«Янтарная легенда» в «железной коробке». «Первый средний танк в мире» Гунтера Бурштына
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях «Проект танка оберлейтенанта Гюнтера Бурштына» и «Австрийские панцеры Первой мировой войны».
Во внутреннем дворе венского Арсенала перед входом в Военно-исторический музей посетителей встречает танк, напоминающий своими габаритами и конструкцией средний танк периода Второй мировой войны. В экспозиции музея легко найти его модель, размещенную на пересеченной местности и преодолевающего ров. Из пояснительной таблички выясниться, что это – проект 1911 г., предложенный оберлейтенантом инженерных войск Гунтером Бурштыном, первый австро-венгерский танк, так и не воплощенный в жизнь. Интернет расскажет намного больше: танк был построен и испытан, но не пошел в серию, это был первый германский танк, это был первый средний танк в мире, его компоновка и конструкция определили мировое танкостроение на весь XX век… Но чем же он был на самом деле ?
Гунтер Адольф Бурштын (Gunther Adolf Burstyn) родился 6 июля 1879 г. в штирийском городке Бад Аусзее (Bad Aussee) в семье комиссара железных дорог (Bahn-Commissars) инженера Адольфа Бурштына (Adolf Burstyn) и его жены Юлианы, урожденной Хоффман (Juliane Hoffmann), работавшей журналистом. Адольф Бурштын (1843–1917) был евреем, выкрестившимся в католицизм, и происходил из Львова (его фамилия переводится с украинского как «янтарь»). Гунтер был крещен Гюнтером (Günther), но потом из его имени почему-то исчез умляут. Он был одним из трех сыновей в семье. Один его брат Вернер (Werner Burstyn) дослужился до чина «советника министра» (Ministerialrat), а второй Вальтер (Walther Burstyn) стал профессором электротехники (Professor fur Elektrotechnik). В 1895 г. Гунтер оставил гимназию в Вене и поступил в кадетскую школу инженерных войск (K.u.k. Pionier-Kadettenschule) в Хайнбурге (Hainburg) недалеко от Вены. В 1899 г. он закончил ее и был выпущен кадетом (Kadett) в императорский и королевский Железнодорожный и Телеграфный полк (K.u.k. Eisenbahn- und Telegraphenregiment). 1 мая 1906 г. он был произведен в лейтенанты инженерного штаба (аналог офицеров генерального штаба, но в инженерных и технических войсках) и переведен в инженерную дирекцию пограничного крепостного округа в Триент (Trient, теперь Тренто в Италии). В 1910 г. Гунтер женился на Габриеле Вагнер (Gabriele Wagner) и одновременно перешел в протестантизм. В браке они имели двух детей.
В конце XIX – начале XX века не так много изобретателей обращалось к идее гусеничной бронированной машины. Все ожидали войны исключительно быстрой и маневренной, считалось, что все потребности поддержки пехоты в обороне и наступлении с лихвой покроет кавалерия, и даже на колесные броневики, передвигающиеся по дорогам и слабо пересеченной местности, достойного внимания не обращали. Да и скорости современных гусеничных тракторов не могли порадовать военных. Максимальная роль, которая отводилась им в армии, это быть тягачами. Русско-японская война 1904–1905 гг. стала тем вооруженным конфликтом, в котором впервые в новейшей истории противостоящие стороны залезли в окопы. Он еще не стал позиционной войной в том понимании, которое принесла Первая мировая война. Но пытливые умы разглядели в нем прецедент использования на поле боя самодвижущегося артиллерийского орудия, в котором экипаж и расчет были бы защищены броней от огня противника. Причем изобретатели считали, что на поле боя должно было появиться тяжелое орудие, способное не только сломить сопротивление пехоты, но и разрушить полевые укрепление противника. Никакое колесное шасси не могло выдержать его вес и вес собственного бронирования (пожалуй, только русским удалось разработать пушечный броневик «Гарфорд-Путилов», но он был вооружен короткоствольной переделкой 3-дюймовой горной пушки образца 1909 г.). Поэтому неудивительно, что большинство конструкторов считало: бронированное самоходное орудие сможет передвигаться по пересеченной местности только на гусеничном ходу. Еще в 1892 г. американский изобретатель Бенджамин Хольт (Benjamin Leroy Holt) разработал и запустил в серию на своем предприятии «Holt Manufacturing Company» трактор с гусеничным движителем, предназначенный для использования в сельском хозяйстве на мягких грунтах. В 1909 г. Хольт изменил название фирмы на «Holt Caterpillar Company», и с 1911 г. оно стало также торговой маркой. Компания «Caterpillar Inc.» существует до сих пор.
