Административный самолет Honda HA-420 HondaJet. Япония. Часть 1. О задержках в разработке
Японский бренд Honda, несомненно, является хорошо известным среди производителей мотоциклов и автомобилей. В авиационной же отрасли компании пока не удалось себя проявить. Ее дебютант – легкий реактивный самолет бизнес-класса (бизнес-джет) – доходит до покупателей со значительными задержками.
В журнале «L+K» уже несколько раз упоминался класс сверхлегких реактивных самолетов бизнес-класса (VLJ – Very Light Jets), привлекающий многих производителей, в том числе и нетрадиционных для авиастроительной отрасли. Среди них числится и компания Honda, которая данной темой начала заниматься с большим опережением. Ее первый проект самолета бизнес-класса был создан более двадцати лет назад. На рубеже восьмидесятых и девяностых годов на территории лаборатории исследования полетов им. Распета (Raspet Flight Research Laboratory) при миссисипском государственном университете был создан цельнокомпозитный демонстратор MH02. Однако летный прототип спроектированного бизнес-джета, получивший внутрифирменное обозначение HA-420, был завершен вскоре после прихода нового тысячелетия и завершил свои летные испытания 3 декабря 2003 года. В июле 2005 года – менее чем два года спустя – самолет дебютировал в Ошкоше (Oshkosh) на авиашоу экспериментальной авиационной ассоциации (EAA [Experimental Aircraft Association] Adventure Air Show).
В следующем году самолет появился в Ошкоше снова. Одновременно с этим японская корпорация Honda объявила о создании дочерней компании Honda Aircraft Company. Основной задачей вновь созданной компании помимо поддержки сертификации самолета были, разумеется, серийное производство и продажи. В августе того же года Honda Aircraft Company заключила с компанией Piper Aircraft соглашение о сотрудничестве в области маркетинга легкого реактивного самолета бизнес-класса HondaJet. Данное соглашение обеспечивало компанию партнером на североамериканском рынке, считавшемся важным для HondaJet. Однако компания Piper Aircraft испытывала собственные проблемы, так что выбор такого партнера вряд ли можно назвать удачным решением. В любом случае в конце 2006 года коммерческий отдел Honda Aircraft Company начал прием заказов.
Двигатели над крылом
HondaJet, имеющий низкорасположенное крыло и Т-образное оперение, отличается, безусловно, элегантным внешним видом. В фюзеляже длиной 12,71 метров расположена двухместная пилотская кабина, оснащенная системой авионики Garmin G3000 (на прототипе устанавливалась система G1000). За кабиной пилотов располагается пассажирский салон; в стандартной комплектации он был пятиместным, в варианте воздушного такси салон должен стать шестиместным. Небольшие размеры – длина 5,43 метра, ширина 1,52 метра и высота 1,51 метра – конечно, так как чудес не бывает, не позволяют сделать салон большого объема.
Дизайнеры и архитекторы компании Honda Aircraft Company попытались устранить так называемый туннельный эффект тщательными цветовыми сочетаниями панелей стенок; сиденья с кожаной обивкой стандартные. Интерьер также включает в себя туалет и багажный отсек, для которых в самолете зарезервированы два помещения объемом 0,25 м³ в передней части и 1,6 м³ за салоном. В конструкции корпуса используются композиционные материалы, в то время как трапециевидное крыло размахом 12,15 метров изготавливается из легкого алюминиевого сплава. Интересной особенностью является обшивка, выполненная из одного листа, что позволяет получить меньшую толщину по сравнению с традиционной обшивкой, представляющей собой конструкцию из панелей. Самолет оснащен гидравлически убирающимся шасси с передней стойкой.
Исключительной особенностью бизнес-джета компании Honda Aircraft Company можно считать расположение силовой установки – двух турбовентиляторных двигателей – на пилонах над крылом. Подобная компоновка раньше была применена на немецком пассажирском самолете Vereinigte Flugtechnische Werke VFW-614, и вызывает удивление факт ее малой распространенности. По сравнению с «классикой» в виде размещения двигателей по бортам в задней части фюзеляжа данные элементы крепления занимают мало места и создают меньшее сопротивление на высоких скоростях.
Корпорация Honda решила разработать подходящий двигатель для своего бизнес-джета самостоятельно. В 1999 году начались работы над двигателем, получившим обозначение HF118, но затем было решено обратиться за помощью к авторитетному производителю – к компании General Electric. Для этой цели было даже создано совместное предприятие GE Honda Aero Engines. Продуктом совместной компании должен стать двигатель HF120, который должен развивать тягу 8,53 кН и оснащаться полностью автономным электро-цифровым контроллером двигателя (FADEC – Full-Authority Digital Engine Control). Для испытаний двигателя был выделен соответствующим образом модернизированный самолет Cessna Citation CJ1.
Более ста штук
Летающий прототип бизнес-джета HondaJet выполнил более 500 часов летных испытаний. По результатам испытаний инженеры компании Honda Aircraft Company внесли изменения в три экземпляра двигателя, подготовленных для серийного производства. Однако изготовление первого из них встретило ряд трудностей, что вызвало сдвиг планируемого начала поставки первого серийного самолета по меньшей мере на один год – на третий квартал 2012 года.
«В последние годы мы тесно работали с субподрядчиками, чтобы свести к минимуму воздействие мировой экономической нестабильности на развитие HondaJet. Но, к сожалению, у нас нет другого выбора, кроме как изменить наш график»
– сказал в связи с этим президент Honda Aircraft Company Мичимаса Фуджино (Michimasa Fujino). При этом врожденная японская вежливость, по-видимому, не позволила господину Фуджино ни использовать сильные выражения, ни обнародовать название создавшего проблемы поставщика. Тем не менее, можно сделать вывод, что подведшим поставщиком была компания GE Honda Aero Engines. Это косвенно подтверждает один из топ-менеджеров двигателестроительной компании Джим Догерти (Jim Dougherty):
«Мы провели с представителями Honda Aircraft Company многочисленные дискуссии о том как сохранить план-график работ. Это было плодотворное и дружеское общение».
Первые двигатели HF120 должны были быть изготовлены на сборочной линии завода в Гринсборо (Greensboro), штат Северная Каролина. Первые полеты трех прототипов HondaJet запланированы на ноябрь текущего года. Однако нет уверенности, что этот срок не будет перенесен. В конце концов, компания-производитель ограничилась констатацией, что бизнес-джет получит от Федерального управления авиации (FAA – Federal Aviation Administration) сертификат летной годности через двенадцать месяцев после первого испытательного полета. Двигатель HF120 должен получить сертификат в конце следующего года. Что касается объемов продаж, то по словам руководства Honda Aircraft Company клиенты выразили заинтересованность в
«более чем ста самолетах».
Более того, менеджмент рассматривает дальнейшее увеличение предложений. Как недавно сказал Мичимаса Фуджино:
«Ни одна авиастроительная компания не может выжить только с одним типом самолетов на сборочной линии. Таким образом, мы уже сейчас мы думаем о HondaJet II».
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Размеры:
размах крыла 12,15 м
длина 12,71 м
высота 4,03 м
Вес*:
взлетный 4173 кг
Летные характеристики*:
Крейсерская скорость 778 км / ч
скороподъемность у земли 20,3 м/с
практический потолок 13107 м
дальность 2593 км
- * – данные являются предварительными
источник: Ing. ZDENEK ODEHNAL «Hondajet se zpožděním» // Letectvi+Kosmonautika 11-2010