Альтфлот. Шаг вперед два назад
В 1935 г. началось серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 7 «Гневный». Корабль представлял собой уменьшенный эсминец типа "Ленинград". Основное отличие: два трехтрубных 533 мм ТА и двухвальная ГЭУ. Головной корабль вошел в строй в 1936 г…
Осеню 1937 года эсминец Гневный, в тумане, из-за навигационной ошибки, вылетел на камни у одного из фортов Кронштадта. Осматривая корабль специалисты отметили необычно большое количество изломанных листов обшивки корпуса. Если бимсы, шпангоуты, стрингеры имели перекрученные, рваные повреждения, то листы обшивки просто лопались. Проведенные исследования выявили ошибочность использования маломарганцевистой стали, имевшей высокую прочность, но и большую хрупкость. Пришлось уже в ходе постройки переходить на другой металл для обшивки корпуса.
Поэтому первую серию эсминцев решили ограничить шестью судами. Спешно сделанный проект №7У предусматривал увеличенное до 1700 тонн стандартное водоизмещение, импортные паровые котлы и частью импортные, а частью отечественные машины. Главной особенностью проекта было размещение орудий ГК в спаренных полузакрытых установках. В конце 1936 года Наркомат внешней торговли заказал для «семерок У» у английских фирм «Метро-Виккерс» и «Парсонс» 12 комплектов ГТЗА и вспомогательных механизмов. Они должны были иметь несколько меньшую мощность (24 000 л.с.), В марте 1938 года полученные из Англии турбины распределили по заводам. Из восьми комплектов ГЭУ фирмы «Метро-Виккерс» 7 достались ленинградским № 189 и № 190, а еще один отправили на базу КБФ в качестве резервного. Четыре комплекта фирмы «Парсонс» ушли на Черное море: 3 — на николаевский завод № 200 и один — на базу ЧФ в Севастополь.
На рисунке корабль после модернизации 1943 года. После первой трубы добавлена площадка с двумя зенитными автоматами. Кормовая башня поднята на один уровень с носовой. Поставлена установка 34-К. Зенитные автоматы перед второй трубой перенесены за трубу. На их прежнем месте поставлены два ДШК.
Еще не все корабли вступили в строй, а на кульманах конструкторов уже проявлялся облик корабля новой серии. Проект, получивший индекс 7В был разработан под руководством О.Ф. Якоба всего за месяц и представлял собой более дешевый, по сравнению с "семеркойУ", корабль. Спаренная АУ осталась одна, причем ее ставили или с носа или у кормы. Из-за уменьшенного количества котлов (3) обошлись одной трубой.
На эсминце "Гремящий" поставлена РЛС. Дополнительно зенитный автомат на корме.
Основными «поставщиками» эсминцев должны были стать четыре ведущих кораблестроительных завода—ленинградские имени А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевские имени А.Марти (№ 198) и имени 61 коммунара (№200). Помимо строительства «готовых» кораблей, николаевские верфи обязали выпускать так называемых «заготовки» — секции и конструкции эсминцев, которые надлежало отправить на Дальний Восток и там собрать на заводах № 199 (г.Комсомольск-на-Амуре) и № 202 (г.Владивосток). Таким образом, на создание серии эсминцев была мобилизована практически вся судостроительная промышленность страны.
| 7 | 7У | 7В |
Водоизмещение стандартное | 1600 | 1750 | 1700 |
Длинна | 117 | 112 | 112 |
Ширина | 10,7 | 10,2 | 10,2 |
Осадка | 4 | 3,9 | 3,6 |
Скорость уз. Макс/эконом | 34 | 38 | 36-38 |
Вооружение | 4х130; 6х45; 2х12,7 2х3 533мм ТА; 20 ГБ; 50 мин | 4х130; 4х45; 4х12,7 2х3 533мм ТА; 30 ГБ; 50 мин | 4х130; 3х45; 2х12,7; 2х3 533мм ТА; 40 ГБ; 50 мин |
Экипаж | 250 | 257 | 216 |