Альтернативная Португалия и её флот после первой мировой войны
Пролог
К началу XX века Португалия уже не котировалась на мировой арене, несмотря на блистательное боевое прошлое и многочисленные колонии в Африке и Азии. Будучи аграрной страной, она всё больше и больше уступала ведущим европейским державам по всем показателям. Традиционные энтузиазм и образованность морского офицерства не могли переломить ситуацию с банальным отсутствием средств не только на постройку или приобретение новых кораблей, но даже и на ремонт существующих. Политическая импотенция монархии вызывала недовольство народа и распространение всевозможных революционных движений.
Развилка
Лиссабонское цареубийство 1908 года закончилось несколько иначе: младший сын короля Мануэл погиб вместе с отцом, а инфант Луиш Филипе остался жив, отделавшись лёгкой контузией (пуля террориста ударила его в голову по касательной, оглушила и разорвала левую бровь, оставив шрам). Вскоре после этого он вступил на престол, став новым королём Луишем II, и сразу же начал программу реформ, направленную на восстановление былого престижа португальской монархии. В частности, португальское диктаторское правительство было заменено на более демократическое, но при этом Карбонарии, обвинённые в организации покушения, были поставлены вне закона и подверглись жестоким репрессиям. Более того, был официально разорван Виндзорский договор 1386 года с Британией и объявлен курс на восстановление колониальной империи согласно Розовой Карты. Это был рискованный шаг, но он позволил Луишу заручиться политической и, что немаловажно, финансовой поддержкой кайзеровской Германии, которой было на руку ослабление позиций Британии в Африке.
В итоге, а также вследствие того, что в отличие от Мануэла, Луиш, как и его отец, пользовался популярностью среди армейских и флотских офицеров, революционное движение в Португалии было подорвано и переворота 1910 года не случилось. Напротив, произошёл некоторый патриотический подъём, вызванный противостоянием Португалии и Британии, вероломно покусившейся на исконно португальские территории в Африке. Португальские “добровольцы”, вооружённые германскими винтовками и пулемётами, терроризировали британские экспедиционные части в Северо-Западной Родезии, а в ответ на ноты протеста англичан, послы лишь разводили руками: дескать “волна народного гнева”. Тем не менее, несмотря на такой накал страстей, Британия не решилась на открытый военный конфликт, более озабоченная усилением Германского флота на Северном море.
Интенсивные переговоры португальских и германских дипломатов в конце концов привели к заключению соглашения “о дружбе народов”. Во время официальной встречи монархов в 1911 году Луиш познакомился с младшей дочерью кайзера Вильгельма принцессой Викторией Луизой, которая была заинтригована молодым королём со шрамом. Они быстро подружились и начали переписываться, иногда обмениваясь личными визитами. В конце концов была объявлена помолвка. Свадьба состоялась в 1913 году в Лиссабоне и собрала значительное количество европейской знати. Кайзер Вильгельм подарил молодожёнам только что построенную паротурбинную яхту, названную в честь невесты “Vitória Luísa”, которая стала новой королевской яхтой, заменив яхту “Amelia” английской постройки. Этот жест не остался без внимания прессы и вскоре мировой общественности стало ясно, что Португалия встала на прогерманский курс.
Благодаря тесному взаимодействию с Германией, как в Европе, так и в африканских колониях, экономика Португалии испытывала значительный подъём, что позволило инициировать обширную программу модернизации и развития промышленности, опять же не без участия германского капитала. Под предлогом борьбы с революционерами и британскими агентами было проведено некоторое количество непопулярных в народе реформ, позволивших резко увеличить производственные мощности и заметно поднять уровень жизни в стране. К началу первой мировой войны Португалию можно было смело причислить к современным индустриальным державам.
