Анабасис свевов. Часть 3. Первая половина 19 века
Здешний аналог бурского «Великого трека» совпал по времени с очередной сварой в свевском королевстве Маробург: здесь, в схватке за престол столкнулись двое братьев — Гейзерих и Рехимунд. Именно последний и решил привлечь на свою сторону пришельцев, — опытных вояк, некоторые из которых участвовали в войне в Европе, воевали с черными племенами, голландскими и британскими колониальными войсками, — на условиях наделения их землей. Он также пошел на беспрецедентный, за всю историю свевской государственности шаг — в целях укрепления собственной власти и лучшего взаимодействия с новыми союзниками, Рехимунд принял кальвинизм в его свевско-голландской версии.
Историческая справка: «Великий трек» — переселение потомков голландских колонистов (буров) в центральные районы Южной Африки, приведшее к созданию трёх республик — Южно-Африканской республики (Трансвааля), Оранжевого Свободного Государства и Республики Наталь. Массово данное переселение происходило с конца 18 и где-то до середины 19 веков.
Огромное влияние на этот шаг оказал один из лидеров переселенцев — протестантский пастор Фредерик Трехардт. Сын голландского колониста и свевской женщины, выросший на ферме в Хекс-Ривер, он получил полноценное религиозное образование, проникнувшись кальвинизмом в самой упертой его версии. Несмотря на то, что всю жизнь он выступал ярым противником язычества, тем не менее, его собственное мировоззрение носило явные следы вотанизма: в частности, именно он сформулировал идею о «автоматическом» попадании в рай тех, кто умер с оружием в руках, в борьбе за веру. Так или иначе, именно Трехардт, своими пламенными проповедями склонил к кальвинизму не только Рехимунда, но и немалую часть его приближенных. Он же обладал почти абсолютным авторитетом среди переселенцев, убедив их масосово поддержать короля свевов. В жестокой битве, где решающее влияние сыграли бурские стрелки, Гейзерих погиб и Рехимунд стал королем. В скором времени он, при поддержке Трехардта и его сторонников принялся насаждать кальвинизм в своем королевстве — с разрушением святилищ, казнями наиболее упорствующих язычников, строительством церквей и всем таким прочим. Множество свевов, не желающих менять веру предков, бежали из родных краев, а их земли достались бурским переселенцам.
К 1836 году Рехимунд достаточно укрепил свою власть, — в том числе и за счет изгнания или прямого истребления наиболее упертых язычников, — чтобы начать экспансию вовне. В этом его активнейшим образом поддерживали и его новые союзники из числа бурских «воортрекеров». Первой жертвой стали северные герцогства во Фрейбурге, за рекой Серой (Вааль). После долгой и жестокой войны, где фанатизм кальвинистких пасторов, соперничал с не менее упертым фанатизмом свевских пророчиц, герцогства были присоединены к растущей империи Трехардта и Рехимунда. Тысячи свевов, не желавших оставаться под властью воинствующих христиан, ушли на север, за Лимпопо.Там они покорили мелкие королевства шона, — осколки Мономотапы, — и установили теократическое государство под руководством жриц Фрейи.
После завоевания северных земель Рехимунд обрушился на Варгенланд, пытаясь воссоединить под своим владычеством основное «ядро» свевских земель. «Варги» не рассчитывая выстоять в одиночку, обратились за помощью к недавнему противнику — властям британской Капской Колонии. Англичане, также не заинтересованные в появлении на своих северных границах могущественно свевско-бурского государства, эту помощь оказали. Взамен за посланные войска Варгенланд обязался не нападать на британские владения и заключил с Капской колонией союз.
Потерпев поражение на юге Рехимунд обратился на восток, где у него появился серьезный соперник. Инкоси Звиде, вождь Тсонга, объединил вокруг себя племена нгуни и, вооружившись с помощью португальцев повел жестокую войну со свевами. Звиде считался талантливым военачальником, привнесшим в организацию племенного войска ряд важных новшеств, а также озаботившимся тем, чтобы в полной мере оснастить своих воинов огнестрельным оружием. Он также принимал к себя коса, бежавших от нападений варгов и притеснений голландских и британских колонистов. В целях установления лучших отношений с португальцами Звиде изображал себя добрым католиком, однако католицизм его был чисто африканским: евангельские проповеди Звиде смешивал с заветами предков, а католических святых — с языческими духами и божествами. Война Звиде и Рихемунда шла с 1845 по 1851 годы и закончилась жестоким поражением «Черного Наполеона», как порой называли Звиде. Сам он пал в бою, его войско было разгромлено, столица сожжена, а народ рассеян. Следом Рехимунд обрушился на португальских покровителей нгуни, разрушая их форпосты в Мозамбике. Он же захватил только что отстроенный Лоренсу-Маркиш и основал там новую столицу, получив, наконец, надежный выход к Индийскому океану. Земли нгуни — РИ-Зулуленд, — вошли в его растущую империю.
Интересные процессы проходили и на другой стороне Южной Африке, на ее атлантическом побережье. Как уже говорилось, многие свевы бежали из королевства Маробург, причем не только на север, но и на запад, к низовьям Кровавой реки. Их возглавил принц Ариовист, сын проигравшего короля Гейзериха. В своих странствиях он соединился со свевами и бурами, уходящими из Хекс-Ривер и после недолгих препирательств, возглавил общий «исход». Вместе они успешно теснили гереро и нама в пустыни, зачастую просто истребляя чернокожих и захватывая их земли. Свое новое королевство Ариовист основал на территории современной южной Намибии, по обеим берегам Кровавой Реки, потом расширил свои владения и дальше на север, в 1838 года основав свою столицу Дракенборг на месте РИ-Виндхука. Последующие войны с гереро, нама и овамбо помогли ему основать королевство охватывающее большую часть РИ-Намибии, часть Ботсваны и немного ЮАР.
