«Аэробусы» компании Breguet. Проект пассажирского авиалайнера Breguet Br 124

14

«Аэробусы» компании Breguet. Проект пассажирского авиалайнера Breguet Br 124

14 марта 1965 года Технический отдел попросил французские авиастроительные компании разработать

«самолет большой вместимости, предназначенный для экономичной эксплуатации на линиях малой и средней протяженности».

Данная программа, инициированная руководством авиакомпании Air France, быстро породила ряд проектов компаний Nord, Sud-Aviation, Breguet, которые известны под обозначением Airbus – именем, которое осталось от выбранного для серийного производства конкурента.

О проекте компании Breguet было объявлено в июле 1965 года, но в конструкторском бюро компании работали над ним с 1964 года.

Разрабатываемый самолет должен был иметь двухпалубную компоновку (Deux-Ponts), и в конструкторском бюро компании Breguet придерживались данного технического решения по многим причинам, включая следующие:

      • облегчение возможности обеспечения грузопассажирских перевозок (одна палуба используется для размещения грузов, а другая для пассажиров);
      • лучшее использование имеющегося объема;
      • укороченный фюзеляж для данной вместимости и, следовательно, обеспечение оптимального удлинения;
      • лучшее обтекание двухпалубного фюзеляжа на больших углах атаки.

В салоне на верхней палубе могли разместиться 168 пассажиров. Нижняя палуба была разделена на 3 отсека, из которых центральный (непосредственно под крылом) используется для перевозки грузов, а два других вмещали по 48 сидячих мест. Таким образом, общая вместимость составит 264 пассажира. Доступ в пассажирские салоны обеспечивался через две боковые двери, расположенные в оконечностях фюзеляжа: одна для нижней палубы и другая для верхней. Откинутые к земле двери должны были использоваться в качестве лестниц, а грузовую дверь можно было использовать в качестве грузоподъемника.

Планировалась «грузовая» компоновка задней части нижней палубы и помимо этого была возможна установка грузового пандуса для погрузки-выгрузки крупногабаритных транспортных средств или грузов.

Крыло, основу силового набора которого должен был составлять кессон с размещенным внутри него топливом (26000 литров), имело стреловидность 32° по линии четвертей хорд крыла и было снабжено средствами увеличения подъёмной силы по всему его размаху. Трехщелевые закрылки занимали всю заднюю кромку и сопрягались с предкрылками, размещенными на консолях крыла у их оконечностей.

В компании Breguet ожидали, что без системы всасывания пограничного слоя и системы обдува профиля крыла максимальное значение коэффициента Cz составит 2,7. Скорость сваливания при посадочной массе не должна была превышать 90 узлов (167 км/ч), а скорость захода на посадку была заявлена в 117 узлов (217 км/ч).

Поперечное управление осуществлялось с помощью интерцепторами.

Все отклоняющиеся поверхности должны были быть оснащены сервоприводами, запитываемыми от контура гидравлической системы, который не был связан с каким-либо другим вспомогательным оборудованием. Запитывание вспомогательного оборудования двухпалубного самолета должно было осуществляться от других контуров гидравлической системы.

У законцовок крыла перед закрылками должны были быть расположены воздушные тормоза.

схемы вариантов проекта пассажирского самолета Breguet Br 124

схемы вариантов проекта пассажирского самолета Breguet Br 124

В конструкции авиалайнера должны были использоваться сэндвич-панели сотовым наполнителем – технология, которая уже доказала свою эффективность на Br 941 и 1150. Сэндвич-панели планировали использовать в конструкции кессонов крыла и хвостового оперения, а также многие части фюзеляжа: шпангоуты и внутренние стенки, перекрытия между палубами и т.д.. Использование сэндвич-панели толщиной 80 мм в качестве пола верхней палубы, дополнительно усиленной большими поперечными стенками в нижней части, позволило бы значительно увеличить жесткость фюзеляжа. Данное техническое решение смогло бы сыграть важную роль в спасении жизней пассажиров на нижней палубе в случае вынужденной посадки с убранными шасси. Силовой набор фюзеляжа был дополнительно усилен вокруг кессона центроплана крыла.