Первая мировая война
К началу войны перед королём Луишем уже серьёзно стоял вопрос о модернизации армии и флота (последний не получал новых кораблей с 1901 года, не считая нескольких небольших канонерок). Предлагались разнообразные кораблестроительные программы, но предпочтение отдавалось вложению средств в развитие промышленности. Несмотря на ослабленные армию и флот, в начале Великой Войны Луиш порывался выступить против союзников на стороне Германии. Однако, на секретных переговорах высшее офицерство убедило его и кайзера, что Португалия может принести больше пользы, оставаясь нейтральной: германские фирмы могли продолжать международный бизнес через подставные лица в Португалии, а лиссабонский порт становился одной из немногих безопасных стоянок для германских боевых кораблей и торговых судов. Также нейтралитет позволял португальцам провести многосторонний анализ боевых действий и модернизировать флот и армию с оглядкой на реальный опыт. Специально сформированная комиссия направила наблюдателей в ставки всех участвующих сторон и началась кропотливая аналитическая работа, в которой Луиш лично принимал непосредственное участие.
По итогам войны была сформулирована доктрина малого флота, отражавшая популярную в то время идею о борьбе лёгкими силами флота с отдельным группам крупных кораблей противника, нарушении его коммуникаций и защите своего побережья. Упор делался на использование торпед и морских мин с помощью относительно дешёвых (по сравнению с крейсерами и линкорами) подводных лодок, эсминцев, торпедных катеров и минных заградителей. Кроме того, Луиш был чрезвычайно впечатлён результатами применения авиации как на суше, так и на море. В итоге была разработана комплексная программа кораблестроения и реформирования флота и вооружённых сил в целом под названием “Праща Давида” (“Funda de Davi”) — намёк на дешёвое оружие, способное в умелых руках нанести сокрушительный урон.
В качестве побочного эффекта войны, по результатам которой Германии было запрещено производить многие виды оружия, некоторые немецкие промышленники перебрались в Португалию на постоянное жительство или организовали там филиалы своих предприятий, что положительно сказалось на экономике страны в целом. Помимо прочего, Португалии удалось приобрести у Германии лицензии и оборудование для производства скорострельных 105-мм корабельных орудий, 37-мм автоматов (немецкой версии английских “пом-помов”) и боеприпасов к ним, а также торпед и торпедных аппаратов.
“Праща Давида”
Программа предполагала учреждение двух новых видов вооружённых сил: береговой охраны Португалии (Guarda Costeira Portuguesa, GCP) и военно-морской авиации (Serviço de Aviação da Marinha, SAM).
Береговая охрана была полугражданской организацией и в мирное время выполняла следующие функции:
- обеспечение соблюдения морского права (морская полиция);
- борьба с контрабандой (таможня);
- поиск и оказание помощи терпящим бедствие;
- разведка погоды и картографирование береговой линии;
- охрана рыболовства.
А в военное становилась резервом флота и привлекалась для обнаружения и борьбы с подводными лодками, сопровождения конвоев и патрулирования. Для этого она оснащалась малыми универсальными кораблями, каждый из которых получал название с префиксом BGC (Barco do Guarda Costeira — судно береговой охраны). Первым кораблём береговой охраны стал BGC Dona Amelia — бывшая королевская яхта Amelia, переоборудованная в гидрографическое судно.
SAM выполняла обязанности аналогичные сухопутной авиации (с упором на гидроавицию), но помимо этого должна была тесно взаимодействовать с флотом и береговой охраной, а также обеспечивать их летательными аппаратами.
В военно-морском флоте Португалии (Marinha de Guerra Portuguesa) каждый корабль получал бортовой номер, название с префиксом NRP (Navio do Reino Portugues — корабль Португальского королевства) и герб. Основу флота должны были составлять эсминцы, подводные лодки, торпедные катера и плавбазы для их обеспечения, а также гидроавианосцы и универсальные минные корабли (тральщики-минзаги). Для службы в колониях предназначались колониальные авизо — сильно вооружённые шлюпы с хорошей автономностью, способные выполнять функции плавбаз для гидросамолётов и подводных лодок, и канонерские лодки для действий в реках и десантных операций.
