1

Данный текст является продолжением поста https://alternathistory.ru/altflot-sssr-epizod-1-novaya-redaktsiya и описывает корабли 2 и 3 ранга Альтфлота СССР.

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

с упорством, достойным, быть может, и лучшего применения, я продолжил конструировать свою реальность

 

Эсминцы

реальная история

Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был создан американскими конструкторами в начале 1930-х годов; назначением новых эсминцев было проведение дальних флотских операций в Tихом океане и поддержка действий собственных эскадренных миноносцев. В американском бюджете на 1933/1934 финансовый год было профинансировано строительство 4 эсминцев типа. Однако спустя два месяца после того, как Франклин Д. Рузвельт стал президентом, им был подписан закон, согласно которому число строящихся эсминцев типа возросло до 8 единиц.

 «Портер» представлял собой Лидер, стандартным водоизмещением 1850 тонн,  с габаритами 116 на 11,2 метра и с осадкой 3,2 метра. Две паровые турбины, питались четырьмя котлами и развивали мощность 50 000 л. с. «Портер» давал максимальную скорость 35 узлов, а Дальность плавания на 12 узлах составляла 6500 миль, а на 15 узлах — 6000 миль. Экипаж 175—194 человека. Вооружение состояло из четырех двухорудийных пятидюймовых башен    4х2 127-мм/38  Mark 12, а Зенитная артиллерия из четырех спаренных пулеметов калибра 12,7-мм пулемёта. На корабле размещалось два счетвёренных торпедных аппаратов калибра 533-мм.

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

Альтернативная история

В декабре 1933 года, кроме давно ожидавшегося мировой общественностью установления дипломатических отношений между СССР и США, был подписан оказавшийся неожиданностью для Лиги Наций «Договор дружбе и военном союзе СССР и США». Тогда же, кроме договоров аренды земли и акватории, было заключено шесть контрактов, связанных с восстановлением обороноспособности СССР.

Первым оказался договор на лицензионное производство без права продажи третьим странам 152-мм башен, которые были вооружены новыми 152/47 орудиями Mark 16 с весом снаряда 59 кг и раздельно-гильзовым заряжанием. Установки имели предельный угол возвышения 60° и максимальную дальность стрельбы 130 кабельтов при угле возвышения 47. Лобовая броня башен имела толщину 165 мм.

Второй договор на тех же условиях касался одноорудийных и двухорудийных башен с противоосколочным бронированием с новейшей универсальной пятидюймовкой — 127/38. Эти орудия с углом наведения 85 градусов и  скорострельностью до 15 выстрелов в минуту могли достаточно эффективно бороться как с надводными целями, так и с авиацией противника.

Третий договор предусматривал реконструкцию в 1934-1935 годах бывших «Путиловских верфей», в том числе их подготовка для сварки корпусов крейсеров и эсминцев, а также использование листов больших размеров  с тем, чтобы обеспечить техническую готовность верфей к закладке двух легких крейсеров не позднее весны 1936 года.

Четвертым  был подписан контракт на строительство шести легких крейсеров оригинального проекта, основанного на проекте легкого крейсера типа Бруклин – два на американских верфях, и четыре на советских, после их реконструкции по третьему контракту. На период от закладки до спуска на воду отводился год, а на период от спуска до ввода крейсера в строй – полтора года. План-графиком предусматривалась доработка проекта в 1934 году  и закладка в 1935 году двух крейсеров в США, а в 1936 и 1938 годах  — по два крейсера в СССР. Часть машин и механизмов советского производства в крейсерах должна была составить для первой пары крейсеров 0%, для второй – 20%, и для третьей – 80%.

Пятым контрактом предусматривалось строительство установочной серии из 8 эсминцев, и техническая помощь в освоении проекта советской промышленностью.

