Прошлое и будущее крылатого флота России

1

Всё началось в далеком 1891 г., когда русский подданный, граф Шарль де Ламберт изобрел подводное крыло. В России к его идеям отнеслись скептически, и он был вынужден переехать во Францию, где он и получил патент. Тем не менее и там он не получил должной поддержки, и был вынужден переехать в США, где в 1894 году и построил первое экспериментальное судно на подводных крыльях. Тем не менее Ламберт сильно опередил своё время: имеющиеся материалы, знания гидродинамики, машины были на то время недостаточны для создания полноценного СПК – на стабильный крыльевой режим его судно так и не смогло выйти.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Затем к идеям СПК возвращались: итальянец Энрико Форланини (в 1905 году он первый добился устойчивого крыльевого режима), его соотечественники Крокко и Рикальдони (в 1906 году впервые применили V-образное саморегулирующиеся крыло), канадцы Белл и Болдуин ( в 1919 году достигли скорости в 114 км/час) – тем не менее все это были лишь экспериментальные суда, имеющие лишь научную ценность. Прорывом в крылатом судостроении оказались 30-40е годы, когда совершенство двигателей и создание легких сплавов позволило начать работы по созданию транспортных, а также военных СПК. Именно тогда начали свои работы немец Ганс Шертель (который в годы Второй Мировой войны спроектировал и построил более десяти катеров, а после создал несколько пассажирских СПК), и наш соотечественник Ростислав Алексеев, который на заводе «Красное Сормово» в 1942 году создаёт лабораторию и начинает разработку боевых катеров на подводных крыльях. Война заканчивается до того, как его катера смогли принять участие в боевых действиях, но работа только начинается. В 1947 году был создан концепт пассажирского судна на малопогруженных крыльях. Разработка и проработка проекта, испытания моделей, постройка головного судна и его испытания, и вот в 1957 году первый советский теплоход «Ракета» уходит в свой первый рейс из Горького до Казани.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Теплоход с пассажировместимостью в 66 человек и крейсерской скоростью в 60 км/час стал сенсацией в Стране Советов. Такие теплоходы позволяли эффективно связать по воде все населенные пункты, лежащие на брегах рек, являлись отличной альтернативой (хоть и всего на 7-8 месяцев в году) наземному транспорту, ведь с дорогами у нас всегда были проблемы. Корпус, крайне легкий по сравнению с традиционными судами, был выполнен клепанным из алюминиевого сплава. Сталь использовалась лишь в некоторых особо напряженных узлах и в крыльевом устройстве.

Основные характеристики:

Длина – 27 м

Ширина – 5 м

Осадка – 1.8 (на плаву)/1.1 (на крыльях)

Водоизмещение полное – 25 т

Силовая установка – двигатель М-50, мощностью 1200 л.с.

Скорость – 70 (максимальная)/ 60 (эксплуатационная)

Пассажировместимость – 66 человек.

С 1959 по 1970 года было построено 389 «Ракет», часть из которых поставлялась на экспорт. Теплоход оказался настолько удачным, что некоторое количество этих судов, после капитального ремонта и замены двигателей эксплуатируется до сих пор (в том числе за рубежом)

В 1958 году создается катер «Волга» – 6-местный служебно-разъездной катер. Пошедший в очень крупную серию, позже он активно использовался в туристических, развлекательных, прогулочных целях. Катер до сих пор многим любим, строится он и по сей день (в VIP исполнении). В отличие от современных глиссирующих катеров отличается высокой мореходностью, комфортным ходом на волне, неприхотливостью и надежностью. Снимавшийся во множестве фильмов, именно он ассоциируется со словами Советский катер.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 8.5 м

Ширина – 2.1 м

Осадка – 0.85/0.55 м

Водоизмещение – 1.34/1.88 т

Мощность двигателя – 77 л.с.

Скорость – 60 км/час

Пассажировместимость – 6 чел.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Недостаточные мореходность и вместительность «Ракеты» послужили толчком к созданию, наверное, самого узнаваемого и многочисленного из Советских пассажирских теплоходов – «Метеора». В 1959 году предсерийный «Метеор» сошел со стапелей «Красного Сормова».

