6,5-мм пулемет Федорова-Дегтярева
Говоря о советской школе авиационного стрелкового вооружения, безусловно, одной из самых передовых, обычно вспоминают скорострельные пулеметы ШКАС, пушки ШВАК и ВЯ, а также тяжелые НС-37 и НС-45. Мало кто задумывается над тем, что этим знаковым системам предшествовала целая эпоха поисков и экспериментальных разработок, берущая свое начало еще со времен 1-й Мировой войны с разработок нашего конструктора-оружейника Владимира Георгиевича Федорова.
Выдающийся русский конструктор-оружейник и историк оружия В.Г. Федоров справедливо вошел в историю отечественного стрелкового оружия как «отец автоматического оружия».
Еще в 1905 году В.Г. Федоров, тогда еще капитан российской императорской армии, начал работу над переделкой магазинной винтовки образца 1891 года в автоматическую. Для помощи Федорову начальник Ружейного полигона офицерской стрелковой школы Н. М. Филатов назначил слесаря В. А. Дегтярева, будущего ведущего советского разработчика стрелкового оружия, на долгие годы ставшего учеником и верным соратником Федорова.
Впрочем, проект переделки магазинной винтовки в автоматическую был признан нецелесообразным и в 1906 году был готов принципиально новый проект, отличавшийся простотой и технологичностью. Винтовка оригинальной конструкции под штатный патрон успешно прошла все войсковые испытания в 1909-1912 годах. Испытания были жестоки: оружие оставляли на сутки под дождем, в разобранном виде опускали в пруд, возили на телеге по пыльной дороге и после этого проверяли стрельбой. За эту винтовку Федоров был удостоен большой Михайловской премии (Золотой медали), выдававшейся раз в 5 лет.
Русско-японская война обострила интерес к легкому автоматическому оружию пехоты. А конструктора всерьез заинтересовали технологии, применявшиеся в стрелковом оружии японской армии. Напомним, что Япония, и немалое число других стран – Греция, Норвегия, Италия, Швеция, Румыния имели на вооружении винтовку уменьшенного – 6,5-мм калибра. Тенденция уменьшения калибра, появившаяся в последней четверти 19-го века, отражала растущий уровень технологии обработки стволов и массового изготовления точных боеприпасов. И это казалось вполне логичным: увеличивался носимый стрелком боезапас, уменьшалась отдача при выстреле, уменьшался расход металла при производстве патронов.
Отзывы военных свидетельствовали, что «разница между огнем русских и японских винтовок за исключением ближнего боя отсутствовала». Так как в ближнем бою предпочитали полагаться на ручные гранаты, штыки и револьверы, то проблема меньшего останавливающего действия малокалиберной пули еще никого не волновала. Надо отметить, что снижение металлоемкости в определенной степени сводилось на нет повышением издержек из-за брака и более жестких допусков при изготовлении.
В 1913 году Федоров предложил собственный патрон 6,5 мм улучшенной баллистики, не имеющий ранта, и новую легкую автоматическую винтовку под него. Эта автоматическая винтовка была очень близка к своей предшественнице – 7,62-мм, отличаясь не выступающим за пределы оружия магазином с шахматным расположением пяти патронов. Испытания винтовка прошла успешно, и Сестрорецкому заводу был выдан заказ на 20 автоматических винтовок калибра 6,5 мм, но началась первая мировая война, вынудившая прервать работы.
А в 1916 году Федоров, уже будучи в звании генерал-майора, укоротив ствол на своей винтовке образца 1913 года и снабдив ее съемным коробчатым магазином на 25 патронов и рукояткой для стрельбы «с руки», получил первый образец оружия, ставшего на сегодняшний день основой основ вооружения пехоты любой армии. Остается только изумляться точности сделанных русским оружейником выводов: не автоматическая винтовка с ее весом, длинным стволом, сокрушительной отдачей и нерасторопностью при встрече лицом к лицу; не пистолет-пулемет с его беспомощностью при стрельбе на средние и большие дистанции, а именно автомат – короткоствольное оружие с дальностью прямого выстрела порядка 300 метров, массой около 5 кг и скорострельностью 50–100 выстрелов в минуту – то есть то, что на русском языке называется именно автоматом.
