10

Сторожевые корабли проекта 1135 были разработаны ещё в СССР, в конце 60-х гг. прошлого века. Их строительство продолжалось более 20-и лет, с 1968 по 1992 года. Они служили на всех флотах от Балтики, до Тихого океана. В результате, к моменту распада СССР, в строю находилось 39 кораблей этого типа. В конце 80-х, планировалось, что им на смену придут корабли нового проекта 11540, успели заложить три таких корабля, но… Страна создавшая эти корабли распалась, а на её обломках, пышным цветом расцвёл дикий капитализм, и всем как-то сразу стало не до флота. И перед ним, теперь стоял не вопрос замены кораблей, а вопрос поддержания технической готовности уже имеющегося корабельного состава. И, к сожалению, в условиях хронического недостатка финансирования, такой вопрос, ответа не имел. К началу 2000-х годов, когда ситуация постепенно начала меняться, из 39 кораблей проекта 1135, в строю оставалось всего 16 кораблей, многие из которых, с 1991 по 1999г. не отходили от причальной стенки. В таком сильном сокращении корабельного состава сыграла свою роль, и экстренная подготовка этих кораблей к выходу в море, в 1998-1999г. для обеспечения проводок конвоев в республику Югославия. Корабли зачастую выводились в море с неработающими системами, с нештатными схемами управления, не имея на борту положенных припасов. Всё это, крайне негативно сказалось на ресурсе кораблей, и, фактически, из 16 кораблей, находившихся в строю, к 2000г. реально боеспособны были только 5. В то же время, действия флота в ходе операции «Калинов мост» (поставка в СРЮ дополнительных средств ПВО/ПРО, боеприпасов и военных материалов с июня 1998 по февраль 1999г. А так же, занятие морского порта Бар, силами МП ВМФ РФ, после объявления в августе 1999г. режима прекращения огня) показала высокую значимость флота, в защите политических и экономических интересов России на удалённых театрах. В связи с этим, была принята 20-и летняя программа развития флота. В её рамка предполагалось довести количество фрегатов/СКР в составе флота до 28 единиц к 2020г. Была начата достройка 2-го корабля пр.11540, для Балтийского флота, но главное, было принято решение о модернизации имеющихся в составе флота СКР пр.1135, а так же постройки для нужд ВМФ РФ фрегатов пр.11356. Из наличного парка кораблей, были отобраны наименее изношенные корабли. 4 пр. 1135 и 4 пр.1135М, после чего, Северное ПКБ разработало проект их модернизации, в рамках задания поставленного командованием ВМФ.

Проект модеринизации 1135.4 (для кораблей пр.1135)

Основной задачей проектанта, было создание универсального фрегата дальней морской зоны, пригодного для решения широкого круга задач, как самостоятельно, так и в составе соединения. Такая задача, потребовала внесения серьёзных изменений в состав артиллерийского, ракетного и радио-электронного вооружения корабля. Фактически, комплекс вооружения, проектировался заново, из исходного вооружения корабля, оставались только два реактивных бомбомёта РБУ6000 перед носовой надстройкой корабля. В то же время, оба комплекса Оса-м, комплекс Раструб-Б, торпедные аппараты и обе артиллерийские установки АК-276 с корабля снимались. Так же, снималась ГАС «Титан» и БуГАС «Вега», РЛС Ангара, РЛС «Турель», РЛС ЗРК Оса-М. Вместо них, корабль получил одну артиллерийскую установку АК-100, размещённую на месте кормовой башни АК-276, боевой модуль «Каштан», на месте носовой установки Оса-М, ВПУ ХРК «Кинжал», на месте пусковой установки ПЛУРК «Раструб-Б», на месте кормовой установки Оса-М установили две счетверённые пусковые установки комплека «Уран», так же, на корме, убарв надстройку системы БуГАС «Вега», организовали посадочную площадку для вертолёта. На месте кормовой возвышенной артиллерийской башни, установили кормовой мостик, для организации приема ЛА. Четырехтрубные 533мм торпедные аппараты заменила на счетверённые ПУ комплекса Пакет-НК. Корабль получил РЛС «Фрегат-НМ», «Позитив», станции подсветки целей 3Р95 комплекса «Кинжал», систему управления артиллерийским огнём «Багира-М» с радиолокационным и оптико-электронным каналами наведения, подкилевую ГАС МГК-335-03, навигационный радар «Вайгач-У». Отличительной особенностью этого проекта, стало то, что не смотря на серьёзные изменения в составе вооружения и систем корабля, удалось избежать роста водоизмещения корабля и изменения эго маневренных элементов. К сожалению, нельзя было сказать того-же, о условиях обитаемости. Использование достаточно объёмного ЗРК «Кинжал», занявшего много места в полубаке корабля, привело к уменьшению пространства для размещения экипажа. И даже удаление ЗРК «Оса М» и одной арт установки, не позволили сохранить уровень комфорта экипажа на прежнем уровне. Другим серьёзным недостатком проекта, можно назвать наличие на борту всего одной станции наведения и подсветки целей 3Р95, что серьёзно ограничивает возможности ЗРК «Кинжал».

