Пока мы тут рассуждаем, нужны ли России Мистрали и, вообще, десантные корабли-доки, Россия определилась.
Хорошая новость – России десантные корабли-доки нужны, и нужны они не иностранного, а собственного производства. Даже выбран прототип. Это голландский десантный корабль-док типа Роттердам (у нас есть статья об этом корабле).
Проектирование и строительство российских десантных вертолетоносцев внесено в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года, сообщает ТАСС со ссылкой на высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Строительство собственных десантных кораблей включено Военно-морским флотом в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года и одобрено министерством обороны. Там есть такие корабли, причем много», — заявил собеседник агентства.
По его словам, российскому флоту нужны универсальные десантные корабли, подобные вертолетоносцам типа «Мистраль» или «чуть поменьше по тоннажу и габаритам». Такой корабль, по мнению источника, способен решать намного больше задач, чем строящиеся большие десантные корабли проекта 11711 типа «Иван Грен».
Говоря о том, кто будет проектировать российский вертолетоносец, собеседник агентства упомянул Невское и Северное проектно-конструкторские бюро, у которых «есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю».
Он также отметил, что российская промышленность приобрела полезный опыт при строительстве кормовых частей для «Мистралей», заказанных Россией у Франции. «Коллектив Балтийского завода всему научился, они сделали свою часть работы с высоким качеством. Французские специалисты, жестко контролировавшие процесс строительства, остались очень довольны», — сказал источник.
По информации, полученной «Лентой.ру» от источников в оборонке, перспективный российский вертолетоносец, возможно, будет близок по архитектуре к голландским кораблям типа «Роттердам». Ранее корабли этого типа рассматривались как конкуренты французскому проекту «Мистраль». Летом 2009 года десантный вертолетоносец «Йохан де Витт» типа «Роттердам» демонстрировался на Санкт-Петербургском международном военно-морском салоне. (Источник — http://lenta.ru/news/2014/12/11/udk/)
Хочется отметить, что выбор Нидерландов в качестве источника лицензии для постройки подобных кораблей выглядит очень перспективно.
Дело в том, что голландская верфь Роял Шельд, ещё в нулевые, разработала целое семейство десантных кораблей-доков типа Энфорсер (Еnforcer) (у нас на сайте был рассказ об Энфорсер 13 000). Которые отличались друг от друга, прежде всего, водоизмещениями. Данная верфь, при большом желании заказчика, конечно, может и построить подобный корабль. Но прежде всего она рассчитывала на продажу лицензий на строительство. Насколько я понимаю, этой возможностью и решила воспользоваться Россия. Тем более что на строительстве Мистралей некий опыт постройки российские верфи всё же получили.
Теперь предлагаю познакомиться, собственно, с проектом Энфорсер, который предлагает верфь Роял Шельд.
Сегодня верфь Роял Шельд предлагает уже третье поколение своих кораблей-доков класса Энфорсер.
Первым кораблём в этом классе был, упомянутый выше, корабль-док Роттердам. Корабль был разработан в тесном сотрудничестве с ВМФ Нидерландов и вобрал себя весь накопленный опыт в области проведения десантных операций.
За ним последовали британские десантные корабли-доки (LSD) типа «Бэй». Британцы построили сразу 4 корабля этого типа. А компания Роял Шельд в этом проекте участвовала только тем, что продала на них лицензию.
Использовав весь опыт, полученный в постройке и эксплуатации кораблей этого типа голландцы построили для своего флота, самый большой корабль в серии Энфорсер — Йохан де Вит, водоизмещение 16 680 тонн.
Корабли типа Бэй и Йохан де Вит считаются вторым поколением этих кораблей. При строительстве каждого последующего поколения голландцы опирались на опыт, накопленный в результате строительства его предшественников. Особенно привлекательным технологическим достижением, полученным при строительстве этих кораблей, стало развитие технологии модульного строительства. Эта технология дала возможность клиентам выбирать конкретные модули, которые требуются на их корабле, с последующей их установкой.
Таким образом, Россия сможет заказать проект конкретно такого корабля, который ей нужен, исходя из тех задач, которые он будет решать. Что выглядит гораздо привлекательней, чем покупка целого корабля, заточенного под задачи НАТО и ВМФ Франции. Какими были корабли типа Мистраль.
Сегодня на международном рынке вооружений компания Роял Шельд предлагает целое семейство проектов кораблей Энфорсер. Которые считаются проектами третьего поколения этой серии. Эти проекты выглядят очень привлекательными на рынке, так как использование модульной технологии и широкое применение гражданских технологий при строительстве кораблей класса Энфорсер позволяет значительно снизить их цену, и при этом получить уникальную конфигурацию десантного корабля.
Однако, существуют 4 базовых вида кораблей типа Энфорсер. Эти модификации, прежде всего, различаются по своей длине. На четыре модификации голландцы предлагают корабли двух размеров, длинной 126.2 и 162.2 метра. По водоизмещению, от 9180 до 14 000 тонн. Экипажи этих кораблей будут насчитывать всего 124 человека вне зависимости от модификации. А вот численность перевозимого десанта и грузов, естественно, будет разная. На кораблях меньшей длинны, будет помещаться 501 солдат (вот такую точную цифру предлагает издание globalsecurity.org) а на самом большом Энфорсере 4 может разместиться 613 морских пехотинцев.
Так же корабли могут различаться расположением полётной палубы: полётная палуба на всю длину корпуса (конфигурация LHD), как на Мистралях, или полётная палуба только сзади (конфигурация LPD), как на Роттердамах.
Список задач, которые предлагается решать подобным кораблям, просто огромный. Эти корабли изначально разрабатывались для решения боевых и гуманитарных задач по всему миру. Да, да, и гуманитарных тоже. Одной из функций данных кораблей является помощь мирным жителям, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф. Например, таких, как землетрясение я Японии.
Но вернёмся к кораблям типа Энфорсер. Кроме вышеперечисленных базовых размеров на верфи разработали ещё и корабли больших размеров. Точнее эти корабли не входят в базовые, они возможны только как эксклюзивные варианты. И по их техническим характеристикам у меня данных нет. Но известно что теоретически корабли серии Энфорсер возможны водоизмещением аж до 30 000 тонн.
Собственно, это всё, что я хотел написать об этих кораблях. Главное что российским военным будет из чего выбирать. И что самое интересное, так это то, что для различных флотов можно будет построить свою уникальную конфигурацию вертолётоносца. Например, понятно, что задачи у кораблей Северного и Тихоокеанского флотов будут отличаться от тех задач, которые будут решаться в Чёрном море или на Балтике.
По материалам — http://www.globalsecurity.org/military/world/europe/enforcer.htm
Энфорсер 8000
Энфорсер 11000
Энфорсер 13000. На второй картинке изображён корабль, выполненный с применением стелс-технологий.
Энфорсер 15000
Энфорсер 17000. На второй картинке изображён вариант корабля, выполненный в конфигурации авианосца для базирования СВВП типа Хариер или F-35
Энфорсер 18000 выполненный в двух конфигурациях LHD и LPD.
Энфорсер 24000.
Вершина линейки — Энфорсер 30 000.
Источник иллюстраций — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=13&t=996&sid=98b54b521acbb9ca618bd486f34ef208