Кончится 1-я Мировая, Гражданская, 2-я Мировая перевалит за середину, и только в 1943 году Гуго Шмайссер явит миру (разумеется, уже как плод технической мысли просвященной Европы) свое штумовое ружье – Штурмгевер, под укороченный винтовочный патрон с близкими тактико-техническими характеристиками. И будут спорить знатоки, состояло ли творение М. Т. Калашникова с ним в родстве – или же не состояло…
Автомат Федорова использовал энергию отдачи при коротком ходе ствола. Запирание ствола осуществлялось при помощи двух качающихся личинок, расположенных по бокам казенной части ствола. При переднем положении ствола личинки находились в горизонтальном положении и их боевые упоры входили в зацепление с затвором. жестко запирая ствол. В процессе отката подвижной системы личинки, взаимодействуя со ствольной коробкой, поворачивались вниз, освобождая затвор. Для повышения надежности функционирования в механизм введен рычажный ускоритель затвора. Автомат Федорова допускал ведение огня одиночными выстрелами и очередями, отдельные переводчик режимов огня и предохранитель располагались на основании спускового механизма, внутри спусковой скобы (предохранитель – перед спусковым крючком, а переводчик – позади спускового крючка). Питание патронами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов с двухрядным расположением патронов, емкостью 25 патронов. Ложа оружия была выполнена из дерева и имела дополнительную переднюю рукоятку для удержания. Прицельные приспособления открытые, и мушка и целик закреплены на подвижном стволе. Также допускалась установка штыка, для чего на металлическом кожухе ствола, расположенном в передней части ложи, имелись соответствующие крепления.
Карьера оружия В.Г. Федорова по стечению обстоятельств сложилась не слишком удачно. Летом 1916 года автоматами и автоматическими винтовками Федорова вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт в составе из 158 солдат и 4 офицеров. Они и стали первыми русскими автоматчиками. Автоматы Федорова были направлены и в 10-ый авиадивизион. Они были на 400 грамм легче винтовок Федорова калибра 7,62 мм и допускали интенсивную стрельбу очередями. Так как о производстве авторского 6,5-мм патрона в военное время нечего было и мечтать, то оружие было переделано на стрельбу патроном японской винтовки Арисака обр. 1895 г. 6,5х50SR. Россия, оказавшись в состоянии промышленного коллапса, скупала оружие по всему миру. В числе прочих образцов японское оружие занимало немалое место – было закуплено аж 782 тыс. японских винтовок и 784 миллиона патронов!
Японский патрон был короче и слабее федоровского, что еще более приближало его к промежуточному, но небольшая закраина «полуфланцевого» японского патрона все же делала его менее удачным для работы автоматики. Японский патрон 6,5х50SR в больших количествах производился в Великобритании в 1914-1918 годах. Он изготавливался на заводах Kynoch Ltd. и Royal Laboratory в Вульвиче. Основным потребителем 6,5-мм патронов английского производства была Россия, закупавшая патроны миллионными тиражами. В 1915-1916 годах японский патрон Тип 30 изготавливался на Петербургском патронном заводе в России тиражом до 200 тысяч штук ежемесячно. Таким образом, японский боеприпас стал вторым по распространенности в Российской империи после мосинского. Огромные запасы патронов 6,5х50SR остались в арсеналах и после Революции.
Но вернемся к оружию В.Г. Федорова.
В ходе эксплуатации на фронтах 1-й Мировой автомат получил отличные отзывы: высока надежность, прочность запирающих затвор деталей, хороша кучность стрельбы – и вместе с тем в нем видели только легкий, но все-таки пулемет. Вскоре после Октябрьской революции Федоров, приняв новую власть, был в январе 1918 года направлен главным инженером на Ковровский пулеметный завод для организации производства автоматического оружия. На заводе его избрали директором (тогда эта должность была выборной). Заведующим опытной мастерской назначили Дегтярева. Уже в следующем году автоматы запустили в серийное производство. К концу 1920 года было изготовлено около 100 автоматов, в 1921 году выпуск был доведён до 50 штук в месяц.
Организованные Федоровым в марте 1921 г. на заводе опытная мастерская во главе с Дегтяревым, а также проектный отдел и исследовательская группа, в октябре того же года преобразуются в проектно-конструкторское бюро, хотя положение о КБ завода было выработано Главным управлением военной промышленности только в начале 1924 г.
Еще 21 октября 1921 г. Федорова по его личной просьбе освободили от обязанностей директора завода, и он смог сосредоточиться на инженерной работе. Впервые в стране на постоянной основе создается оружейное КБ с опытным производством. В опытной мастерской и ПКБ прошли школу конструкторского и оружейного мастерства Г.Г. Марков, И.В. Долгушев, П.Е. Иванов, К. Фрейман, Е.К. Александрович, Г.С. Шпагин, С.Г. Симонов, И.И. Безруков, П.М. Горюнов и многие другие. На базе автомата Федорова формировалась поэтапная схема работы проектно-конструкторского бюро по созданию новых образцов оружия, изучалась проблема введения единых стандартов в оружейную промышленность.
