3

 

Доброго времени суток, коллеги. Продолжаю публиковать свои наработки по альт-броненосцам Конфедерации мира Dixieland, и на сей раз разговор зайдет о малых броне­носцах I поколения (1861 – начало 1862 года).

Вступление

Вообще, думал обойтись без вступления, так как эта статья является логическим продолжением предыдущей, но вот что-то не получилось. Есть вещи, которые нужно объяснить перед тем, как приступать к самим кораблям.

И касаются они, по большей части, броненосца типа "Монтгомери". Реально этот корабль назывался "Уилмингтон" и строился в единичном экземпляре в собственно Уилмигтоне, Северная Каролина ближе к концу войны. Я же решил "подтянуть" его ближе к началу и умножить на два. Но это потребовало изменений. Прежде всего, пришлось перенести место постройки на "освободившиеся" после "Балтика" верфи в Алабаме. При этом сменилось название – ведь корабль более не строился в Северной Каролине. "Балтик", в свою очередь, строиться не будет. Однотипный с "Монтгомери" "Новый Орлеан" будет строиться несколько позднее на освободившихся после "Луизианы" и "Миссисипи" верфях. Также отмечу, что "Монтгомери" – "Уилмингтон" будет, вероятно, наиболее альтернативным из всех кораблей – банально потому, что достроить его не успели, а документация в КША во время войны велась через одно место, и потому точные ТТХ этого корабля банально неизвестны.

Также из-за причин отсутствия толковой документации мой вариант "Манассаса", несмотря на полное наследование реального корабля, может отличаться от интерпретаций других людей. В частности, при беглом осмотре приведенной в статье 3D модели броненосца (не моей) можно заметить достаточно много отличий. И это все потому, что разные источники дают разные чертежи. "Миссисипи", к примеру, в прошлой статье имел 12 орудий (как на одном из эскизов этого броненосца), но на модели их 16, и где правда – неизвестно, ибо броненосец не был достроен, а артиллерию даже не успели заказать.

И последнее касательно цвета "Арканзаса". Первоначально он был у меня серо-стальным, как и другие броненосцы, но нашел упоминание, что его окрасили в "шоколадный или розовый цвет". Вопрос "зачем" остался без ответа, хотя есть подозрение, что это была или ржавчина, или спецпокрытие от ржавчины. Так что я решил и своего "Арканзаса" сделать "шоколадкой", хотя опять же – тот или не тот цвет я выбрал, я не в курсе, ибо в интернетах встречал самые разные варианты.

Самый необычный броненосец войны — "Манассас"

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

Южане знали толк в извращениях! Или в броненосных подводных лодках? Хм…

Был на Юге такой предприниматель – Генри Франклин Вильник [1]. Он был патриотом Юга, но своеобразным – его манили не земли, люди и знамена, не официальные границы штатов, а природные богатства региона и то, что можно было с ними сделать и сколько долларов с них можно было получить (впрочем, у Вильника они не задерживались и сразу же вкладывались во что-то еще, в результате чего после войны он стал очень богатым и влиятельным человеком, владельцем крупнейшей в КША сети текстильных фабрик и акционером Tradegar Confederated Group, о чем, впрочем, как-то в другой раз). К 1860 году на Юге Вильник имел около дюжины заводов, включая завод в Новом Орлеане по ремонту и постройке паровых котлов. Потому не удивительно, что именно к Генри Вильнику в 1861 году обратилась небольшая частная организация из Луизианы с просьбой перестроить их корабль в броненосец.

Кораблем этим был буксир северян "Караван Еноха", захваченный в самом начале войны пароходом Конфедерации "Иви" и отведенный в Новый Орлеан. Там он был выкуплен у флота волонтерами, которые решили переоборудовать корабль в броненосец, но не представляли себе, как именно это сделать. Не представлял, что делать с тихоходным буксиром, и сам Вильник, потому все заботы о "Караване Еноха" свалились на голову старшего инженера предприятия Вильника в Новом Орлеане, Эдварда Грини [2], который как бы тоже не являлся специалистом не то что в современном броненосцестроении, а и в кораблестроении вообще. Именно это и сыграло главную роль в создании столь оригинального корабля, как "Манассас" (название корабль сменил вскоре после поступления в руки завода Вильника).