Помимо этого, специальная директива для португальских судостроителей обязывала их строить гражданские суда приспособленные для быстрого переоборудования во вспомогательные минзаги и противолодочные патрульные корабли, что предусматривало установку стандартных креплений под орудия и направляющие для мин и глубинных бомб. Не выполняющих условия директивы судостроителей ждали повышенные налоги.
Перевооружение
Несмотря на полное отсутствие в программе крупных боевых кораблей, полное перевооружение флота было очень трудной задачей для такой небольшой страны как Португалия. Однако, окончание первой мировой войны предоставляло отличный шанс приобрести достаточное количество кораблей у стран-участников практически по цене металлолома. Король Луиш, заработавший к этому времени прозвище “монарх-скряга” и гордившийся им, стремился покупать группы однотипных судов (предпочитая незаконченные, одновременно сбивая цену и давая возможность отечественным судостроителям изучить их конструкцию и заработать на достройке), чтобы уменьшить будущие логистические расходы.
В качестве флагманов нового флота были приобретены 3 недостроенных германских эсминца типа V170. Их закончили на верфи лиссабонского арсенала и ввели в строй до 1920 г.
Также было куплено 6 австро-венгерских миноносцев типа 82F без вооружения. Эти корабли достраивали в качестве учебных, для чего был увеличен мостик за счёт удаления носовых торпедных аппаратов.
10 германских подводных лодок (законченных, но не вошедших в строй) прибрежного действия типа UB-III должны были стать костяком подводного флота. Но на деле они значительно отличались друг от друга, поскольку строились различными фирмами. Луиш устроил форменный скандал своим атташе, когда узнал об этом, и хотел было разорвать сделку. Тем не менее, было достигнуто новое соглашение, согласно которому за счёт продавца пять лодок приводилось к единому стандарту, три модифицировались в подводные заградители, а две оставшиеся уникальные субмарины распределялись между военно-морской академией (учебная лодка “Гидра”) и лиссабонским арсеналом (для изучения и в качестве донора запчастей).
15 недостроенных германских тральщиков типов M45 и M97 (которые отличались составом вооружения, но в остальном были идентичны) были приобретены без вооружения и достроены отечественными верфями в качестве универсальных минных кораблей, способных выставлять, снимать и охранять минные заграждения.
15 недостроенных германских плоскодонных тральщиков типа FM были закуплены для переоборудования в колониальные канонерки. Благодаря небольшой осадке, они могли заходить вглубь африканских колоний по рекам. Новая 105-мм пушка и взвод морпехов на борту превращали эти не очень-то мореходные судёнышки в универсальный аргумент любой колониальной администрации.
У Франции, которая распродавала ставший ненужным многочисленный москитный флот, почти задаром купили два десятка деревянных морских охотников американской постройки типа SC в качестве патрульных катеров для береговой охраны.
Пока решались вопросы закупок и поставок, отечественные судостроители не сидели без дела. Неожиданно отыскались средства для восстановления торпедной канонерки “Тежу”, которая потеряла все надстройки во время пожара в результате теракта карбонариев в 1909 году и с тех пор стояла в доке без ремонта. В соответствии с новой военно-морской доктриной её восстановили под именем “Рио Тежу” в качестве минного крейсера, а по сути — скоростного минзага и лидера универсальных минных кораблей.
Старый крейсер “Адамаштур”, построенный итальянцами в 1896 году, по нынешним временам еле тянул на канонерку, поэтому, благодаря всё ещё приличному радиусу действия и надёжным легко ремонтирующимся котлам, был переведён на колониальную службу. Всё его вооружение, кроме 150-мм орудий главного калибра (устаревшей системы, годной разве что для обстрела побережья), было обновлено и унифицировано.
В 1918 году для береговой охраны было построено десять патрульных кораблей на базе рыболовных траулеров. Их планировалось использовать для охраны рыболовства и противолодочного патрулирования, но неудачный дизайн (низкая мореходность, теснота помещений) делал их мало пригодными для боевого дежурства, так что в течение нескольких лет все они были разоружены и распроданы частным владельцам.