США предложили советам эсминцы типа «Мэхен» нормальным водоизмещением 1490 тонн и лидеры типа «Портер», нормальным водоизмещением 1850 тонн

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

После продолжительной дискуссии советская делегация приняла революционное решение, положившее начало новому подходу в военном кораблестроении. Было ясно, что ни экономические, ни кораблестроительные мощности СССР никак не могут ему позволить встать в один ряд с крупными морскими державами. Поэтому вместо небольших эсминцев, или какого-либо сочетания, типа на 4 эсминца – один лидер,  было принято решение строить исключительно лидеры, что давало возможность создавать локальное превосходство над потенциальным противником непосредственно в точке конфликта.

В 1933 году Проект эскадренных миноносцев типа «Портер» был почти без изменений принят  как основной для реализации пятого контракта между СССР и США:

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

Была усилена лишь ПВО, и  на эсминцах установили 3х2 40-мм ЗАУ «Бофорс» и 4х1 20-мм ЗАУ «Эрликон»:

 

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

Все восемь «американцев» были заложены в 1934-1935 годах, спущены на воду в 1935-1936  и вошли в строй в 1937-1938 годах.

Строительство в СССР началось после завершения реконструкции нескольких верфей в 1936 году, и к 1940 году в строй вошли еще 24 эсминцев, доведя общее число новых эсминцев до 32, по 8 на каждый из флотов.

Кроме этого, удалось восстановить  все 17 эсминцев типа Новик, доставшихся от царского флота:

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

Эсминцы типа «Новик», перевооружили, установив типовой для нового советского флота набор вооружения:

Спаренные торпедные аппараты для 45см торпед времен Первой Мировой войны демонтировали, как и артиллерийское и зенитное вооружение. На корабле появился Асдик. Артиллерийским вооружением эсминцев  типа Новик-бис стали две универсальные одноорудийные башенные артустановки 127-мм/38  Mark 12, а зенитным – 8 спаренных 40мм Бофорсов, а также 2х1 20мм Эрликон.  Кроме того, на корме установили два сбрасывателя для глубинных бомб. Таким образом, когда-то грозный торпедный корабль, по футбольным меркам, «нападающий», превратился в достаточно опасный для любого противника шлюп — «защитник», чрезвычайно востребованный при формировании любого конвоя в последующие военные годы.

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

 

Тем временем, был пересмотрено и вооружение первенца советского военного кораблестроение – сторожевого корабля Ураган:

 

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

Стало ясно, что у него нет шансов применить свое торпедное вооружение – он недостаточно мелкий, чтобы незаметно подкрасться к противнику, и недостаточно быстрый, чтобы стремительно атаковать. Новая советская концепция применения торпедного оружия предполагала его использование в авиации, подводных лодках, торпедных катерах и, в исключительных случаях, эсминцами.

Таким образом, торпедный аппарат с 45см царскими торпедами, а также носовое артиллерийское орудие 102мм было демонтировано.  Ураган-Бис получил   Асдик для поиска подводных лодок, который существенно поднял эффективность противолодочного вооружения, и 3 спаренных 40мм Бофорса, усиливших его ПВО:

АльтФлот СССР. Эпизод 2. Эсминцы и сторожевые корабли

 

 

 

 

 

 Сторожевые корабли типа «Ураган» стали первыми кораблями, построенны­ми в нашей стране после длительного перерыва. Они создавались на базе об­разцов техники и вооружения времен Первой мировой войны и при вступле­нии в строй не имели современного зе­нитного и штурманского вооружения, средств радиосвязи, приборов обнару­жения подводных лодок и т.д. Кроме то­го, к числу недостатков можно отнести не слишком комфортные условия раз­мещения экипажа, невысокую (относи­тельно техзадания) скорость хода, по­средственную мореходность, 

 

ненадеж­ное рулевое устройство.