В октябре 1911 г. Гунтер Бурштын попытался представить Военно-техническому комитету (K.u.k. Technische Militarkomitee (ТМК)) Военного министерства обшей армии (K.u.k. Kriegsministerium) свой проект танка «Motorgeschutz». Его основой стал гусеничный движитель Хольта, и на рисунке присутствовало какое-то условное артиллерийское орудие. Главным же в разработке Бурштына были выдвижные салазки с колесиками, которые по мнению изобретателя должны были помогать «танку» преодолевать окопы и глубокие рвы. Никаких больше подробностей затея не содержала, до проекта танка ей было не просто далеко, а практически недосягаемо. Именно поэтому предложение оберлейтенанта инженерных войск не вызвало хоть какого-нибудь проявления энтузиазма – от изобретателя потребовали предоставить чертежи, убийственную оценку проекту дал заведующий отделом развития автомобильного транспорта (Leiter des Automobilwesens) Роберт Вольф (Robert Wolf). Чтобы отделаться от очередного прожектера, ТМК предложил новатору найти партнера среди коммерческих фирм и построить опытный образец. Гунтер Бурштын абсолютно не имел никаких связей с промышленными воротилами Австрийской империи или Венгерского королевства и поэтому с радостью откликнулся на предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и то дало отрицательный ответ, даже несмотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений. Запатентовать в Австрийской империи некую конструкцию, напоминающую современный танк, Бурштыну сначала не удалось, так как он нарушал патент Бенджамина Хольта. Вторая попытка была сделана в Германии – из проекта исчезли гусеницы и теперь были представлены некие подпружиненные две пары колес плюс одно одиночное. Вся остальная «начинка» «танка» практически отсутствовала, за исключением невнятных сидений для экипажа и оставшегося весьма условным изображения пушки. Судя по рисунку, никакая речь о подвижной орудийной башне не шла. Все внимание было обращено на салазки, который могли подниматься и опускаться и, к сожалению, при преодолении машиной рва (шириной до 3 м) скорее всего просто бы подломились, не выдержав ее вес… Однако 28 февраля 1912 г. он получил германский патент No. ZI. 252 815 (D.R.P.), а потом и 25 апреля – австрийский No. 53 248. Более никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге.
После Первой мировой войны Гунтер Бурштын остался на военной службе и до 1933 г. в звании майора работал в венском Военно-историческом музее. Он занимался исследованием различных новаторских разработок в военном деле. Пенсия после отставки была настолько значительной, что позволила ему полностью оплатить обучение сына.
Так как же тогда этот прожект превратился в «первый австрийский», «первый германский» или «первый средний» танк? Гунтер Бурштын должен был быть благодарным австрийскому исследователю танкостроения Фрицу Хейгелю (Fritz Heigel), который в конце 20-х гг. выпустил несколько справочников, посвященных развитию национальных программ развития бронетанкового вооружения стран мира. Именно там, основываясь на германском патенте, был сделан вывод об изобретении первого германского танка. Именно там автором была прорисована схема преодоления «танком» препятствий на пересеченной местности. Так родилась легенда «танка Бурштына», «янтарная легенда» в «железной коробке»…
Впоследствии «легенда о первом германском танке» очень помогла изобретателю и его родственникам – когда в 1933 г. к власти в Германии пришли нацисты, начались гонения на евреев, а в 1938 г. Австрийская республика была присоединена к «Тысячелетнему рейху», наполовину еврей Гунтер Бурштын, как новатор в развитии германской военной мощи, лично от Адольфа Гитлера получил «высокое звание» «почетного арийца» (Ehrenarier). Оно избавило его и его ближайших родственников от унизительных статей Нюрнбергских законов 1935 г., а впоследствии и от уничтожения в лагерях смерти. 