Первым кораблём прошедшим модернизацию, стал СКР «Задорный» вставший на ремонт и модернизацию в 2001г. Следом за ним последовали СКР «Дружный», «Ладный» и «Сторожевой». Средний срок работ составил около 2-х лет. «Задорный» вступил в строй в 2003, «Дружный» и «Ладный» в 2004, а «Сторожевой» в 2005гг. До 2007г. все корабли несли службу в составе Балтийского флота, а в марте 2007, были переведены в состав Черноморского флота, где продолжают нести службу и поныне, оставаясь наиболее крупными кораблями российского флота на этом театре.

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Проект модернизации 1135.5 (для кораблей пр.1135М)

Пока шли работы по модернизации кораблей пр.1135 для Черноморского флота, и строительство первой серии фрегатов пр.11356, Серверное ПКБ занялось проектом модернизации СКР пр.1135М, для нужд северного флота. В данном случае, должен был играть роль усиления ПЛО корабельных соединений, в первую очередь, при сопровождении ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Для решения этой задачи рассматривались варианты с модернизацией ПЛУРК «Раструб-Б», уже установленного на корабле. Оснащение его ПЛУРК «Водопад», запускаемого из ТА калибра 533мм и оснащение корабля УКСК 3С14. Вариант с модернизацией «Раструб-Б», был исключён практически сразу, он не позволял внести серьёзных измений в состав средств ПВО/ПРО корабля, которые на тот момент уже считались недостаточными. Таким образом, заказчику предложили выбирать между вариантом с ПЛУРК Водопад, и УКСК 3С14. Первый из них, должен был обойтись несколько дешевле, зато второй, придавал сторожевому кораблю ударные функции. В конце-концов, командование флота, склонилось к более универсальному варианту, потребовав, впрочем, отказаться, от установки на нём РЛС «Фрегат-М» и «Позитив», что не выглядело логичным решением, т.к. ограничивало возможности по применению ПКР из состава комплекса «Калибр». В то же время, как и на пр.11354, СКР получил ЗРК «Кинжал» с боезапасом в 32 ракеты, вторую станцию наведения 3Р95, ликвидировавшую мёртвую зону, строго по корме корабля, 8 ВПУ 3С14, и две установки АК-630М на месте кормовой ПУ ЗРК «Оса-М». Корабль сохранил 1 установку РБУ6000, а торпедные аппараты ЧТА-533-1135, были заменены на счетверённые ПУ комплекса «Пакет-НК». Изменения в радио-электронном вооружении коснулись гидроакустических комплексов( Вместо ГАС «Титан-Т» и БуГАС «Вега», корабль получил ГАК- МГК-335-05 с ПГАС, ОГАС и ПБГАС) и системы управления артиллерийским огнём (установлена СУО «Багира-М, как и на СКР пр.11354). Остальное радиоэлектронное оборудование оставили без изменений. Первый корабль встал на модернизацию в апреле 2004г (СКР Пытливый) затем в 2005 на модернизацию встали СКР Рьяный и Ревностный (в январе и мае, соответственно) и в январе 2006-го, СКР Горделивый. Модернизация каждого корабля занимала около 3-х лет. Быстрее всего модернизировали Пытливый, он вступил в строй уже в феврале 2007, дольше всего на модернизации простоял Ревностный, он вошёл в строй в январе 2009. Все корабли входят в состав Северного флота.

Критики отмечают у кораблей этого проекта два основных недостатка. Во-первых, крайне неблагоприятно на противолодочных возможностях корабля, сказывается отсутствие на нём возможности для базирования вертолёта. Впрочем, учитывая, что обычно, корабли этого проекта действуют в составе соединений, включающих в себя корабли других классов, данный недостаток несколько нивелируется. Вторым недостатком, является крайне ограниченная способность корабля применять противокорабельные ракеты из УКСК 3С14. Фактически в способностях борьбы с надводными кораблями, пр 11355 уступает даже самому себе, до модернизации.

