АльтФлотСССР Эпизод 4.1 Полтава
АльтФлот СССР. Эпизод 4. Новая надежда.
Реальная история: западная граница СССР
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.
С 17 сентября — 29 сентября 1939 года производился Польский поход РККА — военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии в восточных областях Польши, вошедших в её состав по итогам Рижского мирного договора 1921 года, и в Виленском крае, преобразованном в Виленское воеводство, находившемся под управлением Польши с 1923 года.
В результате операции под контроль СССР перешла территория площадью 196 тыс. кв. км. (50,4 % территории Польши) с населением около 13 млн человек.. Территория Виленского края вместе с Вильно была передана Литве согласно «Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой», подписанному 10 октября 1939 года. Территории, относимые СССР к Западной Украине и Западной Белоруссии, в результате организованного при участии советской стороны «народного волеизъявления» были «воссоединены» с УССР и БССР соответственно в ноябре 1939.
Перед началом войны между Германией и СССР войска РККА были выдвинуты на позиции, удалённые на 200—300 км от оборудованных для обороны, с низкой пропускной способностью сети транспортных коммуникаций и отсутствием необходимой военной инфраструктуры (аэродромы, топливохранилища, склады), отвечающей условиям современной для того периода войны, и территорией, населённой преимущественно нелояльным к советской власти местным населением.
С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз.
15 октября 1939 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов утвердил «Базирование кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939–1940 гг.». Уже 11 октября 1939 г. в Таллин пришли первые советские корабли — лидер «Минск», эсминцы «Гордый» и «Сметливый», а два дня спустя в Палдиски прибыли плавбаза «Кронштадт» и дивизион подводных лодок. 15 октября в Таллин прибыла эскадра КБФ в составе линкора «Октябрьская Революция» (флаг командующего флотом), крейсера «Киров», эсминцев «Гневный», «Грозящий» и «Стремительный», четырех сторожевых кораблей и др., всего 12 вымпелов.
22 октября по приказу наркома ВМФ крейсер «Киров» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в Либаву.
После принятия в июле 1940 г. Эстонской и Латвийской республик в состав Советского Союза,, а также подписания мирного договора с Финляндией КБФ получил ряд портов, выдвинутых к устью Финского залива, и на побережье Балтийского моря — Либава, Виндава, Рига, Ханко, Палдиски, Таллин, Выборг.
Большое увеличение протяженности морской границы требовало развертывания береговой обороны в новых районах базирования флота. Такие пункты, как Либава, Виндава, Ирбенский пролив, острова Моонзундского архипелага, Ханко, Биорке, совершенно не имели обороны с моря.
К началу войны программа строительства береговой обороны не была закончена. Ряд батарей заканчивался строительством в ходе войны. Круговая оборона островов и батарей, которая понадобилась во время войны, не была предусмотрена.
К летней кампании 1941 г. работа в указанных направлениях была в полном разгаре, но для завершения ее требовалось время — около двух лет.
В июне 1940 года в результате подписания Пакта Молотова-Риббентропа Румыния была вынуждена уступить Бессарабию и Северную Буковину СССР. В результате была образована Молдавская ССР.
http://rkka.ru/oper/moon/main.htm
http://lib.rus.ec/b/253277/read
Альтернативная история
В сентябре 1939 года СССР воздержалось от перехода советско-польской границы, и повергнутая немцами Польша не увидела ни одного советского солдата на своей территории.
С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз. Всего на зарубежной территории было организовано три ВМБ – в Либаве (ныне – Лиепая), Риге и Таллинне. По итогам мирной Балтийской конференции в декабре 1939 года, к СССР отошли острова Моонзундского архипелага.
Более вплоть до роковой даты 22 июня 1941 года СССР не вел военных действий и территориальных захватов. Не была образована ни Молдавская ССР, ни Прибалтийские республики.