В 1921 г. Федоров предлагает идею «унификации», т.е. создания унифицированного семейства оружия на базе одного образца. До тех пор унификация имела место в пределах одного типа оружия — например, станковый, ручной и авиационный пулемет. Федоров значительно расширяет эти границы.
Испытания готовых образцов унифицированного семейства прошли 31 мая 1923 г. В заключении Арткома по их результатам отмечалось:
«Новый проект инженера Федорова переделки автомата в пулемет с водяным и воздушным охлаждением, представляет несомненный интерес, так как осуществление такого проекта… дало бы возможность получить все типы автоматического оружия… исходя из одной и той же системы, установка которой уже произведена, что представило бы колоссальные выгоды как в отношении однообразия изготовления на заводах, так и в отношении обучения красноармейцев».
В записке В.Г. Федорова от 1926 г. о результатах работы ПКБ указывалось:
«Разработаны самые различные типы автоматического оружия: 1. Автокарабин. 2. Автовинтовка. 3. Автомат. 4. Ручной пулемет с быстрой сменой ствола. 5. Ручной пулемет с водяным охлаждением. 6. Ручной пулемет с воздушным охлаждением. 7. Танковый пулемет. 8. Авиационный одиночный пулемет. 9. Авиационный спаренный пулемет. 10 Авиационный строенный пулемет. 11. Легкий станковый пулемет. 12. Тяжелый станковый пулемет. 13. Противоаэропланный пулемет».
Для пулеметов был разработан ряд оригинальных станков разных типов.
6,5-мм пулемет Федорова с 25-зарядным коробчатым магазином и водяным охлаждением
6,5-мм пулемет Федорова с 50-зарядным дисковым магазином
6,5-мм станковый пулемет Федорова с 25-зарядным коробчатым магазином и водяным охлаждением
Пулемет Федорова-Дегтярева ручной с водяным охлаждением и коробчатым магазином на 25 патронов
Пулемет Федорова-Дегтярева калибра 6,5 мм ручной с воздушным охлаждением и дисковым магазином на 50 патронов
Пулемет Федорова-Дегтярева ручной с воздушным охлаждением и коробчатым магазином на 25 патронов
6,5-мм пулемет Федорова-Дегтярева «единый» на зенитной стойке
Спаренный 6,5-мм пулемет Федорова для танковой установки с перевернутой автоматикой
Стоит отметить, что в это время в СССР наряду с метрической системой еще применяли старую систему мер, и автоматы и пулеметы Федорова иногда именовались в документах «2,5-линейными».
Первый ручной пулемет на основе автомата был разработан Федоровым вместе с Дегтяревым еще в 1920 г. В 1921–1922 гг. Федоров и Дегтярев разработали на основе автоматов несколько вариантов ручного пулемета, отличавшиеся, прежде всего, системой охлаждения ствола: без дополнительного радиатора и с кожухом ствола по типу пулемета «Мадсен», с радиатором воздушного охлаждения ствола по типу пулемета «Льюис», с водяным охлаждением по типу пулемета «Максим». В мае 1922 г. пулеметы Федорова – Дегтярева прошли полигонные испытания. Рассмотрев их результаты, Артиллерийский комитет отметил, что пулеметы заслуживают самого серьезного внимания благодаря легкости, портативности, удобству в переноске и перевозке. Принятие на вооружение для ускорения решения проблемы ручного пулемета МТ (Максима — Токарева) не снимало вопрос о новом ручном пулемете.
В рамках работ по унифицированному семейству появился и прототип единого пулемета — к 1926 г. был разработан 6,5-мм легкий пулемет с прикладом и возможностью стрельбы с сошки или со станка, прорабатывался вариант ленточного питания. Было очевидно, что унификация пулемета упростит снабжение и обучение, даст большую тактическую гибкость. Но это направление работ, видимо, не нашло достаточного понимания у главного заказчика — Артиллерийского управления.
В 1922 г. В.Г. Федоров с помощью Г.С. Шпагина разрабатывает спаренный ручной пулемет, состоящий из двух автоматов, смонтированных рядом затворами вниз (так, что магазины крепились сверху, левый пулемет имел рукоятку перезаряжания с левой стороны, правый — с правой), снабженный сошкой и плечевым упором.