Новый теплоход был способен эксплуатироваться не только на реках, но и выходить в крупные водохранилища и озера, и даже работать в прибрежных морских районах. Серийное строительство этих судов длилось до 1991 года, а его экспортной версии – до начала 2000-х. Теплоходы до сих пор активно эксплуатируются на речных и прибрежных линиях, в некоторых регионах России и Китая они являются речными аналогами пригородных поездов и рейсовых автобусов. Пассажиры «Метеора» располагались в удобных креслах авиационного типа, на борту был расположен буфет (или бар), у экипажа была отдельная каюта для отдыха. Единственным минусом, не позволяющим сегодня строить эти суда, являлась их прожорливость – но кто в 60-е думал о цене на топливо.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 34.6 м

Ширина – 9.3 м

Осадка – 2.3/1.2 м

Водоизмещение – 36.6/52.9 т

Мощность двигателя – 2×1200 л.с.

Скорость – 70/80 км/час

Пассажировместимость – 78-128 чел.

В 1961 году был спущен теплоход «Спутник», как сообщалось в центральной советской газете «Правда» в статье от 12 октября 1961 года сообщалось о «Спутнике»: «Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях „Спутник“ — трудовой подарок судостроителей „Красного Сормова“ XXII съезду КПСС — прибыл вчера в Москву».

В серию этот красавец не пошел – сказались слишком серьезные недостатки: избыточная вместимость для большинства линий, высокая эксплуатационная стоимость, высокая шумность. «Спутник» некоторое время эксплуатировался на линиях Горький – Казань, Казань – Куйбышев, и был списан уже в 1965 году. Тем не менее, это та советская неудача, за которую не стыдно – будь в то время у СССР другие двигатели, судьба проекта сложилось бы иначе. Этот теплоход сейчас находится в Тольятти в качестве памятника.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 48 м

Ширина – 12 м

Осадка – 2.5/0.9 м

Водоизмещение – 75/110 т

Мощность двигателя – 4×1200 л.с.

Скорость – 65/70 км/час

Пассажировместимость – 260 чел.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Если «Метеор» и «Ракета» полностью закрывали нишу речных перевозок, то для морских перевозок были созданы СПК «Вихрь» и «Комета»

В 1961 году были закончены работы по первому морскому СПК – «Комете», который оказался идеальным судном для черноморских и каспийских линий, а также активно поставлялся на экспорт. Судно было способно перевозить до 118 пассажиров на линиях до 250 миль. С 1964 по 1992 год было построено 125 «Комет» различных модификаций. С целью пропаганды отечественных разработок был организован рейс «Кометы» из СССР в Югославию через пять морей. И это стало очень хорошей рекламой – «Комету» покупали Югославия и Польша, Франция и Италия, Румыния и Болгария, Греция и Куба. Судоводители отмечали большую надежность «Комет», например, у одного незадачливого зарубежного капитана «Комета» на всем ходу врезалась в коралловый риф, буквально пропахала его крылом и оказалась далеко на берегу. Вызванный представитель всемирно известной страховой компании «Ллойда» долго ходил вокруг «Кометы», разглядывая ее. Потом сказал, что впервые видит судно, наскочившее на риф и не получившее почти никаких серьезных повреждений. Действительно, оказалось достаточно мелкого ремонта, чтобы «Комета» вновь ушла в рейс. А в 1992 году во время Грузино-Абхазского конфликта комету обстрелял НУРС-ами неизвестный вертолет, при этом одна из ракет попала в корпус. Тем не менее теплоход благополучно дошел до порта.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 35.1 м

Ширина – 9.6 м

Осадка – 3.2/1.4 м

Водоизмещение – 40.4/55.8 т

Мощность двигателя – 2400 л.с

Скорость – 34 узла

Пассажировместимость – 118 ч.

«Вихрь» был попыткой создать морское СПК, так сказать дальнего радиуса – он был способен перевозить 260 пассажиров на расстояние в 400 миль, но в серию не пошел, тем не менее единственный построенный теплоход активно использовался на черноморских линиях.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Длина – 47.9 м

Ширина – 12.0 м

Осадка – 4.1/1.5 м.

Водоизмещение – 89.6/121.34 т

Мощность двигателя – 3800 л.с.

Скорость – 34/38 узлов

Пассажировместимость – 260 чел.

