В Багдаде все спокойно. Система управления арабских халифов
Большинство людей, интересующихся историей, более-менее представляют систему управления в феодальных государствах Европы, которую мы проходили в школе, и которая в итоге трансформировалась в современную. Китайская система управления, которую копировали многие дальневосточные страны, также неплохо освещена в литературе.
Восточная система управления, сформировавшаяся в Арабском халифате и позднее унаследованная другими государствами Ближнего и Среднего Востока, остается для многих непонятной. Многие знают о существовании халифов, султанов, визирей и т.д., но что стоит за этими титулами, чему они соответствовали, и как эта система работала в целом, для многих остается, так сказать, за кадром. Освещению данного вопроса и посвящена данная статья.
Разумеется, все то, что будет изложено ниже, не является некой тайной и хорошо известно специалистам. Более того, поскольку автор таковым специалистом не является, в статье наверняка будут свои недостатки. Тем не менее, на русском языке, насколько известно автору, исследования, посвященные данному вопросу, отсутствуют, так что есть надежда, что для кого-то, как и для самого автора, данное исследование закроет определенные бреши. Или побудит написать более удачную работу.
Основными источниками для данной статьи послужили работы «Установления и обычаи двора халифов» Хилал ас-Саби, «Арабский ренессанс» А. Меца, «Государство хорезмшахов» Буниятова З.М., «Государство Саманидов» Негматов Н.Н., «Сельджуки в Иране XI века» Маркаряна С.А.
* * *
Держава, созданная пророком Мухаммедом, фактически представляла собой конфедерацию племен, во главе каждого из которых стояли их шейхи (старейшины аристократических кланов). Параллельно существовала вторая линия власти пророка в лице рьяных мусульман, искренне преданных своему вождю, верхушку которых представляли ансары (старые сподвижники пророка). Из их числа набирались представители пророка, которых отсылали в племена, где наблюдали за поведением вождей и учили исламу.
При преемниках Мухаммеда арабы начали захватывать соседние страны, создавая свою империю. Завоеванные земли делились на вилаеты (провинции), во главе которых стоял назначенный из столицы вали (наместник), создававший свой аппарат управления.
При этом сами халифы не имели ни личной охраны, ни аппарата управления, и по-прежнему опирались на систему племенных связей и мусульманскую общину.
В результате, когда довольно непопулярный третий халиф Осман был атакован относительно небольшими отрядами своих противников (несколько сотен каждый), то у него под рукой ни оказалось никаких сил, кроме небольшой группы родственников, чтобы защищаться. В итоге он был убит, и в халифате развернулась первая фитна (гражданская война).
В ходе нее в наиболее выгодных условиях оказался наместник Сирии Муавийа из рода Омейядов. В Сирии было изначально много арабов и связанных с ними людей, ставших опорой новой власти и привыкших к повиновению в рамках византийской империи или вассального последней арабского царства Гассанидов. Добавив к ним переселенцев из Аравии и создав аппарат управления из опытных византийских чиновников, Муавийа заложил базу своего могущества.
В итоге он сумел выиграть в первой гражданской войне и утвердить правление династии Омейядов в империи.
Столица была перенесена из Мекки в Дамаск, поэтому новое государство часто называют Дамасский или Арабский халифат (661–750 гг.). Замечу, что в литературе иногда пишут "Умейядов", что, видимо, более близко к арабскому произношению, но в нашей литературе традиционно используется первое название.
Халифат Омейядов по сути продолжал традиции государства Мухаммеда, но теперь арабские племена стали играть роль привилегированного сословия в новой империи, спаянного общей заинтересованностью в сохранении своего привилегированного положения, т.е. арабского халифата.
Сохраняя свою племенную организацию, арабы переселялись в завоеванные провинции. В результате арабские племена распространились по всей империи. Они селились в наиболее важных центрах завоеванных провинций (Куфа, Басра, Каир, Самарканд, Мерв и т.д.), организовывая колонии, так же как это ранее делали римляне и греки.
