Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа

15

В конце октября 1936 г. Семеном Гинзбургом была подготовлена справка для наркома обороны К.Е. Ворошилова и начальника УММ РККА И.А. Халепского, в которой, в частности, значилось:

Содержание:

Основные недостатки советских танков 30-х годов

«В настоящее время лучшие иностранные танки по всем характеристикам, кроме вооружения, обгоняют отечественные образцы, являющиеся развитием конструкций, разработанных шесть-семь лет назад… Наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют танки «Шкода», имеющие чрезвычайно мягкий ход, французские «Форме и Шантье обр. 1936 г.», как имеющие корпус из толстых броневых листов, соединенных сваркой, а также танки «Рено обр. 1935 г.», использующие броневое литье … В настоящее время развитие отечественных танков идет по пути наращивания их массы без изменения двигателя и конструкции ходовой части… Это приводит к тому, что ходовая часть и подвеска отечественных танков являются перегруженными и склонными к выходу из строя во время их боевой эксплоатации…(1)

…танки, находящиеся в настоящее время на вооружении КА имеют следующие недостатки:

Танк Т-26:

  1. слаба броневая защита… не обеспечивает защиту от крупнокалиберных пуль и снарядов современной противотанковой артиллерии, которая быстро распространяется сегодня по всем армиям…
  2. недостаточна мощность двигателя, что приводит… к плохой проходимости танка и малому ресурсу…
  3. ходовая часть перегружена… слабая конструкция подвески, легко спадает гусеница…
  4. высокая опасность от пожаров.

Танк БТ(А-7):

  1. по броневой защите – то же, что и Т-26; высокая максимальная скорость движения не спасает танк от скорострельной современной противотанковой артиллерии…;
  2. колесно-гусеничный ход не дает танку никаких реальных преимуществ, так как эксплоатационная скорость танка при движении на гусеницах и колесах практически одинакова;
  3. высокая сложность изготовления и трудности обслуживания танка, возможны ошибки эксплоатации;
  4. плохая проходимость танка на мягком грунте; спадают гусеницы, а на колесах двигаться нельзя…;
  5. высокая опасность от пожаров.

Для оснащения КА современными танками… нет необходимости иметь на вооружении два разных типа легких танков, [тем] более реальная боевая ценность танков БТ и Т-26 примерно равна (по запасу хода танк Т-26 в виду меньшего расхода топлива на пересеченной местности порой превосходит танки БТ и бывает иногда не менее пригоден, таким образом, к операциям на коммуникациях). Для решения всех задач, стоящих перед легкими танками достаточно иметь один универсальный танк сопровождения…»(2).

Данная справка попала на стол К.Е. Ворошилова незадолго до приема 7 ноября 1936 года, устроенного т. Сталиным в честь воинов-интернационалистов, воевавших в Испании. Иосиф Сталин подробно расспрашивал танкистов из группы Кривошеина и они подтвердили правильность замечаний и недостатков отечественных танков, указанных в справке Гинзбурга, и высказали ряд пожеланий, которые хотелось бы иметь на новом танке.

В неформальной обстановке приема Сталин указал Ворошилову подготовить тактико-технические требования к новому танку сопровождения.

Тактико-технические требования к новому танку сопровождения

После получения задания от руководителя страны и подробного рассмотрения справки Гинзбурга нарком обороны К.Е. Ворошилов, минуя заместителя по наркома обороны СССР по вооружению М.Н. Тухачевского, выдает руководителю УММ РККА Иннокентию Халепскому задание к 1 декабря разработать ТЗ на новый танк сопровождения. В первой декаде декабря ТЗ разработанное было разослано в КБ заводов №№ 183 и 185.

