Подписанный 6 февраля 1922 года, «Договор пяти держав» ненадолго остановил военно-морскую гонку вооружений. Страны, заключившие Вашингтонское соглашение, не могли строить линейные корабли. Это стало причиной интенсивного строительства тяжёлых крейсеров. Лучшим в мире «вашингтонским» крейсером стал французский Algérie («Альжери»), который являлся воплощением уникальных технических решений.
История создания
После Первой мировой войны самым вероятным противником по мнению французских офицеров считалась Италия. В 1927 году на воду был спущен итальянский тяжёлый #крейсер Trento, который превосходил французские Suffren и Duquesne. Получив сведения о строительстве крейсеров типа Zara, Генеральный штаб ВМС Франции решился на постройку корабля, который сможет составить конкуренцию «итальянцам».
Главными требованиями нового проекта были усиленное бронирование и скорость свыше 31 узла. Калибр орудий не обсуждался, так как все страны-участницы Вашингтонского соглашения старались придерживаться максимального предела ограничений. На вооружении должны были состоять 203-мм орудия.
Первоначальный проект был отправлен на доработку по причине того, что он фактически был дальнейшим развитием тяжёлых крейсеров типа Duquesne со всеми его недостатками. Второй и третий варианты представляли собой корабль с современной силовой установкой и усиленным бронированием. Третий проект отличался линейным расположением котельных отделений, что позволяло сэкономить вес и увеличить внутреннее пространство. Генеральный штаб, понимая меньшую живучесть такой энергоустановки, всё же принял третий вариант.
В бюджете 1930 года уже был предусмотрен пункт «строительство тяжёлого крейсера». Заказ на постройку проекта «PN 141» был выдан 28 мая 1930 года верфи Arsenal de Brest. В этом году отмечался юбилей — ровно 100 лет назад французы колонизировали Алжир. В честь этого события новый крейсер получил название французской колонии.
Киль крейсера был заложен 19 марта 1931 года, а 21 мая 1932 года #корабль был спущен на воду. Торжество было омрачено убийством президента Франции Поля Думера. К середине мая 1933 года «Альжери» был готов к испытаниям.
Толчком к уникальным техническим решениям, заложенным в этом корабле, стало ограничение в 10 000 тонн водоизмещения. Чтобы вписаться в этот предел и сохранить хорошую живучесть, французы внесли некоторые изменения в конструкцию. Так, корпус был гладкопалубным. Оконечности были заметно приподняты, а надводный борт был сильно опущен. Главную роль в прочности корпуса играли 60-метровые переборки, которые защищали машинное отделение и погреба.
Боковые стенки цитадели представляли собой 25-тонные плиты из никелевой стали, которые имели толщину в 110 мм и были способны выдержать попадание 155-мм снаряда. Горизонтальная защита обеспечивалась бронепалубой толщиной 80 мм, которая простиралась по всей ширине корабля. Противоторпедная защита в теории выдерживала попадание 300-кг торпеды. Бронирование и живучесть крейсера оценивались крайне положительно.
Силовая установка комплектовалась линейно и имела 4 вала, которые приводили в движение 4 гребных винта диаметром 3,6 метров. Нормальная мощность составила 84 000 лошадиных сил, а максимальная 96 000 лошадиных сил. Корабль с полным водоизмещением свыше 13 000 тонн развивал на испытаниях максимальную скорость в 33 узла.
Главным «аргументом» тяжёлого крейсера стали 8 орудий калибром 203 мм в четырёх сдвоенных башнях, каждая из которых имела собственное название: «Алжир», «Оран», «Константина» и «Кара-Мустафа». Дальность стрельбы составила 31 км, а скорострельность — 3 выстрела в минуту. Кроме главного калибра, на вооружении состояли двенадцать универсальных орудий калибром 100 мм и два 550-мм трёхтрубных торпедных аппарата.
Боевая карьера
До начала Второй мировой войны «Альжери» в составе эскадры проходил учения и совершал плавания во французских акваториях. Первый заграничный поход корабль совершил в Италию, где его встретили соперники — крейсеры типа Zara.
