1933 год в этой АИ можно сказать ключевой. Именно в 33-ем, на испытания вышла СУ-12 (официально СУ-1-12), представлявшая из себя полковую пушку, установленную на платформе американского трёхмостового грузовика Мореланд.
Ну а поскольку «Мореландов» приобрели не так уж много (из ста купленных машин, 48 обратили в СУ-12, и ещё примерно столько же в ЗСУ 4М) в 1934-ом году, едва ГАЗ освоил выпуск трёхмостового грузовика ГАЗ-ААА, СУ-12 начали собирать на его шасси. Полковую пушку обр. 1927 г. монтировали на специальной платформе, на тумбовой установке. Несколько позже, её дополнили коробчатым щитом. В общем, самоходок этих, изготовили около сотни, не сомневаясь, что это всего лишь паллиатив, необходимый для подготовки кадров и отработки взаимодействия самоходной артиллерии с танками (СУ-12 эксплуатировались в механизированных бригадах).
Армия была глубоко уверена, что на смену нелепым Су-12 очень скоро придут настоящие самоходки на танковых шасси. Слишком уж очевидны всем были недостатки СУ-12. Прежде всего, это ограниченная проходимость и незащищённость шасси.
Естественно, уповая токмо на грядущее перевооружение, ни расширять производство, ни модернизировать убогую СУ-12 никто не собирался. Всё что сделала для её совершенствования наша промышленность, это прикрывающий арту щит более оптимальной формы, чуть более удобная и технологичная платформа, да 2-мм жестяная обшивка задней стенки водительской кабины – не против пуль и осколков, а исключительно от газов выстрела собственной пушки стреляющей вперёд справа или слева от кабины.
В общем, отношение как ко временному суррогату – каковым она собственно и являлась.
Теперь, прикинем, что можно с этим чудом сделать, если армии дали понять – лучшего покамест не ждите, а промышленность получила распоряжение сделать из этого гадкого утёнка… не прекрасного лебедя конечно, а того же утёнка, только не столь гадкого…
Вернёмся чуток назад – в 1931-й год, когда в СССР, налюбовавшись на казалось бы весьма перспективную буржуйскую цацку – полугусеничные вездеходы от фирм «Сомуа» и «Ситроен» созданные по совершенно новой схеме Альфреда Кегресса с жёстким сцеплением гусеницы и ведущего колеса, решили внедрить эту схему на наших грузовиках дабы сделать их вездеходами. Простыми и дешёвыми.
(Арттягач Сомуа-Кегресс)
И вот, в промежутке между 31-34 г.г. в СССР строятся опытные вездеходы АМО-Сомуа, Форд-НАТИ-Кегресс, ГАЗ-АА-Кегресс, ЯСП и ГАЗ-А-Кегресс с практически полным копированием кегрессовской новинки.
(Форд-НАТИ-Кегресс)
По результатам испытаний, выяснили, что мощный и тяжёлый ярославский грузовик напроч вытягивает резино-металлическую гусеницу, выворачивает из резины, закреплённые в ней болтами зубья сцепления с ведущим колесом, после чего, естественно ездить перестаёт. Не важно показал себя и ЗиС-Сомуа (в основном из-за плохого качества изготовления гусеничного хода). И только лёгкий Форд-НАТИ-Кергесс, оснащённый этой хренью, показал себя довольно многообещающе. Ему на смену пришли варианты уже на отечественных ГАЗовских шасси: легковой ГАЗ-А-Кегресс и грузовик-полуторка ГАЗ-АА-Кегресс.
Машины зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, и на повестку дня немедленно встал вопрос о развёртывании серийного выпуска этих вездеходов. Но, вопрос как встал, так и был снят ввиду его полной несвоевременности. ГАЗ, на который естественно обрушилось бы освоение этого чуда в серии, в 1934-ом году из кожи вон лез, осваивая трёхмостовый ГАЗ-ААА, и дополнительная головная боль с ГАЗ-АА-Кегресс, содержащего в отличие от ГАЗ-ААА большое количество узлов и деталей гусеничного хода, которые ещё надо освоить, ему на фиг не была нужна. А острое желание армии получить машины повышенной проходимости, заводчане обещали удовлетворить теми самыми трёхмостовыми ГАЗ-ААА.
