1

Разработанная в конце 20-х годов на швейцарской фирме Солотурн (Waffenfabrik Soloturn AG), являвшейся дочерним предприятием немецкого концерна Рейнметалл Борзиг (Rheinmetall-Borsig AG), 20-мм многопрофильная система ST-5 представляла собой передовое оружие. Исключительно мощный патрон 20×138B, делал ее универсальным средством борьбы с броне и авиатехникой потенциального противника. На базе ST-5 ведущими инженерами Солотурна – Фрицем Герлахом (Fritz Herlach ), и Теодором Ракулой (Theodor Rakula ) были предложены на рынок целый спектр разработок — зенитный автомат S5-200, противотанковые ружья S18-1000 и S18-1100, авиапушка ST-11. Но очень мощный патрон, не смотря на выдающиеся качества в части поражающей способности имел и очевидные недостатки. Для авиапушки его мощность была излишней, а чудовищная отдача подвергала конструкцию самолета, куда она была бы установлена слишком большим нагрузкам. А для борьбы с бронетехникой уровня начала 30-х годов у противотанковых ружей S18-1000 и S18-1100 просто не было достойных противников. Конечно, учитывая послезнание, уже через несколько лет конструкции самолетов стали значительно прочнее для того, чтобы выдерживать нагрузки даже куда более мощных пушек, а против новых танков, появившихся уже в конце 30-х годов 20-мм калибр станет просто беспомощным. Но это будет еще в будущем. А в начале 30-х об этом можно было только догадываться.

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

Экспериментальная авиапушка Lb 204

Ввиду этого, Герлахом и Ракулой был предложен облегченный, бюджетный вариант системы под менее мощный патрон 20×105B, разработанный практически одновременно с патроном 20×138B. Новый патрон 20×105B получил собственное название «Короткий Солотурн», в то время как его более мощный аналог 20×138B – «Длинный Солотурн». Оба боеприпаса отличались лишь длиной гильзы и, соответственно, мощностью порохового заряда, используя унифицированные снаряды различной номенклатуры.

Под патрон 20×105B «Короткий Солотурн» было разработано противотанковое ружье Solothurn S 18-100, по сути, облегченный, бюджетный аналог более мощного ружья S18-1000. Надо сказать, что оружие под патрон 20×105B «Короткий Солотурн» получило в мире куда меньшее распространение, чем его более мощный аналог.

Очевидным развитием оружия под патрон 20×105B стала разработка авиапушки. Правда первая попытка вызывает больше вопросов, чем ответов. Пушка S 18-350, являясь простой модификацией противотанкового ружья S 18-100, представляла собой крайне странную конструкцию, лишь формально числившуюся авиационной. Система была полуавтоматической, исключавшей стрельбу очередями, то есть, для каждого последующего выстрела стрелку приходилось нажимать на спуск. Питание осуществлялось из приставного 10-зарядного коробчатого магазина. Естественно, ни о каком серийном производстве этого чуда речь не шла. Скорее всего, пушка S 18-350 являлась лишь промежуточной моделью для изучения воздействия силы отдачи на конструкцию планера.

Однако, конструкцией заинтересовались голландцы, закупив несколько полуавтоматов для своей авиации. Пушки S 18-350 планировались для вооружения среднего бомбардировщика Fokker T.V, одна из которых располагалась в верхней установке, вторая в носовой турели. Зачем голландцам понадобилось вооружать свой бомбардировщик неавтоматическими пушками, осталось загадкой. В итоге от верхнего Солотурна на серийных машинах отказались, заменив на привычный пулемет, но в носовой установке пушки S 18-350 сохранились. К моменту оккупации Голландии немцами успели выпустить только 16 бомбардировщиков Fokker T.V, которые приняли участие в отчаянных попытках остановить немецкий блицкриг и погибли практически в полном составе.

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

Полуавтоматическая пушка  S 18-350

Дальнейшее развитие авиационные системы на базе патрона 20×105B получили уже под патронажем материнской компании Рейнметалл.

В 1932 году Германии было разрешено в ограниченных количествах производить для собственных нужд оружие. Это послужило сигналом, и в составе фирмы Рейнметалл появилось, а вернее было воссоздано, подразделение боеприпасов и вооружений, которое возглавил Фриц Фауди, а общее руководство компанией осуществлял Август Коттманн, с 1933 году ставший главным инженером и техническим директором концерна.

К середине 30-х годов и приходу к власти нацистов, немцы уже практически отбросили ограничения Версальского договора и почти легально начали заниматься разработками оружия уже в самой Германии.

Надо сказать, что на момент появления задачи разработки авиапушки под патрон 20×105B «Короткий Солотурн» такая система рассматривалась лишь как оборонительное оружие для установки в подвижных установках. В качестве наступательной системы все еще рассматривалась версия более мощной пушки, реализованной несколько позднее в орудии MG C/30L.

Разрабатываемая система получила условный индекс LB – Lafette beweglich – дословно, «подвижная установка». Бытующие порой мнение, что индекс Lb имеет отношение к немецкому конструктору Генриху Люббе, не имеет под собой основания. Доктор Люббе, несмотря на то, что имел отношение к немецкой оружейной школе, никогда не работал на фирме Рейнметалл и, более того, за свои антифашистские взгляды во второй половине 30-х находился в глубокой опале.

