Артиллерийский тягач по-французски. Часть 9 Renault Type EG. 1914. Французский богатырь
История полноприводного артиллерийского тягача RENAULT type EG французской армии.
В 1914 году вездесущая фирма Société Renault Frères под руководством талантливого механика и предпринимателя Луи Рено решила, что нельзя упускать лакомый кусок заказов на артиллерийские тягачи, и предложила свою модель в конкуренцию машинам от компаний Латил и Панар. На повторные испытания 1914-го года были представлены предсерийные полноприводные и полноуправляемые грузовики всех трех конкурентов. После показа прототипа в серию пошла машина Renault typ EG. И хотя внешне два основных конкурента Renault typ EG и Latil TAR выглядели как братья, все остальное было различным — от компоновки агрегатов до технических решений.
История грузовиков Renault началась в 1900 году, когда был выпущен первый развозной фургон для коммерческого использования. В конкурсах французской армии на поставку грузовиков для интересов военных фирма Renault начала регулярно участвовать c 1911 года, когда первыми представленными военным были машины серий CA и CJ, в 1912-м году уже показывали 2,5-тонные серии DA и трехтонки DB. Но французские, впрочем как и любые другие, генералы пока не очень представляли себе зачем им нужны грузовые автомобили, да и сами автомобили не очень подходили военным по своим техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам.
В 1913 году на конкурсе генерального штаба фирма из Булонь-Бийанкура предложили уже полную серию армейских моделей DA, DB, DN, и DV грузоподъемностью от 2-х до 5-ти тонн. Несмотря на очевидные преимущества закупки машин были все равно минимальными. Не стоит сразу обвинять военных в косности и в мышлении стереотипами. Они прекрасно понимали, что отдельный автомобиль существенно лучше, чем лошадиная сила. Да и с экономической точки зрения не все было так очевидно, расчеты показывали, что только в первый год эксплуатации автомобиль выгоднее табуна лошадей, в общем пока не начал ломаться. Но внедрение автомобилей в военной дело подразумевало не только приобретение одно-двух-сотни…- тысячи автомобилей, но и создание инфраструктуры их снабжение, обслуживания и ремонта, подготовки кадров, строительство гаражей и дорог. А вот именно на это денег как раз не было, пока не запахло горячей войной с Германией. Самым массовым грузовиком Рено, который поступил на вооружение французской армии в первый год войны стал Renault EP 16HP с двигателем объемом 3563 см³, грузоподъемностью 2,5 тонны. Их было произведено за 1914-1915-й годы 1488, а до конца войны еще 7540.
Использование для перевозки тяжёлой и средней артиллерии колесных тягачей предложила фирма Панар, предложив в 1911-м году военным полноприводный и полноуправляемый тягач Tracteur Châtillon-Panhard K 8. Первый официальный конкурс для тягачей прошел в марте 1913-го года. Уверенные в своей единоличной победе представители фирмы Панар, неожиданно столкнулись с конкуренцией, на конкурс предъявили свои полноприводные тягачи ещё и Латил с тягачом TI, и никому неизвестная фирма Балаховский и Каре со своим гибридным трактором. И хотя очевидным победителем тогда стал Панар, просто потому что его машина была уже достаточно доработана, военные объявили второй конкурс в мае 1913-го года предложив предоставить через 9 месяцев две машины: тяжелые тягачи, способные буксировать прицеп массой не менее 15 тонн, и легкие — с грузоподъемность прицепа не менее 8 тонн. Фирма Рено решила сконцентрироваться, не имея предварительных наработок, только на одной — категории — тяжёлой. В феврале 1914-го года за ворота сборочного цеха в Биланкере был выкачен первый образец полноприводного Renault EG c 8,5-литровым двигателем мощностью 57 л.с. при 1300 об/мин.
На конкурс, который проходил со 2 по 24 марта Рено представило два тягача, оборудованных кузовом для перевозку двух тонн груза. Кузов не имел защитных дуг и тента. Итоги конкурс были обескураживающими для фирмы Панар. И Латил, и Рено оказались значительно лучше и самое главное проще и дешевле. Так же у Панара, который уже после конкурса в 1913-м году получил заказ на серию машин, были проблемы с быстрым разворачиванием массового производства, у Рено и Латил таких проблем, по крайней мере по заверению их руководства, не было. Все машины имели схожую концепцию — полноприводных полноуправляемых машин с колесной формулой, как иногда пишут 4×4×4. Но технические решения у всех конкурентов были различными. По итогам испытаний в марте 1914-го Латил стал условным победителем, у Панара аннулировали большой заказ, а Рено предложили доработать модели и показать предсерийные образцы, что и было сделано в июле 1914-го года.
