Балтийский флот перед русско-японской войной: Часть I — Справочная

21

Уважаемые коллеги позвольте Вас поздравить с наступившим Новым годом. Желаю всем удачи, здоровья и что бы все позитивные ожидания полностью оправдывались.

В качестве новогоднего поста выкладываю материал о состоянии Балтийского флота перед началом русско-японской войны.

Пост будет разделен на 3 части:

  • справочную;
  • аналитическую;
  • альтернативную.

Представляю первую часть, в которой будет рассмотрено состояние Балтийского флота, корабельный состав и организационная структура. В качестве отправной точки я взял дату 1 июля 1902 года.

Содержание:

Балтийский флот хоть и считался сильнейшим из двух флотов Российской Империи, в реальности был не велик. Кроме того он был разделен на три морских театра- непосредственно Балтийское море, Средиземное море и Тихий океан, кроме того корабли флота эпизодически  привлекались и для плаваний в Северные широты в район Белого моря (в 1902 г. это было посыльное судно «Бакан»), а так же в Атлантику. К сожалению представить точную организационную структуру Балтийского флота на середину 1902 года крайне сложно, я просто ее не нашел и всю информацию собирал по крупицам, рассматривая монографии по отдельным кораблям. К тому же корабли включались в те или иные тактические подразделения по мере необходимости и корабельный состав каждого из них колебался год от года. Рассмотрим, что из себя представляли силы флота по каждому из трех районов.

БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

По сути все силы на Балтике представляли из себя учебные соединения. В 1900 — 1901 гг. учебные отряды на Балтике и на Черном море были расширены и преобразованы в самостоятельные части, выведенные из состава флотских дивизий. Во главе отрядов поставили постоянных начальников в чинах контр-адмиралов.

С 1900 г. самым многочисленным соединением в летнем плавании на Балтике стал Учебно-артиллерийский отряд. Он готовил артиллерийских офицеров и квартирмейстеров, а для Балтики и Сибирской флотилии — также комендоров и гальванеров. Объединял Артиллерийский офицерский класс, Артиллерийскую школу для нижних чинов и судовые команды. Этот отряд, по сути заменил практическую эскадру (которая ранее ежегодно формировалась в Кронштадте на период летних кампаний, продолжавшихся обычно до 4 месяцев (с мая по конец августа или начало сентября) и снабжалась от Кронштадтского порта. Район плаванья Финский и Рижский заливы. Например, в кампании 1902 г. только в активной компании  он насчитывал семь броненосцев (в основном броненосцы береговой обороны при том 4 постройки еще 60-х годов XIX века), два устаревших броненосных крейсера — они составляли два броненосных отделения. Как корабли обеспечения использовались — минный крейсер, четыре номерных миноносца и устаревшая канонерская лодка.  Личный состав состоял из 4700 офицеров и матросов. Кроме того официально к нему были так же причислены по два старых броненосных крейсера и клипера типа «Крейсер», а также эскадренный броненосец «Наварин» который только вернулся с Дальнего Востока.

Учебно-минный отряд Балтийского флота, объединивший Минный офицерский класс, Класс минных механиков, Минную школу для нижних чинов и судовые команды 8 кораблей различных классов, готовил для всего флота минных офицеров и механиков, минных и минно-машинных квартирмейстеров, а для Балтики и Сибирской флотилии — еще минеров и минных машинистов. Штатом Минной школы предусматривалось обучение 675 учеников старшего класса и 650 человек нового набора. С 1900 г. Учебно-минный отряд готовил также минеров, обученных радиотелеграфированию. Интересно, что в состав отряда, несмотря на название так же включались броненосцы береговой обороны, а миноносцев было только три. Так же не участвовали в учебной работе, но были причислены к отряду для проведения различных опытов — броненосная канонерская лодка «Мина» (испытание станций радиосвязи, а так же минного оружия) и минный крейсер «капитан Ильин» (опыты по подъему наблюдательных воздушных змеев).

Еще одним крупным учебным отрядом обладал Морской кадетский корпус. В отличие от других он состоял только из крейсеров и специализированных учебных судов. кроме того свои «парты» имели и ряд военно-морских учебных заведений, в частности:

  • Морское инженерное училище;
  • Водолазная школа;
  • Морской кадетский корпус;
  • Кронштадтская машинная школа.

Сами отряды были не многочисленны, но тоже имели разношерстное наполнение, например в 1902 году отряд Кронштадтской машинной школы мог «похвастаться» старыми башенными фрегатами (броненосцами береговой обороны) «Адмирал Чичагов» и «Адмирал Спиридов».

Кроме того устаревшие боевые корабли временно включали в различные вспомогательные подразделения, так в отряд отдельной съемки Балтийского моря входил крейсер II ранга «Пластун». Кроме того как ГИСУ использовались невооруженные суда, в частности бывшая великокняжеская яхта «Славянка» и пароход «Бригитовка», транспорта «Секстан» и «Компас».

Ну и естественно следует отметить различные яхты, для императорской семьи и других должностных лиц, коих на 1902 год в составе флота было аж 6 штук. В принципе к ним же можно отнести и единственный относительно современный и быстроходный крейсер «Светлана», который не входила в какие то учебные подразделения, а активно несла службу в качестве яхты для высоких государственных лиц, совершая переходы в иностранные порты для участия в различных торжествах.