По проекту Грини, весь надводный корпус буксира был срезан, и вместо него устанавливался полноценный бронированный карапас на деревянном каркасе. Вместо дефицитной брони было решено использовать котельное железо толщиной в полтора дюйма, которого на заводе Вильника было в избытке [3]. Не имея возможности установить какую-то серьезную артиллерию на корабль из-за недостатка места и ограниченных возможностей арсеналов в Новом Орлеане, Грини решил установить единственную девятидюймовую пушку Дальгрена в носовой части, которая могла стрелять прямо по курсу. Но не она была основным оружием корабля – упор делался на нанесение таранных ударов, для чего "Манассас" получил хорошо укрепленный массивный таран, опирающийся на корпусные конструкции и карапас. Собственно, на этом все изменения и завершились – Грини не трогал исходную машинерию, и "внутренности" корабля почти не изменились. В результате всего этого переделка буксира в броненосец заняла всего несколько месяцев.

Частная организация, которая являлась владельцем броненосца, была немного озадачена таким поворотом событий. "Манассас" планировался к использованию не как боевой корабль, а как рейдер (собственно, навар с захваченной добычи был главной целью этих гражданских лиц), но переделка фактически исключила из списков возможных крейсерские функции корабля. Малые запас и скорость хода, отсутствие альтернативного парусного движителя, весьма условная мореходность и вооружение сделали из потенциального рейдера броненосец прибрежного, если не речного типа. Разочарованные частники в результате продали "Манассас" флоту как раз перед тем, как в Новый Орлеан вслед за генералом Брайерли прибыл коммандер Вуд, назначенный флаг-офицером [4] Миссисипской флотилии КША. Там он начал активно развивать "тему" таранных кораблей [5], и "Манассас" представлялся ему главным козырем, который имела на воде его флотилия до ввода в строй "Луизианы". Тем не менее, коммандер Вуд быстро обратил внимание на то, что броненосец плохо слушается руля, и потому зимой 1861-1862 года площадь руля была увеличена, что, впрочем, не сильно облегчило положение.

"Манассас" активно участвовал в обороне Нового Орлеана в апреле 1862 года, где показал себя с лучшей стороны (хотя низкая маневренность и малая скорость значительно усложняли проведение эффективного таранного удара). В дальнейшем он стал одним из самых активных кораблей Миссисипской флотилии, не единожды вступал в бой с федералами и отправил на дно несколько их кораблей. После вступления в войну Франции, зимой 1862-1863 годов на нем даже заменили котлы и машины, благодаря чему он смог развивать до 9 узлов хода. Тем не менее, его использование с этого момента стало затруднительным – у федералов появились мощные пушки Родмана и Дальгрена, способные пробить даже карапасную броню (обычная артиллерия начала войны чаще всего не могла пробить ее – ядра просто соскальзывали). В результате к моменту подписания мира "Манассас" уже почти не покидал Нового Орлеана. Дальнейшая его судьба точно неизвестна – ясно лишь, что в 1866 году корабль был исключен из списков флота, а уже к 1870 от него остались одни лишь воспоминания.

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

С перепугу "Манассас" можно принять за подводную лодку.

 

"Манассас", Wilnick Factory, Новый Орлеан, Луизиана — (перестроен из парохода)/12.09.1861

Водоизмещение: нормальное 387 тонн

Размерения: 42,2×10,1×5,2м

Механизмы: 2 винта, 2 ПМПД, 2 котла, 4 узла

Запас топлива: (неизвестно)

Дальность: (неизвестно)

Броня (железо): карапас 1.5’’

Вооружение: 9’’ орудие Дальгрена, таран

Экипаж: 36 человек

 

После модернизации 1862-1863 года – новые машины и котлы, скорость до 9 узлов.

Эксперименты военного времени — броненосцы типа "Монтгомери"

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

"Уилмингтон", который "Монтгомери". Как по мне, он очень даже неплох.

Даже в столь стесненных ресурсных условиях, в которых пребывала Конфедерация с самого своего момента создания, нашлось место для экспериментов. К тому располагала и обстановка – сама возможность получить оружие, способное изменить ход войны, была заманчивой в любые времена, особенно для сторон, находящихся в более бедственном положении. Таким экспериментом для флота Конфедерации стали броненосцы типа "Монтгомери", которые оказались наименее ожидаемыми и наиболее эффективными броненосцами Конфедерации, которые послужили основой для будущей серии кораблей типа "Ричмонд" [6].