Ариовист, захвативший бухту в районе современного Уолфиш-Бея, установил контакты и с европейскими мореплавателями. Понимая, что ему не выстоять против колониальных притязаний Британии, он искал покровительства других европейских держав. В 1845 он даже посетил Европу в сопровождении тех буров и свевов, кто уже успел повидать мир. Ариовист искал страну, достаточно влиятельную, чтобы быть ему надежным покровителем, но все же не настолько, чтобы поглотить его молодое королевство. Он посетил Лондон, Париж, Амстердам, Берлин, Вену, Копенгаген, Санкт-Петербург, Мадрид и Рим, а также ряд столиц мелких германских государств. В Германии вообще он встретил радушный прием, особенно в среде националистически настроенных интеллектуалов и студентов, воочию увидевших реликт былой германской славы. Большое внимание он привлек в землях исторической Швабии, «священной прародины свевов» — в Вюртемберге и Баварии, а также в Австрийской Империи. Особенно тесные отношения у него установились с королем Вюртемберга Вильгельмом Первым, который использовал авторитет «потерянных родичей» для отстаивания своих идей о создании «третьей силы» в Германии, противостоящей как Австрии, так и Пруссии. Именно с Вильгельмом Ариовист, в 1846 году подписал договор «О дружбе», что, фактически означало установление протектората Вюртемберга над свевской «Намибией». Впрочем, учитывая отсутствие у Вюртемберга выхода к морю и относительную незначительность его в европейской политике никто не придавал этому жесту иного значения кроме как чисто символического.
Как уже говорилось, некоторые свевы воевали в Европе, как правило на стороне антинаполеоновских коалиций, хотя бывали и иные примеры. Так или иначе, часть свевов — а точнее свево-голландцев, поскольку европейские вербовщики предпочитали более-менее окультуренных рекрутов, по итогам войн осталась в Европе. Большинство их осело в Нидерландах, поскольку голландский был единственным европейским языком более-менее известным африканским «белым дикарям». Впоследствии, после того, как Капская колония окончательно перешла к англичанам, в Голландию, за относительно короткий срок, переправилось еще несколько тысяч свево-голландцев, причем не сколько из-за еще толком не начавшихся притеснений, сколько из желания, наконец, вырваться из африканского захолустья и посмотреть на ту самую Европу, о которой так много рассказывали побывавшие там соотечественники.
В большинстве своем переселенцы состояли из молодых, полных сил мужчин, жадных до новых впечатлений и имевших уже боевой опыт в сражениях с европейскими колониальными властями, черными племенами, а также друг с другом. Король Виллем дал им приют и переселенцы отплатили ему сполна, когда в 1830 году случилась детерменистичная Бельгийская Революция — точнее «бельгийский мятеж». Пришедший на помощь королевским войскам спешно собранный отряд свево-голландцев, произвел неизгладимое впечатление на мятежных брюссельцев, позволив задавить мятеж в зародыше. Было, конечно, определенное возмущение со стороны великих держав, одно время была даже реальной угроза французской интервенции, но как-то обошлось. Виллем впечатленный своими новыми воинами, стал и дальше нанимать свевов из Южной Африки. Правда, в самих Нидерландах их все же старались не использовать без особой нужды, однако наемникам нашлось и иное применение — прежде всего в Голландской Ост-Индии. И хотя Британия весьма косо смотрела на такую практику, оставалось еще немало неподконтрольных ей свевских территорий, откуда так и оставшиеся едиными Нидерланды могли черпать пополнение для своих отрядов. Впрочем, и сами британцы быстро переняли эту практику, нанимая на службу «варгов».
Вдохновил голландский пример и иные державы Европы — в том числе и уже упомянутый Вюртемберг. В устной беседе с Ариовистом король Вильгельм договорился об отправке в Европу нескольких сот молодых свевов — как бы на учебу. И они и вправду обучались многим полезным вещам — но одновременно и обязались по первому зову монарха приходить ему на помощь, буде ему станет угрожать какая-то опасность.
Это время наступило совсем скоро — в 1848-49 годах, когда Германию, сотрясали демократические революции. Свевы, с их патриархально-монархическим мышлением, выступили на защиту короля, что навело последнего на мысль об использовании «африканских» братьев для подавлении революции в соседнем Великом герцогстве Баденском. Усилив армию свевскими ополченцами, Вюртемберг смог самостоятельно, без помощи Пруссии и других германских государств, раздавить провозглашенную здесь «республику. Воспользовавшись бегством великого герцога Леопольда, а также сомнительными притязаниями этого, зачатого в морганатическом браке, правителя, Вильгельм, давно лелея мечту о расширении своих владений, под шумок надел герцогскую корону, выплатив затем Леопольду солидную компенсацию.
То как вели себя свевы в Нидерландах и особенно в Бадене ( в ходе расправы над революционерами погибли такие видные германские социалисты, как Вильгельм Либкнехт и Фридрих Энгельс) сильно попортило их имидж в глазах прогрессивной германской общественности. Напротив, реакционные националисты, с одобрением встретили «тевтонскую решительность» своих братьев по крови. В благопристойной бюргерской Германии середины 19 века словно повеяло холодным ветром жестокой и кровавой эпохи Ариовиста и Маробода, чей дух, казалось, сохранился в Южной Африке.
Источник — https://fai.org.ru/forum/topic/52563-anabasis-svevov-marsh-cherez-afriku/