Получит ли Российская армия тяжёлые БМП в зоне боевых действий?
О необходимости и полезности тяжёлых БМП у нас ведётся разговоры начиная с 90-х годов. За это время было создано множество проектов, наиболее известные из которых БТР-Т и БМО-Т. При этом ни один из них так и не был принят на вооружение и все они остались на уровне опытных образцов. Однако судя по всему в этом вопросе лёд тронулся. По крайней мере УралВагонЗавод запатентовал тяжёлую БМП и если поторопится с опытным образцом то она ещё вполне может успеть на войсковые испытания в зоне боевых действий. Так что же из себя представляет эта боевая машина?
Содержание:
Капитальная модернизация БМО-Т
Что такое БМО-Т и для чего она была создана? Боевая Машина Огнемётчиков Тяжёлая (БМО-Т) была разработана специально для огнемётных частей, которые, если потребуется, могли бы уничтожать вражеские укрепления с помощью ручных реактивных гранатомётов, таких как «Шмель». Эти гранатомёты имеют небольшую дальность действия, и любой толковый офицер не оставит врагу удобных путей для подхода к дотам или подобным объектам.
Атаковать такие позиции часто приходится напрямую, что вместе с короткой дальностью «Шмеля» делает подобные действия не только рискованными, но и смертельно опасными. БМО-Т предназначен для того, чтобы защитить огнемётчиков своей бронёй и позволить десанту выйти вблизи от вражеских позиций, откуда они смогут открыть огонь по укреплённым точкам.
В начале 2000-х годов планировалось использовать БМО-Т, однако уже тогда возникали обоснованные сомнения. Зачем нужен тяжёлый транспортер, если существуют танки с кумулятивными зарядами, настолько же эффективными против бетонных конструкций? Например, заряд 3В-15 способен пробить 550 мм броневой стали или её эквивалент, или 1 200 мм железобетона. ПТРК же обладают ещё более впечатляющими характеристиками. Например, фугасные боеприпасы ПТРК «Корнет» имеют термобарическую часть, а его кумулятивные версии могут пробивать до 1 000-1 200 мм стали или 2 200-2 400 мм железобетона.
Одним из недостатков БМО-Т было их ограниченное количество — всего 12 единиц на всю армию. Предполагается, что все эти машины огнемётчиков были утрачены в первые шесть месяцев боевых действий. Таким образом, ТОС оказался более массовым и действенным. Способность охватить территорию размером с футбольное поле и уничтожить всё с меньшим риском для солдат повысила эффективность огнемётных подразделений ВС РФ. Внешне целый бетон мог остаться не тронутым, но внутри — выжженным, как минимум обескислороженным, создавая кратковременный вакуум и нанося фатальный урон противнику.
Новая машина
Новое изобретение представляет собой тяжёлый транспортёр, созданный на основе Т-72, с значительными изменениями в конструкции по сравнению с БМО-Т. Согласно патенту от 13 октября 2023 года, данная разработка относится к категории машин управления. Для этого увеличили пассажирский отсек, переработали броню, расположение экипажа и принципы управления вооружением.
Если в БМО-Т водитель находился на том же месте, что и в основном танке, то в машине управления кресло механика-водителя было смещено влево относительно оси движения. Место командира сохранилось, но вместо стандартной командирской башенки с пулемётом НСВТ был установлен боевой модуль «Охотник». Для выполнения командных задач машина управления оснащена множеством антенн и различными системами связи.
На первый взгляд, это вовсе не машина для пехоты, а очередная генеральская игрушка… Соглашусь, но всегда можно удалить большинство антенн, перестроить десантное отделение для пехотинцев и использовать машину в качестве тяжёлого бронетранспортёра. Кроме того, в России уже давно созданы альтернативные боевые модули с вооружением, включающим 30-мм автоматические пушки, противотанковые ракетные комплексы или 57-мм орудия. Так тяжёлый бронетранспортёр сможет функционировать как боевая машина пехоты. Хотя, существуют иные варианты… Например, низкопрофильная башня от БТР-82А или БМП-1АМ.
Итог
На УВЗ был зарегистрирован новый образец военной техники — управляющая машина на базе Т-72. На первый взгляд, это может показаться не столь примечательным, если не учитывать возможность ее быстрой и относительно легкой доработки в тяжёлый бронетранспортер или боевую машину пехоты. Второй случай вызывает сомнения из-за нехватки массовых необитаемых боевых модулей. Тем не менее, это не относится к уже разработанным башенным установкам, которые активно монтируются на БТР-82А или БМП-1.
По материалам — https://dzen.ru/a/ZdeAHGtFz2D1lygG