Белое море — колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи

3

 (Мысли вслух в духе типичной местечковой маниловщины)

Сразу сознаюсь – это не совсем моя идея. Но чем-то она меня зацепила. Может только потому, что «географически» довольно мне близка… Я лишь развил её и, как сумел, оформил. Посему просю у многоумных коллег некоторого снисхождения.

Суть идеи в следующем. После разгрома нашего флота в Русско-японской войне, Главный Морской Штаб Российской Империи пришёл к «альтернативным» (а может и не очень) выводам, главные из которых:
1.       Практика дробления главных сил флота на несколько, не связанных друг с другом ТВД – порочна;
2.       Практика размещения главных сил флотов, уступающих наиболее вероятному противнику на данном ТВД на базах, доступных для внезапных ударов противника – порочна;
3.       Практика растягивания постройки кораблей линейного флота во времени ради экономии средств, что приводит к большим различиям в ТТХ кораблей одного класса с последующей невозможностью эффективного использования их в общей боевой линии – порочна;
4.       Практика индивидуального подхода к решению военно-политических проблем (в т. ч. касательно использования сил флота), без предварительного составления выгодных и действенных военных союзов – порочна;
5.       Чрезмерная зависимость от иностранных подрядчиков в деле строительства кораблей военного флота, недостаточная мощность и географическая уязвимость главных отечественных судостроительных предприятий – порочны.
 Следствие вышеприведённых выводов.
Не отказываясь, а напротив, усиливая группировки лёгких сил на всех флотах, линейная эскадра должна быть одна, базироваться в месте совершенно недоступном для внезапного нападения и использоваться массированно против одного противника при непременном условии превосходства нашей эскадры в силах. В крайних случаях, допускается использование линейной эскадры против более сильного противника, но лишь в коалиции с союзным флотом, гарантирующим общее превосходство в силах.
Строительство линейной эскадры должно осуществляться не только на существующих судостроительных предприятиях. Необходимо в самое короткое время построить новое мощное судостроительное предприятие, способное строить одновременно не менее бригады самых совершенных линейных кораблей в регионе, совершенно недоступном для внезапной атаки противника. Естественно, для обеспечения этого предприятия металлопродукцией, так же совершенно необходим новый металлургический комплекс, опять-таки расположенный в глубоком тылу  – желательно на Урале, мощностью, минимум втрое превосходящий все ныне имеющиеся предприятия данной отрасли, дислоцированные в уязвимых регионах (в т. ч. Питерские).
Военные судостроительные программы должны составлять и утверждаться таким образом, чтоб после реализации первой, по возможности, немедленно включалась следующая и во всякий момент времени, линейный флот наш располагал силами, соизмеримыми с силами наиболее вероятного противника (за исключением Англии). Учитывая необходимости иметь в линии корабли близких ТТХ, любая судостроительная программа должна предусматривать одномоментную постройку кораблей линейного флота в количестве не менее двух бригад (8 единиц).
Исходя из опыта последней войны, крупные надводные артиллерийские корабли следует строить только 4-х классов: линейные корабли, линейные крейсера с аналогичной артиллерией, но увеличенной за счёт снижения бронирования скоростью, тяжёлые крейсера и лёгкие крейсера-скауты.
Основные функции данных классов в морских баталиях:
Линейные корабли (от 35 тыс. т. при ГК от 356 мм) – эскадренный бой.
Линейные крейсера (не более 35 тыс. т. при ГК до 356 мм) – маневренное крыло линейных сил в эскадренном бою, истребление аналогичных и лёгких сил противника. Качественная поддержка своих лёгких сил в разведке и рейдерских операциях.
Тяжёлые крейсера (до 15 тыс. т. при ГК до 254 мм) – качественная поддержка лёгких сил во всех операциях при отсутствии своих линейных сил. Уничтожение лёгких крейсеров и прочих рейдеров противника не линейного класса.
Лёгкие крейсера-скауты (до 7 тыс. т. при ГК до 152 мм) – дальняя разведка в интересах линейных сил, рейдерские операции на коммуникациях противника не прикрытых должным образом силами ВМФ. Охранение линейных сил флота от атак лёгких сил противника.
 
