Штурмовая авиация Второй Мировой Войны. История развития, вооружение, тактика и анализ применения (часть 6)
Штурмовая авиация Японии
Японское понятия «штурмовик» не имело ничего общего не только с нашим, российским, но и разительно отличалось от англо-американского понятия «Ground attack» или «assault» или же немецкого “Schlachtflugzeug”. Достаточно сказать, что видение штурмовиков у японского флота и армии при ярко выраженном дуализме в японской авиации было совершенно разное. Флотское понятие «rikujo kogeki-ki» (базовые штурмовики), или сокращенно “Rikko”, функционально представляло собой многомоторный бомбардировщик-торпедоносец берегового базирования, предназначенный как для противокорабельных операций, так и для классического бомбометания по наземным объектам, находящимся в зоне ответственности японского флота.
В годы Второй Мировой войны этот класс машин в японском флоте был представлен разработками фирмы Mitsubishi «Тип 96» G3M и «Тип 1» G4M – как по западной, так и по отечественной классификации – обычные многоцелевые средние бомбардировщики, отличавшиеся лишь увеличенной дальностью полета.
Японская армейская авиация в предвоенные годы функционально и организационно в той или иной степени копировала европейскую. Хотя как такового понятия «штурмовик» в японской армейской авиации не существовало, но класс легких одномоторных бомбардировщиков, столь распространенный в 30-е годы во всех странах, также не был обойден вниманием и в японской армейской авиации. Во второй половине 30-х годов этот класс машин составлял довольно большой процент парка японской армейской авиации. Он был представлен двумя типами самолетов, появившихся почти одновременно. Первым был продукт фирмы Mitsubishi – одномоторный легкий бомбардировщик Тип 97 или Ki-30 с двигателем воздушного охлаждения, а второй – Kawasaki Тип 98 или Ki-32 с V-образным двигателем. Оба самолета имели неубирающееся шасси, переднее вооружение состояло из единственного пулемета Тип 89 калибра 7.7 мм. У Ki-32 он был синхронизирован с двигателем и размещался в фюзеляже, а у Ki-30 располагался в левом крыле вне зоны, ометаемой винтом. Оба самолета имели такую роскошь, как закрытый бомбоотсек – большинство их одноклассников в других странах несли бомбы на внешней подвеске. Оба бомбардировщика имели примерно одинаковые характеристики, но в отличие от чисто «горизонтального» Ki-30, Ki-32 имел возможность пикировать под углом до 60 градусов.
Армейские легкие бомбардировщики.
В общем, оба самолета явились типичным продуктом своей эпохи со всеми присущими недостатками, свойственными классу легких одномоторных бомбардировщиков конца 30-х годов, к которым добавлялась характерная для японских самолетов низкая живучесть, которой традиционно жертвовали в угоду скорости, дальности и маневренности.
Если бомбардировщик Kawasaki Ki-32 к началу боевых действий 2-й Мировой войны практически исчез из боевых частей – сказался не слишком надежный двигатель водяного охлаждения, то Ki-30 в начале боев в Юго-Восточной Азии составлял едва ли не костяк ударных групп японской армейской авиации. Причем действовал достаточно успешно, пока господство в воздухе оставалось за японцами. Ki-30 также успешно применялся союзниками Японии – королевством Сиам и империей Маньчжоу-Го. Но как только господство в воздухе было утеряно японцами, Ki-30 показал свою полную боевую беспомощность. Известен бой 25.12.41 г., когда 90-й сентай легких бомбардировщиков в составе 27 Ki-30 на Филиппинах, летевших без сопровождения, был буквально растерзан одиннадцатью «Томагавками» из остатков 24-й истребительной группы США. Японцы потеряли 18 машин сбитыми и 6 поврежденными. Американские истребители потерь в тот день не понесли. В итоге Ki-30 разделил судьбу других легких бомбардировщиков 30-х годов и к 1943 году почти исчез с фронтов.
Тем не менее, развивая казалось бы бесперспективную концепцию легкого бомбардировщика, специалистам Mitsubishi неожиданно удалось создать очень успешную конструкцию легкого штурмовика. Тот же конструкторский коллектив, создавший бомбардировщик Ki-30, из инженеров Кавано, Мизуно и Оки (Kawano, Mizuno, Okhi), постарались сохранить достоинства предшественника – хорошую скорость и маневренность и в той или иной степени минимизировать недостатки – неудовлетворительную живучесть и невозможность пикировать.
В результате появился совершенно новый класс, обозначенный в японской армейской авиации как «Shũgekiki/Gunteisatsuki» – разведчик-штурмовик, представленный небольшим одномоторным самолетом Тип 99 Ki-51.