В мирное время крейсер был участником парадов и являлся местом проведения празднеств. В феврале 1936 года принц Монако устроил на борту корабля банкет. В конце марта прошёл морской парад в Ницце в присутствии королей скандинавских стран. Спустя ровно месяц эскадра, в состав которой входил «Альжери», участвовала в очередном параде французского флота.
Приближающаяся #Вторая мировая война внесла некоторые корректировки в дальнейшие планы. В августе 1939 года французы организовали три структуры в Средиземном море. В первый месяц «Альжери» в составе соединения обеспечивал безопасность конвоев.
В конце сентября французы получили сведения о «карманном линкоре» Admiral Graf Spee, который терроризировал торговые коммуникации. Командование сформировало соединение «X». Корабли вышли в первое патрулирование лишь 23 октября. Походы не принесли ожидаемого результата: были перехвачены лишь два судна. Соединение «Y», лидером которого стал «Альжери», перебазировалось на север — в воды метрополии. 31 декабря 1939 года крейсер встал на месячный ремонт.
В марте следующего года «Альжери» предстояло принять участие в перевозке в Канаду части французского золотого запаса, стоимостью почти 7 миллиардов франков. Отряд отправился в Канаду через Гибралтар 10 марта. Через 4 дня их встретили канадские корабли, и французы вернулись в порт Дакара.
Французский генштаб в середине мая 1940 года справедливо обеспокоился вступлением Италии в войну на стороне Германии. Для защиты французских берегов была сформирована эскадра крейсеров.
10 июня Италия объявила войну Франции и Великобритании и начала вторжение в Юго-Восточную Францию. Спустя 2 дня французские корабли получили разрешение открыть огонь по прибрежным городам Италии. 14 июня началась операция «Вадо».
Крейсеры «Альжери» и «Фош», а также лидеры эскадренных миноносцев ранним утром, 14 июня, подошли к итальянскому побережью и открыли огонь по топливным хранилищам. «Альжери» израсходовал восемьдесят 203-мм снарядов. Через 20 минут французские корабли были атакованы торпедными катерами. Они выпустили 6 торпед, из которых ни одна не достигла цели.
Вскоре береговая #батарея также открыла огонь, её снаряды ложились ближе с каждым залпом. Спустя час обстрела французское соединение отступило. Повреждения получил лишь один контрминоносец.
Вскоре Филипп Петен призвал французских солдат сложить оружие. И 22 июня Франция подписала перемирие в Компьенском лесу, в котором перемирие также подписывала и Германская империя в конце Первой мировой войны. Этот договор стал причиной превентивного удара британской эскадры по французским портам, где базировался флот. «Альжери» вошёл в состав Соединения Открытого моря и участвовал в походах. Рейды продолжались до сентября 1942 года.
8 ноября 1942 года союзные войска высадились в Северную Африку. Через 3 дня германские войска вторглись во Францию, нарушив договорённость. Казалось, что французы встанут на сторону союзников, однако коллаборационисты предпочли подождать и следили за развитием событий. При малейшей угрозе со стороны Германии экипажам кораблей предписывалось взорвать котельные отделения, замки орудий, погреба и корпуса турбин.
Ранним утром, 27 ноября, немецкие войска заняли фортификации города Тулон, где находилась большая часть военно-морского флота Франции. Вишистские адмиралы приказали «приступить к финальной фазе».
Немцы потребовали полной эвакуации экипажа с французских кораблей. Адмирал Лакруа всеми силами пытался выиграть время для моряков, которые в это время поджигали погреба и затапливали машины. В 6:30 «Альжери» покинул последний человек, и спустя 10 минут взорвались погреба.
Крейсер окутало дымом, а внутренние отсеки охватило пламенем. Огонь перекинулся в топливный отсек, после чего на корабле начался сильный пожар. Немцы не сумели спасти корабль. Крейсер горел больше трёх недель и не подлежал восстановлению. Работа по разборке корабля на металл длилась больше 6 лет.
Всего в Тулоне было затоплено больше 77 кораблей, в том числе гордость французского флота и произведение инженерного искусства — тяжёлый крейсер «Альжери».
Источник — https://dzen.ru/a/X-ymMrsU1U_7MQwZ