АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли
Данный текст является продолжением поста https://alternathistory.ru/altflot-sssr-epizod-1-novaya-redaktsiya и описывает корабли 2 и 3 ранга Альтфлота СССР.
с упорством, достойным, быть может, и лучшего применения, я продолжил конструировать свою реальность
Эсминцы
реальная история
Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был создан американскими конструкторами в начале 1930-х годов; назначением новых эсминцев было проведение дальних флотских операций в Tихом океане и поддержка действий собственных эскадренных миноносцев. В американском бюджете на 1933/1934 финансовый год было профинансировано строительство 4 эсминцев типа. Однако спустя два месяца после того, как Франклин Д. Рузвельт стал президентом, им был подписан закон, согласно которому число строящихся эсминцев типа возросло до 8 единиц.
«Портер» представлял собой Лидер, стандартным водоизмещением 1850 тонн, с габаритами 116 на 11,2 метра и с осадкой 3,2 метра. Две паровые турбины, питались четырьмя котлами и развивали мощность 50 000 л. с. «Портер» давал максимальную скорость 35 узлов, а Дальность плавания на 12 узлах составляла 6500 миль, а на 15 узлах — 6000 миль. Экипаж 175—194 человека. Вооружение состояло из четырех двухорудийных пятидюймовых башен 4х2 127-мм/38 Mark 12, а Зенитная артиллерия из четырех спаренных пулеметов калибра 12,7-мм пулемёта. На корабле размещалось два счетвёренных торпедных аппаратов калибра 533-мм.
Альтернативная история
В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.
Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.
Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой — 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов и скорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника.
Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеров с тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.
Четвертым был подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 году и закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах — по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.
Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.
США предложили советам эсминцы типа «Мэхен» нормальным водоизмещением 1490 тонн и лидеры типа «Портер», нормальным водоизмещением 1850 тонн
После продолжительной дискуссии советская делегация приняла революционное решение, положившее начало новому подходу в военном кораблестроении. Было ясно, что ни экономические, ни кораблестроительные мощности СССР никак не могут ему позволить встать в один ряд с крупными морскими державами. Поэтому вместо небольших эсминцев, или какого-либо сочетания, типа на 4 эсминца – один лидер, было принято решение строить исключительно лидеры, что давало возможность создавать локальное превосходство над потенциальным противником непосредственно в точке конфликта.
В 1933 году Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был почти без изменений принят как основной для реализации пятого контракта между СССР и США:
Была усилена лишь ПВО, и на эсминцах установили 3х2 40-мм ЗАУ «Бофорс» и 4х1 20-мм ЗАУ «Эрликон»:
Все восемь «американцев» были заложены в 1934-1935 годах, спущены на воду в 1935-1936 и вошли в строй в 1937-1938 годах.
Строительство в СССР началось после завершения реконструкции нескольких верфей в 1936 году, и к 1940 году в строй вошли еще 24 эсминцев, доведя общее число новых эсминцев до 32, по 8 на каждый из флотов.
Кроме этого, удалось восстановить все 17 эсминцев типа Новик, доставшихся от царского флота:
Эсминцы типа «Новик», перевооружили, установив типовой для нового советского флота набор вооружения:
Спаренные торпедные аппараты для 45см торпед времен Первой Мировой войны демонтировали, как и артиллерийское и зенитное вооружение. На корабле появился Асдик. Артиллерийским вооружением эсминцев типа Новик-бис стали две универсальные одноорудийные башенные артустановки 127-мм/38 Mark 12, а зенитным – 8 спаренных 40мм Бофорсов, а также 2х1 20мм Эрликон. Кроме того, на корме установили два сбрасывателя для глубинных бомб. Таким образом, когда-то грозный торпедный корабль, по футбольным меркам, «нападающий», превратился в достаточно опасный для любого противника шлюп — «защитник», чрезвычайно востребованный при формировании любого конвоя в последующие военные годы.
Тем временем, был пересмотрено и вооружение первенца советского военного кораблестроение – сторожевого корабля Ураган:
Стало ясно, что у него нет шансов применить свое торпедное вооружение – он недостаточно мелкий, чтобы незаметно подкрасться к противнику, и недостаточно быстрый, чтобы стремительно атаковать. Новая советская концепция применения торпедного оружия предполагала его использование в авиации, подводных лодках, торпедных катерах и, в исключительных случаях, эсминцами.