Вместо строительных и дорожных работ на территории Западной Белоруссии и Западной Украины, а впоследствии в Прибалтийских республиках СССР продолжило лихорадочными темпами наращивать темпы приведения в боевую готовность своих «Укрепленных районов» на западной границы, а на Балтике – вместо укрепления новой береговой линии и инфраструктурных проектов сосредоточилось на создании Моозундского укрепленного района, ставшего образцом фортификационного искусства 40х годов 20 века.
На море в октябре 1939 года отмеченные в приказе на перебазирование надводные корабли, подводные лодки, тральщики, суда обеспечения заняли предусмотренные военные базы.
Ядро флота осталось в Ленинграде.
В Таллинн и Ригу перешли небольшие отряды, каждый из которых состоял из двух эсминцев типа Портер-Бис, одного шлюпа типа Новик-Бис и двух СКР «Ураган-бис», пяти тральщиков, нескольких танкеров и судов обеспечения. Подводные лодки и подводные минные заградители, сопровождаемые двумя СКР, шлюпом и плавбазой, заняли Либаву. Для проживания краснофлотцев в каждый из трех портов были поставлены по два пассажирских лайнера для проживания. Члены семей моряков остались в СССР. Быт на заграничных военных базах был организован так, чтобы в срок 4 часа все были готовы сняться с якоря и выступить по указанному маршруту.
|
Ленинград |
Таллинн |
Рига |
Моозунд |
Либава |
Итого КБФ |
Всего РККФ |
доля КБФ в РККФ |
Линкоры типа Севастополь |
2 |
|
|
|
|
2 |
3 |
67% |
Крейсера типа Светлана |
1 |
|
|
|
|
1 |
3 |
33% |
Эсминцы типа Портер-бис |
4 |
2 |
2 |
|
|
8 |
32 |
25% |
Шлюпы типа Новик |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
17 |
29% |
СКР типа Ураган-бис |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
48 |
25% |
Охотники за подводными лодками |
9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
25 |
100 |
25% |
Тральщики |
30 |
5 |
5 |
5 |
5 |
50 |
200 |
25% |
Подводные лодки |
30 |
|
|
10 |
10 |
50 |
200 |
25% |
Подводные минные заградители типа «Калев» |
|
|
|
|
20 |
20 |
40 |
50% |
Торпедные катера |
30 |
|
|
20 |
|
50 |
200 |
25% |
Пехотно-десантные корабли |
15 |
|
|
10 |
|
25 |
100 |
25% |
На островах Моозундского архипелага соорудили хорошо замаскированную базу торпедных катеров и подводных лодок, которую прикрывал шлюп и два сторожевых корабля типа Ураган-Бис. Была предусмотрена возможность маневра наличными силами и средствами с использованием пехотно-десантных кораблей. На острове был оборудован современный аэродром. Оборону архипелага взяла на себя стрелковый корпус РККА в составе трех стрелковых дивизий, усиленный артиллерией и, на крупных островах, танками. К маю 1941 года строительство долговременных защитных сооружений Моозундского укрепленного района было в основном завершено.
К южному побережью архипелага на понтонах привели корпус сгоревшего в 1919 году линкора Полтава, на который в Ленинграде предварительно вернули две орудийные башни (две другие к тому моменту украшали собой Ворошиловскую батарею на дальнем востоке). Корпус затопили у берега, а палубу и погреба боеприпасов 305 мм башен и барбеты укрепили бетонном. У корпуса намыли земснарядом стену из грунта, для предохранения от торпед противника.
Командно — дальномерные посты для двух башен главного калибра, а также приборы управления зенитным огнем расположили отдельно от батареи, на возвышенностях островов
Как и холодная вода для бытовых нужд, так и перегретая вода для отопления в зимнее время подавалась по трубам с берега. Горячей воды для душа и кондиционирования предусмотрено не было. Сброс фекальной канализации проводился прямо в море. Электроэнергия вырабатывалась в нескольких котельных на берегу, и передавалась на батарею в бронированном кабеле в земле на глубине 2,5 метра
Несамоходная неплавучая плавбатарея была оснащена 20 спаренными 40мм Бофорсами и 5 спаренными 127*38мм американками. Впоследствии немцы назвали батарею «Кузница вдов» по эффекту, который батарея оказала на пилотов Люфтваффе, безуспешно атаковавших острова в 1941 году.
