Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Douglas DB-7

1

 Проектирование двухмоторного легкого бомбардировщика Douglas DB-7 было начато в 1936 году в качестве штурмовой машины («ударный бомбардировщик»). Первоначальный проект получил обозначение «Model 7А». «Дуглас» стал одним из первых самолетов, получивших трехстоечное шасси с носовой стойкой. Такая схема упрощала обслуживание самолета на зем­ле, в частности, погрузку бомб. Самолет мог иметь один из двух унифицированных типов носа фю­зеляжа. Нос первого типа был остеклен, там находилось место бомбардира-наблюдателя. Второй тип — штурмовой — вмещал батарею из шести пулеметов «Кольт-Браунинг» калибра 7,62 мм и двух 12,7-мм. В бомбовой отсек самолет брал бом­бу массой 908 кг или 80 7,7-кг бомб. К концу 1936 года было готова половина чертежей и расчетов, а также был собран макет са­молета в натуральную величину.

К осени 1938 года «Дуглас» представил летающий прототип «Модели 7В» (в сравнении с первоначальным проектом получил более мощные двигатели). 26 октября его облетали на аэродроме Майн-Филд, причем самолет продемонстрировал довольно высокую скорость и маневренность. Но фактически выиграв конкурс, компания «Дуглас» не получила никаких перспектив на возможные заказы со стороны ВВС США – даже постройку второго прототипа военные финансировать отказались. Поэтому фирма решила искать заказчиков для своих ма­шин за границей. Здесь и начинается наша история – будущим DB-7 заинтересовалась Франция…

Перед войной Франция сполна пожинала плоды ошибочной «политики прототипов» в отечественном самолетостроении – не смотря та то, что имелось большое число удачных проектов, выбрать среди них самые лучшие машины и наладить их серийное производство так и не смогли. Чувствуя приближение грозы, Министерством авиации прилагались отчаянные усилия по исправлению ситуации, но время было уже упущено. Соломинкой, за которую ухватились французы, стали заказы крупных партий самолетов за границей.  Таким образом, осенью 1938 года в США прибывает Жан Монэ, в задачу которого входило оценить возможность закупок самоле­тов у американских фирм. Сре­ди прочих производителей авиационной техники, французы установили контакт и с «Дугласом», интересуясь конкретно «Моделью 7В».

Нельзя сказать, что сотрудничество началось удачно – пробный полет прототипа 23 января 1939 года с французским капитаном Шамдленом на борту закончился катастрофой. Нормально взлетев, самолет набрал высоту 350 метров и летчик-испытатель фирмы «Дуглас», Джон Кейбл, приступил к демонстрации работы элеронов. За­тем пилот выключил один мотор, пока­зывая запас мощности самолета, но ма­шина внезапно сорвалась в штопор. На высоте 100 метров Кейбл выпрыгнул, оставив француза в кабине одного. Самолет упал и разбился, рядом упал летчик, парашют которого не успел раскрыться. Шамдлен же, хоть и получил травмы, но ос­тался в живых. В этой ситуации французы сохраняли хладнокровие и к большой радости «Дуглас» не стали отказываться от закупки «Модели 7В». Контракт на поставку 100 серийных самолетов был подписан 15 февра­ля 1939 года.

 

Закипели работы по доведению самолета – в конце концов, с учетом всех внесенных изменений, получился практически новый самолет. Он получил новый, более высокий фюзеляж, причем теперь бомбардировщик стал среднепланом. По требованию французов с са­молета сняли обтекатель задней пулемет­ной установки, заменив его двухстворча­тым остеклением. Передняя часть остек­ления крепилась неподвижно, а заднюю можно было отодвигать, открывая пуле­меты. Два двигателя «Пратт-энд-Унтни» R-1830-5С мощностью по 1000 л.с./735 кВт стояли в новых гондолах. Вооружение самолета должны были составить четыре французских пу­лемета МАС (Шателлеро) калибра 7,5 мм, установленные по бортам фюзеляжа и три подвижных пулемета в кабине зад­него стрелка. Два из них, спаренные, за­щищали верхний сегмент задней полусфе­ры, а третий через канал вел огонь назад и вниз. Боекомплект пулеметов составлял 500 выстрелов на ствол. В бомбовый отсек самолет мог брать до 800 кг бомб.