В соответствии с данными выводами, ГМШ принимается эпохальное решение о создании Стратегической Эскадры Линейных Сил (СЭЛС) Российской Империи с местом постоянного базирования на Белом море и, соответственно, создания мощного рубежа обороны горла Белого моря, новой Главной базы эскадры на нём и оперативной базы в не замерзающем Кольском заливе Баренцева моря.
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи

Составляется программа развития отечественного военного судостроения, металлургии, артиллерии, приборов военного назначения и т. д. на десятилетие (1907-1917 г.г.) предусматривающая гигантские финансовые госвливания на модернизацию-расширение Ижорского и Обуховского сталеделательных заводов (их производительность должна увеличиться минимум вчетверо), Путиловского, Пермского заводов, предприятий Руссуда, Николаевских верфей, предприятий Лесснера, Герца и пр., а так же на строительство огромного Уральского (Новокузнецкого) металлургического комплекса (вкупе с Кузбассом) и возведение новых судостроительных мощностей в Архангельске на Белом море. Это новое огромное судостроительное предприятие будет располагать стапелями для одновременной сборки на первом этапе двух, а в последствии, четырёх линейных кораблей водоизмещением не менее 40 тыс. тонн каждый.
Для повышения оперативной манёвренности СЭЛС, принимается решение о сооружении суперканала (со всей необходимой инфраструктурой), соединяющего Балтийское и Белое моря, способного пропускать не только расчётные, но и перспективные линейные корабли водоизмещением до 50 тыс. т., а также, строительстве мощной ледокольной эскадры, с помощью которой СЭЛС может быть переброшена в течение летней навигации из Белого моря на Тихий океан Северным морским путём, либо в любое время года выйти в Атлантический океан.
Параллельно, принимается масштабная судостроительная программа, против которой «аишная» Дума отнюдь не возражает.
Программа предусматривает постройку на существующих мощностях в период с 1908 по 1912 г.г. восьми лёгких крейсеров-скаутов с ТТХ подобными КРЛ типа «Светлана» и ещё как минимум четырёх по усовершенствованному проекту (часть артиллерии ГК в башнях) позднее.
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
В то же время, начинается проектирование ЛК и ЛКР предельно унифицированных и по архитектуре, и по оснащению, и по вооружению, различающихся только максимальной толщиной бронирования и мощностью СУ.
Основные ТТХ:
 

ЛК

ЛКР

Водоизмещение (ст.)

35.5-40.0 тыс. т.

34-35 тыс. т.

ГК

12 (4х3) 356 мм

12 (4х3) 356 мм

ПМК

16 (16х1) 130 мм

16 (16х1) 130 мм

ЗК

8 (8х1) 102 мм

8 (8х1) 102 мм

Броня:
Пояс
Палуба
Башни
Барбеты
Рубка

 
330 мм
75 мм
330
330
330

 
280 мм
75 мм
230
230
280

Скорость (макс.)

23 уз.

27 уз.
 