Разработанное с непосредственным участием танкистов группы Кривошеина техническое задание на проектирование танка сопровождения содержало следующие требования:

  • вес — 14-18 т;
  • вооружение — 76-мм пушка и 3 пулемета ДТ;
  • экипаж – не менее 4 человек;
  • макс скорость движения – 40-50 км/ч;
  • скорость движения по пересеченной местности — до 25 км/ч;
  • удельное давление на грунт не более 0,65-0,7кг/см2;
  • запас хода — 200-230 км;
  • бронирование:
    • корпус: лоб — 30 мм, борт — 20мм;
    • башня — 20 мм, маска пушки — 30 мм;
  • движитель танка — гусеничный;
  • проходимость – клиренс не менее 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м;
  • километраж службы до износа гусеничного движителя и трансмиссии не менее 3000 км;
  • двигатель – 190-300 л.с.;
  • компоновка танка — классическая;
  • обеспечение удобного доступа к двигателю, агрегатам трансмиссии, ходовой части.

В ходе разработки ТЗ Иннокентий Халепский склонялся к замене 76-мм пушки на 45-мм пушку 20К, однако Семен Кривошеин заявил, что сорокопятке на поле боя делать нечего из-за следующих недостатков:

  • слабое осколочное и фугасное действие по наземным целям;
  • пушка 20К в настоящий момент обеспечивает пробитие танков типа R35 и FSM36 на пределе своих возможностей;
  • появление в будущем более защищенных танков сделает пушку окончательно бесполезной.

Конкурс проектов

В феврале 1937 года состоялся конкурс проектов под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова, руководителя АБТУ РККА И.А. Халепского и отозванного из Испании командира танковой интербригады Д.Г. Павлова. Также в состав комиссии другие входили советские танкисты, воевавшие в составе групп Кривошеина и Павлова: полковник С.М. Кривошеин, секретать парторганизации Ф.Ф. Прохоров, начштаба группы А.А. Шухардин, начальник рембазы А.А. Шабохин, В.И. командир роты К.А. Дидек и начштаба батальона Г.М. Склезнев (воевавший на БТ-5 (АИ) и чудом выживший в бою на реке Харама (АИ)) (3).

Комиссии были представлены варианты Харьковского Паровозостроительного завода (ХПЗ) №183 им. Коминтерна и завода № 185 им. Кирова. Проекты ХПЗ представляли главный конструктор завода М.И. Кошкин, недавно переведенный завода №185, и адьюнкт ВАММ военинженер 3 ранга А.Я. Дик. Проекты завода №185 представляли главный конструктор С.А. Гинсбург и его заместитель Ж.Я. Котин.

Завод №183 представил два варианта модернизации танка БТ-7А:

Вариант №1

Проект малой модернизации. Данный вариант имел следующие отличия от базового танка БТ-7А:

  • уширенная передняя часть корпуса под посадку 2-х человек: мехвода и стрелка;
  • двигатель МТ-5-1 мощностью 300 л.с..

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа

Рис. 1 Вариант №1 танка завода №183 (БТ-7А-ММ).

Вариант №2

Проект большой модернизации танка БТ-7А. Помимо изменений, внесенных в вариант малой модернизации, в проекте были следующие нововведения:

  • усиление лобовой брони до 30 мм, ликвидация лобового люка;
  • усиление бортовой брони до 20 мм путем утолщения внутренних стенок;
  • вертикальные передние пружины подвески;
  • смещение башни назад;
  • дополнительные приборы наблюдения;
  • новая четырехскоростная КПП;
  • уширенная гусеница.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Выбор прототипа

Рис. 2 Вариант №2 танка завода №183 (БТ-7А-БМ).

Завод №185 представил проекты танков с массой до 17,9 тонн, двигателем МТ-5-1, размещением топливных баков в МТО и частично на полу боевого отделения, пятискоростной КПП по типу Т-28А. Подвеска танка — индивидуальная кривошипно-балансирная с листовыми рессорами, прикрытыми фальшбортом.

