Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Испытания и запуск в серию
В марте 1937 года сразу после конкурса проектов новым начальником АБТУ РККА вместо снятого И.А. Халепского был назначен Д.Г. Павлов. Оказавшись на новом месте, он попытался активизировать процесс создания БТ-7А и СУ-5-2 вместо БТ-7 и Т-26, однако получив в конца марта 1937 года от Кировского завода чертежи легкой САУ НПП и арттанка на базе среднего с вооружением в виде 122-мм гаубицы, решает сосредоточить усилия на производстве новой техники.
Отличия представленного арттанка от среднего танка заключались в башне с большей высотой для размещения гаубицы. САУ НПП от легкого танка отличалась заменой башни на неподвижную рубку. Еще одним отличием САУ от легкого танка было уменьшение вспомогательного вооружения: былы убраны кормовой и корпусной пулеметы (также из корпуса был убран стрелок, замененный дополнительным боезапасом).
Гаубицы для арттанка и САУ разрабатывались в СКБ-4 Кировского завода конструктором И. А. Махановым путем наложения на цапфы новой маски качающейся части гаубицы обр. 1910/30г. Другими нововведениями были уменьшение отката и замена замка с поршневого на клиновой. Гаубицы для арттанка и САУ были максимально унифицированы и получили обозначение Л-12А и Л-12С.
Рис. 5 САУ НПП с гаубицей Л-12С
В начале июля 1937 года на заводе им. Кирова по плану должно было состояться изготовление прототипов новых танков и САУ, но изготовление затянулось почти на два месяца.
В конце августа 1937 года на НИБТ полигоне начались испытания легкого, среднего танков и САУ завода им. Кирова. За время испытаний, длившихся по ноябрь 1937 года легкий и средний танки возвращались для замены вооружения и ремонта на завод-изготовитель: легкому танку заменяли КТ-28 на Л-10, среднему танку и САУ — исправляли дефекты изготовления гаубиц Л-12А и Л-12С.
В течение четырех месяцев танки прошли по 3000 км каждый и продемонстрировали хорошую кучность стрельбы. Обзорность из легкого танка была признана удовлетворительной, из среднего и САУ — хорошей. Танки и САУ продемонстрировали хорошую плавность хода и быстрое гашение продольных колебаний (особенно средний танк). Усилия на рычагах управления мехвода были признаны хорошими для легкого танка и САУ и удовлетворительными для среднего танка.
По окончании испытаний был составлен акт, рекомендовавший принятие легкого, среднего танков и САУ на вооружение. Также в акте содержалась рекомендация по перевооружению танка Т-30 на вновь создаваемую пушку Л-11 с большей длиной ствола. После получения акта в АБТУ РККА танкам и САУ были присвоены индексы Т-30, Т-32А и СУ-30-122 соответственно.
Рис. 6 Легкий танк Т-30 с пушкой Л-10
В декабре 1937 года на заводе №185 началось изготовление установочной партии танков и САУ в количестве 30 штук по 10 штук соответственно. В январе 1938 года танки были изготовлены и для скорейшего прохождения войсковых испытаний и написания инструкций по эксплуатации были распределены по частям Ленинградского Военного округа:
- танки Т-30 были отправлены в Старый Петергоф, где в то время была расквартирована 31 механизированная бригада им. т. Урицкого;
- танки Т-32А были отправлены в Слуцк в 6 тяжелую танковую бригаду им. Кирова;
- САУ НПП СУ-30-122 – в Порхов в состав 11 механизированной бригады.
Параллельно с изготовлением установочной серии завод им. Кирова начал выпуск конструкторской и технологической документации для передачи на другие заводы. В начале января 1938 года Харьковский Паровозостроительный завод и завод им. Ворошилова получили комплекты КД и ТД на изготовление Т-30 и СУ-30-122, Сталинградский Тракторный завод получил комплект документации на производство Т-30. Производство Т-32А было решено сосредоточить на головном предприятии вместе с Т-30 и СУ-30-122.
Рис. 7 Средний танк Т-32А
Массовое изготовление новой техники началось со старой «доброй» традиции – срывом плана и низким качеством выпускаемой продукции. Лучше всего дела обстояли на ленинградских заводах, выполнивших план на 65-70%, хуже всего – на СТЗ, где произвели 46% от запланированного. Тем не менее, к лету-осени 1938 года ситуация стала понемногу выправляться и войска стали насыщаться новой техникой.