Все варианты Remault typ EG можно различать по времени производства — прототип февраль 1914-го, машины для военных конкурсов — март 1914, первая серия 1915-1918-й годы, вторая серия 1918-й — 1919-й. Первый прототип представлял из себя шасси без специального кузова, задняя часть просто была обшита досками, машина не имела светотехники. Образец показанный на испытаниях в марте был оснащен трехсекционным кузовом, светотехникой расположенной у кабины водителя. Кабина водителя имела стойки, на которые крепился тент. В дисках колес были сделаны отверстия для крепления цепей противоскольжения. Сзади над крюком был расположен вертикальный кабельстан для подтягивания орудий и прицепов.
Параллельно с разработкой полноприводных тягачей Рено попыталось предложить на конкурс в 1914-м году специальный грузовой автомобиль для снабжения войск, воевавших в Алжире и Тунисе. Там не надо было тягать тяжелые пушки и ездить по изрытому снарядами полю, но в Алжире и Тунисе были синуситы, песок, очень много песка и очень жарко. Из более чем десятка представленных военным машин Рено четыре были изготовлены в специальном «колониальном варианте» — «camions coloniaux». Две машины были 2-х тонными и еще две трехтонными. От обычных грузовиков их отличали большие — метровые в диаметре колеса, грузовики имели большой клиренс в 35 см и максимально плоскую нижнюю часть машины. На первый взгляд для руководства Рено эти машины были более перспективны по сравнению с тяжелыми тягачами, так как война в Сахаре уже шла давно и быстрой победы не намечалось и машины были нужны во всё возраставших количествах, а война в Европе была не просто далёкой, а вообще казалась маловероятной. Тем не менее «сахаромобили» развития не получили и остались в состоянии прототипов, в отличие от артиллерийских тягачей.
3 августа Германия объявила войну Франции, обвинив её в «организованных нападениях и воздушных бомбардировках Германии» и «в нарушении бельгийского нейтралитета». Бельгия на ультиматум Германии ответила отказом. Практически сразу после начала войны штаб французской армии приступил к реализации первоначальной программы создания тяжелой артиллерии на механическом ходу. Планировалась организация 53-х батарей, для который было необходимо произвести по крайней мере 517 мощных артиллерийских тягача, производство которых планировалось разделить между Латил и Рено. Артиллерийская часть вновь создаваемых батарей должна была быть сформирована из старых орудий в основном системы 120-мм и 150-мм Bange. Пушки были оснащены лафетами позволяющими возку только с малыми скоростями, но даже в этом случае мобильность батарей сильно возрастала при замене конной тяги на механическую.
Первые два предсерийный тягача Рено тип EG были показаны в июле 1914-го, а массовое поступлении их в армию началось в 1915-м году и было далеко не таким большим как хотелось бы военным. Причем и Латил, и Рено, и даже Панар-Шатильон были тягачами тяжелого типа, машины легкого типа не дались французским конструкторам и пришлось срочно начать закупки американских FWD и Jeffery Quad.
Грузовики Renault Type EG первой серии отличались от прототипов во многом за счет более тщательного изготовления узлов и агрегатов. Самым существенным отличием было размещение лебедки для подтаскивания прицепов сзади непосредственно над форкопом за кабельстаном. Но так как фотографий машин сзади мало можно отметить и другие визуальные отличия. Кузов тягача у первой серии был составлен из восьми секций. По вертикали четыре блока деревянного борта с металлическими рамками имели секции разделенные в отношении 1:2. Закрытие сидений водителя с бортов была сделана в том же стиле, что и борта, у прототипов такой защиты не было вообще. Тент над кузовом быть отдельным от тента кабины размещенного на стойках. Колесные диски имели уменьшенные ступицы с хорошо заметными просветами между ободом и ступицей и штырьками на ободе для крепления цепей противоскольжения. Светотехника была расположена сверху.
Серийное производство постепенно нарастало, в 1915-году — 109 машин, в 1916-185, в 1917-м — 329. Своего пика производство достигло в августе 1917-го, когда было выпущено за месяц 42 тягача, а всего за пять лет было выпущено 1132 Рено типа ЕГ. В книге о военных автомобилях Рено Франсуа Ваувиллер отмечает, что в 1916-1918-м годах была выпущена серия из 50-ти легких полноприводных автомобилей Renault Typ FB — с 5-ти литровыми двигателями 25НР полной массой 5700 кг близких по конструкции Renault Typ EG. Никакой больше информации об этих машинах больше к сожалению нет, а под наименованием Renault Type FB упоминается гусеничный артиллерийский тягач-перевозчик.
Более менее регулярные поставки тягачей от Рено начались только во второй половине 1915 года. Машины были предназначены для формирования батарей тяжелой артиллерии. Первыми артиллерийскими системами, которые использовали тягачи Renault EG, были части вооруженные 220-мм мортирами обр 1880/1891 (Mortier de 220 mm L modèle 1880). Одна мортира разбиралась на четыре прицепа, которые транспортировались двумя тягачами Рено, каждый из которых тянул по два прицепа общем массой 9 тонн. При перевозке более тяжелой 270-мм мортиры (Mortier de 270 mm modèle 1885) прицепной вес составлял уже 11 тонн. Принципиального различия между частями, которые использовали тягачи Латио ТАР и Рено ЕГ, не было, и хотя машины были примерно равнозначны по своим техническим характеристикам, артиллеристы предпочитали более надежные и крепкие Латилы.