Эти племена получали землю для обработки и регулярное содержание, причем и то и другое по прежнему распределяли племенные вожди из аристократических кланов. Взамен арабы давали халифату воинов, а их аристократия – военачальников и управленцев.
Новообращенные мусульмане-неарабы должны были выбрать себе племя-покровителя, и имели статус мавали (зависмых членов племени), т.е. считались мусульманами второго сорта.
В итоге именно умелое управление этими племенами, когда власть не допускала ни слишком сильного усиления одного племени за счет других, ни терял поддержки своего племени, составляло основную тонкость внешней политики в арабском халифате.
За пределами упомянутых центров местные правители часто сохраняли свою власть на условиях выплаты дани и принятия арабских представителей, следивших за их покорностью.
Аппарат управления формировался каждым новым наместником по-своему, с учетом взаимоотношений между племенами, традиций провинции и личности самого наместника. Обычно он представлял собой команду назначенных им арабских аристократов и небольшой секретариат чиновников (катибов), нередко немусульман, оформлявших распоряжения руководства.
В итоге система управления во многом основывалась от личности и управленческих талантов как самого халифа, так и его наместников на местах, особенно иракских (Зияд, ал-Хаджадж), поскольку Ирак был базой арабов для борьбы за Иран и Среднюю Азию.
Ярким показателем слабой организации управления является тот факт, что точная сумма налогов, которую должна отсылать в центр та или иная провинция, отсутствовала, зато после смещения наместников провинций нередко казнили, чтобы пополнить казну за счет конфискации их имущества.
Слабость Омейядов выражалась и в том, что между их сторонниками нередко вспыхивали столкновения, а сами они большинством арабов считались династией, занимающей престол скорее по праву силы, чем по закону.
Со временем стало понятно, что арабские племенные ополчения все больше теряли свою боеспособность, воспринимая свое содержание как наследственную ренту, а не плату за службу. Зато вырастало значение мавали, которые стали играть все большую роль как в армии, так и в системе управления.
Наряду с прочими причинами, слабая система управления привела к тому, что Омейяды потеряли власть.
Более стабильной и упорядоченной была система Аббасидов (750–1258 гг.), уравнявших в правах мусульман-арабов и мусульман-неарабов, перенесших столицу в построенный ими Багдад (отсюда название Багдадский халифат) и широко использовавших в управлении неарабов (в первую очередь персов) и их традиции управления.
Именно тогда окончательно сформировалась система, описанию которой и посвящена данная работа.
При этом Аббасиды с самого начала должны были смириться с существованием других мусульманских государств (Кордовский халифат, эмираты Магриба (Сев. Африки)), не подчиняющихся их власти.
Позднее, уже внутри Аббасидского халифата периодически возникали владения, где власть багдадских халифов признавалась лишь частично.
Эти государства, известные по именам правивших ими династий (Аглабидов, Тахиридов, Хаманидов, Тулунидов, Саманидов и т.д.), считали себя частью халифата, признавали духовную власть и моральный авторитет халифов (читая хутбу (молитву о признании халифа правителем)). При этом правители этих образований обладали значительной автономией в решении местных вопросов, вплоть до полной самостоятельности, минимальной выплаты или полной невыплаты дани и т.д.
Постепенно масштабы и самостоятельность подобных владений росли, соответственно владения халифов сокращались.
В 945 г. халифы полностью потеряли светскую власть, но сохранили духовный авторитет лидеров мусульманского мира, что позволило им сохранить влияние в Багдаде, а позднее вернуть власть не только над городом, но и над Ираком. На месте халифата возникли государства – Буидов, Газневидов, Сельджуков и т.д.
Все эти государства, как бы они ни относились к халифату, во многом повторяли его устройство и использовали его достижения, в том числе и созданную им систему управления.
Вторжение монголов, разгромивших мусульманские государства Ближнего и Среднего Востока в XIII в. и создавших собственные традиции, в том числе и организацию управлению, покончили с этой системой. При этом многие элементы использовались и позднее, в других мусульманских государствах.