Ещё одну подлянку кинули уже специалисты НАТИ, (где вездеход ГАЗ-АА-Кегресс проходил как В-1), почему-то вдруг объявившие более перспективными машины В-2 и В-3 – по сути, представлявшие собой фатальный шаг назад, к устаревшей схеме Кегресса, где гусеницы приводятся в движение ведущими колёсами фрикционным методом – т. е. банальным трением. Для меня лично, этот шаг либо великая глупость, либо факт вредительства, благодаря которому, мы до начала войны, как последние идиоты, так и вошкались с этой бесперспективной архаичной схемой, с итогом в виде ублюдочных ЗиС-22/42, которые кое как ездили только при няньках в лице механиков от завода изготовителя, сжирая при этом более 120 литров бензина на 100 км пути и которые армия принимала только потому, что ничего лучше, ей наш доблестный автопром предложить не мог.
Так вот. Теперь, предположим, что отвлекать ГАЗ от безусловно нужного ГАЗ-ААА никто не пытается, заказ на детали для гусеничного хода отданы на сторону, а окончательная сборка ГАЗ-АА-Кегресс поручена либо заводу в Черкизове, который до того, как его в 33-м сделали номерным 37-м заводом оборонки, заточенным под выпуск кое как плавающих малых танков, именовался Вторым автозаводом ВАТО (Всесоюзного авто-тракторного объединения), либо Выксунскому заводу ДРО (дробильного оборудования), производящему лёгкие бронемашины ФАИ на шасси ГАЗ-А.
И тот и другой вполне годятся.
В итоге, армия получает-таки вездеходы ГАЗ-АА-Кегресс. Да, не много. Да, по достаточно тяжёлому гусеничному ходу с полезной нагрузкой меньше чем у ГАЗ-ААА. Да, с максимальной скоростью всего в 39 км/ч. Но, это первые в стране настоящие серийные полугусеничные вездеходы!
Вот мы первым делом и начнём собирать СУ-12 на шасси ГАЗ-АА-Кегресс (назовём её СУ-12-2).
Сначала, естественно обкатка орудия в кузове, с дополнительным балластом, заменяющим боекомплект и расчёт.
По итогам обкатки, становится понятно, что поскольку вес гусеничного хода снижает грузоподъёмность машины, а нам нужны не только проходимость (которая труднодостижима на перегруженной машине), но и хоть чуть-чуть улучшенная защита, надо думать, как увеличить и грузоподъёмность шасси и надёжность гусеничного хода.
Проблемы решили методом банального усиления показавших себя недостаточно надёжными деталей гусеничного хода, переходом на более прочную гусеницу от опытного ЗиС-Сомуа, добавлением листов в рессоры (как у БА на шасси ГАЗ) и форсированием двигателя.
Зато теперь, появилась возможность обнести платформу с пушкой бортами из шестимиллиметровой брони. Новую, совсем небольшую по габаритам кабину (дабы уменьшить поражаемую площадь, её высоту уменьшили до высоты кабины БА) и двигатель тоже защитили всё той же шестимиллиметровой бронькой. Естественно, и спереди, и по бокам кабины пришлось ввести откидные на петлях лючки со смотровыми щелями, а в бронезащите двигателя жалюзи для нормального охлаждения радиатора.
Такого полукустарного бронирования хватало для защиты от осколков и даже винтовочных пуль, выпущенных с дистанции превышающих 500 м. (САУ предполагалось использовать в основном с гораздо больших дистанций – благо дальнобойность полковая пушка обр. 1927 г. имела более 6 км.)
