Авиационный пулемет «Бердмор-Фаркуэр» (Beardmore-Farquhar )
Одним из многих образцов автоматического стрелкового оружия, не снискавших славы на полях сражений, но от этого не ставших менее интересными, стал британский пулемет Бердмор-Фаркуэр. Этому оружию тривиально не повезло родиться не вовремя. Разработанный полковником Мобреем Гором Фаркуэром (Moubray Gore Farquhar) в 1919 году, пулемет заслужил сразу несколько эпитетов «самый».
-
самый легкий в мире.
-
самый дешевый в производстве
-
самый простой технологически
-
самый безотказный
-
не требующий смазки
-
самый простой в использовании
Именно эти качества значились в рекламном проспекте фирмы William Beardmore & Co, предлагавшей пулемет на рынке вооружений. Но увы, промышленность разоренной войной Великобритании к началу 20-х годов прошлого века погрузилась в жесточайший кризис, армия была перенасыщена оружием всех типов, выпущенных миллионными тиражами и явно была не заинтересована в перевооружении.
В основе конструкции пулемета Beardmore-Farquhar лежала механика винтовки Фаркуар-Хилл (Farquhar-Hill).
Самозарядная винтовка Farquhar-Hill являлась плодом совместной конструкторской работы двух английских джентльменов из Бирмингема, Мобрея Фаркуэра и Артура Хилла (Moubray G. Farquhar, Arthur H. Hill). Свой первый патент на конструкцию своей винтовки они получили в 1908 году. Этот патент описывал весьма оригинальную систему, использовавшую для перезарядки энергию отдачи ствола при его длинном ходе. Главной особенностью же системы Фаркуэр-Хилл было то, что энергия отката сперва накапливалась в специальной буферной пружине, а затем, уже после окончания полного цикла «откат — накат» запертого затвором ствола расходовалась на открытие затвора и перезарядку оружия. Конструкция этой винтовки была чрезвычайно сложной, и в 1911 году разработчики запатентовали упрощенную систему с неподвижным стволом и газоотводной автоматикой, также использовавшей промежуточную буферную пружину для накопления энергии, полученной от газового поршня, с последующим использованием накопленной энергии для осуществления цикла перезарядки оружия. Основной целью этой системы было обеспечение плавной и надежной работы затворной группы вне зависимости от характеристик используемых боеприпасов, а также уменьшение ощущаемой стрелком отдачи. Винтовка Farquhar-Hill, построенная на базе патента 1911 года, прошла несколько циклов армейских испытаний и претерпела ряд модификаций. Интересно, что в ходе работы над винтовкой для повышения надежности подачи патронов для нее был разработан новый патрон, состоявший из безрантовой гильзы от 7.65 мм (7.65×53) патрона для бельгийского Маузера, снаряженной стандартной английской пулей калибра 0.303 дюйма. Военных такой нестандартный патрон не устроил, и дальнейшие испытания проводились в варианте под стандартный патрон калибра .303 с гильзой с выступающей закраиной. Винтовка могла комплектоваться барабанными магазинами на 19 и 65 патронов. Темп стрельбы в автоматическом режиме достигал 700 выстр/мин.
По результатам войсковых испытаний малой серии винтовок Фаркуэр-Хилл в начале 1918 года Британская армия официально признала самозарядную винтовку Farquhar-Hill пригодной для принятия на вооружение и выпустила заказ на 100 тысяч таких винтовок, с присвоением официальной номенклатуры “Rifle .303 inch, Pattern 1918”. Однако Первая Мировая война закончилась прежде, чем удалось найти необходимые производственные мощности для выпуска этих винтовок, и в 1919 году заказ на винтовки Farquhar-Hill был отменен.
Разработкой ручного пулемета на базе удачной конструкции винтовки полковник Фаркуэр занялся в 1918 году.
Основные отличия пулемета от винтовки – прототипа состояли в использовании оригинального двухрядного вращающегося дискового магазина емкостью 81 патрон (обычно заряжалось 77 патронов для безотказной работы), расположенного над ствольной коробкой, быстросменного ствола, а также облегченной (фактически – скелетной) конструкции ствольной коробки. В качестве альтернативного (резервного) способа питания патронами предлагались отъемные коробчатые магазины емкостью 5 патронов, примыкавшиеся сверху к ствольной коробке, в горизонтальной плоскости. Эти магазины можно было снаряжать не снимая с пулемета, при помощи обычных винтовочных обойм на 5 патронов. При этом пулемет позволял вести огонь не только в автоматическом режиме с темпом стрельбы 450 – 640 выстр/мин, но и одиночным огнем.
С самого начала полковник Фаркуэр предполагал использование своего пулемета в качестве авиационного, для чего в конструкции был предусмотрена возможность за счет увеличения мощности возвратной пружины повышения темпа стрельбы до 1000 выстр/мин и более.
Первые испытания пулемета в качестве авиационного были проведены 14 ноября 1919 года. Пулемет был установлен на кольцевой турели Скарффа на двухместном истребителе Бристоль «Файтер», пилотировал который флайт лейтенант Ри, а стрелком был флайт-лейтенант Пинкес.