Итак, во главе государства стояли преемники пророка Мухамедда, носившие титул халифа, что в переводе означает "заместитель", а по смыслу напоминает выражение "исполняющий обязанности".
Сам титул "халиф" позднее использовали и суфии, в чьих орденах (тарикатах) этот титул означал то же самое – заместитель, т.е. представитель главы ордена.
Но в халифате этот титул обозначал "заместитель пророка". Халиф также носил титул амир-аль-мумин, т.е. правитель мусульман (или повелитель правоверных, как у нас чаще всего переводят).
Титул "царь" (малик) в арабском языке того времени ассоциировался с тираном. Дело в том, что в Аравии уже были свои цари, точнее было бы сказать царьки, т.е. усиливавшиеся главы племен, имевшие свои дружины и собиравшие дань с зависимых племен, а также пошлины с проезжавших. Во время кризиса 5–6 вв., когда резко ухудшилась экологическая ситуация и сократилась торговля, содержание этих маликов с их аппаратом управления и дружинами стало слишком дорогим удовольствием, а сами они превратились в глазах простых арабов в вымогателей и грабителей.
Приблизительно с X в., когда халифы теряют светскую власть, но не духовный авторитет, появляется титул султана, что означает титул светского владыки, признающего духовный авторитет халифа, но самостоятельно решающего все светские вопросы. Тогда же вновь начинают использовать титул "малик", но теперь уже в значении "царевич" или просто "знатный человек".
Также в титулатуре того времени часто используется титул шах, т.е. персидский аналог слова "царь", и производные от него – падишах и шахиншах (шах шахов, т.е. царь царей).
В мусульманском мире считалось, что правитель обладает абсолютной властью, при условии, что он защищает ислам и придерживается законов шариата (мусульманского законодательства).
Халиф также должен был по идее наследовать должность пророка, т.е. выступать как духовный лидер, а в идеале и прорицатель. На практике халифы, за исключением первых, сосредоточились на своей роли светских правителей и редко занимались проповедями. Зато они несколько раз в неделю принимали посетителей, выполняя роль верховных судей, т.е. решая различные вопросы и рассматривая всевозможные жалобы.
Монарх назначал и увольнял ключевых чиновников, заботился о благосостоянии страны – отвечал за строительство каналов и кяризов, постройке крепостей, селений и городов. Он жаловал и отнимал земли, раздавая их в качестве икта (земля в обмен на службу, т.е. аналог европейского феода), мулька (собственности), и вакфа (земля, переданная в дар религиозным учреждениям). Разумеется, он был верховным главнокомандующим, и иногда лично возглавлял армию.
Важно отметить, что в отличие от европейских государств, халиф изначально был главой светской и духовной власти, т.е. аналогом императора и папы римского одновременно. Институт церкви, как четко организованной структуры, способной стать противовесом светской власти, на Востоке отсутствовал.
Первым помощником халифа был визирь. Он возглавлял всю систему диванов, т.е. возглавлял всю административную систему, хотя к военным и судебным делам обычно отношение имел лишь косвенное.
Традиционно именно этот персонаж предстает главным злодеем во многих сказках, фильмах и т.д. Причина была проста. Визирь был главой чиновников, в первую очередь финансовых. Т.е. в то время как халиф командовал армией и осыпал милостями своих подданных, именно визирь был обязан обеспечить средства для этих раздач. Нередко именно визирь удерживал владыку от слишком щедрых трат. Так, когда один из халифов однажды пообещал некоему поэту сто тысяч динаров (золотых монет), то его визирь пошел на хитрость – приказал ночью насыпать перед спальней халифа денег на эту сумму, причем не в золоте, а в серебре. Увидев утром целую гору монет, халиф решил, что погорячился. Понятно, как к такой экономии относились придворные, в том числе поэты и летописцы.