Родились они непросто. Главный конструктор ВМС КША, Джон Люк Портер, вскоре после начала модернизации "Вирджинии" начал приходить к мыслям, что длинный массивный каземат – скорее уязвимое место, чем преимущество в случае встречи с вражескими кораблями в бою на "пистолетных" дистанциях. В результате у него начал складываться альтернативный проект броненосца, вооруженный всего двумя пушками, зато максимально мощными (на тот момент) и размещенными в двух компактных и хорошо защищенных раздельных казематах. Морской секретарь Мэллори был не против подобного эксперимента, хотя он и заметил, что вооружение корабля представляется слишком слабым, и кораблю не помешали бы какие-то иные сильные стороны кроме защищенности. Со своей стороны он почти мгновенно нашел фирму-строителя для этого корабля – Henry & Phillips из Монтгомери, штат Алабама. Ранее эта контора занималась постройкой речных пароходов, и хоть и не строила гигантов, но опытом работы вполне обладала.

Всего на броненосец, названный "Монтгомери", планировалось установить два 8-дюмовых орудия Брука в казематах, защищенных 6-дюймовой броней. При этом оба каземата имели колпаки из дюймовой брони, которые позволяли регулировать вентиляцию корабля в бою. Боевые рубки (в носу и корме) размещались прямо под палубой, их колпаки защищались броней толщиной 6 дюймов. Стараясь учесть пожелание Мэллори, Портер решил также сделать ставку на скорость, в результате чего корпус вышел достаточно длинным (что обеспечивало лучшую скорость). Впрочем, из-за этого сразу же возникли проблемы – машин достаточной мощности в распоряжении Конфедерации на тот момент не оказалось, а постройка новых на заводе Atlanta Iron Works затянулась, из-за чего корабль, спущенный на воду спустя три месяца после закладки, еще полгода стоял и ждал своей машинерии. Проблемы возникли и с броней – "рельсы" поступали в недостаточном количестве. В конце концов, на достройку "Монтгомери" пришлось отводить в Мобил, так как Henry & Plillips, как оказалось, не обладают возможностями достройки кораблей, да к концу 1861 года хозяин завода собрался переориентировать его на производство оружия и боеприпасов для армии. В порту Мобила на броненосец установили артиллерию, машины и остатки брони, после чего корабль принял под свое начало коммандер Роберт Пирри.

С этого момента началась славная история броненосца "Монтгомери". На испытаниях он показал хорошую маневренность и скорость хода, чем восхитил его командира и экипаж. После вступления в строй броненосец недолго оставался "охранником" залива Мобил – поступил приказ прорываться в Новый Орлеан для включения в состав Миссисипской флотилии, которая планировала серьезные операции против сил северян. Прорыв прошел успешно, несмотря на три стычки с кораблями федералов – "Монтгомери" получил незначительные повреждения, северяне же потеряли один корабль, еще несколько были серьезно повреждены. Корабль в Новом Орлеане встречали как героев, а сам корабль в тот же день детально изучил адмирал (уже получивший повышение в новое звание для Конфедерации) Вуд, который тут же пожелал получить в свое распоряжение еще один такой корабль.

И он его получил! Правда, на это потребовалось время, но уже показавший себя завод Тифтов построил точную копию "Монтгомери", названную "Новым Орлеаном", гораздо быстрее, чем алабамцы. Сказалась и поддержка французов, вмешавшихся в войну – на "Орлеане" устанавливались французские машины, что сильно ускорило вступление корабля в строй. Оба этих броненосца стали одними из главных ударных сил Миссисипской флотилии, а после ухода "Луизианы" и "Миссисипи" в Атлантику "Монтгомери" и вовсе стал флагманским кораблем всей флотилии, правда, уже под началом дерзкого Пирри. На Миссисипи оба корабля не единожды участвовали в сражениях, как с кораблями федералов, так и обстреливая берег. Активная боевая служба имела свои минусы – "Новый Орлеан" подорвался на мине федералов у Мемфиса и затонул в 1864 году, а "Монтгомери" из-за износа механизмов сразу после окончания войны вывели в резерв, а в 1867 и вовсе исключили из состава флота и продали на лом. Несмотря на общую удачность концепции, флоту уже не нужны были подобные корабли, когда в строю имелись более мощные "Ричмонды", а в CSND уже планировали закладку башенных мониторов.