Renault EG в отличие от Latil TAR не имел воздухозаборников на боковых панелях капота и в нем использовались многоспицевые колеса, в отличии от дисков Латил с 5 спицами.
Несмотря на высокую потребность производство разворачивалось медленно, для ускорения выпуска машины упростили и на рубеже 1917-1918-го годов запустили в серию тягач Renault EG второго или позднего типа. Принципиально машина конструктивно не отличалась от раннего типа, за исключением мелких изменений, направленных на увеличение производства.
Самым заметным изменением в машинах позднего типа было объединённое тентирование кузова и рабочего места водителя, закрытие кузова продолжалось в виде козырька с металлическим каркасом и опиралось на деревянную рамку лобового стекла. Борта кузова собирались из 6-ти одинаковых панелей, по три в двух горизонтальных рядах. Фара осталась только одна слева, да и та опустилась вниз и вперед к бамперу. В таком виде грузовик-тягач выпускался уже до 1919-го года.
С поступлением на вооружение артиллерии возможно лучших пехотных пушек Великой войны 155-мм системы Фило (Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle.1917) и менее известной 145-мм Сэн-Шамон (Canon de 145 L modèle 1916 Saint-Chamond) прицепная масса выросла до 13 тонн и приблизилась к пределу технических характеристик тягача Рено. Имея неплохую проходимость по бездорожью, на шоссе максимальная скорость тяжелых тягачей составляла только 16 км/час. Но для задач перемещения тяжелых пушек большая скорость и не требовалась.
По состоянию на 11 ноября 1918 года во французскую армию было поставлено только 705 комплектных Renault EG, из 978 выпущенных на тот момент. Производство продолжалось и после подписания перемирия, так как артиллерийские батареи тяжелых орудий должны были быть доформированы в любом случае. Пушки сами себя возить не могли, в то время как закупки и производство обычных грузовиков для военных целей было прекращено почти сразу. По итогам применения тяжелых тягачей военные однозначно склонялись к превосходству тягачей фирмы Латил над Рено по всем параметрам, будущего у Рено EG для французской армии не было. Часть машин вместе со 155-мм пушками GPF передали американским экспедиционным силам, которые прибыли воевать с немцами только с винтовками и личным оружием, всеми типами тяжелого вооружения янки вооружали европейцы. 155-мм пушка так им понравилась, что выпускалась в США длительное время вообще без изменений в ствольной группы.
После окончания войны и выпуска 1132 тягачей, все пережившие войну машины остались или в действующих частях, или в резерве. В марте 1924 года военное министерство объявило новый конкурс по поиску преемника Renault EG и Latil TAR. Упор в конкурсе делался на повышение внедорожных характеристик. Руководство Рено, достаточно уверенно понимая, что Латил имеет и психологическое, и техническое преимущество, не стало изобретать велосипед и просто поставило на в ноябре 1925 одну из машин (номер 13799) новый двигатель мощностью 74 л.с. Этот «супертрактор», предоставленный на испытания в октябре 1926 года, их не прошёл и стал последней попыткой Renault удержаться в нише колесных артиллерийских тягачей. Во французской армии тягачи Рено использовались в полках тяжелой артиллерии вплоть до 1940 года, когда их оставалось в строю ещё 635 машин. Все они были почти полностью потеряны в ходе боев с германской армией в 1940-м.
Сейчас активно показывается два отлично восстановленных тягача Renault EG. Раскрашенный в полевой камуфляж выезжает на смотры со ствольной тележкой от 155-мм пушки GPF и принадлежит ассоциации Balmoral Green Association (Versailles, http://www.balmoralgreen.com/). Кузов и кабина восстановлены с нуля на родном шасси и близки к поздней версии тягача.
Один тягач Renault typ EG хранится в фонде Берлие в Лионе (Fondation de l’Automobile Marius-Berliet.(39 Av. Esquirol, 69003 Lyon, Франция). Машина представляет собой предсерийный вариант, уже с лебедкой сзади, но с низким кузовом и отсутствием тентирования. Обозначают, что этот тягач выпущен в 1915-м году, но возможно это и 1914-й год или не совсем корректная реставрация, в которой смешали агрегаты нескольких машин.
Tracteur d’Artillerie RENAULT type EG
Год выпуска: 1914-1919
Страна: Франция
Производитель: Société Renault Frères
Выпущено: 1132
Масса пустого: 5,350 тн
Нагрузка : 3,0 тн
Размеры: 5,44×2,75×3,60 м
Размеры колес: 1150×130 мм
Колесная формула 4×4×4 (Управляемых)
Двигатель: Renault G2, 8485 см³, 57 л.с.
Где увидеть:
-
-
- военные фестивали
- Fondation de l’Automobile Marius-Berliet.(39 Av. Esquirol, 69003 Lyon, Франция)
- Balmoral Green Association (Versailles)
-