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

На момент начала работ над проектом чисто немецкой 20-мм авиационной пушки, ориентировочно в районе 1936 года, для обозначения системы была принята сквозная нумерация проектов вне зависимости от фирмы производителя. Первые цифры обозначали калибр в миллиметрах, за которыми следовал порядковый номер. Буквенные литеры перед номером обозначали назначение оружия. Так, первая система для турелей, разработанная на базе все той же Солотурновской ST-5 под патрон 20×105B «Короткий Солотурн», носила обозначение Lb 201, то есть, Lafette beweglich – «подвижная установка», 20-мм калибра, первый проект.

О промежуточных проектах авиапушки Lb 201 и Lb 202 известно мало. Окончательная версия Lb 204 была завершена в конце 1937 года и представляла собой весьма компактную и мощную систему с большим потенциалом. Питание осуществлялось из барабанного магазина емкостью 20 патронов, а автоматика, унаследованная от Солотурновских систем, с коротким откатом ствола, позволяла вести огонь с технической скорострельностью до 500 выстр/мин. При этом достаточно мощный патрон позволял вести огонь с достаточно высокой начальной скоростью в районе 750 м/с, что выгодно контрастировало с новейшей пушкой Эрликон FFF, только что принятую на вооружение Люфтваффе под обозначеним MG-FF. Именно это качество, позволяющее вести огонь из пушки по более настильной траектории более тяжелыми снарядами, прежде всего было оценено морскими летчиками. Согласно концепции противолодочной борьбы того времени считалось полезным иметь на вооружении летающих лодок — охотников за вражескими субмаринами 20-мм пушку для ведения огня по надводным целям. При этом более тяжелый бронебойный снаряд 20×105B пушки Lb 204 обладал в полтора раза большей энергией (37.3 кДж) по сравнению с бронебойным же снарядом 20×80RB пушки MG-FF (19.7 кДж). Единственным замечанием к пушке было возможность обеспечения в перспективе использования различных систем питания. В этом плане патрон Солотурна, с характерным выступающим кольцевым «пояском», так называемым донным упором, внизу гильзы, оптимизированным для использования из магазинов, не очень подходил для ленточной подачи. В соответствии с данными требованиями военных пушка была переработана под несколько измененный патрон 20×105 мм без коронного солотурновского пояска. Если фугасный 134-граммовый снаряд не изменился, то бронебойный стал еще тяжелее по сравнению с Солотурновским и весил 148 граммов, что, само собой, еще более увеличивало разрыв в энергии залпа с Эрликоном. Название пушки было также изменено на более традиционное позднее – MG 204. В целях маскировки, пока еще не до конца осмелевшие нацисты все автоматические авиапушки вне зависимости от калибра именовали пулеметами — Maschinengewehr.

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

Механизированная турель летающей лодки BV 138 c пушкой MG 204

Производство пушек MG 204 было развернуто в начале 1938 года. В том же году их стали устанавливать в гидравлически управляемых носовых башнях летающих лодок "Блом унд Фосс" ВV.138a. Общее количество лодок этой модификации составило 25 штук. В начальный период войны эти лодки недолго повоевали при вторжении в Данию и Норвегию, а также в районе Бискайского залива. Впрочем, и сам самолет оказался еще сырым, и механизированная башня с пушкой оказалась неудачной, да и сама пушка не произвела впечатление на экипажи.

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

Летающая лодка Блом унд Фосс  ВV.138a, в носовой башне которой виден ствол пушки MG 204

Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2Авиапушки Эрхардт, Солотурн, Рейнметалл. Часть 2

Летающая лодка Дорнье Do 26 c пушкой MG 204 в носовой башне

Другим самолетом, на который устанавливалась пушка MG 204, была 4-моторная летающая лодка Дорнье Do 26. Лодка, по сути, являлась экспериментальной, тиражированной лишь в шести экземплярах, и на двух или трех из них в носовой башне также располагалась эта система.

Некоторое время на Рейнметалле пытались переработать пушку под неподвижный вариант с ленточной подачей — MG 204G (от gurt – лента) или 100-зарядным барабанным магазином, но, судя по всему, эти проекты остались нереализованными. К моменту появления хорошо отлаженной в производстве и надежной пушки Маузера MG 151 и MG 151/20, по большинству параметров превосходившей изделия Рейнметалл, работа над дальнейшим совершенствованием MG 204 потеряла смысл и дальнейшие развитие конструкции, заложенной на Солотурне, пошло по пути наращивания калибров.

 

Solothurn S18-350

MG 204

калибр

20

Тип автоматики

Короткий откат ствола

Масса пушки, кг

40

38

Длина орудия, мм

1760

1570

Длина ствола, мм

900

900

Темп стрельбы, выст/мин

Одиночный

500

Нач. скорость снаряда, м/сек

730 (бронебойный)

750 (фугасный)

Ёмкость магазина

5 или 10

20

Тип патрона

20×105B «Короткий Солотурн»

20×105

Масса снаряда, г

134 (фугасный);

140 (бронебойный)

134 (фугасный);

148 (бронебойный)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account