Одной из непростых задач, которую союзным вооруженным силам пришлось решать во время Второй Мировой Войны было обучение бортстрелков тяжелых бомбардировщиков. Если пилотов-истребителей нужно было учить в первую очередь, пилотажу, то бортстрелков бомбардировщиков надо было обучать верной оценке дистанции, сопровождению выбранной цели, определению упреждения и т.д. И делать это «в воздухе» было слишком дорого даже для авиации США; гонять в учебных целях десятки бомбардировщиков (и истребителей, изображающих учебные атаки) влетало бы в ту еще копеечку!
Решение было очевидно — нужен был наземный тренажер, способный достоверно воспроизводить условия работы бортстрелка бомбардировщика.
За это дело взялся американский изобретатель, энтузиаст кинематографа и мастер спецэффектов Фред Уоллер (человек разносторонних интересов, в частности известный как изобретатель водных лыж). Еще в начале 1930-ых Уоллер пришел к выводу, что традиционный плоский экран кинематографа не сможет обеспечить подлинной иллюзии объема и глубины изображения, поскольку не задействует периферическое зрение. А именно периферическое зрение человека играет ключевую роль в определении расстояния на больших дистанциях (бинокулярное зрение работает только вблизи).
В 1939 году на Всемирной Выставке в Нью-Йорке Уоллер продемонстрировал свою «Витараму» (англ. Vitarama) — вогнутый экран полусферической формы, изображение на котором формировалось при помощи одиннадцати синхронно работающих проекторов. Система впечатлила публику, но кинематографическая индустрия сочла ее слишком дорогой и сложной. Не падая духом, Уоллер основал «Vitarama Company» и занялся разработкой более совершенной — и простой — технологии «Кинорама» (англ. Cinarama), первой в мире технологии широкоформатного кино. Эту идею он и решил поставить на службу американской армии.
Основой конструкции тренажера был т.н. «сферический проекционный экран», разработкой которого Уоллер занялся еще до войны. Экран этот представлял собой четверть сферы радиусом в 20 футов (6 метров), смонтированную на фанерном каркасе и покрытую проекционным полотном. Такие размеры и форма экрана позволяли создать в восприятии стрелков — находившихся в фокусе поверхности — полную иллюзию глубины и трехмерности изображения.
Пять работающих синхронно кинопроекторов «Century» модель «C» формировали на вогнутой поверхности экрана единое изображение. Лучи проекторов перекрещивались, т.е. левый проектор создавал изображение на правой части экрана, и наоборот. Таким образом формировалось общее изображение в секторе 150 на 75 градусов. Размеры и форма экрана позволяли задействовать как центральное, так и периферическое зрение, «обманывая» человеческое восприятие. Специальное покрытие усиливало отражение света от экрана, сглаживая «стыки» изображения.
Проекторы прокручивали стандартную 35-мм кинопленку на скорости 24 кадра в секунду. Каждый проектор был оснащен отдельным мотором, но их работа была механически синхронизирована через общий вал — чтобы изображение на разных участках экрана менялось полностью синхронно. Проекционный аппарат и кинопленка непрерывно охлаждались сжатым воздухом, подаваемым по гибким патрубкам от центральной системы охлаждения. Яркость ламп в проекторах регулировалась автоматически при помощи фотоэлектрической системы с обратной связью.
На экран выводились записи учебных атак, проводимых истребителями против летящего бомбардировщика. Съемки осуществлялись прямо в воздухе с помощью широкоугольных камер конструкции Уоллера, смонтированных на бомбардировщике вместо огневых точек. В роли «противника» выступали либо соответствующим образом «загримированные» американские самолеты (выкрашенные в цвета и с нанесенными опознавательными знаками Германии и Японии), либо даже настоящие трофейные истребители.
Истребители «противника» выполняли учебные заходы на бомбардировщик как поодиночке, так и звеньями, с различных направлений. Стандартная 33-минутная учебная лента могла включать множество различных сценариев с истребителями разных типов. В некоторых лентах, для усложнения условий обучения, присутствовали и «союзные» самолеты: стрелки должны были их правильно опознать и не обстреливать.
В фокусе экрана располагались четыре «огневые точки», представлявшие собой точные копии настоящих стрелковых позиций бомбардировщика. Тренажер Уоллера мог работать с разными типами огневых точек для 12,7-мм пулеметов: наводимыми вручную бортовыми пулеметами на вертлюгах, хвостовыми турелями с силовыми приводами, и даже шаровыми турелями (последние подвешивались сверху, под потолком помещения). Поздние версии включали также директоры для наведения дистанционно управляемых турелей, используемых на бомбардировщиках B-29. Одновременно на тренажере могли обучатся четыре бортстрелка, отрабатывая взаимодействие огневых точек и сосредоточение огня нескольких пулеметов на одной цели.
Когда на экране появлялись неприятельские истребители, бортстрелки наводили на них свои «пулеметы», при помощи стандартного коллиматорного прицела Mk-9 (лицензионная версия британского Mark III), использовавшегося практически на всех огневых точках американских бомбардировщиков. Он проецировал в поле зрения стрелка световую прицельную точку и два концентрических круга вокруг нее — позволяющих стрелку оценивать дистанцию до цели (по видимым размерам относительно кругов) и упреждение при стрельбе.