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Фрегаты пр.11356Р

Фрегаты этого проекта, представляют собой адаптацию фрегатов типа «Тальвар», строившихся для Индии, под требования российского флота. Основные различия между «Тальварами» и 11356Р- это радиоэлектронное оборудование и силовая установка.Так, российский корабль получил ГАС МГК-335-03, навигационную РЛС «Вайгач-У» и СУО «Багира-М» и «Пума». Явно видимое различие в вооружении, заключается лишь в том, что вместо двухтрубных торпедных аппаратов, на российских фрегатах установлены счетверённые пусковые установки комплекса Пакет-НК, закрытые лацпортами. Корабли строились на ССЗ «Янтарь» с 2000 по 2004гг. Все четыре корабля вошли в состав ТОФ.

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Фрегаты пр.11356М

Вторая серия фрегатов пр.11356. Корабли получили новый ЗРК Штиль-1, и возможность применения ПКР Оникс из ВПУ 3С14. Корабли строились на балтийском заводе с 2005 по 2010гг. Все четыре корабля входят в состав Северного флота.

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Фрегаты пр.11357

Изначально предполагалось, что фрегаты пр. 11356М, станут последними в семействе «Буревестников», а в производстве их сменят фрегаты проекта 22350, однако, спустя 4 года после закладки головного фрегата пр.22350, стало очевидно, что строительство новых этих сильно затягивается, и стало вполне очевидно, что к расчётным срокам готовности ТАВКР «Адмирал Спиридонов» (бывш. «Варяг»), для Северного флота и авианосцев «Москва» и «Ленинград» (Совместный Российско-Китайской постройки. По аналогичному проекту для флота КНР были построены авианосцы «Ляоин», «Шаньдун» и «Далянь»), для Тихоокеанского флота, они уже не успевают. Флоту требовалось срочное пополнение состава эскортных кораблей, для формирования полноценных авианосных соединений, и если на Северном флоте, это было ещё возможно, то вот Тихоокеанский флот, такими возможностями явно не обладал. Командование флота, для решения этой проблемы, решило заказать дополнительно ещё 4 фрегата пр.11356М, но внезапно, представители ССЗ «Янтарь» и руководство Северного ПКБ, предложили флоту строительство фрегатов по новому проекту. Переработанный проект фрегата получил индекс 11357, и хотя и базировался на наработках по фрегату пр.11356М, нес куда более мощное вооружение. Главным отличием от пр.11356 стал удлинённый на 10м корпус, позволивший разместить в нём дополнительное вооружение и запасы топлива. Фрегаты пр.11356 получили дополнительный модуль УКСК 3С14 на 8 пусковых ячеек, аналогичных ВПУ на фрегатах предыдущего проекта в носовой части корпуса, а так же два дополнительных модуля ЗРК Штил-1 в районе миделя(между фальш турбой и носовой надстройкой). К сожалению, не удалось улучшить гидроакустической вооружение корабля, как и на фрегатах пр.11356Р/М, оно представлено только подкилевой ГАС МГК-335-03. Состав радиоэлектронного вооружения корабля, аналогичен таковому у фрегатов пр.11356. Корабли строились на ССЗ «Янтарь» и Балтийском заводе с 2010 по 2015гг. Все четыре корабля вошли в состав ТОФ. Заказ ещё на 4 корабля был аннулирован, в связи с разрывом военно-технического сотрудничества с Украиной, после событий на Майдане Незалежности, и присоединения Крыма к России в апреле 2014г. К вопросу о возможности строительства дополнительных кораблей этого проекта, согласно сообщению официальных лиц, могут вернуться, в случае если производство силовых установок, для них будёт развёрнуто на территории Российской Федерации. Кроме того, ведутся переговоры с Индией, о строительстве как минимум 4-х таких фрегатов, для её флота по схеме 2+2. О интересе к этим кораблям, заявлял ещё ряд стран, однако, на настоящий момент никаких конкретных предложений, кроме индийского, не поступило.

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Бессмертный "Буревестник"

Боевое применение фрегатов семейства 1135.