В таком виде СУ-12-2 успешно прошла армейские испытания и была принята на вооружение в качестве САУ артподдержки танковых батальонов (4 установки на батальон). Поскольку оснащать ею предполагалось лишь танковые бригады механизированных корпусов (коих в АИ на начало 35-го года имелось всего 4), соответственно, для восьми бригад трёхбатальонного состава, необходимо было выпустить 96 машин (все прежние СУ-12 переводим в разряд учебных).
Вполне логичен вопрос – а на кой, собственно ляд армии такая убогая САУ? Может лучше использовать ГАЗ-АА-Кегресс в качестве банального арттягача?
Неа. Не лучше. Дело в том, что пушки и гаубицы, доставшиеся РККА в наследство от царской армии (а в 34-ом других почти не было), вообще не годились для скоростной транспортировки. Орудия с деревянными колёсами, без каких-либо амортизационных приспособлений даже по идеально ровному шоссе не могли буксироваться со скоростью более 15 км/ч. Замена деревянных колёс на металлические с резиновой грузошиной в лучшем случае увеличивала эту скорость до 25 км/ч. которая по большому счёту – «ни то ни сё». Для обычной пехоты, вполне хватало деревянных колёс и скорости конной упряжки с её законными 6-15 км/ч. А для механизированных бригад, оснащённых быстроходными танками и грузовиками развивающими по тому же шоссе до 60 км/ч, 25 км/ч буксировки орудий непосредственной поддержки было совершенно недостаточно. Поэтому пушки и лёгкие гаубицы мехкорпусов и мехбригад приходилось транспортировать не буксировкой, а в кузовах грузовиков.
Что было конечно чертовски неудобно. Выгрузить в поле 122 мм гаубицу, да хоть трёхдюймовую дивизионную пушку из кузова грузовика силами расчёта было не просто и уж тем более нельзя было и думать, чтоб использовать пушки при внезапной на то необходимости. А ведь высокомобильные орудия нужны были прежде всего механизированным соединениям, где реакция на изменение боевой обстановки должна быть мгновенной. И как же можно организовать артиллерийское сопровождение тех же быстроходных БТ? Вот и запрос на САУ. Конечно, предпочтительнее всего на шасси тех же танков. А ежели их нет?
Да и откуда им было в РИ взяться, когда проблему как всегда пытались решить кардинально и революционно. По первоначальным планам, танк БТ-7 должен был вооружаться многоцелевой трёхдюймовкой ПС-3, снимая с повестки дня саму проблему артиллерийской поддержки. Но, с ПС-3 приключился досаднейший облом и перегруженная форсированным выпуском танков промышленность кое как, со скрипом выдала полторы сотни артиллерийских БТ-7А, которых было ничтожно мало для имеющегося парка тех же бэтэшек – разве только опять-таки для тех же мехкорпусов.
Зато, ко всё той же проблеме мобильности артиллерии подошли с другой стороны — опять-таки кардинально и революционно. И ставший вдруг любимцем Сталина, награждённый за разработку дивизионной пушки Ф-22 орденом, гениальный артиллерийский конструктор Василий Гаврилович Грабин большую часть 37-го года, вместо создания для РККА новых орудий, проектирует рессорные подкатные тележки для скоростной транспортировки старых пушек и гаубиц (которые, кстати, на вооружение нашей армии приняты так и не были).
Глупостью или чудачеством такой вариант назвать ни в коем случае нельзя – сейчас ведь никого не удивляют трейлеры, на которых возят танки? А в середине 30-х, было полно старых орудий, а вот новых, годных для скоростной буксировки ещё как раз не было.
Поэтому, САУ были более чем насущны. Любые. Даже такие как СУ-12. Хоть бы и во временном варианте.
СУ-12 на полугусеничном шасси (Су-12-2), да с кое какой бронькой уже не плохо. Но, останавливаться на достигнутом мы не будем.
После окончательной доработки и усиления гусеничного хода, освоения его в серийном производстве, а так же замены слабого 40-сильного мотора Форд на новый 50-сильный М-1, а штатного радиатора на более эффективный радиатор от плавающего танка, возникла более чем логичная идея унификации САУ и БА (тем более что полугусеничный БА числился в планах в РИ).