Тем же летом 1938 года в ЛВО состоялись учения с применением новых танков, закончившиеся грандиозным скандалом: обнаружилось, что многие танки БТ-7А, Т-28 последних серий и Т-30 (АИ), вооруженные 76,2-мм пушкой Л-10, не могут считаться боеспособными. Все дело было в конструктивных особенностях пушки Л-10: объем ее тормоза отката был связан посредством малого отверстия с атмосферным воздухом, и если в процессе эксплуатации приходилось попеременно вести беглый огонь при различных положениях ствола (вверх – вниз), отверстие перекрывалось и жидкость вскипала при выстреле, разрывая тормозной цилиндр. В движущемся по пересеченной местности танке такая "болтанка" со стрельбой была не редкостью (упражнения по стрельбе с хода, и с коротких остановок), и потому ни один танк из числа вооруженных орудием Л-10 не мог считаться застрахованным от такой неприятности. Конструкция же новой пушки Л-11 была подобна Л-10, и потому она была отставлена в сторону вплоть до устранения отмеченных недостатков.
Задания на проектирование новой танковой пушки калибром 76,2 мм с длиной ствола 30 калибров получили ОКБ-92 Горьковского артиллерийского завода № 92 имени И. Сталина под руководством В. Грабина и группа КБ Мотовилихинского завода под руководством Сидоренко. В. Грабин использовал в проекте качающуюся часть своей дивизионной пушки обр 1936 г. (Ф-22) и уложился в очень короткие сроки. Кроме того, поскольку в пушке использовалась хорошо отработанная конструкция массового дивизионного орудия, ее работоспособность не вызывала сомнений, а освоенные в серийном производстве детали делали ее стоимость весьма низкой. (1)
Рис. 8 Легкий танк Т-30 с пушкой Л-11
Кроме того, Ф-32 имела меньшее число деталей, изготавливалась из конструкционной стали с щадящими режимами мехобработки, тогда как для Л-11 требовались легированная сталь, большой объем фрезерных работ, а также допуски и посадки более строгих квалитетов. Все это привело к совместному приказу ГАУ и АБТУ РККА устанавливать Ф-32 на новых танках Т-30 и заменять на армейских ремзаводах вооружение танков БТ-7А, Т-28 и Т-30 первой серии при выполнении ремонта.
Рис. 9 Легкий танк Т-30 с пушкой Ф-32
Однако с изменением вооружения танка на новое орудие башня танка стала тесной из-за более массивных противооткатных устройств (2). Для этого пришлось перепроектировать маску пушки, выдвинув орудие вперед. В таком виде танк Т-30 и пошел в серию. Руководство завода №185 скрепя сердце приняло решение о замене маски пушки, но запуск у себя в производство Ф-32 восприняло в штыки и пыталось протестовать данное решение, мотивируя возможностью модернизации пушки Л-11 в сторону технологичности и удешевления, а также серьезным переоборудованием производства. Однако решение АБТУ и ГАУ было единым и решительным и в качестве «подслащенной пилюли» заводу устанавливался срок в 6 месяцев на переоборудование мощностей.
Рис. 10 Легкий танк Т-30 с пушкой Ф-32 и новой маской
Помимо линейных танков в середине 1938 года по заданию АБТУ был разработан огнеметный или «химический» танк, основным отличием которого от линейного было уменьшение экипажа до 3-х человек, установка на месте стрелка брансбойта и огнемета пневматического действия. Как и в случае с СУ-30-122 люк на бывшем рабочем месте стрелка решено было оставить для монтажа/демонтажа оборудования и пополнения боезапаса.
Рис. 11 Легкий танк Т-30Х
В октябре-декабре 1938 года на заводе №174 в рамках, выполняемой по заданию АБТУ, опытно-конструкторской работы «Мушкетер» состоялось испытание танков Т-28 и Т-30 с различными вариантами торсионной подвески. Варианты отличались диаметром и типом использованных катков. Если танку Т-28 пришлось наваривать торсионные валы на днище, то у танка Т-30 валы вставлялись в посадочные места кривошипно-балансирной подвески.
Рис. 12 Испытания танка Т-28 с торсионной подвеской
По получении результатов испытаний начальник АБТУ РККА Павлов выдает заводу № 185 рекомендацию проработать вариант танков и САУ с подвеской нового типа, но директор завода Исаак Зальцман кладет под сукно данное распоряжение. Свое решение, сошедшее ему с рук, он объясняет следующими причинами:
- занятость завода массовым производством новой продукции,
- отработанность конструкции подвески,
- удобство обслуживания и высокая ремонтопригодность,
- характеристики подвески удовлетворяют требованиям ТЗ на танки и САУ.
Подводя итоги 1938 года можно было сказать, что вместе со старым годом уходили детские болезни САУ и танков, новый 1939 год танковые заводы встречали выпуском отработанной и освоенной техники.
Таблица 2
ТТХ танков и САУ
Список источников вдохновения и цитат:
- Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943),
- БТ-7А с пушкой Ф-32 http://strangernn.livejournal.com/222960.html