СКР «Задорный», «Ладный» и «Пытливый», в 1998г. приняли участие в проводке конвое в Социалистическую Республику Югославия. «Задорный» успел совершить всего один поход, после чего, встал на ремонт, из-за крайнего износа машин, а вот «Ладный» и «Пытливый», не только успели дважды и трижды совершить вояжи из Новороссийска в Бар, но и обеспечивали высадку российских морских пехотинцев в порту Бар, 17 августа 1999г. после того, как между Югославией и НАТО было объявлено о прекращении огня. Наличие российских боевых кораблей в Средиземном и Адриатическом морях, стало весомым фактором при подписании мирного соглашения (президенту Милошевичу, пришлось пойти на признание независимости Косово, пусть и через передачу этой области Албании, и уйти в отставку, но позволило сохранить остальные области в составе Республики Югославия, да и саму Республику Югославию). СКР Тихоокеанского флота «Сторожевой» в сентябре 2000г. участвовал в поисково-спасательной операции при аварии АПЛ К-449 (в результате нарушения правил проведения ремонтных работ, и применения нештатных схем вентиляции, при пробном погружении, на глубине 65 метров, произошло затопление Центрального поста, отказ электротехнического оборудования, повлекшее за собой, аварийное отключение обоих реакторов. АПЛ легла на грунт на глубине 102м, имея дифферент на нос 6,5 градусов, был полностью затоплен 3-й отсек, частично 2-й. Попытки продувки балластных цистерн, осуществлённый экипажем не привёли к успеху. Экипажем был осуществлён выход из затонувшей ПЛ через ТА (персонал 1-го и 2-го отсеков) и через шлюз-камеру 10-го отсека (персонал 4-11 отсеков). Из 137 человек находившихся на борту, в результате аварии, при подъёме и от переохлаждения погибло 59 человек. 78 было спасено.)

Следующим эпизодом применения кораблей семейства 1135, стала операция по принуждению к миру в 2008г. Сторожевые корабли «Задорный» и «Дружный» осуществляли сопровождение десантного соединения к порту Поти, и обеспечили разведку и целеуказание для ракетной стрельбы с МРК «Мираж».

Во время операции по воссоединению Крыма с Россией, в 2014г. сторожевые корабли пр.11354 выполняли задачи по блокированию кораблей ВМСУ в Севастополе, а сторожевой корабль «Ладный», обеспечивал сопровождение флагмана ВМСУ «Гетман Сагайдачный» в порт Одессы.

После начала военной операции вооружённых сил РФ в Сирии, в 2015г. фрегаты и сторожевые корабли семейства 1135 неоднократно совершали переходы в средиземное море, где выполняли задачи по поддержке и обеспечению сухопутных войск, разведке, прикрытию морских соединений. Выполнялись боевые и учебные стрельбы.

Первыми на помощь Сирийской арабской республике, в сентябре 2015г. направились моряки- тихоокеанцы. 1-я авианосная ударная группа Тихоокеанского флота в составе авианосца «Москва», крейсера «Маршал Устинов», Большие противолодочные корабли «Маршал Шапошников» и «Адмирал Трибуц», фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Бутаков», а так же судов снабжения и обеспечения, совершив переход в акватории Средиземного моря, обеспечивали безопасность при развёртывании сил ВКС на АБ «Хмеймим», проводку транспортных кораблей т.н. «Сирийского экспресса», и поддержку операции САА против террористических групп. За время боевого дежурства, авиагруппа авианосца совершила более 500 самолёто-вылетов, из них более 300- на поддержку наземных сил. Потерян 1 самолёт (обрыв троса аэрофинешёра при посадке. Летчик катапультировался.)

В середине октября 2015г. На смену тихоокеанцам пришла северомосркая эскадра, в составе ТАВК «Адмирал Спиридонов», ТАРК «Пётр Великий», БПК «Адмирал Левченко», «Североморск», СКР «Пытливый», «Рьяный», «Ревностный» и «Горделивый», с судами обеспечения. Именно этим кораблям, выпала честь впервые применить в боевых условиях ракеты комплекса «Калибр». За время боевого дежурства, СКР пр.11355 дважды производили ракетные стрельбы комплексом «Калибр» по позициям боевиков.