Таким образом, торпедный аппарат с 45см царскими торпедами, а также носовое артиллерийское орудие 102мм было демонтировано. Ураган-Бис получил Асдик для поиска подводных лодок, который существенно поднял эффективность противолодочного вооружения, и 3 спаренных 40мм Бофорса, усиливших его ПВО:
Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенными в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе образцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступлении в строй не имели современного зенитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнаружения подводных лодок и т.д. Кроме того, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия размещения экипажа, невысокую (относительно техзадания) скорость хода, посредственную мореходность,
ненадежное рулевое устройство.
Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впервые в отечественном флоте ГЭУ работала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась компактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые набор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были применены оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Корпуса СКР, несмотря на облегчение, оказались более прочными
Накопленный опыт эксплуатации кораблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к переоценке их качеств руководством Наркомата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с докладом о технике флота, начальник Управления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовлетворяют тактико-техническим требованиям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораблям иностранных флотов постройки 1930 — 1934 годов.
Разумеется, кораблестроительная программа Альт СССР была построена так, что по мере падения водоизмещения число кораблей увеличивалось, то есть сторожевых кораблей было построено больше, чем эсминцев — 48 СКР дополнили 32 ЭМ. Современных же легких крейсеров к началу Войны оставалось 4:
№ | Тип кораблей | Реальная история (РИ) | Альтернативная история (АИ) | ||
|
| в строю | в постройке | в строю | в постройке |
| Линкор типа «Севастополь» | 3 |
| 3 |
|
| Линкор типа «Советский Союз» |
| 3 |
| 0 |
| Тяжелый крейсер | 0,7 | 2 | 0 | 0 |
| Легкий крейсер типа «Светлана» | 3 |
| 3 |
|
| Крейсер типа «26 Киров» | 4 | 2 | 0 | 0 |
| Крейсер типа 68-К «Чапаев» |
| 7 | 0 | 0 |
| Крейсер типа «Бруклин» |
|
| 4 | 2 |
| Эсминцы типа «Новик» | 17 |
| 17 |
|
| Лидер эсминцев водоизмещением более 2000 тонн | 6 | 1 | 0 | 0 |
| Эсминец проекта 7 | 46 |
| 0 | 0 |
| Эсминец проекта Портер-бис |
|
| 32 | 0 |
| Сторожевые корабли типа Ураган | 22 |
|
|
|
| Сторожевые корабли типа Ураган-бис |
|
| 48 |
|
| Охотники за подводными лодками | 77 |
| 100 |
|
| Тральщики | 88 |
| 200 |
|
| Подводные лодки советских проектов | 218 | 91 | 0 | 0 |
| Подводные лодки тип VII |
|
| 160 | 20 |
| Подводные лодки тип IX |
|
| 40 | 20 |
| Подводные минные заградители типа «Калев» | 2 |
| 40 |
|
| Торпедные катера | 269 |
| 150 | 50 |
| Пехотно-десантные корабли |
|
| 100 | 20 |
ТТХ реальных кораблей, упомянутых в посте:
Тактико-технические данные | ЭМ «Портер» | ЭМ "Проект 7" | ЭМ "Новик" | СКР "Ураган" |
Водоизмещение нормальное, т | 1850 | 1657 | 1280 | 470 |
Длина наибольшая, м | 116 | 113 | 102,42 | 71,5 |
Ширина наибольшая, м | 11,2 | 10,2 | 9,52 | 7,4 |
Осадка максимальная, м | 3,2 | 3,27 | 2,9 | 2,6 |
Паротурбинная установка общей мощностью, л. с | 50000 | 50500 | 41910 | 7040 |
Скорость хода полная, узлов | 35 | 39 | 36 | 26 |
Скорость хода экономическая, узлов | 15 | 20 | 21 | 16 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль | 6500 | 2800 | 1760 | 1200 |
Экипаж в мирное время, чел. | 194 | 197 | 117 | 85 |
Артиллерийское вооружение | 4х2 127-мм/38 Mark 12 | 4 – 130/50-мм Б-13 | 4 х 1 102мм | 2×1 102мм |
Торпедное вооружение: | 2х4 ТА 53см | 2х3 ТА 53см | 4х2 ТА 45см | 1×3 ТА 45см |
Зенитная артиллерия | 12,7-мм пулемёта | 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К. | 4×1 7,62мм | 2×1 7,62мм |