Как и в случае варианта №2 завода №183 проектировщики завода №185 опирались на недавний опыт гражданской войны в Испании и пытались ликвидировать выявленные в ходе боев недостатки: слабое бронирование, тесноту и малый обзор, недостаточный сектор обстрела по вертикали, слабую трансмиссию(1).

Проекты завода №185

Варианты проекта завода №185 отличались массой, длиной корпуса, башней и числом членов экипажа:

  • вариант №1 – легкий танк:

    • пятикатковое шасси,
    • экипаж 4 человека,
    • двухместная башня по типу башни Т-26-44 с увеличенной до 20 мм толщиной стенок;
  • вариант №2 – средний танк:

    • шестикатковое шасси,
    • экипаж 5 человек,
    • трехместная башня по типу башни танка Т-28.
Рис. 3 Вариант легкого танка завода №185

Рис. 3 Вариант легкого танка завода №185

Рис. 4 Вариант среднего танка завода №185

Рис. 4 Вариант среднего танка завода №185

Результаты конкурса

Комиссия под руководством наркома обороны К.Е. Ворошилова приняла решение в пользу проекта завода им. Кирова. Заводу №185 приказывалось в течение 4 месяцев изготовить по два экземпляра легкого и среднего танков для проведения испытаний.

Замечания комиссии к проектам завода им. Кирова сводились к следующему:

  • при штатном вооружении легкого танка 76-мм пушкой вооружение среднего танка является недостаточным;
  • в течение месяца разработать на базе среднего танка проект башенного арттанка с 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы обр. 1910/30 гг.;
  • в течение месяца разработать на базе легкого танка проект САУ поддержки пехоты с 122-мм гаубицей с баллистикой гаубицы обр. 1910/30 гг.;
  • степень унификации легкого танка и САУ должна быть максимальной.

Комиссией рекомендовалось руководству АБТУ разработать для согласования с ГАУ РККА черновик ТЗ на разработку танковой 122-мм гаубицы на базе баллистики гаубицы обр. 1910/30 гг..

Проект завода №183 был отвергнут на основании замечаний военспецов группы Павлова, участвовавших в испанской войне. В качестве основного недостатка была указана высокая уязвимость бортовых топливных баков большой площади.

М.И. Кошкин пытался оспорить решение комиссии, но Константин Дидек, Александр Шабохин и Георгий Склезнев в один голос прервали его фразой: «Ваши БТ сгорают за 5 минут!»

В приложении к решению комиссии заводу им. Коминтерна в качестве паллиатива было рекомендовано продолжать выпускать танки БТ в варианте машин артиллерийского сопровождения – БТ-7А с пушками КТ28 и Л-10 до постановки в производство новых машин.

Таблица 1

ТТХ проектов танков

Проект завода №183

Проект завода №185

БТ-7А-ММ

БТ-7А-БМ

Легкий танк

Средний танк

Год выпуска

1937

Боевая масса, т

14,5

15,3

15,9

17,9

Экипаж, чел.

4

4

4

5

Габаритные размеры, мм

Общая длина

5660

5660

5520

5925

Длина корпуса

5660

5660

5520

5925

Ширина

2290

2590

2800

2800

Высота

2530

2530

2400

2475

Клиренс

390

390

400

400

Вооружение

Пушки, мм

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

1 × 76 КТ

Пулеметы, мм

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

3 × 7,62 ДТ

Бронирование, мм

Лоб корпуса

22

30

30

30

Борт корпуса

13

20

20+10

20+10

Лоб башни

13

30-20

30-20

30-20

Борт башни

13

20

20

20

Силовая установка

Тип двигателя

МТ-5-1

Мощность

320 л.с.

Мак. скорость км/ч*

45

50

52

48

Запас хода по шоссе, км*

200

220

220

210

*- данные расчетные

Список источников:

  1. Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937
  2. Свирин М.Н. Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)
  3. Советские танкисты в Испании в 1936-39 гг. http://mechcorps.rkka.ru/files/spravochnik/personalii/pers_isp.htm
Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account