 

Нельзя не отметить и тот факт, что в проекте СКР типа «Ураган» имелось много конструктивных новшеств. Впер­вые в отечественном флоте ГЭУ рабо­тала на перегретом паре, прямодействующие, низкооборотные турбины были заменены на ГТЗА с высокооборотными турбинами. Установка отличалась ком­пактностью, а эшелонное размещение повышало ее живучесть. Впервые на­бор корпуса выполнялся по продольной системе. Также впервые были примене­ны оцинковка корпусных конструкций и сварка (неответственных деталей). Кор­пуса СКР, несмотря на облегчение, ока­зались более прочными

 

 

 

 

Накопленный опыт эксплуатации ко­раблей типа «Ураган» в мирное время на разных морских театрах привел к пе­реоценке их качеств руководством Нар­комата ВМФ. Выступая 3 декабря 1940 года на совещании высшего военно-морского командования в Москве с до­кладом о технике флота, начальник Уп­равления кораблестроения инженер-контр-адмирал Н.В.Исаченков сказал о сторожевиках, что они вполне удовле­творяют тактико-техническим требова­ниям, предъявляемым к кораблям этого класса, не уступая аналогичным кораб­лям иностранных флотов постройки 1930 — 1934 годов.

Разумеется, кораблестроительная программа Альт СССР была построена так, что по мере падения водоизмещения число кораблей увеличивалось, то есть сторожевых кораблей было построено больше, чем эсминцев — 48 СКР дополнили 32 ЭМ. Современных же легких крейсеров к началу Войны оставалось 4:

 

 

Тип кораблей

Реальная история (РИ)

Альтернативная история (АИ)

 

 

в строю

в постройке

в строю

в постройке

  1.  

Линкор типа «Севастополь»

3

 

3

 

  1.  

Линкор типа «Советский Союз»

 

3

 

0

  1.  

Тяжелый крейсер

0,7

2

0

0

  1.  

Легкий крейсер типа «Светлана»

3

 

3

 

  1.  

Крейсер типа «26 Киров»

4

2

0

0

  1.  

Крейсер типа 68-К «Чапаев»

 

7

0

0

  1.  

Крейсер типа «Бруклин»

 

 

4

2

  1.  

Эсминцы типа «Новик»

17

 

17

 

  1.  

Лидер эсминцев водоизмещением более 2000 тонн

6

1

0

0

  1.  

Эсминец проекта 7

46

 

0

0

  1.  

Эсминец проекта Портер-бис

 

 

32

0

  1.  

Сторожевые корабли типа Ураган

22

 

 

 

  1.  

Сторожевые корабли типа Ураган-бис

 

 

48

 

  1.  

Охотники за подводными лодками

77

 

100

 

  1.  

Тральщики

88

 

200

 

  1.  

Подводные лодки советских проектов

218

91

0

0

  1.  

Подводные лодки тип VII

 

 

160

20

  1.  

Подводные лодки тип IX

 

 

40

20

  1.  

Подводные минные заградители типа «Калев»

2

 

40

 

  1.  

Торпедные катера

269

 

150

50

  1.  

Пехотно-десантные корабли

 

 

100

20

 

ТТХ реальных кораблей, упомянутых в посте:

 

Тактико-технические данные

ЭМ «Портер»

ЭМ "Проект 7"

ЭМ "Новик"

СКР "Ураган"

Водоизмещение нормальное, т

1850

1657

1280

470

Длина наибольшая, м

116

113

102,42

71,5

Ширина наибольшая, м

11,2

10,2

9,52

7,4

Осадка максимальная, м

3,2

3,27

2,9

2,6

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

50000

50500

41910

7040

Скорость хода полная, узлов

35

39

36

26

Скорость хода экономическая, узлов

15

20

21

16

Дальность плавания экономическим ходом, миль

6500

2800

1760

1200

Экипаж в мирное время, чел.

194

197

117

85

Артиллерийское вооружение

4х2 127-мм/38  Mark 12

4 – 130/50-мм Б-13

4 х 1 102мм

2×1 102мм

Торпедное вооружение:

2х4 ТА 53см

2х3 ТА 53см

4х2 ТА 45см

1×3 ТА 45см

Зенитная артиллерия

12,7-мм пулемёта

2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К.

4×1 7,62мм

2×1 7,62мм

http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/SD/06.htm

Дмитрий Ю
Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account