Американский танки М4 «Шерман» в армии Израиля.

0

Из восстановленного:

Танк М4А2 "Шерман" стал первым, переданным английскими солдатами 14 мая 1948 г. (день провозглашения Независимости Израиля) в руки представителей "Хагана" (еврейская военная организация, предшествующая АОИ). Ещё один такой танк найден на свалке металлолома летом 1948 г., а с ноября 1948 г. начали поступать 30 М4А1 (со 105-мм гаубицей М4), купленные в Италии. Все эти танки были по сути металлоломом с неисправной ходовой частью, без пулемётов, оптики, средств связи и т.п., но главное — с выведенным из строя орудием (затвор снят, в стволе автогеном проделаны отверстия). Лишь 4 "Шермана" были полностью восстановлены до конца войны, ещё 5 были на ходу, но без пушек и использовались как учебные и тягачи.

 

"Шерман" М51 в музее броне<a href=

танковых войск Израиля. Латрун (около Иерусалима)» />
"Шерман" М51 в музее бронетанковых войск Израиля. Латрун (около Иерусалима)

На ноябрь 1949 г. на ходу было 14 танков "Шермана", но только 4 из них имели пушки — три 75-мм танковую пушку М3 и один — 75-мм полевую пушку Круппа. В дальнейшем пушки Круппа были установлены ещё на 5 "Шерман". И только в середине 1950 г., после закупки 50 пушек М3 во Франции, появилась возможность завершить ремонт "итальянских" танков. Все 6 "Шерман", ранее вооружённые пушкой Круппа, были перевооружены на гаубицы М4.

В феврале 1949 г. в Италии были куплены как металлолом ещё 41 "Шерман". Однако попытка вывести их в ноябре 1949 г. не удалась, танки были конфискованы, а Израиль получил денежную компенсацию. В конце 1950 г. в Израиль прибыли 14 "Шерман", купленных на Филипинах. 12 из них были М4А3 с 8-цилиндровым V-образным двигателем "Форд", мощностью 500 л.с., в то время как на почти всех более ранних "Шерман" АОИ стоял звёздообразный двигатель "Континенталь" R-975 мощностью 350 л.с. (в АОИ данный двигатель сокращённо называли "Конт"). Два других были М4А1 с двигателями "Континенталь". В 1951 г. во Франции были куплены 40 "Шерман" модели М4А4 с пушками М3, но с двигателем R-975. Первые 7 из них прибыли в декабре 1951 г., остальные — до конца 1952 г.

Если на начало 1951 г. в АОИ имелся 31 исправный танк "Шерман" (26 с пушкой М3 и 5 с "Крупп"; кроме того, 1 танк с М4 находился на ремонте), то на конец 1953 г. — 76 (30 "итальянских", 40 "французских" и 6 "филипинских", все с М3).

В начале 1954 г. было принято принципиальное решение сосредоточиться на закупках "Шерман" в состоянии металлолома с последующим их ремонтом и модернизацией в Израиле. В августе-сентябре 1954 г. 55 танков были куплены во Франции, в начале 1955 г. из Англии прибыли 10 "Шерман Мораг" (Flail, с минным тралом), ещё 2 таких танка были получены из другого источника. К апрелю 1955 года общее количество неисправных "Шерман" в Израиле составило 121, а в конце августа 1955 г. — 131. Таким образом, вместе с 76 боеспособными танками, Израиль имел 207 "Шерман". Из 131 неисправного танка 2 были по-сути пустыми корпусами, 4 имели дизельный двигатель (т.е. по-видимому были модели М4А2), а 3 были некими гибридами, не поддававшимися точной классификации.

К середине 1956 г. были отремонтированы и переданы в войска 12 "Шерман" с гаубицей М4 (на 26.10.56 их было 13). Кроме того, в АОИ имелось около 70 "Шерман" на ходу, но без пушек — они ожидали модернизации, включавшей установку 75-мм французских пушек М-50. Число танков с пушками М3 выросло незначительно — до 80-82 (на 26.10.56 их было 79, возможно — только исправных). Летом-осенью 1956 г. в Израиль из Франции прибыло 40 "Супер Шерман" (см. ниже) — по 20 20.08.56 и 27.09.56. В конце октября 1956 г. из Франции были получены 48 "Шерман" с 76.2-мм пушками М1 — 17 прибыли 20.10.56, ещё 31 — 27.10.56. Дополнительные 52 танка этого типа (а также 10 танков-бульдозеров и 10 БРЭМ М32) прибыли в ноябре-начале декабря 1956 г.
Американский танки М4 "Шерман" в армии Израиля.

