Если знатные воины не имели возможности самостоятельно снарядиться для участия в походе, царская казна выделяла им земли с соответствующим доходом и часть военной добычи, в том числе рабов, для покрытия издержек.
Колесницы на войне
Хотя царская иконография часто изображает фараона в одиночку стоящим в кузове колесницы с обмотанными вокруг талии поводьями и натянутым луком, из которого он осыпает стрелами бегущих врагов, эти изображения являются художественным вымыслом. Управлять колесницей таким образом хотя и возможно, но лишь на низкой скорости и только на прямой дистанции. В боевых условиях в кузове колесницы всегда находились два человека. Возница правил лошадиной упряжкой, держа при этом вожжи в левой руке. В правой руке у него был щит, который закрывал от вражеских стрел его самого и стоявшего рядом напарника. Слева от возницы находился лучник, который должен был на полном ходу колесницы вести прицельную стрельбу по противнику. В дополнение к щиту возничего лучник был нередко защищён тяжёлым пластинчатым доспехом или более лёгким доспехом из нескольких слоёв ткани, а также металлическим шлемом. Тяжёлые тканые попоны защищали запряжённых в колесницу лошадей.
Управление колесницей и стрельба из лука на полном ходу требовали большого умения, силы и долгих совместных тренировок. Современные испытания показали, что скорость колесницы, запряжённой лошадиной упряжкой, может достигать 38 км/ч. Стандартный метод заключался в поражении с движущейся колесницы установленных на расстоянии примерно 12 м стационарных мишеней. Минимальной тактической единицей на поле боя являлась группа из десяти колесниц, которой командовал первый колесничий (kedjen-tepu). Пять таких отрядов образовывали эскадрон, во главе которого находился знаменосец колесничных воинов. Эскадронам давались воинственные названия. В биографии фараона Мернептаха (1213–1203 годы до н.э.) рассказывается о том, как он, ещё будучи наследным принцем, служил в эскадронах под названием «Феникс» и «Явление справедливости». Такие эскадроны могли как действовать самостоятельно, так и объединяться, формируя батальон (pedjet), который возглавлял командующий колесничным войском (hery-pedjet).
Тактика
В грандиозных военных походах фараонов-завоевателей Тутмоса III и Рамсеса II одновременно участвовали сотни и даже тысячи колесниц. Предполагается, что в сражении при Мегиддо в 1457 году до н.э. египтяне располагали не менее чем 1000 собственных колесниц, а в битве при Кадеше в 1274 году до н.э. армия фараона Рамсеса II включала уже 1500 колесниц. При этом его противники-хетты располагали ещё более многочисленными силами, включавшими 3000 колесниц. Соотношение пехоты и колесниц составляло примерно 10:1, и эта пропорция сохранялась в армиях древнего Ближнего Востока вплоть до времени появления кавалерии.
В военных операциях более скромного масштаба были задействованы меньшие силы. Папирус времени правления Рамсеса IV (1156–1150 годы до н.э.) сообщает, что большую партию рабов и осуждённых преступников, отправленных на работы в нубийские каменоломни, сопровождал военный конвой из 50 колесниц, которыми командовал единственный офицер. Каждая колесница включала экипаж из двух человек. Ухаживать за лошадьми и колесницами должны были 20 конюхов, каждый из которых, таким образом, отвечал за две упряжки и одну запасную лошадь.
Некоторое представление о тактике использования колесниц в ходе больших сражений можно узнать из сохранившегося описания битвы при Кадеше. Сцены боя показывают две линии колесниц, атакующих друг друга. Неизвестно, вводились ли колесницы в бой все одновременно или действовали поэтапно отдельными отрядами. Врага атаковали, выстроившись линией. При сближении с противником сначала упряжки шли шагом, потом, по-видимому, переходили на рысь. Бой проходил в виде перестрелки лучников. Когда колесницы сближались, лучники быстро выпускали стрелы в противника, стремясь вывести из строя его людей или лошадей. После этого колесницы разворачивались, чтобы уйти от ответного огня противника, и всё начиналось заново. Постепенно поле боя наполнялось перевёрнутыми кузовами и обломками колесниц, ранеными и убитыми людьми и лошадьми, между которыми разъезжали, стреляя друг в друга, ещё неповреждённые колесницы, сновали пехотинцы и скакали кони. Сражение велось, пока одна из сторон не обращалась в бегство, а другая пускалась в преследование.
Литература
- Энглим С., Джестис Ф. Дж., Райс Р. С. и др. Войны и сражения Древнего Мира. 3000 год до н.э. — 500 год н.э. — М.: Эксмо, 2007.
- Нефёдкин, А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI–I вв. до н.э.). — СПб., 2001.
- Нефёдкин, А.К. Тактика типичной колесничной битвы на Древнем Востоке в эпоху Ветхого Завета // Platalea-Пеликан. Сборник статей по теологии, философии, истории. — СПб., 2001. — С.66–92.
- Горелик, M. В. Боевые колесницы Переднего Востока III–II тысячелетий до н.э. // Древняя Анатолия. — М., 1985. — С. 183–202.
- Spalinger, A. J. War in Ancient Egypt. New Kingdom. — Oxford: Blackwell Publishing, 2005.
- Chasing Chariots. Proceedings of the First International Chariot Conference (Cairo 2012) / Ed. Andre J. Veldmeijer & Salima Ikram. — Leiden, 2013.
- Shaw, I. Egyptian warfare and weapons. — Shire Publications, 1991.
- Healy, M. New Kingdom Egypt. — Osprey Publishing, Elite 40, 1992.
- Fields, N. Bronze Age Warrior Chariots. — Osprey Publishing, New Vanguard 119 — 2006.
- Librado P., Khan N., Fages A. et al. The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes // Nature. — 2021. — № 598. — 634–640.
- Raulwing P., Clutton-Brock J. The Buhen horse: fifty years after its discovery (1958–2008) // Journal of Egyptian History. — 2009. — Vol. 2. — P. 1–106.