Место хвостового стрелка было оборудовано усеченным комплек­том органов управления самолетом и приборами, позволявшими только дове­сти самолет назад, но не посадить его. Делалось это по той причине, что другие члены экипажа не могли пробраться к месту пилота, чтобы заменить при необ­ходимости раненного или погибшего лет­чика. Все эксплуатационные надписи, надписи на приборах и т.п. были сдела­ны на французском языке. Шкалы при­боров калибровались в метрической си­стеме мер. Схема остекления носовой части фюзеляжа также была несколько иной. Готовые самолеты оставляли без камуфляжа, лишь на киле наносили три цветные полосы. Серийные машины получили индекс DB-7.

Испытания «французских» прототипов прохо­дили очень удачно. Уже 15 февраля 1939 года в Эль-Сегундо начал­ся серийный выпуск этих самолетов, а в октябре 1939 года французы приняли пер­вую машину. К тому времени в Европе уже шла война, и Франция потребовала новых самолетов. Новый контракт от 14 октября предус­матривал поставку дополнительной се­рии в 170 самолетов. Параллельно 20 DВ-7 во французском исполнении за­казала для себя и Бельгия (их поставить не успели). Начиная с 31-й машины, на «Дуглас» ус­танавливали двигатели «Пратт-энд-Уитни» R-1830С-53С4-С» с двухступенчатым наддувом, развивающие мощность 1180 л.с./867 кВт.

Спустя всего шесть дней — 20 октября — Франция заказала еще одну партию из 100 DВ-7А. Эти самоле­ты получили экспортные двигатели «Райт R-2600-А5В» без турбонаддува, развивающие мощность 1600 л.с./1176 кВт. Мотогондолам придали удлинен­ную форму, а конструкцию впускных и выпускных отверстий для охлаждающе­го воздуха изменили. Так как устойчи­вость самолета с более мощными двига­телями резко ухудшилась, большое вни­мание уделили ее восстановлению. Выяс­нилось, что достаточно устойчивости в воз­духе можно добиться, лишь немного уве­личив площадь стандартного киля. Ни один из этих самолетов не успел попасть во Францию до капитуляции. Последний заказ Франция сделала 18 мая 1940 года на 480 самолетов DВ-7В (ана­лог А-20С). Эти самолеты также оснаща­лись приборами, откалиброванными в мет­рической системе, и несли эксплуатацион­ные надписи на французском языке.

 

Сборка  DВ-7 французского контракта

Всего Франция заказала 850 самоле­тов DВ-7, -7А и -7В. Но немногие машины успели прибыть во Францию до ее капитуляции. Это были все сто машин первого заказа (DВ-7), а также восемь самолетов второй серии. Война шла бы­стрее французских транспортов. По­ставка самолетов шла по следующей схеме: морем машины доставляли в Марок­ко, где их собирали на аэродроме Мекнес, а уже оттуда машины перегоняли во Фран­цию. Но сначала самолеты использова­ли для подготовки экипажей. Это было разумное решение, так как Марокко находилось в двух тысячах ки­лометров от Германии и пилоты могли тренироваться, не опасаясь встречи с про­тивником. Другим достоинством Марокко была, как правило, ясная безоблачная погода.

К 10 мая 1940 года в боевых частях ВВС Франции находилось 65 самолетов DВ-7. На первом этапе французы планиро­вали оснастить американскими самолетами пять групп в трех бомбардировочных группировках: GВ I/19, GВ II/19, GВ I/32, GВ II/32 и GВ II/61. Но к 10 мая 1940 года боеготовности достигли только три из них: GВ I/19, GВ II/19 и GВ II/61. Две дру­гие группы только успели начать подготовку. Удручающее положение на французско-германском фронте заставило французское командование перебросить в Европу две группы: GВ I/19 и GВ II/19. Двад­цать три самолета оказались на фронте, но изменить ход войны они уже не могли. Эскадрильи совершили семь боевых вылетов, результаты которых были минимальны.