Всего в 1948-1965 гг. были куплены около 620 танков "Шерман":

 

Закупки "Шерманов" по годам
Год(ы) Штук
1948-1949 51
1951-1953 61
1954 120
1955 10
1956 160 1
1957 40
1958 8
1963 49
1964 113
1965 3
Примечания:
1 Включая танки-бульдозеры и БРЭМ М32.

До сотни "Шерман" захвачены у Египта в войнах 1956 и 1967 гг. (включая М4/FL10 — "Шерман" с башней FL10 от лёгкого танка АМХ-13). Часть танков, включая большинство трофейных, сразу использовались для переоборудования в самоходные артиллерийские установки, самоходные 160-мм миномёты и др.

Теперь о названиях. В ходе войны 1948-1949 гг. несколько имеющихся танков "Шерман" имели собственные имена — "Тамар", "Меир" и т.п.

После войны было стандартизировано два типа "Шерманов" — танк с 75-мм пушкой М3 и танк огневой поддержки со 105-мм гаубицей М4. Они получили обозначения "Шерман дегем Алеф" (т.е. "Шерман" Мк.1 или Мк.А) и "Шерман дегем Бет" (т.е. "Шерман" Мк.2 или Мк.В) соответственно ("дегем" на иврите означает "модель").

В 1956 г. от этих обозначений отказались и с тех пор танки "Шерман" обозначались в Израиле по типу установленной на них пушки. Различались следующие модели:

 

  • "Шерман" М-1танки М4А1Е3 и М4А1Е8 "Шерман" с 76.2-мм пушкой М1. Танки модели М4А1Е8, имевшие подвеску HVSS (с горизонтальными пружинами, гусеница шириной 24 дюйма), стали называться "Супер Шерман" М-1 или просто "Супер Шерман".
  • "Шерман" М-3 — с 75-мм пушкой М3.
  • "Шерман" М-4 — со 105-мм гаубицей М4.
  • "Шерман" М-50 — с 75-мм французской пушкой CN75-50 (как на танке AMX-13, но с ручным заряжанием). В Израиле её стали называть М-50, отсюда и название танка с этой пушкой. Для их изготовления служили танки "Шерман" модели М4А3 и М4А4, причём первые 50 имели подвеску VVSS (с вертикальными пружинами, гусеница шириной 16 дюймов) и карбюраторный двигатель "Континенталь" R-975, а все остальные — подвеску HVSS и 460-л.с. дизель "Кеминс" (Cummins). В западной литературе эти модели именуются "Шерман" M50 Mark1 и "Шерман" М50 Mark2 соответственно, но в Израиле данные обозначения не использовались, танки именовали М-50 "Континенталь" (или просто М-50) и М-50 "Кеминс". Идея установить М-50 на "Шерман" была выдвинута примерно в сентябре 1953 г. Однако технические трудности задержали проект. Только в конце 1955 г. во Франции завершилась установка орудия в башню "Шерман" и только в начале марта 1956 г. началась установка пушки на танк Службой вооружений АОИ. В конце марта в Израиль прибыла партия пушек М-50, но дополнительные трудности и отсутствие отдельных запчастей привело к тому, что к войне 1956 г. в частях было всего 25 танков М-50. После войны темп модернизации резко замедлился из-за желания оснастить танки дизелем, поэтому сотый М-50 был передан в войска только 15.06.61. Всего к концу 1964 г. в вариант М-50 были модернизированы 300 танков "Шерман".
  • "Шерман" М-51 — со 105-мм французской пушкой М-51. Так в Израиле называли пушку CN-105-F1 с укороченным с 56 до 44 калибров стволом (т.е. на 1.5 м, начальная скорость снаряда снизилась с 1000 до 800 м/с) и оснащённая дульным тормозом. Кроме того, боеприпасы к этой пушке имели укороченную по сравнению с оригиналом гильзу и, соответственно, уменьшенный пороховой заряд. Эти танки имели литой корпус "Шерман" модели М4А1, подвеску HVSS и дизель "Кеминс". К лету 1964 г. в вариант М-51 были модернизированы 90 танков "Шерман", а всего АОИ получила 180 таких танков.