Еще одной составляющей сил на Балтике являлись отряды, которым предписывалось охрана побережья. Хотя какой то общего подразделения до конца года, когда был создан соединенный практический отряд обороны побережья Балтийского моря, еще не было. Охрана побережья возлагалась на минные силы — 3 отряда миноносцев (20, 28 и 29 флотских экипажей) всего 46 миноносцев и минный крейсер «Посадник». Дополнительно действовали канонерские лодки береговой обороны (5 типа «Ёрш») с некоторым количеством старых миноносок, они входили в различные отделения и отряды шхерных позиций. Но в реальности часть кораблей которые должны быть задействованы в обороне побережья, использовались как оптовые, учебные и вспомогательные корабли. Кроме того в состав сил на Балтийском море числились отряды транспортов, ледоколы и другие вспомогательные суда.

Действующие силы флота на Балтийском море на 1.07.1902

Еще одним соединением, которое хотя и не участвовало в компании был отдельный отряд кораблей Балтийского моря, назначенных для испытаний. Туда входили все корабли, которые готовились к передаче флоту, ранее он назывался просто отдельный отряд судов Балтийского флота. Фактически он был сильнее любого из отрядов на Балтике, на середину 1902 года в него входили 2 эскадренных броненосца, 6 крейсеров и 9 современных миноносцев. В сентябре 1902 на его базе будет создан отдельный отряд судов, идущих в Тихий океан под начальством вице-адмира Штакельберга.

Так же следует отметить крупные корабли которые достраивались на воде и находились на заводских испытаниях – 4 эскадренных броненосца, крейсера «Баян» и «Аврора», 7 миноносцев. Так же в Кронштадте без артиллерии главного калибра с 1898 года находился на хранении эскадренный броненосец «Петр Великий», броненосец «Сисой Великий» находился в ремонте после возвращения с Дальнего Востока, а крейсер «Дмитрий Донской» готовился к переоборудованию в учебный корабль для Тихоокеанской эскадры.

Корабли находящиеся в ремонте, на испытаниях и хранении на 1.07.1902

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ

Российский императорский флот на Средиземном море представлял отдельный отряд в Средиземном море, при том туда не заходили на несколько месяцев в компанию, а находились по нескольку лет. Базировались на порт Пирей и бухты о-вов Порос и Крит (Суда). В зависимости от международной обстановки это подразделение могло именоваться и эскадрой, но как правило оно комплектовалось по остаточному принципу, кроме того в него часто включались корабли которые либо направлялись на Дальний Восток или шли оттуда.

Так в 1902 году начальник отряда контр-адмирал А.Х. Кригер к своему флагману броненосцу «Николаю I», двум канонеркам и двум номерным миноносцам временно присоединил броненосный крейсер «Владимир Мономах» который возвращался в Кронштадт, так же 3 миноносца французской постройки типа «Форель» которые шли в Порт-Артур, но по техническим причинам остались ждать другие корабли на Средиземном море. Благо эти корабли даже окрашивать не приходилось, корабли эскадры Тихого океана ходили в типичной Средиземноморской окраске.

Следует отметить, что в составе сил на Средиземном море были корабли не только Балтийского флота, но и из состава Черноморского, как правило это были канонерские лодки типа «Донец». Однако периодичность службы, из-за ограничений которые накладывала Турция на проходы через проливы военных кораблей, была не регулярной. Например на середину 1902 года в состав отряда черноморских кораблей не входило.

Отдельный отряд в Средиземном море на 1.07.1902

ТИХИЙ ОКЕАН

Самым мощным подразделение Балтийского флота была эскадра Тихого океана. С ней же было все наиболее просто, и краткое описание дано, только для общей картины. Но и тут возникли вопросы, дело в том что ВИКИ выдает корабельный состав Сибирской флотилии (самостоятельного подразделения русского флота на Дальнем Востоке), так вот там масса ошибок.

Но тут мы учитываем только корабли именно эскадры Балтийского флота на Тихом океане. Практически она состояла из броненосного отряда, отряда крейсеров (тогда еще не было отдельного отряда во Владивостоке), отряда миноносцев (тогда еще одного) и отряда в который входили все корабли охраны.

Правда уже упоменявшиеся корабли Сибирской флотилии «шарахались» вместе с Тихоокеанской эскадрой БФ, фактически находясь в подчинении начальника эскадры. Кстати вопреки устоявшемуся мнению канонерки «Гремящий» и «Отважный» никогда в состав Сибирской флотилии не входили, оставаясь в составе БФ. Та же история с минные транспортами «Амур» и «Енисей» которые оставались в составе Балтийского флота.

Более конкретно об этом соединении, правда непосредственно на начало войны, можно глянуть — С. Сулига Корабли Русско – Японской войны 1904-1905 гг. Часть 1. Российский флот

Эскадра Тихого океана на 1.07.1902

Общая инфографика не влезла на сайте поэтому даю ссылку на мой ЖЖ.

Это была информация к размышлению, анализ ошибок и головотяпства власти, а так же сравнение флотов будет в следующей части. Предположительно к рождеству.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account