Реалистичность симуляции была впечатляюще высокой. Специальные вентиляторы обеспечивали «набегающий поток» для открытых турелей. Акустические эффекты включали шум ветра, рокот моторов как самого бомбардировщика, так и приближающихся истребителей, и грохот пулеметных очередей. А когда стрелок нажимал на гашетку, специальные моторчики заставляли рукоятки «пулеметов» реалистично дергаться в такт выстрелам.
Но самой интересной составляющей тренажера был механизм регистрации попаданий. Без такого механизма, учебная ценность тренажера Уоллера была бы незначительна — что толку учить бортстрелка направлять пулемет на экран, если непонятно, насколько хорошо он это делает? Требовался способ точно отмечать, когда «оружие» наведено с нужным упреждением и «выстрелы» приходятся в цель.
Для этого использовалась специальная затемненная регистрационная пленка, прокручиваемая параллельно с проекционной. Отличалась она от проекционной тем, что в кадрах, где присутствовали неприятельские самолеты, на регистрационной пленке были сделаны тонкие вертикальные просветы. Положение просветов на каждом кадре регистрационной пленки соответствовало положению самолета на проекционной пленке.
Также как и проекционная, регистрационная пленка прокручивалась перед проекционной лампой. Но за регистрационным пленкой находился не экран, а чувствительный фотоэлемент. Между источником света и регистрационной пленкой, находилась подвижная заслонка с прорезями в ней; вертикальные и горизонтальные движения ствола «пулемета» с помощью системы тяг и рычагов преобразовывались в движения заслонки.
Когда прорези в заслонке оказывались точно напротив просветов в регистрационной пленке, свет от лампы проходил на фотоэлемент, и срабатывающее реле регистрировало «попадание». Важной деталью было то, что регистрационная пленка прокручивалась на несколько кадров впереди проекционной — то есть положение просветов в кадре регистрационной пленки соответствовало упрежденному положению самолета на проекционной. И просветы присутствовали не на всех кадрах, а только на тех, на которых неприятельский самолет был в радиусе досягаемости пулеметов. То есть чтобы добиться «попадания», бортстрелок должен был открыть огонь с правильной дистанции и удерживать пулемет с правильным упреждением цели на экране.
Всего тренажер учитывал следующие параметры:
* Количество очередей — по числу нажатий на гашетку
* Количество выстрелов — по суммарному времени удержания гашетки
* Количество попаданий — по числу срабатывания фотоэлемента в регистраторе
Эти данные выводились на пульт рефери, отдельно для каждой из четырех огневых точек. Каждый раз, когда один из стрелков добивался попадания, на панели вспыхивала лампочка, и в наушниках удачливого стрелка раздавался звуковой сигнал.
Работу над тренажером Уоллер начал еще в 1940 году, когда к нему обратился офицер флота Мартин Бейкер — знакомый с работами Уоллера, он заинтересовался возможностью использования широкоформатного экрана в учебных целях. И результаты оправдали себя. Первая же партия курсантов, прошедших обучение на тренажере Уоллера, продемонстрировала значительное улучшение навыков по сравнению с обычным теоретическим обучением. Во время «зачетных» учебных полетов, новички, обучавшиеся на тренажере Уоллера, успешно поражали цель в 80% случаев.
Семьдесят пять тренажеров Уоллера были построены в США, Великобритании и Австралии по заказу вооруженных сил. Относительно высокая цена тренажера — 58.000$ в ценах 1942 года (для сравнения, танк M4 стоил 33.000$) никого не смущала, так как тренажеры позволяли не только экономить топливо и ресурс учебных самолетов, но и способствовали выживанию дорогостоящих бомбардировщиков. И тренажеры, что немаловажно, очень нравились курсантам. Один из ветеранов вспоминал потом, что «тренируясь на тренажере Уоллера, я воображал себя Баком Роджером из фантастического фильма».
Популярность тренажера немало способствовала карьере и самого Уоллера. Тысячи ветеранов писали ему письма с общим смыслом «после вашего тренажера, фильмы в кинотетрах кажутся неестественными и плоскими — нельзя ли как-нибудь приспособить вашу технологию?» На то, чтобы отработать концепцию и преодолеть сопротивление консервативной индустрии ушло немало времени, но в итоге Уоллер добился своего: первый продемонстрированный им в 1952 году широкоформатный фильм «Это Кинорама» (англ. This is Cinerama) стал мгновенным хитом, собрав более 40 миллионов долларов в прокате. Как отмечали историки киноиндустрии, «традиционный узкий экран в одночасье стал вымирающим видом».
Тренажер Уоллера и его аналоги были одним из краеугольных камней в фундаменте стремительного роста воздушных сил армии США (USAAF) и военно-воздушных сил Британии (RAF) в годы Второй Мировой Войны. Обучение будущих экипажей (в данном случае — бортстрелков) на тренажерах позволяло не только экономить время и ресурсы, но и организовать практически непрерывный, поточный процесс подготовки. Ни одни другие воздушные силы Второй Мировой не могли и близко приблизиться к учебно-тренировочным возможностям США и Великобритании — что и стало одним из ключевых факторов итогового завоевания союзной авиацией полного господства в небе.