Затем дежурство кораблей семейства 1135 у берегов Сириийско Арабской Республики, стало практически регулярным. Они действовали как в составе АУГ северного и тихоокеанского флотов, так и составе однородных соединений Черномроского, Северного и Тихоокеанского флотов, неоднократно применяя управляемое ракетное вооружении, для поддержки операций САА, а так же подразделений иранских и ливанских добровольцев, действующих против сил ИГИЛ[i], и других незаконных вооружённых формирований. Наиболее ярким эпизодом боевого применения фрегатов пр.1135 стала т.н. «Апрельская побудка». 14 апреля 2017г. силы НАТО осуществили ракетный удар по целям на территории Сирийской Арабской Республики, где по утверждению представителей НАТО, велась разработка и/или производство Химического оружия. Удар наносился из акватории Средиземного и Красного морей, а так же- Персидского залива. В то же время, в ночь, с 14 на 15 апреля 2017 года, сторожевый корабли Черноморского флота «Дружный» и «Сторожевой», несли дозор в 112 милях от сирийского побережья. В 4:02 минуты, ими были обнаружены 6 малоразмерных, низколетящих цели, курсом на корабли, на удалении в 32 км. На кораблях сыграли боевую тревогу, и задействовали средства ПВО. На удалении в 17 км, по целям были выпущены 4 ЗУР комплекса кинжал, на удалении в 6км, были задействованы артустановки АК-100, а при сближении ракет на дистанцию в 3км- боевые модули ЗРАК «Каштан». Согласно данным средств обьективного контроля, 2 ракеты «Томогавк», были сбиты зенитными ракетами, ещё три 100 миллиметровками сторожевиков, а последняя ракета, была поражена 30мм снарядами, и упала в 730 метрах, по правому борту СКР «Сторожевой». Отразив ракетную атаку, корабли легли на курс 37 градусов, и на полном ходу, начали сокращать дистанцию, до группы французских фрегатов, принимавших участие в операции блока НАТО, против САР. Так же, старший офицер группы, командир «Сторожевого», капитан 3-го ранга Белов, доложил в штаб ЧФ и командиру 2-й АУГ Северного флота, о том, что был атакован, и намерен, в ответ, сблизится с надводными кораблями НАТО, на расстояние ракетного удара. В сложившейся обстановке, командование российской группировки в Сирии, начало подготовку к нанесению удара по кораблям НАТО, а дежурная пара истребителей, получила приказ атаковать любые цели, чьё поведение было бы сочтено угрожающим. Примерно 30 минут, мир балансировал на грани войны. Русские ударные самолёты с палубы «Адмирала Кузнецова» уже были в воздухе, когда ситуацию наконец удалось прояснить. Пара сторожевиков черноморского флота, случайно оказались на пути ракет, запущенных американской АПЛ «Джон Уорнер» по целям на территории Сирии, и не являлись целью атаки. Стоит так же признать, что в сложившейся ситуации, командование НАТО, поступило более чем разумно, приказав своим кораблям отойти, разрядив обстановку в регионе. Окончательно ситуация разрешилась только утром 15 апреля, после экстренного совещания командующих американского 6-го флота и русской 5-й ОПЭСК.

В ответ на операцию НАТО, командование флота ускорило переход в Средиземное море, 1-й АУГ из состава Тихоокеанского флота. К 10 мая, в составе 5-й ОПЭСК, были сосредоточены два авианосца (Адмирал Кузнецов и Москва), два крейсера (Адмирал Нахимов, Слава), 4 БПК (Североморск, Адмирал Левченко, Адмирал Трибуц, Адмирал Пантелеев) 10 фрегатов и сторожевых кораблей(Дружный, Сторожевой, Пытливый, Рьяный, Ревностный, Горделивый, Адмирал Гейден, Адмирал Невельской, Адмирал Головин, Адмирал Завойко), 2 корветов Бойкий и Быстрый, из состава балтийского флота, 4 ДЭПЛ и 2 многоцелевых АПЛ, не считая судов снабжения и обеспечения. 11 мая флот начал нанесение ударов по позициям боевиков. Пуски ракет калибр осуществлялись с борта крейсера Адмирал Назимов, фрегатов северного и тихоокеанских флотов и ДЭПЛ. Причём, Адмирал Невельской и Адмирал Завойко, отстрелялись полным боекомплектом. Всего было выпущено 82 крылатые ракеты. Кроме того, авиация с авианосцев нанесли ещё 31 ракетно-бомбовый удар по позициям боевиков. Пополнив боезапас с кораблей снабжения, утром 12 мая, фрегаты тихоокеанского флота, нанесли повторный удар по доразведаным целям, выпустив ещё 32 ракеты.

В ходе эксплуатации была доказана высокая надёжность и эффективность кораблей семейства 1135. В 12-13гг. шло обсуждения возможности закладки дополнительных фрегатов пр. 11356М для комплектования Черноморского и Балтийского флотов, однако, вначале события на Украине, а затем и успехи в разработке и интеграции ЗРК «Полимент-Редут», установленных на фрегатах пр.22350, похоже поставили точку в истории развития «Буревестников». С другой стороны, высокий экспортный потенциал этих кораблей, позволяет рассчитывать, что несмотря на все проблемы, они останутся в производстве, ещё как минимум на десятилетие.

[i] Террористическая организация запрещённая в России

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account