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

"Монтгомери". Конечно же, имеются некие отличия от реального "Уилмингтона", хотя каким должен был выглядеть "Уилмингтон" – точно никто и не знает, судя по всему.

 

"Монтгомери", Henry and Phillips , Монтгомери, Алабама – 11.1861/01.1862/07.1862

«Новый Орлеан», Nelson and Asa F. Tift, Новый Орлеан, Луизиана – 08.1862/10.1862/12.1862

Водоизмещение: нормальное 1150 тонн

Размерения: 69,1×14,2×3,1м

Механизмы: 2 винта, 2 ПГМ, 4 котла, 9-10 узлов

Запас топлива: (неизвестно)

Дальность: (неизвестно)

Броня (железо): пояс 4’’, казематы 6’’, палуба 1’’

Вооружение: 2 8/18’’ орудия Брука

Экипаж: 113 человек

Слабые броней, но сильные духом — броненосцы типа "Арканзас"

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

"Арканзас" в бою

Изначально Конфедерация не планировала строить речные броненосцы, но весть о том, что броненосные корабли для действий на Миссисипи строит Союз, заставила изменить эти планы. Из-за вездесущего дефицита ресурсов, а также того факта, что основные промышленные предприятия государства располагались на побережье Атлантического океана, выбор мест, где такие корабли можно было построить, оказался очень ограниченным, да и численно планировалось заказать всего два таких корабля. В качестве исполнителя заказа на два речных броненосца был выбран завод Джона Ширли в Мемфисе.

Второстепенность создания речных флотилий в планах Конфедерации привела к тому, что проект броненосца подвергся значительной корректировке "на местах" с одной стороны, и корабли строились без оценки Портера, который считал, что теннессийские кораблестроители следуют основным идеям его эрзац-броненосцев неукоснительно. В то же время корректировка в Мемфисе лишила корабль одной важной черты – а именно хороших углов наклона стенок казематов, увеличивающих степень защищенности кораблей. Борта броненосцев, названных "Арканзас" и "Нью-Мексико" [7], вовсе не имели никакого наклона, а наклон передней и задней стенки был значительно уменьшен. Кроме того, уменьшили и толщину самой брони, которая не превышала достаточно скромного показателя в 3 дюйма [8]. С другой стороны, отсутствие углов наклона бортовых стенок позволило разместить больше чем обычно орудий, что увеличивало огневую мощь корабля [9]. Имелся у корабля и серьезный таранный форштевень, который, по иронии судьбы, головному кораблю так и не пригодился – на "Арканзас" вскоре после прибытия в Новый Орлеан установили шестовую мину, которую он с гордостью не только носил на себе, но и использовал в бою.

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

Достройка "Арканзаса" в Язу-сити. Рисунок не совсем верный, так как боковые стенки каземата показаны с некоторым наклоном.

Проблемы с этими кораблями начались с самого начала. Федералы стремительным маршем продвигались к Мемфису, и едва спущенные на воду корабли пришлось срочно отводить далеко на юг по Миссисипи, а затем на восток, по реке Язу, в одноименный городок. Там броненосцы принялись достраивать, хотя в условиях маленького провинциального города это вызывало определенные проблемы. Мало было материалов, задерживались поставки брони (часть "бронерельсов" не успели вывезти из Мемфиса), появились проблемы с набором экипажей. На корабли пришлось установить ненадежные паровые машины – других просто не было Тем не менее, "Арканзас" все же ввели в строй, причем совершенно неожиданно для северян.

С этого момента началась славная история броненосцев типа "Арканзас". Головной корабль, прозванный из-за окраски "Mississippi Red Ram", или "Миссисипским Красным Тараном", уже первым своим боем – прорывом через расположение федеральной речной эскадры у Виксберга на юг, в Новый Орлеан – нанес федералам значительный урон, как моральный, так и физический. В роли одного из самых активных кораблей Миссисипской флотилии КША он не единожды вступал в бой с янки, во время которых проявились как его преимущества в виде сильного вооружения, так и недостатки в виде недостаточной бронезащиты. Из каждого боя "Арканзас" выходил с потерями – тяжелые федеральные снаряды пробивали его броню и приводили к человеческим смертям. И все же броненосец чинили и вновь отправляли в бой, за новой порцией славы и смертей. Он стал самым известным кораблем Конфедерации на Среднем Западе, и даже у врагов вызывал уважение.