Еще одним важным моментом было то, что визири часто были представителями другого народа, чем монархи и их ближайшее окружение. При Омейядах эту роль часто играли при греки, при Аббасидах – персы. Позднее, когда среди арабов стали появляться свои чиновники, в том числе и визири, халифы утратили политическую власть, и она перешла в руки тюрок. Поэтому визири по-прежнему нередко принадлежали к другим народам, чем правитель.
В общем, неудивительно, что визири часто бывали весьма непопулярными личностями. Да и ругать их было менее рискованно, чем правителя.
С другой стороны, слишком популярный визирь мог вызвать у правителя подозрение, что его авторитет выше монарха. И в итоге потерять голову, как это случилось с весьма популярным и щедрым визирем Джафаром из семьи Бармекидов, которого знаменитый халиф Харун ар-Рашид казнил вместе с всей семьей, толком так и не объяснив причину. Ходили слухи, что Джафар то ли тайком женился на сестре халифа, то ли стал слишком влиятелен, или даже слишком сильно стал склоняться на сторону одного из наследников халифа, а может просто надоел – Харун ведает. В любом случае Джафару было уже все равно.
Вторым человеком, обладавшим огромным влиянием, был хаджиб (управляющий). Вообще хаджибов было много, но в данном случае речь идет о главном управляющем дворцом халифа, чья должность часто переводится как церемонимейстер. Замечу, что арабы вообще часто для разных должностей нередко использовали один термин.
Хаджиб контролировал проведение приемов и прочих публичных церемоний. Именно он решал, кто получит аудиенцию повелителя, а кто нет. Он же распоряжался тем, какой будет эта аудиенция – личная встреча с монархом или проситель получит минимум времени на изложение своей просьбы. Также хаджиб мог заранее подготовить халифу характеристику на просителя, в диапазоне от «преданный и надежный человек» до «кляузник, доставший своими вздорными байками». Кроме того, хаджиб отвечал за порядок во дворце халифа, решение всех бытовых вопросов. Также он управлял личным имуществом (владениями) халифа.
Кроме главного хаджиба, которого часто называли эмир хаджибов, во дворце были и другие управляющие, которые заведовали различными службами:
Устадар – начальник хозяйственных служб двора (конюшни, пекарни, амбары, погреба, ремесленные мастерские).
Фараш – постельничий, глава слуг личных покоев монарха (фарашей).
Таштадар – начальник умывальных принадлежностей. один из самых близких к правителю придворных.
Джашнигир – стольник, пробующий все виды питья на предмет отравы.
Шарбадар – виночерпий, отвечавший за все вина, их хранилища и т.д.
Амир-ахур – конюший (соответственно, контролировал все конюшни).
Амир-шикар – организатор охот.
Девадар – личный секретарь халифа.
Кассыдар – секретарь, собирающий жалобы и прошения на имя правителя.
Амир аль-алим – знаменосец.
Различные работы во дворце исполняли многочисленные слуги, убиравшие различные покои, повара различных кухонь, садовники, смотрители зверинца, банщики (были бани для слуг, различных категорий придворных, самого халифа и т.д.), многочисленные ремесленники.
Разумеется существовал и гарем с многочисленными невольницами, большая часть которых выполняла обязанности служанок, но были и невольницы для постельных утех.
Следует учитывать, что законные жены халифа (обычно происходившие из знатных родов, в том числе и из правящего), а также его родственники, впрочем как и другие аристократки, не жили в его дворце, а имели собственные дома, точнее дворцы, управляли своими землями и т.д. Многие из знатных аристократок (естественно, исключая жен халифа) часто открыто имели любовников. Ну про то, как они жили в своих дворцах с наложниками из числа рабов, уточнять не будем.
Прислуга дворца состояла из рабов, которых делили на белых, которых называли сакалиба, поскольку они в основном происходили из славян, и черных (зинджи), а также свободных, работающих за жалование или в качестве отработки натуральной повинности (например кузнец должен отработать в дворцовых кузнях месяц вместо уплаты налогов).
Всех слуг называли хадимы, они делились на хавасс (те кто служит в резиденции, т.е. собственно слуги) и барани (те служат в мастерских, садах и т.д. за пределами резиденции).