31 марта 1941 г. Гунтер Бурштын и его брат Вальтер в присутствии генерала танковых войск Гейнца Гудериана были награждены «Крестами военных заслуг с Мечами» 1-й и 2-й степени (Kriegsverdienstkreuz mit Schwertern I. und II. Klasse) за разработку схемы бронирования персонального автомобиля фюрера. К наградам прилагалась солидная денежная премия. В декабре 1941 г. сын Гунтера Вальтер был призван в вермахт и отправлен на Восточный фронт. Во время Второй мировой войны Гунтер трудился на оборонную промышленность, занимаясь разработками инженерных противотанковых сооружений, сделал много усовершенствований железобетонных противотанковых надолбов, его находки впоследствии широко применялись в устройстве так называемой «внутренней границы», разделявшей на протяжении 1400 км в 1954–1989 гг. ФРГ и ГДР. В 1944 г. Гунтер Бурштын получил степень почетного доктора венского Технического университета (Technische Hochschule) – это было первое награждение после 1938 г., когда подобной степени был удостоен бывший президент США Герберт Кларк Гувер. Во время награждения Бурштына в торжественной речи было особенно подчеркнуто, что он является безупречным и последовательным сторонником национал-социализма и всегда поддерживал НСДАП как член «Патриотического фронта» (Vaterlandische Front) – правоцентристской австрийской партии, которая в 1933–1938 гг. во главе с Энгельбертом Дольфусом находилась у власти. Положительная характеристика награждаемому была дана представителем краевого управления Среднее Подунавье (Gauleitung Niederdonau) и председателем партийной ячейки факультета (Dozentenfuhrer). После всего этого имперский министр образования (Reichserziehungsminister) вручил Гунтеру Бурштыну награду.
Перед угрозой наступающей Красной Армии, опасаясь мщения за пособничество нацистам, в состоянии тяжелой депрессии, вызванной нацистской пропагандой, которая рисовала советских солдат как кровожадных дьяволов, в апреле 1945 г. Гунтер и его жена Габриела собрались бежать в Бад Аусзее, чему помешало тяжелая болезнь жены. Они задержались в Корнойбурге (Korneuburg) под Веной, когда 15 апреля в город вошли части РККА. Гунтер был найден мертвым 20 апреля при невыясненных обстоятельствах скончалась и его жена. Доктор, составивший заключение о смерти, записал:
«Причина смерти неизвестна, вероятно насильственная…»
В 1967 г. именем Гунтера Бурштына был назван казарменный комплекс Академии бронетанковых войск федеральных вооруженный сил Австрийской Республики в Цвьольфаксинг (Zwolfaxing) в Нижней Австрии. Создание легенды об изобретателе «первого среднего танка» продолжил в середине 70-х гг. немецкий исследователь Вальтер Альбрехт (Walther Albrecht), выпустивший книгу, посвященную Гунтеру Бурштыну и его деятельности. В ней впервые у проекта «моторизированного орудия» появилась вращающаяся башня, причем с указанием сектора обстрела. Углы преодоления высот. И (о чудо!) размеры и скорость. Оказывается, «танк» должен был быть длиной 3,5 м (без выдвижных салазок), шириной и высотой 1,9 м, развивать скорость по дороге 28,8 км/ч, а на грунте – 8 км/ч.
Неутомимый Вальтер «снабдил» «танк» бензиновым двигателем мощностью 60 л.с. от грузового автомобиля, привод должен был быть задним, а передние колеса управляемыми (если передние колеса – управляемые, то как это согласовывалось с гусеничным движителем?). Несмотря на то, что на рисунке в патенте было обозначено 3 места, Альбрехт постановил, что экипаж «танка» должен был состоять из 3-4 человек. Калибр «танкового» скорострельного орудия должен был колебаться от 3 до 4 см (при том, что уже упоминавшийся российский пушечный броневик «Гарфорд-Путилов» имел орудие калибром 7,62 см) и стрелять на дистанцию около 3000 м. Покойный Бурштын, наверно, был бы весьма удивлен таким точным данным. Или обрадован…
источник: Дмитрий АДАМЕНКО ««Янтарная легенда» в «железной коробке». «Первый средний танк в мире» Гунтера Бурштына» // Арсенал-Коллекция № 6’2012