Самолет сохранил от предшественника неубирающееся шасси в обтекателях. Наступательное вооружение было несколько усилено до двух 7.7-мм пулеметов Тип 89 в консолях крыла, не считая оборонительного пулемета Te-4 того же калибра. От закрытого бомбоотсека отказались в пользу внешних подвесок, справедливо посчитав, что для непосредственной поддержки собственных войск выгодно иметь набор из мелких бомб, чем одну-две крупнокалиберные, а на внешней подвеске комбинировать различный состав бомб гораздо удобнее. Штурмовик, получивший у союзников кодовое обозначение “Sonya”, был очень хорошо забронирован, имел протектированные баки и, в отличие от большинства японских самолетов 2-й Мировой, обладал отличной живучестью. Ki-51 строился большими сериями и был очень популярен и среди экипажей, и среди наземных частей. Часто эти машины сводили в отдельные независимые эскадрильи и подчиняли наземным войскам.
Штурмовики “Sonya” могли подолгу «висеть» в воздухе, оказывая поддержку пехотным и танковым частям японской армии. Основной «зоной ответственности» для них были бескрайние просторы Китая и Юго-Восточной Азии, на островах Тихого океана они почти не применялись. Из-за труднопроходимых джунглей, над которыми приходилось, в основном, работать японским штурмовикам, танки противника были редкостью, целями для них являлись артиллерийские и минометные расчеты, пехота и транспортные колонны союзников. Это предопределило легкое вооружение Ki-51, хотя на последних сериях крыльевые пулеметы Тип 89 иногда заменялись на крупнокалиберные Но-103. Во второй половине войны специалисты фирмы Mitsubishi предприняли попытку улучшить динамические качества устаревающего штурмовика, разработав улучшенную версию его с убирающимся шасси. Проект получил обозначение Ki-71, но до воплощения дело не дошло, концепция себя исчерпала.
Так же как и штурмовик Мицубиси Ki-51, применялся легкий многоцелевой самолет фирмы Тачикава Ki-36. Вооруженный единственным курсовым пулеметом Тип 89 и десятком легких противопехотных бомб, он неплохо действовал в Китае по пехотным колоннам, но, само собой, противостоять прикрытой с воздуха и хорошо эшелонированной ПВО союзников на Тихом океане он уже не мог.
Борьба с немногочисленной бронетехникой союзников в Юго-Восточной Азии ложилась прежде всего на плечи наземных японских войск, но поддержка с воздуха никогда не была лишней. Традиционно легкое стрелковое вооружение японской армейской авиации в начальный период войны не позволяло японской авиации сколь-нибудь серьезно рассчитывать на успех в противотанковой роли.
Но среди армейских самолетов японской авиации выделялся продукт фирмы Kawasaki – двухмоторный многоцелевой истребитель Ki-45 “Toryu”, который в отличие от своих одномоторных коллег имел на вооружении помимо пары носовых 12.7-мм пулеметов Но-103 еще и 20-мм пушку Но-3, расположенную под носовой частью фюзеляжа.
Низкая скорострельность этого орудия не позволяла стать ему эффективным средством для воздушного боя, но ввиду того, что эта пушка являлась простой модификацией мощного противотанкового ружья Тип 97, она обладала потрясающей баллистикой и мощным снарядом, что в свою очередь позволяло использовать ее для успешных атак вражеской бронетехники. Конечно, танки «Матильда» или «Шерман» были ей не по зубам, но с легкими «Стюартами», составлявшими львиную долю танковых подразделений союзников в начале войны, она расправлялась вполне уверенно. Таким образом, истребитель Ki-45 KAI—a (часто встречается обозначение Ki-45 KAI—Koh) стал первым и, по сути, единственным противотанковым штурмовиком японской армии.
Потребность борьбы с кораблями и катерами союзников заставила инженеров Kawasaki усилить вооружение Toryu. Вместо 20-мм пушки Но-3 в том же месте разместили пехотную 37-мм пушку Тип 94. Заряжаемое вручную орудие хотя и выглядело солидно, но было не более, чем импровизацией. Небольшая серия штурмовиков Ki-45 KAI—b (или Ki-45 KAI—Otsu) была выпущена, но, предполагаясь главным образом, для борьбы с американскими бомбардировщиками, ничем себя особо не проявила.
Значительно более предпочтительно выглядела модификация Ki-45 KAI—с, которая также иногда обозначается Ki-45 KAI—Нei. В состав её наступательного вооружения входила автоматическая пушка Но-203 калибра 37 мм и пара 20-мм Но-5. Но появился этот вариант уже в середине войны, когда сам самолет уже в большей степени устарел, да и в небе над Тихим океаном безраздельно господствовала авиация союзников, так что проявить себя как штурмовик ему не довелось, зато нашел себя в качестве очень эффективного средства борьбы с американскими Сверхкрепостями в ПВО метрополии.