До конца войны не дожил ни один из броненосцев этого типа. "Арканзас" из-за поломки машин оказался обездвижен во время боя, окружен северянами и уничтожен (в прямом смысле – после попадания тяжелого снаряда в крюйт-камеру корабль взлетел на воздух, забрав с собой весь экипаж). "Нью-Мексико", вступивший в строй несколько позднее, также активно сражался с кораблями федералов, хоть и не покидал реки Язу. Его присутствие создавало угрозу флангу федералов, мешало действиям армии Гранта близ Виксбурга, из-за чего пришлось пойти на крайние меры. Была проведена спецоперация с участием 5 таранных кораблей под прикрытием 3 канонерок, с треском провалившаяся. Тем не менее, федералы не прекратили своих попыток, и в результате атаки парового катера с шестовой миной "Нью-Мексико" был потоплен. Его остатки, как и "Арканзаса", были подняты и разобраны в 1870-1873 годах. Однако не это стало концом истории броненосцев типа "Арканзас". Уже после Второй мировой войны группа патриотично настроенных предпринимателей из штата Миссисипи выделили деньги на постройку точной копии героического "Арканзаса". "Введенный в строй" летом 1959 года, корабль-музей "Арканзас" ныне находится в Виксбурге, недалеко от места, где погиб его предшественник.

Малые казематные броненосцы КША I поколения (Dixieland)

Вот такой он, "Миссисипский Красный Таран".

 

"Арканзас", John T. Shirley & Co./Yazoo River Factory, Мемфис, Теннесси/Язу-сити, Миссисипи – 10.1861/22.04.1862/26.05.1862

"Нью-Мексико", John T. Shirley & Co./Yazoo River Factory, Мемфис, Теннесси/Язу-сити, Миссисипи – 10.1861/23.04.1862/30.08.1862

Водоизмещение: нормальное 850 тонн

Размерения: 49,8×11,2×2,9 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМПД, 8 узлов

Запас топлива: (неизвестно)

Дальность: (неизвестно)

Броня (железо): пояс 3’’, каземат 3’’, палуба 1’’

Вооружение: 4 6.4/22’’ орудия Брука, 8 9’’ орудий Дальгрена, 2 32-фунтовые гаубицы

Экипаж: 230 человек

Примечания

1) H.F. Wilnick, расшифровки инициалов я так и не нашел, потому будет он у меня Генри Франклином.

2) Не смог найти автора проекта такой оригинальной переделки "Манассаса", потому автора пришлось придумать.

3) Вообще, что "Манассас" был защищен котельным железом – это скорее мое предположение. Не помню точных упоминаний об этом (хотя может и читал, но забыл), но по крайней мере нестандартная толщина для "рельсовой" брони, иная "расшивка" и быстрая перестройка корабля говорят о том, что в качестве брони использовались наличные материалы в виде листов прямоугольной формы. Листы котельного железа подходят под это описание полностью.

4) Изначально во флоте США, как и КША, отсутствовали звания адмиралов как "диктаторские" и "не демократичные". Таковые появились лишь в ходе войны, а до того командующих любыми соединениями кораблей назначали флаг-офицерами, что было скорее должностью, чем званием.

5) Вообще, "таранная" тема была популярна и в реальности, на реках действовали целые таранные флотилии кораблей, которые порой добивались значительных успехов. При наличии достаточного числа гражданских кораблей это было вполне дешево, сердито и эффективно, хотя, в отличие от артиллерии, не позволяло хоть как-то влиять на происходящие на берегу события.

6) Идея заменить не самые симпатичные "Ричмонды" на куда более оригинальные и симпатичные развития "Монтгомери" пришла мне уже в ходе написания этой статьи.

7) Вообще-то "Арканзас" и "Теннесси", но второе название я зарезервировал за другим броненосцем.

8) Что, в общем-то, не так уж и мало с другой стороны – американские речные броненосцы защищались 2,5-дюймовой броней, чего, однако, было совершенно недостаточно против тяжелой крепостной и корабельной артиллерии.

9) "Арканзас" считается удачным кораблем, с чем я не совсем согласен. Хотя, если взглянуть на его противников – те же броненосные канонерки типа "Сити", то впечатление не такое уж и плохое…

Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account