Охрану дворца составляли гулямы, которых покупали как рабов в подростковом или юношеском возрасте, обучали, а затем освобождали, давая статус вольноотпущенника, и делали стражниками.
Они чаще всего были тюрками, хотя и не только. Охрана дворца делилась на гулямов худжра (внутренняя охрана личных покоев и самого халифа) и гулямов дари (внешняя охрана дворца). Интересно отметить, что основным оружием первых считался топор, как и рынд российских царей.
Заканчивая рассказ о дворце, нельзя не вспомнить о надимах (сотрапезниках). Это были люди, которые имели право свободно проходить во дворец и свободно общаться с правителем, особенно в то время, когда он отдыхал от дел. Их задачей было развлекать монарха, когда он отдыхал.
Надимов выбирал по своему вкусу сам халиф. У кого-то это были собутыльники, у кого-то серьезные специалисты в различных областях. Среди них часто встречались поэты, музыканты, особенно ценились хорошие рассказчики. Некоторые надимы, пользуясь доверием халифа, делали весьма приличные карьеры, превращаясь в наместников, чиновников и военачальников, другие оставались просто влиятельными придворными.
Во время церемоний во дворец приглашалась вся знать. Она делилась на две основные категории – каиды (воеводы) и катибы (гражданская знать).
Многие из них носили титул амиров, или эмиров (второе – тюркское произношение, по традиции в нашей литературе чаще используют этот вариант).
Особые категории знати составляли кади (судьи), хашимиты (родственники пророка, особенно сами Аббасиды) и уважаемые священники.
Разумеется, халиф и визирь не могли лично решать все вопросы управления. Для этого существовала система диванов.
Сразу следует отметить, что этим термином назывался и совет, который собирался для решения каких-то вопросов, и ведомство, решавшее те или иные вопросы. При этом важно учитывать, что привычная нам система разделения ведомств по функциям (есть министерство финансов, которое отвечает за все финансовые операции, есть таможенное управление, которое входит в него и т.д.) появилась в Европе относительно недавно (в 17 в.). Фактически как только возникала более-менее постоянно существующая проблема, для ее решения создавался диван, который при необходимости мог решать и дополнительные вопросы, или быть слитым с другим и т.д. По своим принципам эта система сильно напоминала систему приказов, существовавшую на Руси в 17 в.
Стабильно существовали следующие диваны:
1) диван ал-джайш – военное ведомство (содержание и набор войск). Проверяло то, сколько воинов выставили иктадары (феодалы), выплачивало содержание регулярным частям.
2) диван ал-барид – ведомство почты. Отвечало за перевозку писем, их перлюстрацию, сбор информации о местных сановниках и проверку их деятельности, т.е. играло роль почтового ведомства и одновременно секретной службы, а также, благодаря знанию дорог, выполняло обязанности квартермейстерской службы.
3) диван ат-тауки – секретариат халифа;
4) диван ан-нафакат – ведомство расходов на двор;
5) диван байт ал-мал – государственное казначейство;
6) диван аль-джахбаза – ведомство, отвечавшее за чеканку и обмен монет;
7) дар ал-мудасарин – ведомство конфискаций;
8) диван ан-расаил – ведомство оформления документов;
9) диван-аль-хатам – ведомство печати, где распоряжения руководства, после проверки их соответствия существующим законам, скреплялись печатью;
10) диван аль-фад – секретариат визиря;
11) диван аль-бис-вас-с-садака – ведомство благотворительности.
Этот список нельзя рассматривать как окончательный. Так, в источнике мы видим упоминания о диване аль-харадж (возможно аналоге диван байт ал-мал), собирающем налоги. Несколько позднее упоминаются диваны аль-хасс (управление личными землями халифа) и аль-амна (сбор налогов с обычных земель).
Позднее, при Сельджукидах, мы видим следующую систему управления (с использованием уже тюркских терминов): глава государства – султан, при нем визирь, возглавляющий гражданский аппарат управления.