Так 31 мая двенадцать бомбардировщиков без истребительного сопровождения атаковали передовые подразделения немецкой танковой диви­зии. Зенитным огнем были сбиты три «Дугласа», четвертый пал жертвой немецкого истребителя. Через два дня четверка DВ-7 атаковали транспортную колонну про­тивника. Снова французы действовали без истребительного сопровождения и потеряли один самолет. Пять остальных атак также провели против наступающих не­мецких танковых частей. В их ходе фран­цузы потеряли еще шесть машин. Основ­ные потери французам нанесла германс­кая зенитная артиллерия. Стрелки DВ-7 заявили о двух сбитых Bf.109. Примерно 20 июня группы GВ I/19 и GВ II/19, а также GВ II/61, которая только что прибыла во Фран­цию, получили приказ отступить на базы в Алжире и Марокко.

По состоянию на 25 июня из 108 достав­ленных машин в строю оставалось 95 DВ-7. В это число входило 70 исправных и боеспособных машин, а также 25 самолетов только что при­бывших из США и нуждавшихся в мон­таже. Еще 5 сборочных комплектов успели попасть в Марокко уже после перемирия. Все «Дугласы» собрали в составе четырех групп: GВ I/19 и GВ II/61 на аэродроме Влида, Алжир, а так­же GВ I/32 и GВ II/32 на аэродромах Альгадир и Касабланка, Марокко. После капитуляции США немедленно прекрати­ли дальнейшие поставки самолетов, поэтому заказанные 480 машин DВ-7А и DВ-7В Франция официально не получила.

 

Французские «Дугласы» в Мекнесе 

После английской «Катапульты» и болезни Петена приоритеты французской политики коренным образом изменились. Уже в августе 1940 французские «Дугласы» учувствуют в ударе по британскому Гибралтару. Главную скрипку играли немецкие бомбардировочные эскадрильи, но и пилотам l’Armée de l’Air пришлось поучаствовать в атаке. Двенадцать DВ-7 из GВ I/32 сбросили 11 тонн бомб различного калибра в двух коллективных вылетах, потеряв один самолет сбитым над Скалой.

Дальнейшую реорганизацию французских ВВС «американцы» пережили благополучно – весь парк DВ-7 было решено оставить в строю, оснастив ими группы GВ I/32, GВ II/32 и GВ II/61. Одновременно штаты первых двух подразделений увеличили до трех эскадрилий. В окончательном варианте GВ I/32 получили 36 DВ-7 (Альгадир), GВ II/32 – 35 (Касабланка), GВ II/61 – 23 (Мекнес). Французским пилотам нравились летные и эксплуатационные качества «Дугласов», но с еще большим удовольствием они использовали бы модификации DВ-7А, которые были заказаны, но так и не поступили.

В ноябре 1940 года французское Министерство авиации на консультациях с американским послом начинает зондировать возможность возобновления поставок заокеанской авиатехники и в частности уже заказанных DВ-7А. Последние теперь предназначались для Великобритании, но Париж был согласен получить другие машины (в том числе также заказанные DВ-7В). Посол обещал связаться со своим правительством, но уже через несколько дней Черчилль обладал информацией о предмете переговоров. На Даунинг-стрит были резко против подобной сделки и переговоры без лишнего шума свернули. В дальнейшем французы действовали более тонко, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.

Использование DВ-7 быстро выявило основной недостаток этой модификации – слишком сла­бые двигатели. Это означало невозможность полноценного применения самолетов в боевых операциях. Группировки GВ I/32, GВ II/32 и GВ II/61 фактически являлись учебными и использовались для подготовки пилотов, штурманов, бомбардиров и стрелков-радистов для бомбардировочной авиации. В конце 1940 года для учебных целей в Марокко стали прибывать LeO.451 довоенной сборки. Учить пилотов летать на французском бомбардировщике конечно лучше именно на нем и целесообразность использования DВ-7 для подготовки летчиков оказалась под вопросом. С другой стороны Министерство авиации было совсем не прочь применять этот отличный самолет по прямому назначению.