Реальная история
14 апреля 1938 года в Хельсинки, в посольство СССР в Финляндии, прибыл второй секретарь Борис Ярцев. Он встретился сразу с министром иностранных дел Рудольфом Холсти и изложил позицию СССР: правительство СССР уверено, что Германия планирует нападение на СССР и в эти планы входит боковой удар через Финляндию. Поэтому отношение Финляндии к высадке немецких войск так важно для СССР. Красная армия не будет ждать на границе, если Финляндия позволит высадку. С другой стороны, если Финляндия окажет немцам сопротивление, СССР окажет ей военную и хозяйственную помощь, поскольку Финляндия не способна сама отразить немецкую высадку. В течение пяти последующих месяцев он проводил многочисленные беседы, в том числе с премьер-министром Каяндером и министром финансов Вяйнё Таннером. Гарантий финской стороны в том, что Финляндия не позволит нарушить свою территориальную неприкосновенность и вторгнуться в Советскую Россию через её территорию, было недостаточно для СССР. СССР требовал секретного соглашения, обязательного при нападении Германии своего участия в обороне финского побережья, строительства укреплений на Аландских островах и размещения советских военных баз для флота и авиации на острове Гогланд (фин. Suursaari). Территориальных требований не выдвигалось. Финляндия отвергла предложения Ярцева в конце августа 1938.
В марте 1939 года СССР официально заявил, что желает арендовать на 30 лет острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сескар. Уже позже, в качестве компенсации, предложили Финляндии территории в Восточной Карелии. Маннергейм был готов отдать острова, поскольку их всё равно практически невозможно было ни оборонять, ни использовать для охраны Карельского перешейка. Переговоры безрезультатно прекратились 6 апреля 1939.
5 октября 1939 СССР предложил Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР аналогичного пакта о взаимопомощи. Правительство Финляндии заявило, что заключение такого пакта противоречило бы занятой им позиции абсолютного нейтралитета.
Альтернативная история
Тем временем, на море подошли к концу осенние советско-американские маневры 1939 года. Советская сторона была представлена легкими крейсерами «Киев» и «Минск» проекта Бруклин-бис, и двумя эсминцами типа Портер-бис. Все эти 4 современных кораблей были построены на американских вервях и вступили в строй в 1938 году. В ходе учений были отработаны вопросы несения конвойной службы, нарушения коммуникаций и спасения на море. Крейсера готовились к трансконтинентальному переходу – поскольку в зимний период обучения ледовая обстановка и на Балтике, и на Северном море не благоприятствует боевой учебе, на зиму 1939 года планировался переход к атлантическому побережью США. К тому же, машинам не мешала переборка силами американских инженеров в условиях завода – изготовителя. Американцев, да и советское командование, интересован вопрос состояния машин после двухлетний эксплуатации в СССР
10 октября 1939 года порт Турку с дружественным визитом посетила эскадра советских крейсеров «Киев» и «Минск» проекта Бруклин-бис, в сопровождении двух лидеров типа Портер-бис и двух хорошо знакомых бывшему русскому офицеру Маннергейму Новиков-бис, ставших из эсминцев — конвойными шлюпами
11 октября на соседних причалах ошвартовались американцы – 4 тяжелых крейсера.
Прошедшие при посредничестве американцев переговоры на этот раз увенчались успехом: СССР и Финляндия подписали договор о ненападении. Финляндия объявила демилитаризованную зону шириной 200 км, и согласилась на американских наблюдателей в ней. Необходимость в уже назревавших военных действиях СССР и Финляндии, к счастью, отпала.