Cледует отметить, что на Ki-45 устанавливали самое различное стрелковое вооружение в разных комбинациях. Выпускались варианты с 40-мм пушкой Но-301, планировался даже вариант с 75-мм зенитным орудием Тип 88. В отличие от большей части японской авиации Ki-45 имел кое-какую бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки, но с утратой господства в воздухе эта защита ни в коей мере не спасала эти самолеты ни от огня зенитной артиллерии, ни от истребителей союзников.
Другим проектом противокорабельного штурмовика фирмы Kawasaki явился проект Ki-102b – двухмоторная двухместная машина с хорошей бронезащитой, явившаяся плодом многолетних метаний технического отдела Koku Hombu между потребностями в тяжелом истребителе-перехватчике и штурмовике. Спецификация на разработку самолета менялась несколько раз, уже готовые машины в одно- и двухместном варианте отметались, оставаясь в виде прототипов, несколько раз менялась сама концепция самолета. И лишь талант и долготерпение конструкторов Kawasaki позволили воплотить в металл идеи армейских теоретиков от авиации. Самолет действительно получился хорош, путем несложных модернизаций он мог выполнять функции и тяжелого перехватчика и штурмовика. При этом был неплохо забронирован, конечно, по японским меркам. Девятью бронеплитами толщиной от 8 до 12 мм были защищены кабина экипажа, отсек вооружения и, частично, бензобаки. Общая масса брони составляла около 200 кг.
Вооружение представлялось очень мощным – автоматическая 57-мм пушка Но-401 в носовой части и пара 20-мм пушек Но-5 в дополнение к 500 кг бомб на внешней подвеске. Около 230 машин было выпущено, но в боях они почти не применялись. Основное предназначение их было – борьба с десантными катерами союзников. Поэтому Ki-102b, состоявшие на вооружении четырех сентаев армейской авиации, сохраняли в резерве в ожидании боев за Японские острова. Некоторое количество Ki-102 были модифицированы в перехватчики с установкой 37-мм пушек Но-204.
Попытку создания противотанкового штурмовика в самом конце войны предпринял армейский арсенал в городе Тачикава. Итогом послужило создание очень изящного двухмоторного двухместного самолета Ki-93, оснащенного новейшей 57-мм пушкой Но-402 – значительно более мощным и скорострельным орудием, чем установленная на штурмовике Ki-102b Но-401 того же калибра. Ki-93 совершил лишь один полет, после чего был уничтожен на земле авиацией союзников. Второй экземпляр этого самолета планировалось оснастить 75-мм автоматической пушкой Но-501. Но взлететь этот штурмовик уже не успел. Американцы перевезли его в США, где следы его потерялись в 1946 году.
Даже если бы Ki-102 и Ki-93 были построены сколь-нибудь существенной серией и были бы применены по прямому назначению, маловероятно, чтобы они смогли бы как-то проявить себя в условиях глобального численного превосходства союзников.
Также интересен еще один проект штурмового самолета, на этот раз японского флота – «противоаэродромного» штурмовика. В самом конце войны авиация флота Японии планировала диверсионную операцию против американских аэродромов на Окинаве, где базировались бомбардировщики В-29, опустошавшие Японию весной-летом 1945 года.
Основной ударной силой должен был явиться воздушный десант морской пехоты, а поддержку им должны были оказать специально модифицированные двухмоторные пикирующие бомбардировщики P1Y “Ginga”, разработанные в арсенале флота Kugishõ в городе Йокосука. В бомбоотсеке бомбардировщика были установлены аж 17 20-мм пушек Тип 99. Двенадцать из них были направлены под углом вперед-вниз, пять – назад-вниз. Еще две пушки были установлены на турелях в носовой и кормовой установке. Всего были подготовлены тридцать таких импровизированных штурмовиков. Большая часть из них была уничтожена на аэродроме американской авиацией еще на стадии планирования операции. Оставшиеся были зарезервированы для штурмовки десантных судов союзников в ожидании высадки на Японские острова. Само собой разумеется, что до применения дело не дошло. Но надо полагать, в случае применения таких штурмовиков с бреющего полета против стоянок американских бомбардировщиков действие их было бы поистине убойным.
Кроме того, в той или иной степени к штурмовой авиации Японии можно отнести ряд импровизированных модификаций на базе серийных моделей самолетов различного назначения, появившихся в самом конце войны и многочисленные проекты самолетов для «Специальных атак» смертников. Но это несколько выходит за рамки классического штурмового самолета.
Традиционный экскурс в историю реактивных снарядов вынесен ранее в отдельную статью https://alternathistory.ru/yaponskie-aviatsionnye-reaktivnye-snaryady