На основе спаренного пулемета Федорова – Шпагина «перевернутой» схемы Д.Д. Иванов создает шаровую танковую пулеметную установку, которой вооружались первые бронеавтомобили БА-27, танки МС-1 и Т-12-1.
Специальная комиссия во главе с председателем Стрелкового комитета РККА, начальником школы «Выстрел» Н.В. Куйбышевым 22 июля 1924 г. признала «наиболее пригодными… для вооружения авиационных аппаратов» спаренный 6,5-мм авиационный пулемет Федорова — Дегтярева с дисковыми магазинами на 50 патронов, для удобства размещения магазинов пулеметы монтировались на установке затворами вниз, один ниже другого, имели единый спуск, вынесенный на верх ствольной коробки. Такое размещение спускового крючка выглядит несколько непривычным и вызывает вопросы в части эргономики. Сложно сказать, какими мыслями руководствовались разработчики системы.
6.5-мм авиационный пулемет Федорова-Дегтярева образец 137/3
6.5-мм спаренный авиационный пулемет Федорова-Дегтярева образец 138/3
6.5-мм строенный авиационный пулемет Федорова-Дегтярева образец 139/3
В 1925 г. Федоров и Дегтярев создают строенный авиационный пулемет — три пулемета монтировались на единой установке затворами вниз, средний размещался ниже крайних, что позволило ограничить поперечные размеры установки при довольно громоздких дисковых магазинах. 3 ноября 1926 г. Начальник ВВС РККА писал Начальнику Артиллерийского управления о необходимости ускорить работы по изготовлению образцовых экземпляров авиационных пулеметов для испытаний их в условиях работы в Воздушном флоте.
В 1927 г. на вооружение ВВС приняли другой «переделочный» образец — воздушный пулемет ПВ-1 на основе старого «Максима», но он использовался в качестве неподвижного и вопрос о более легком и компактном пулемете для подвижных установок не снял. Правда, серийный авиационный пулемет удалось создать чуть позже уже на основе ручного пулемета Дегтярева – ДА, уже принципиально другой газоотводной автоматики и под более мощный патрон 7,62х54R, ставший стандартным в советской армии на ближайшие 90 лет вплоть до нашего времени.
Пулемет Федорова-Дегтярева под «мосинский» патрон 7.62х54R
Кстати, именно в ручном пулемете ДП была использована конструкция дисковых магазинов, разработанных В.А. Дегтяревым еще в 1922 году, для опытных пулеметов Федорова – Дегтярева.
Остается лишь только гадать, почему конструкция Федорова так толком и не заняла своего заслуженного места в вооружении Красной армии. Нарком вооружений Л. Ванников в «записках наркома» отмечал, что автомат Федорова нередко лежал на столе Сталина; но последствий для автомата это не имело никаких. В начале 30-х он не понравится «ответственным товарищам» из Кремля и будет снят с вооружения. Причины? Веских причин не называется. Формальным поводом послужила унификация винтовочного боеприпаса, за эталон которого был принят мосинский 7,62-мм патрон. Возможно, сыграло роль социальное происхождение «бывшего царского генерала». В общей сложности с 1920 по 1924 год было произведено около 3200 штук автоматов Федорова.
Идея же унификации в серийном производстве была реализована на основе других образцов советского и российского оружия много позже и дала отличные результаты. Но идея унификации стрелковых систем осталась заслугой величайшего российского оружейника Владимира Георгиевича Федорова, прожившего долгую плодотворную жизнь.
ТТХ:
Модификация |
«образец 137/3» |
Калибр, мм |
6,5 |
Тип автоматики |
Короткий откат ствола |
Масса, кг |
4,4 (без магазина); 7,3 (со снаряженным магазином); |
Длина, мм |
1055 1045 (спаренные и строенные обр. 138/3 и 139/3) |
Длина ствола, мм |
520 |
Темп стрельбы, выстр/мин |
600 |
Начальная скорость пули, м/с |
660 – 770 |
Емкость магазина |
Дисковый магазин 50 патронов |
Масса снаряда, г. |
9,0 – 10,4 |
Тип боеприпаса |
«Арисака» 6,5х50SR |
Источники:
- Федосеев С.Л., «Пулеметы России. Шквальный огонь» — М.: Яуза, 2009.
- Мещеряков А. М., «Автомат Фёдорова. Оружие, которое могло потрясти Мир»
- «Энциклопедия Ковровского оружия (1918—1966 гг.)» Сост. М. И. Черногубов; Под общ. ред. Ю. Л. Арзуманова