Визирь возглавляет диван-и-ала, совет из четырех сановников, возглавляющих главные диваны. Это туграи (хранитель печати, т.е. глава личной канцелярии султана), считавшийся также наибом (заместителем) визиря. Мустафи (казначей), возглавлявший диван и-истифа (ведомство сбора налогов). Мушриф, возглавлявший диван и-ишраф, следящий за соблюдением законов и за местными чиновниками с помощью мушрифов на местах, назначаемых из центра (т.е. аналог прокуратуры и тайной разведки). Арид, возглавлявший диван и-арз, отвечавший за выдачу жалования и продовольствия воинам и учет их явки на службу.
Большую роль играет так же векиль, которого часто по старинке называют хаджибом, и возглавляемый им диван-аль-хасс (ведомство, управлявшие личным имуществом султана).
Особую роль в управлении играли кади (судьи). Верховным арбитром выступал сам халиф. На местах власти, из числа уважаемых и благочестивых представителей улемов (мусульманского духовенства) назначали кади. Также существовали верховные кади, также игравшие роль арбитражного суда.
Между кади и катибами (чиновниками) нередко существовала рознь. Первые были обязательно мусульманами, получали духовное образование, происходили обычно из знатных мусульманских фамилий. Вторые нередко были иноверцами, или бывшими иноверцами, получали общее образование и т.д.
Обе группы резко отличались от воевод. Каиды в свою очередь чаще всего хорошего образования вообще не имели. Вначале это в основном были арабы, потом чаще всего эти должности стали занимать бывшие гулямы, в первую очередь тюрки.
Халифат делился на вилайеты (провинции), во главе которых стояли вали (наместники), обычно носившие титул эмира. Они руководили местными войсками, поддерживали порядок и закон.
Центр обычно назначал амиля (казначея), который опирался на местных амилей и собирал налоги. Амили нередко выступали в роли откупщиков, т.е. сначала вносили деньги, а потом собирали их с налогоплательщиков.
Местные чиновники, кроме амиля и барида, подчинялись эмиру. Барид или его помощники (савафи) не подчинялись местным властям и были обязаны следить за ними.
Вилайеты часто делились на районы (уезды) , которыми правили эмиры или хакимы (управляющие).
Центрами власти всегда были города.
Эмиры назначали во все крупные города кутвалов (комендантов гарнизонов) и шихна (начальников полиции).
Обычно в каждом крупном городе существовал свой раис (градоначальник или мэр), которого назначали власти в лице эмира, обязательно из числа местных богатых и влиятельных жителей. Нередко эта должность передавалась по наследству. Раис решал местные административные вопросы, по мере возможности защищал жителей от произвола властей.
Также из местных жителей назначались кади (обязательно из представителей духовенства) и мухтасиб. Последний следил за порядком на базарах, назначал цены на рынках, проверял их выполнение торговцами, проверял посещение мечетей и другие вопросы нравственности.
Большую роль играли мехтары (старейшины) или шейхи. Это были лидеры кварталов, или племен, иногда старосты деревень.
Также большим уважением пользовались свидетели – влиятельные и уважаемые граждане, которые присутствовали в суде. Их функции не очень ясны историкам, возможно, они выступали как свидетели и даже защитники местных жителей, особенно богатых и уважаемых, заверяя их положение перед судом.
Для поддержания порядка в городах существовала городская стража. Она называлась шурта (если набиралась из воинов эмира, чаще всего неместных) или мауна (набиралась из местных жителей). Первые были более надежны для власти, но чаще творили произвол по отношению к жителям, вторые наоборот. Нередко в состав мауна входили айры. Так назывались местные маргиналы, что-то типа джентльменов удачи. Они нанимались охранниками к купцам, иногда занимались рэкетом, при этом защищая своих подопечных, иногда грабежом, особенно чужаков. Айары имели свой неписанный кодекс чести (понятия) и организовывались в группы во главе с атаманами.
В сельской местности большую роль играли декхане (крупные землевладельцы), иктадары (те, кто получил землю в обмен на службу), старосты.