Поставить БА на специально усиленное и модифицированное шасси ГАЗ-АА-Кегресс было в принципе не сложно.
А вот САУ промышленность подала на армейские испытания аж в двух вариантах, из которых армейцам предстояло самим выбрать лучший.
Обе машины были созданы с использованием бронекорпусов изношенных БА-3, переставленных на новое полугусеничное шасси, с полной переделкой и перекомпоновкой боевого отделения. В варианте СУ-13-1 под пушку кругового вращения на высокой тумбе, а у СУ-13-2 под тоже орудие на низкой тумбе с сектором обстрела 250 гр.
Несомненным преимуществом первой машины была возможность кругового обстрела из полковой пушки, а второй меньшая масса и удобство обслуживания артсистемы.
Поскольку на подходе уже были САУ созданные на танковых шасси (БТ-7А, Т-26-4, АТ-1 и триплекс СУ-5), серия СУ-13 должна была быть весьма ограниченной (БА-3 было выпущено всего ок. 170). СУ-13 предполагалось использовать для вооружения исключительно самоходных артбатарей бронеавтомобильных разведбатов мехбригад, входящих в состав мехкорпусов. Так же, рассматривалась возможность выпуска на базе СУ-13 самоходных зенитных установок, вооружённых либо счетверённым Максимом, либо спаркой ДШК.
Что же касается СУ-12-2, на смену которой должны были поступить БТ-7А, то эти примитивные самоходки предполагалось разоружить и использовать в качестве многоцелевых транспортёров и арттягачей для противотанковых орудий (благо в том же 1936-ом противотанковая пушка 19К была модернизирована в плане повышения скорости её возки). Делать же на базе ГАЗ-АА-Кегресс (точнее СУ-12-2) противотанковые САУ вооружённые «сорокапяткой» посчитали излишним, поскольку при установке на СУ-12-2 пушка существенно теряла в одном из своих важных достоинств – возможности маскировки. К тому же, выпуск шасси ГАЗ-АА-Кегресс всегда был ограниченным (вариант массового выпуска на данном шасси БТРов даже не рассматривался) и обеспечить такими БТРами, возможно было лишь спецподразделения (прежде всего разведку) мехбригад механизированных корпусов.
Сопоставив объёмы выпуска полугусеничных БА и самоходок с наличным и планируемым к развёртыванию количеством мехкорпусов (после 35-го года мехкорпуса комплектовались только бригадами вооружёнными БТ – а отдельным бригадам, вооружённым тихоходными Т-26 вполне уместно было иметь буксируемую артиллерию), руководство РККА приняло решение о новой структуре разведывательных батальонов БА мехкорпусов.
По штату от 1937 г. корпусной батальон БА состоял из трёх рот БА (2 роты средних и 1 рота лёгких БА по 10 машин в каждой) плюс батарея артподдержки из шести СУ-13 и шести ЗСУ-13. Отдельным бонусом (по наличию) взвод многоцелевых транспортных бронемашин обеспечения из восьми невооружённых, но бронированных СУ-12-2 под маркой ТР-12. Всего 50 бронемашин: 20 БА-6К, 10 БА-20К (БА-20 на шасси ГАЗ-А-Кегресс), 6 СУ-13, 6 ЗСУ-13 и 8 ТР-12. Поскольку в данной АИ к 1938-му году предполагалось развёртывание десяти мехкорпусов (по две механизированные и одной мотострелковой бригаде в каждом), для полного укомплектования разведбатов БА в них, требовалось выпустить 200 БА-6К, 100 БА-20К, 60 СУ-13, 60 ЗСУ-13 и 80 ТР-12. Всего 500 полугусеничных машин. Что ИМХО нашей промышленности было вполне по силам. В случае же наличия возможности к более массовому производству, батальоны БА аналогичного состава, на такой же технике, будут формироваться для включения в состав механизированных и мотопехотных бригад, входящих в мехкорпуса.
Р. С. А это уже ПТ-импровизация военного времени…