 

Один из  DВ-7 бомбардировочной группы GВ I/32 до модернизации 

Первоначально было предложено оснастить  DВ-7 французскими Gnome-Rhоne 14R мощностью 1600 л.с., но эти двигатели еще требовали доводки, да и в дальнейшем были в большом дефиците. От этой идеи отказались и стали выискивать другие возможности. И они были найдены – не прошло и трех месяцев как французы заполучили … американские «Райт R-2600-23»! Сегодня уже с полной уверенностью можно сказать, что основную роль в этой операции сыграл старший из братьев Вертгеймер, на тот момент директор авиастроительной компании «Белл». Как видно перебравшись в США братья не забыли, что во Франции они остались собственниками корпорации SECM, более известной под именем Avions Amiot. Подробности этой истории покрыты мраком, но факт остается фактом – в феврале 1941 года на складах марокканской Касабланке оказались 240 моторов фирмы «Райт». Более того, есть сведенья о передаче французам технической документации по модификации A-20C. Документальных подтверждений этому нет, но уж очень походила последующая модернизация DВ-7 на именно американский вариант бомбардировщика. Интересно, что на этот раз англичане узнали об операции лишь через год, когда поднимать шум было уже поздно.  

К апрелю 1941 года практически все DВ-7 были собраны в Касабланке – здесь «Авиационные промышленные мастерские» (AIA) должны были провести глубокую модернизацию всего наличного парка «Дугласов». Самолеты получили новые двигатели, для чего мотогондолы сделали более удлиненными, хвостовое оперение с большей площадью, измененную носовую часть и другой состав вооружения. Теперь DВ-7 оснащался двумя 13,2-мм пулеметами Hotchkiss в блистерах по сторонам кабины и еще двумя 13,2-мм пулеметами во вращающейся верхней турели. Для защиты нижней полусферы оставался 7,5-мм пулемет. Жизненно важные узлы самолета получили бронирование, а баки – протектор. Самолет стал на 1650 кг тяжелее, но более мощные моторы компенсировали увеличение массы.

Переделка продвигалась достаточно быстро. Модернизированные самолеты после коротких приемочных испытаний возвращались в свои группы. В новой конфигурации DВ-7 (получившие индекс F) имели максимальную скорость 500 км/ч, крейсерскую скорость – 370 км/ч, потолок 7000 м и дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой в 1000 кг – 1600 км. В перегруз можно было взять 1800 бомб в бомбоотсеке и на наружных держателях (до четырех 250-кг бомб). При необходимости в бомбоотсеке можно было установить съемный топливный бак на 700 л. Вместе с некоторым дополнительным оборудованием и пылевыми фильтрами, самолет оснастили средствами спасения на море.

После модернизации обновленные DВ-7F тихонечко «сидели» на аэродромах Марокко и Сенегала – сказывалась хроническая нехватка авиационного топлива. Первой крупной операцией «Дугласов» можно считать отражение ноябрьской атаки английского флота на Дакар. Две эскадрильи GВ II/61 атаковали вражескую эскадру, но попаданий не добились. Группы GВ I/32 и GВ II/32 отличились уже в следующем году, участвуя в проведении масштабной операции «Сосновый лес». Тогда l’Armée de l’Air и Luftwaffe совершили ряд мощных бомбардировок Гибралтара, практически полностью подавив атакующий потенциал Скалы. Экипажи «Дугласов» совершили восемь групповых вылетов в течении трех дней. Наиболее успешным для «американцев» стал налет 2-го апреля, когда восьмерка бомбардировщиков эскадрильи GВ 3./32 точно накрыла бомбами пирсы у Северного мола, вызвав огромный пожар. Огонь не только уничтожил значительные запасы топлива и припасов, но и перекинулся на два небольших транспортника, стоявших у причала, а с наступление темноты стал отличным ориентиром для ночных ударов.