Шасси самолета состояло из носовой и двух основных стоек шасси. Каждая из основных стоек шасси оснащена четырьмя колесами и убирается в корневую часть консоли крыла.

Двигатели устанавливались в размещающихся под крылом гондолах (в самых первых эскизных проработках предусматривалось размещение четырех двигателей в двух гондолах, прикрепляемых к хвостовой части фюзеляжа, или размещение двигателей на законцовках стабилизатора).

Технический отдел рекомендовал двигатели класса тяги 6000 кгс: Pratt et Whitney JT-8 D 1 или Rolls Royce Spey. В компании Breguet остановились на втором варианте; четыре британских двигателя должны были размещаться в двух гондолах у законцовок центроплана крыла, либо по типу авиалайнеров компании Boeing расположены в четырех отдельных гондолах. Однако в компании Breguet полагали, что вскоре в наличии будут двигатели класса тяги 15000 кгс (так на самом деле и произошло), и рассматривали для самолета силовую установку из двух таких двигателей. В данном случае отказ одного двигателя привел бы к гораздо большей разбалансировке, которая была учтена заранее за счет увеличения площади руля направления и его эффективности (разделенный на две части руль направления).

Вне зависимости от типа двигатели, которые планировали установить на самолет, должны были быть оснащены глушителями с эжекторным эффектом.

Вспомогательная силовая установка, расположенная на нижней палубе в передней части центрального грузового отсека, должна была обеспечить автономный запуск двигателей и кондиционирование воздуха во время стоянки самолета.

Самолет должен был быть оснащен системой автоматической посадки.

Предусматривалось комплексное испытательное оборудование, облегчающее наземную проверку систем пилотирования, навигации и радиосвязи.

рисунок проекта пассажирского самолета Breguet Br 124 (документ компании Breguet)

рисунок проекта пассажирского самолета Breguet Br 124 (документ компании Breguet)

В компании Breguet ожидали, что при эксплуатации Br 124 (четырехмоторный вариант) порог рентабельности будет при заполняемости пассажирских салонов лишь на 40%. Также в компании Breguet были произведены подсчеты, согласно которым Br 124 могут быть поставлены авиакомпаниям, получившим соответствующую сертификацию, в период с 1971 года (ускоренная программа) по 1973 год (стандартные программы изготовления и испытаний). Как только проект был опубликован, в компании Breguet заявили о своей заинтересованности в совместной реализации проекта этого пассажирского самолета.

От проекта Breguet 124 быстро отказались в основном из-за его двухпалубного фюзеляжа. Критики самолета считали недостатками те особенности конструкции фюзеляжа, которые его защитники считали достоинствами. В частности, жестко критиковались риски в случае крушения самолета (пассажиры с нижней палубы были бы слишком близко к земле, а пассажиров с верхней палубы пришлось бы дольше эвакуировать). К концу 1965 года руководство компании Breguet заключило соглашение с другими компаниями о создании общего «аэробуса», проект которого получил обозначение HBN 100.

Проект самолета с укороченными взлетом и посадкой, разработанный с использованием фюзеляжа Br 124 и крыла Br 946, оказался еще менее успешным.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Breguet Br 124

Назначение: пассажирский самолет

Статус: проект

Силовая установка:

• четыре ТРДД Rolls-Royce RB 168-25 Spey с тягой по 6000 кгс
• четыре ТРДД Pratt and Whitney JT-8 D с тягой по 6350 кгс
• два ТРДД Rolls-Royce RB 178-14 A с тягой по 13 600 кгс
• два ТРДД Pratt and Whitney JT-9 с тягой по 15000 кгс

Размеры:

размах крыла 40,00 м
длина 44,90 м
высота 14,30 м
площадь крыла 225 м²

Масса:

пустого 46600 кг
с полной нагрузкой (четырехмоторный) 95000 кг
максимальная посадочная 85000 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость около М=0,85
крейсерская скорость 855 км/ч (приблизительно М=0,80-0,83)
длина разбега с набором высоты 10,5 метров (в условиях стандартной атмосферы) 1380 м
дальность полета с грузоподъемностью 25 тонн 1500 км

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.292-294

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-aerobusy-kompanii-breguet-01

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account