0

Поражение французского флота в сражении у Сицилии 28 августа 1914 года против объединенной австро-итальянско-германской эскадры, в котором французы потеряли три линейных корабля: «Франс», «Дантон» и «Вольтер», и только «трусость итальянцев» (по словам адмирала Сушона) помешала уничтожить французские силы полностью, стала для Центральных держав пирровой. Германская разведка била тревогу, утверждая, что Великобритания готовится вступить в войну на стороне Антанты, в результате чего Хохзеефлотте пришлось бы вести борьбу на два фронта – против англичан в Северном море и против русских на Балтике.

Альтернативные линейные корабли типа «Севастополь»

Подобная перспектива была явно гибельной, что заставило командующего германским флотом адмирала фон Ингеноля разработать операцию «Морской слон», целью которой было полное уничтожение линейных сил Балтийского флота.

Операция начала осуществляться 3 сентября 1914 года, с появления у входа в Ирбенский пролив эскадры вице-адмирала фон Ланса, имевшей в своем составе восемь линейных кораблей типа «Гельголанд» и «Нассау». Задачей эскадры, и сопровождавших ее минно-тральных сил, была имитация попытки прорыва в Рижский залив, прикрытый слабыми русскими береговыми батареями и отдельной бригадой кораблей Рижского залива, насчитывающей в своем составе один устаревший линейный корабль и три броненосца береговой обороны. Уничтожение этих сил, как и относительная слабость германской эскадры, должны были заставить русский флот выйти к Ирбенскому проливу и атаковать противника. После подхода русского флота фон Ланс должен был увлечь его на юг, где русские корабли могли быть перехвачены главными силами фон Ингеноля (семь линкоров-дредноутов и три линейных крейсера), стоявшими наготове в Киле.

Вначале все шло в соответствии с планом: германская эскадра практически без помех проутюжила своей артиллерией береговые батареи, а затем занялась русскими кораблями. После трехчасового боя «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» были потоплены и только «Сисой Великий», несмотря на множество попаданий, вызывая раздражение германцев, упорно держался на плаву, причем еще умудрялся вести огонь из уцелевшей кормовой башни.

От окончательного уничтожения «Сисоя» (сидевшего, как потом выяснилось на мели) спасло появление идущей полным ходом русской эскадры, вышедшей из Гельсигфорса как только адмирал фон Эссен получил два сообщения: о появлении противника у Ирбен и об отсутствии других вражеских сил к востоку от острова Борнхольм. Вот тут-то фон Ланс и совершил роковую ошибку.

Не увидев над приближающимися русскими линкорами характерных для русских дредноутов ферменных мачт, германский командующий решил, что имеет дело со старыми линейными кораблями типа «Андрей Первозванный» и «Бородино» и смело двинулся навстречу русским. Увы, во главе русского флота шли именно дредноуты типов «Севастополь» и «Полтава», с которых в первые дни войны были срезаны их знаменитые «Александровские колонны», замененные мачтами обычного типа.

Когда фон Ланс понял свою ошибку и начал отворачивать на зюйд-вест, было уже поздно – концевые корабли его эскадры оказалась в зоне досягаемости 72-х двенадцатидюймовых орудий русского флота. В итоге боя немцы потеряли линейные корабли «Остфрисланд», «Рейнланд» и «Тюринген», а русские — «Император Павел I» и «Цесаревич». При этом, русские отважились преследовать германскую эскадру только до южной оконечности Готланда, после чего повернули восвояси.

В довершение обрушившихся на фон Ланса несчастий, уже после того как фон Эссен прекратил преследование, его корабли встретились с ведущими разведку южной части Балтийского моря линейными крейсерами «Александр Невский», «Варяг» и «Рюрик», которым удалось добить поврежденный линейный корабль «Вестфален».

5 сентября Англия объявила войну Центральным державам.   

Альтернативные линейные корабли типа «Севастополь»

Проектирование нового линейного корабля, являющегося дальнейшим развитием типа «Андрей Первозванный» началось сразу после окончания Русско-японской войны. Постройка англичанами линейных кораблей «Лорд Нельсон» и «Агамемнон», вооруженных вторым главным калибром, состоявшем из 10 234-мм орудий, потребовала соответственного усиления вооружения новых отечественных кораблей. Было решено вооружить проектируемые линкоры 4 305-мм и 8 254-мм орудиями, расположенным в шести двухорудийных башнях, однако полученная вскоре информация о постройке «Дредноута» заставила изменить эти планы.

В начале 1906 года было принято решение об увеличении калибра орудий в бортовых башнях до 305-мм, чтобы получить однородный залп из восьми орудий (как у «Дредноута»), а также о повышении скорости до 21 узла, для чего использовать паротурбинные установки, «по типу имеющихся на строящемся крейсере «Рюрик». От применения котлов «Ярроу», однако, отказались, мотивируя это недостаточно проверенными качествами этих котлов, в отличие от апробированных длительной эксплуатацией  котлов «Бельвиля».

Прежним оставалось бронирование нового корабля – толщина главного броневого пояса, в районе цитадели, по техническому заданию, составляла 267 мм, что всего на полтора дюйм превосходило толщину броневого пояса «Андрея Первозванного». Новые линейные корабли имели три броневых пояса: главный, на 0,9 метра поднимавшийся над ватерлинией, толщина которого в районе цитадели составляла 267 мм, а в оконечностях уменьшалась до 127-114 мм, второй, между концевыми башнями главного калибра – толщиной 178 мм и третий, такой же толщины, протянувшийся от носовой до кормовой бортовых башен главного калибра.

Постройку заложенных весной 1907 года линейных кораблей «Севастополь» и «Петропавловск» сильно замедлила задержка с разработкой новых 305 мм орудий, а так же принятие на вооружение нового 470,9 кг снаряда заставившее произвести корректировку башен и артиллерийских погребов.

Немногим лучше обстояло дело с изготовлением паротурбинных установок – получивший в аренду территорию Нового адмиралтейства Франко-русский завод затянул постройку новых цехов, мощности же старых мастерских явно не хватало.

В итоге, вместо планируемого 1910 года, линейный корабль «Севастополь» вступил в строй только весной 1912, а «Петропавловск» летом того же года, всего на четыре месяца опередив головной корабль следующего, значительно более совершенного типа – «Полтава».   

Тем не менее «Севастополи» значительно превзошли «Полтавы» по популярности – их громоздкая стилистика с точки зрения обывателя выглядела гораздо выигрышнее лаконичных силуэтов кораблей следующего поколения, так что фотооткрытки с изображениями этих линейных кораблей  раскупались гораздо охотнее, чем фотографии «Полтавы» и «Ретвизана».

Сразу после «стояния у ЦМП», в августе 1914 года, линейные корабли лишились своих эффектных «трубчатых» мачт, оказавшихся непригодными для размещения приборов центральной наводки и, в силу изменившихся взглядов, слишком опасных в боевой обстановке.

Линейный корабль «Севастополь» с весны 1912 до лета 1915 года являлся флагманским кораблем командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. фон Эссена.

 

«Севастополь»                                             1907-1909-1912         Балтийский завод

«Петропавловск»                                         1907-1909-1912         Галерный островок

 

Водоизмещение (норм.) – 19700 т.

Скорость – 21,5 уз. Мощность ПТУ –  27000 л.с.

Вооружение: 6х2 305-мм/52, 20х1 120-мм/50, 4 45-см торпедных аппарата.

Бронирование: главный броневой пояс – 114-267 мм, палубы – 25+37 мм.

Размерения (квл): 154,85х25,2х7,9 м.

Подписаться
Уведомить о
guest

69 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account