 

DВ-7F над Марокко — операция  «Сосновый лес»

Летом 1942 года группы вооруженные DВ-7F стали привлекать к операциям в Западной Африке. Первоначально GВ II/61, а чуть позже и GВ I/32 активно работали, выполняя тактические удары по точечным целям в Сьерра-Леоне. Стартуя с аэродромов Дакара и севера Сенегала, одиночные «Дугласы» буквально терроризирова­ли округу, добираясь практически до самого Фритауна. Здесь французы быстро додумались до того же что и сами американцы, воюя на другом полушарии. Желая усилить ударные возможности DВ-7F, было решено установить в носовой части самолета батарею тяжелых пулеметов или пушек – так была реализована идея «ганшипа» le français.

Фактически была отчасти реализована идея, заложенная еще в первом проекте «Модели 7А» — сменной носовой части. В новой интерпретации это выглядело так. Арсеналу в Шательеро по чертежам компании Avions Amiot были заказаны специальные пулеметные станки на четыре 13,2-мм пулемета Hotchkiss с боекомплектом. Эти станки отправлялись в Дакар, где силами местных авиаремонтных мастерских их устанавливали в носовой части DВ-7F. Для этого убирали кресло бомбардира и устанавливали глухую секцию торца его кабины с отверстиями для стволов пулеметов. Остальное остекление не убирали, а просто закрашивали специальной краской в тон камуфляжа. Для сохранения возможности прицельного бомбометания пилот получил бомбардировочный прицел. Таким образом, огневая мощь самолета теперь составляла шесть курсовых пулеметов калибра 13,2-мм, плюс штатная бомбардировочная нагрузка. В случае необходимости станок можно было легко демонтировать, вернув DВ-7F первоначальный вид и третьего члена экипажа.

Первой обновленные ударные бомбардировщики получила GВ II/61, а затем и GВ I/32 в полном составе. В приближающемся штурме Фритауна эти самолеты сыграли далеко не последнюю роль, в одиночку или небольшими группами непрерывно атакуя вражеские аэродромы, не­большие порты, транспортные колонны и узлы сопротивления. Цели обычно штурмовались с минимальной высо­ты: сначала сбрасывались бомбы, а по­том цель расстреливалась из пулеметов. Обе французские группы действовали с большим успехом, вызывая приступы острой ненависти у британских солдат их командования. Именно здесь, исследуя обломки сбитого «Дугласа», англичане и выявили неприятный для себя факт наличия у DВ-7F моторов «Райт R-2600-23».

Оставшаяся в Марокко бомбардировочная группа GВ II/32 готовилась для другой роли – приближалась кульминация Битвы за Атлантику. Сразу после проведения операции «Сосновый лес» ее машины решили переквалифицировать в торпедоносцы. Самолеты оснащались на­ружными замками для подвески торпеды, специальными прицелами и бронекозырьками кабин пилотов. Сама группа осталась под юрисдикцией l’Armée de l’Air, но получила пополнение из числа опытных морских пилотов. В дальнейшем торпедные варианты DВ-7F также получили батарею из четырех 13,2-мм пулеметов в носовой части. Способность альтернативно нести бомбовую нагрузку была полностью сохранена. В официальных документах морскую модификацию обозначали DВ-7Т.

 

Самолеты GВ II/32 приняли участие в операции «Черный слон», действуя, в основном, как бомбардировщики. В дальнейшем группа возвращается в Касабланку, усилив тамошнюю торпедную авиацию. К концу 1942 года парк DВ-7 уже довольно сильно изношен, но надежность и ремонтопригодность «Дугласов» позволяет им активно участвовать в военных действиях. Была даже идея скопировать этот американский самолет и производить на одном из французских заводов, но в конце концов от этой мысли отказались – роль тактических бомбардировщиков успешно выполняли Amiot.381 и LeO.455, а нишу штурмовой машины прочно занимал Вг.69.12. В конце карьеры DВ-7 свели в две группы – GВ I/32 (в Западной Африке) и GВ II/32 (в Северной Африке). В течении 1943 года уцелевшие «Дугласы» были сняты с вооружения. Некоторое их количество еще некоторое время использовалось в качестве транспортных машин, но по мере износа матчасти все они были списаны. На 01.01.1944 года в штатных расписаниях частей l’Armée de l’Air ни один DВ-7 уже не числился.

 

Parafin
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account