Учитывая степень готовности промышленности (в т. ч. металлургии), прежде предполагается закладка шести линейных крейсеров (в 1910 г. со сроком сдачи в 1914 г.). 4 на Балтике и 2 на Чёрном море.  Закладка сразу восьми линкоров (4 на Балтике, 2 на Чёрном море и 2 на Белом море) предполагалась не ранее 12 года со сроком приёмки кораблей флотом, в течение 1916 года.
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
Так же до 1914 года, предполагалось выполнить проект тяжёлого крейсера с ТТХ:
Водоизмещение (ст.) – 15 тыс. т
ГК – 8 (4х2) 203 мм,
ПМК – 12(12х1) 120 мм или 8 (8х1) 130 мм,
ЗК – 4 (4х1) 76.2 мм
Броня: пояс – 120 мм, палуба – 50 мм, башни – 120 мм, барбеты – 120 мм, рубка – 230 мм.
Максимальная скорость – 27 уз.
Закладка первой серии ТКР из четырёх единиц, при условии наличия средств и производственных мощностей, предполагалась не ранее 1915 года.
При выполнении данной программы, в 1916 году, Балтийский и Черноморский флоты должны были иметь в  своём составе по 4 новых КРЛ и по одному новому флагманскому ЛКР.
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
А СЭЛС Российской Империи, постоянно базирующаяся в Белом море, должна иметь в своём составе 4 КРЛ, 4 ЛКР и 8 ЛК.
При наличии к тому времени достроенного Беломорско-Балтийского канала с пропускной способностью, соответствующей водоизмещению линейных кораблей, а так же ледоколов соответствующей мощности, эскадра может в полном составе быть направлена на любой из трёх важнейших ТВД: в Атлантике, на Балтике и на Тихом океане.
Исходя из климатических условий на Белом море, и ещё довольно долгое время очевидно, недостаточного уровня развития судоремонтной базы, эксплуатация матчасти СЭЛС будет сезонной. Зимой, пока Белое море сковано льдами, корабли проходят полный курс ремонтно-профилактических работ и всяческих модернизаций. Летом, корабли занимаются активной боевой учёбой, в т. ч. осуществляются продолжительные (2 месяца и более) учебно-боевые походы эскадры в ту же Атлантику. Надо думать, ежегодные дружеские визиты с севера столь мощной эскадры, скажем в Скапа-Флоу, будут производить на англичан гораздо большее впечатление, чем визиты вежливости одного-двух устаревших корыт Балтийского флота…
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
Боевые стрельбы вполне могут проводиться на акватории Белого моря (в т. ч. и зимой).
В дальнейшем предполагается принятие очередной программы (программ) военного судостроения (при способности судостроя, обеспечивать одновременное строительство сразу 8-10 линкоров) с тем, чтоб к 1930-му году довести мощь СЭЛС Империи как минимум до уровня Германского ФОМ или Японского флота, мощь Черноморского флота обеспечить на уровне безусловного превосходства над турецким (и не более того), а мощь Балтийского и Тихоокеанского (так же с учётом устаревших перворанговых кораблей) до уровня, гарантирующего защиту территориальных вод и торгово-промыслового судоходства от различных инцидентов в мирное время (а ТОФ к тому же, следует наделить силами для организации рейдерства на японских коммуникациях в т. ч. новыми КРЛ). Вообще, на Дальнем Востоке необходимо иметь высокоразвитую инфраструктуру для обслуживания и ремонта кораблей всех классов (в т. ч. доковых операций с линкорами, что после марша северным морским путём может быть вполне актуально), а так же, в перспективе, стапелями для строительства лёгких крейсеров-рейдеров.
Белое море - колыбель новой морской стратегии флота Российской Империи
Что касается опасности попытки прорыва, скажем немецкого флота в Финский залив или японского флота к Владивостоку, то первичная (до подхода СЭЛС) защита будет возложена на минные силы, лёгкие миноносные силы, подводные лодки и, в перспективе, морскую авиацию. В случае преодоления противником этих препятствий, в дело обязана вступать сильная береговая артиллерия. Согласитесь, при привычном дроблении линейных сил флота, эти его куски едва ли существенно увеличили бы прочность обороны в случае массированной атаки со стороны сильного противника.
Что же касается наиболее вероятного вопроса «цены вопроса», то, как мне думается, такая программа хоть и превосходит по стоимости реальноисторическую «Малую судостроительную программу», она всё же намного дешевле «Большой судостроительной программы» у которой в принципе тоже был шанс на попытку реализации (именно попытку учитывая состояние экономики).
Естественно, данная программа (как и имевшая место быть) не учитывает перспективу ПМВ, однако её реализация едва ли ослабляла флот Российской Империи. Напомню. Мы бы имели на ЧМ 4 новейших КРЛ и 2 новейших ЛКР, а на Балтике 8 новых КРЛ и 4 ЛКР (не считая всякого старья), притом, что все эти линейные крейсера были бы не хуже «Севастополей». Естественно, создание СЭЛС на Белом море, из-за войны, было бы отложено либо до конца оной, либо до завершения строительства Беломорско-Балтийского канала.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

41 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account