В 1956 г. на вооружении было до 180 боеготовых "Шерман" моделей М-1, М-3, М-4 и М-50 (всего — 205, причём по-видимому имеются в виду только отремонтированные или прошедшие проверку Службой вооружений образцы, поскольку, как уже было сказано выше, 207 "Шерман" Израиль имел ещё в августе 1955 г., а с тех пор было получено ещё 88, и это не считая танков, прибывших после начала войны).

В 1967 г. на вооружении было 515 боеготовых "Шерман" (107 М-1, 231 М-50 и 177 М-51), а всего — 522 танка этого типа. Впрочем, по другому источнику на 04.06.67 в АОИ имелось 494 исправных "Шерман": 146 М-1, 173 М-50 (как "Континенталь", так и "Кеминс") и 175 М-51.

Последние цифры подтверждают модернизацию 180 "Шерман" в М-51, но ставят под сомнение модернизацию 300 "Шерман" в М-50. Остановлюсь на этом подробнее. Число "300" для М-50 встречается в книге Моше Гивъати "В их руках закалялась сталь. История МАША-7100, 1948-1996 гг." На странице 123 сказано:

 

На лето 1964 г. главными задачами, которыми занималась база (имеется в виду танкоремонтный завод — О.Г.), были: завершение модернизации танков "Шерман" в М-51; модернизация около 90 из них завершилась и ещё 90 ожидали своей очереди. Модернизация около 300 "Шерман" в вариант М-50 почти завершилась, а постройка около 120 САУ М-50 была в самом разгаре.

Вполне возможно, что Моше Гивъати ошибается и цифра 300 включает в себя как танки, так и САУ, тем более те и другие были на одной базе и имели одинаковый индекс — М-50. Если это так, в вариант М-50 было модернизировано 180 "Шерман": 180 танков и 120 САУ и дают в общей сложности 300 М-50, и тогда вполне понятна цифра 173 для исправных М-50 на 04.06.67. Напомню, что войне 1967 г. предшествовали 3 недели ожидания, в ходе которых Служба вооружений АОИ предприняла всё возможное для ремонта максимального количества неисправной техники. Так что счёт поломанных танков мог идти на единицы, но никак не на сотню. Маловероятно и снятие М-50 с вооружения: тогда скорее сняли бы все "Шерман" М-1 и лишь после этого принялись бы за М-50.

В 1973 г. на вооружении был 341 "Шерман" М-50 (только "Кеминс") и М-51, причём точно известно, что уже на 01.01.72 танков М-1 и М-50 "Континенталь" в АОИ небыло.

Танки "Шерман" сняты с вооружения в начале 80-х гг. Часть танков продана в страны Африки и Латинской Америки. Так, уже в 70-е гг. в Уганду была продана партия "Шерман" М-1 (M4A1(76)W HVSS "Супер Шерман"). В конце 70-х — начале 80-х гг. М-51 были проданы Чили (50 штук по одному из источников), а в 1983 г. туда же — 50-65 М-50 (общее количество "Шерман", поставленных Израилем Чили — 117 по данным "Джейнз", до 150 по другим источникам). Кроме того, несколько десятков "Шерман" были поставлены Израилем в 70-е — 80-е гг. христианским милициям в Ливане, а в последствии — Армии Южного Ливана.

Примечание:

  • В тот период, когда оригинальные израильские названия были неизвестны, в западной литературе для танков М-50 использовалось название "Супер Шерман", а для М-51 — "Ишерман" (т.е. "Израильский Шерман"). Некоторые источники под названием "Супер Шерман" подразумевали и М-50, и М-51. Как уже было сказано выше, в Израиле название "Супер Шерман" имели только "Шерман" М-1 с подвеской HVSS.
  • В Чили часть имевшихся на вооружении "Шерман", скорее всего модели М-50, оснастили 60-мм пушкой HVMS разработки и производства израильской фирмы ИМИ, работы осуществляла израильская фирма "Нимда" (NIMDA). В некоторых источниках этот вариант называют "Шерман" М-60. В любом случае, на вооружении АОИ данный вариант не состоял.

Американский танки М4 "Шерман" в армии Израиля.

Источник — 

http://waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/idf-afv-review/tanks/#chapter-1-2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account