На высоте 5.5 тыс метров Пинкес выпустил из пулемета 320 патронов под разными углами наклона без единой задержки. Темп стрельбы в ходе воздушных испытаний достигал 430 выстр/мин.
Немаловажным качеством пулемета Бердмор-Фаркуэр было то, что в отличие от штатных пулеметов Льюис, состоявших на вооружении британской авиации, он мог быть легко синхронизирован с двигателями самолетов для использования в качестве наступательного неподвижного вооружения. Таким образом, новым пулеметом можно было бы унифицировать вооружение британских самолетов, заменив единой конструкцией синхронные Виккерсы и турельные Льюисы.
Пулемет в версии 1922 года Beardmore-Farquhar Mk.II позиционировался не только как ручной. Он мог комплектоваться различными станками для установки на корабли флота и бронетехнику.
Благодаря продуманной конструкции Beardmore-Farquhar весил заметно меньше, чем его конкуренты-современники – пулеметы Льюис или Мадсен — 7 кг против 9.
Но проблема была в том, что несмотря на свои прекрасные характеристики, пулеметы Льюис выпускались серийно и десятки тысяч их находились на вооружении британской армии. В результате, вопрос о принятии пулемета Beardmore-Farquhar всерьез даже не поднимался. Не нашлось заказчиков и за рубежом, не смотря на то, что фирма Бердмор разработала модификации под разные патроны — бельгийские 7.65×54, испанские 7×57 и другие.
В 1925 году фирма разработала крупнокалиберную версию пулемета под новейший патрон .5 Vickers (12.7×81 в метрической системе, заводской индекс патрона «.5 V/580»), как о нем писали в рекламной брошюре того времени: «самый легкий противотанковый пулемет в мире». По конфигурации пулемет Beardmore-Farquhar калибра 0.5 дюйма был аналогичен ручному пулемету винтовочного калибра, визуально отличаясь лишь габаритами ствола, ствольной коробки и дискового магазина (емкостью 29 или 52 патрона). Кроме того, вместо дискового магазина мог ставиться обычный коробчатый магазин (емкостью 10 патронов, для использования в самозарядном режиме). В комплекте с сошками и без магазина этот пулемет весил всего лишь 19.5 кг при общей длине 155 см. Подобно своему младшему брату, пулемету винтовочного калибра, крупнокалиберный пулемет Beardmore-Farquhar успеха не снискал и серийно не производился.
В 1924 году фирма William Beardmore & Company, занимающаяся также и разработками авиатехники, получила заказ от Правительства Латвии на разработку двухместного истребителя. В попытке привлечь иностранных заказчиков на свой пулемет, самолет для Латвии, получивший обозначение WB.XXVI, вооружили пулеметами Beardmore-Farquhar. Два из них под патрон .303 расположили неподвижно над двигателем в синхронном варианте, а на турели в задней кабине установили один крупнокалиберный, который мог заменяться на пару обычных. Первый полет самолет совершил в 1925 году. В ходе испытаний стало ясно, что мощности двигателя не хватает для достижения приемлемых характеристик. Заказчикам было предложено заменить Eagle на Napier Lion, однако латвийцы отказались. В следующем году WB.XXVI был привезен в Латвию, где всего после трех полетов он был забракован и возвращен обратно компании и пущен на слом.
12.7-мм пулемет Beardmore-Farquhar на двухместном истребителе WB.XXVI для латвийских ВВС
Попытки заинтересовать пулеметом заказчиков как в Англии, так и за рубежом на фирме Бердмор продолжались до середины 30-х, но успехов не возымели, и в 1936 году работы над оружием были свернуты.
Как сказано выше, пулеметы Beardmore-Farquhar использовали газоотводную автоматику с запиранием поворотом затвора и промежуточным пружинным буфером. Стрельба велась с открытого затвора.
Конструктивной особенностью автоматики пулемета являлось то, что отводимые из ствола газы через газоотводную трубку не воздействовали непосредственно на механизм разблокировки затвора, а запасали энергию, сжимали специальную пружину, позволяя таким образом снизить давление до безопасного предела. Таким образом достигалась работа автоматики без стрессовых нагрузок, и позволяло избежать усложнения системы введением регулировки диаметра газоотводного отверстия, применяемого обычно в других системах с газоотводной автоматикой.
«Скететообразная» конструкция пулемета, в которой отсутствовала как таковая классическая ствольная коробка, способствовала хорошему охлаждению ствола, не позволяя ему перегреваться при длительной стрельбе.
Фирма Бердмор утверждала, что пулемет практически не требует смазки и малочувствителен к загрязнению. Чистку рекомендовалось производить через 2500 выстрелов.
Калибр, мм |
7,7 |
12,7 |
Тип автоматики |
газоотвод |
|
Масса тела пулемета, кг |
7,04 |
13,05 |
Длина общая, мм |
1210 (с учетом приклада) |
1280 (1549 с учетом приклада) |
Длина ствола, мм |
660 |
889 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
450 – 640 |
420 – 550 |
Начальная скорость, м/с |
844 |
853 |
Емкость магазина |
77 — 81 патронов |
29 или 52 патрона |
Тип патрона |
.303 British 7.7×56R |
.5 Vickers 12.7×81 |