Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Корабельные гидросамолеты — взлетаем с воды.

13

В результате переносов нашего многострадального сайта решил кое что перезалить с дополнениями, но потом оказалось что я кое что забыл рассмотреть в первую очередь по истребителям, поэтому перезалью позднее. А сейчас в трех частях, что бы проще воспринималось выложу материалы по корабельным гидросамолетам. Мое видение развития, если бы гражданская война закончилась раньше к власти пришли несколько другие силы (напомню у меня это умеренные эссеры, меньшевики и способные договариваться представители белого движения), оставались большинство офицеров старого флота (у меня адмирал Старк не эммигрировал на пример и русская эскадра которая ушла в Тунис была более поредевшая). Сразу говорю, половина аппаратов реальная, потому что я не вижу причин, почему бы им не быть.  

Содержание:

Россия получив во время первой мировой неоценимый опыт применения корабельных гидросамолетов, после смуты потеряла свои позиции. Если в составе трех флотов на середину 1917 года было 10 авианесущих кораблей которые несли от 4 до 7 самолетов (3 на Балтике, 6 в составе ЧФ и 1 в составе Сибирской флотилии – ПРИМ: если интересно что это за 2 новых на Балтике и один на Тихом океане надо переходить по тегам), то в начале 20-х их осталось только 2 тихоокеанская «Ангара» и старый гидрокрейсер «Прут» который долгое время был единственным авианесущим кораблем ЧФ, этот корабль который до 19.2.1918 назывался «Румыния» был официально выкуплен у Румынии правительством Юга России. Не смотря на разницу в размерах, по сути их авиагруппа была одинакова, это были 6 летающих лодок Григоровича еще времен первой мировой.

Первым морским разведчиком, который поступил на вооружение в новой России стал М-24, по сути  это был вариант летающей лодки М-9 под двигатель «Рено». Опытный образец, названный М-24, был выпущен и испытан весной 1923 г., а затем пущен в серию. Хотя уже в конце 1923 года появилась несколько улучшенный М-24бис, самолет мало отличался от предшественников, но ничего лучшего на тот момент не было. Для корабельного базирования с 1924 г. применялась модификация М-24бисК, она имела уменьшенный до 14 м размах верхнего крыла (иначе самолет не помещался в существующие ангары гидрокрейсеров) и усиленное крепления крюка для подъема краном на корабль.

Правда, применение с кораблей было ограничено, лодки поступили в состав авиагрупп обоих оставшихся в строю гидрокрейсеров (по 4 на каждый), еще два нес бывший броненосный крейсер «Рюрик» который по результатам вашингтонской конференции стал учебно-артиллерийским кораблем «Владивосток». Планировали его использовать и крейсеров, но для легких типа «Светлана» он оказался не очень удобен, а с крейсера «Витязь» флотилии СЛО до 1926 г. применяли окончательно устаревший, но более приспособленный для действий в условиях Севера, М-16бис. При попытке размещения на линкорах произошел казус. В 1924 году один разведчик разместили на 3-ей башне ГК «Свободной России», но сама система размещения оказалась не надежной, и когда линкор грохнул главным калибром, самолет развалился и надолго попал в капитальный ремонт. Было понятно, что требовался специализированный корабельный разведчик максимально адаптированный для флота, сам же М-24 сняли с кораблей в конце 1927 г.

Новым самолетом стал КР-2 (корабельный разведчик второй, в качестве первенца «записали» М-24), который появился в начале 1926 г., его создали в том же ОКБ под руководством Григоровича. Самолет уже мало что имел общего с предыдущей серией «М» и был развитием концепции двухлетней работы конструкторов над гидросамолетами МРЛ-1 и МРЛ-2. На самолет поставили самый мощный на тот момент серийный двигатель М-5 (лицензионный Liberty L-12), как и его прародители, самолет получил кормовой турельный пулемет (правда кормовому стрелку из-за воздушного винта было не сладко), поскольку посчитали, что истребители более чем реальная угроза, для улучшения мореходности была существенно изменена носовая часть. Но основные отличия от прародителей были связаны именно с корабельным базированием, длину лодки уменьшили, над верхним крылом установили рым для подъема на корабль, главная же особенность была в складывающейся назад бипланной коробке. Механизм складывания был во многом скопирован, с применяемого на британском гидроплане Short 184, еще времен первой мировой. Операция могла быть выполнена самим пилотом из кабины, где были расположены рычаг лебедки и тяги управления запорной планкой, фиксировавшей крылья в сложенном состоянии. В таком виде его ширина уменьшалась с 13,2 м до 8,3.

Самолет начал поступать на вооружение в середине 1926 и вскоре он появился на большинстве крупных кораблей русского флота. Впрочем пока отрабатывали специфику взаимодействия бортового самолета с флотом общее количество самолетов было не большое. Так на всех 5 линкорах ограничились одним самолетом, его расположили на третьей башне (на бывшем «Николае I» на кормовой) притом на специальных площадке с отражателями пороховых газов, которые образуются при стрельбе ГК. На линейных крейсерах типа «Измаил» базировались уже два самолета, но по бортам между 3 и кормовой башнями, для этого пришлось поменять расположение вспомогательных плавающих средств.

На «Светланах» всех типов и «Витязе» с «Малахитом» ограничились одним, при том дольше всего их использовали именно на первых, потому что тихоокеанский «Малахит» получил в 1930 году катапульту и соответственно подходящий для нее самолет, а вот менее «счастливые» крейсера проходили с КР-2 вплоть до 1933-34 годах, когда с них вообще сняли все авиационное вооружение.

Что касается «штатных» носителей таких как гидрокрейсера «Прут» и «Ангара», а так же учебно-артиллерийский корабль «Владивосток», то количество КР-2 на них было вполне приличным, благо за счет складывающегося крыло размещать их стало легче. Так до установки катапульты в конце 1927 и в начале 1928 гг. в составе авиагрупп гидрокрейсеров входило до 8 таких самолетов, а «Владивосток» при необходимости мог принимать сразу 6 КР-2 на открытую кормовую площадку, хотя обычно базировалось в 2 раза меньше. Правда на гидрокрейсерах эти разведчики исчезли еще в 1929 когда в Германии закупили катапультные гидросамолеты HD.55, а с «Владивостока» их сняли только в 1935.

  Впрочем на новых крейсерах и линейных кораблях авиационное вооружение сохранилось, но уже с таким атрибутом как катапульта.

Корабельные разведчики 20-х годов

Альтфлот: Морская авиация Российского флота. Корабельные гидросамолеты - взлетаем с воды.

ТТХ корабельных разведчиков 20-х годов ВМС России

Модификация   М-24бисК КР-2
Размах крыла, м 14 13,2
Длина, м 8.8 10,2
Высота, м 3.4 3,72
Площадь крыла, кв.м. 55 50
Масса, кг
пустого самолета 1290 1680
нормальная взлетная 1740 2400
Тип двигателя ПД Renault ПД М-5
Мощность, л.с. 1 х 260 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч 165 190
Крейсерская скорость, км/ч 125 160
Продолжительность полета, ч.мин 4 5
Максимальная скороподъемность, м/мин 68 206
Практический потолок, м 4500 5200
Экипаж, чел 2-3 3
Вооружение: 1-2х7.62-мм пулемета в носовой части кабины, бомбовая нагрузка — до 100 кг.

2х7.62-мм пулемета на двух турелях, бомбовая нагрузка — до 100 кг.

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account