Затем в 1962 году со стапелей сходит экспериментальное СПК «Чайка» – на мой взгляд, самое красивое из всех советских СПК. На нем отрабатываются идеи для разрабатываемого «Буревестника» – обводы, водометный движитель. Будучи судном-лабораторией, «Чайка» тем не менее некоторое время проработала в качестве развозного судна для сотрудников Речфлота.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 26.3 м

Ширина – 3.8 м

Осадка – 1.1/0.3 м

Водоизмещение – 9.94/14.36 т

Мощность двигателя – 1200 л.с

Скорость – 86/97 км/час

Пассажировместимость – 30 чел.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Прошлое и будущее крылатого флота России

В 1964 году был построен «Буревестник» – самое необычное из всех советских СПК. Силовой установкой ему служили два авиационных газотурбинных двигателей АИ-20, которые приводили в движение 2 водомета. Флагман Речного Пассажирского флота развивал скорость до 95 км/час! Судно было уникальным, рекордным, но к сожалению не имело будущего – расход топлива был огромным, шумность не вписывалась ни в какие разумные пределы, а об эксплуатации и ремонте авиационных двигателей в речном флоте имели крайне поверхностное представление. Тем не менее до 1981 года судно эксплуатировалось на линиях Горький – Казань и Горький – Ярославль.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 43.2 м

Ширина – 7.4 м

Осадка – 2.2/0.6 м

Водоизмещение – 39.86/65.6 т

Мощность двигателя – 1200 л.с

Скорость – 95 км/час

Дальность плавания – 500 км

Пассажировместимость – 150 чел.

 

«Ракеты» и «Метеоры» были эффективны на крупных реках, но на мелких реках из-за их большой осадки и избыточной для линии деревня А – райцентр Б пассажировместимости использовать их было невозможно. Эту проблему в 1966 решил теплоход «Беларусь» – дешевый, простой, надежный с осадкой в 90 сантиметрах на плаву и 30 сантиметров на крыльях, для советской провинции он стал незаменим. Теплоход строился на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе с 1966 по 1969 года, всего было построено 28 единиц.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 18.55 м

Ширина – 4.64 м

Осадка – 0.9/0.3 м

Водоизмещение – 9.6/14.5 т

Мощность двигателя эксплуатационная – 600 л.с.

Скорость – 60 км/час

Пассажировместимость – 40 чел.

Для туристических и экскурсионных линий, а также в качестве разъездного в 1967 году был создан катер «Невка», которые строились в Ленинграде на «Алмазе» и «Средненевском Судостроительном заводе». Катер отличался от большинства СПК тем, что крылья были выполнены не из нержавеющей стали, а из легкого сплава. По своим размерам и пассажировместимости он занял промежуточную нишу между «Волгой» и большими транспортными СПК.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 10.9 м

Ширина – 2.83 м

Осадка – 1.7/0.9 м

Водоизмещение полное – 6 т

Мощность двигателя – 235 л.с.

Скорость – 30 узлов

Пассажировместимость – 14 чел.

 

Для отработки технологий, которые впоследствии были использованы при создании военных СПК, в 1969 году было построено опытное морское пассажирское судно «Тайфун». В отличие от большинства пассажирских СПК, которые разрабатывали в Горьком в ЦКБ по СПК, «Тайфун» был разработан в Ленинграде в ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз») и был не похож на большинство советских крылатых судов. Судно применялось на морских направлениях Ленинград – Таллин, а также на черноморских линиях. Газовые турбины судна позволяли достигать скорости 50 узлов, что соответствовало скорости «Буревестника», при этом имело гораздо большую мореходность и было гораздо экономичнее. Судно эксплуатировалось до 1974 года, и в серию не пошло из-за большой сложности постройки и эксплуатации.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 31.4 м

Ширина – 10.0 м

Осадка – 4.1/1.3 м

Водоизмещение полное – 65 т

Мощность двигателя – 2×1756.

Скорость – 44/50 узлов

Пассажировместимость – 100 чел.

Шло время, и «Ракеты» с «Метеорами» морально устарели. Заменить их был призван «Восход». Головное судно было построено в 1973 году и стало самым совершенным советским СПК. Пожалуй, наилучшим показателем этого является эксплуатация этих теплоходов в Нидерландах, а также поступающие до сих пор заказы на постройку их модернизированных версий. Всего было построено более 150 «восходов».

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 27.6 м

Ширина – 6.4 м

Осадка – 2.1 /1.1 м

Водоизмещение полное – 28 т

Мощность двигателя – 1000 л.с.

Скорость – 65 км/час

Дальность плавания – 500 км

Пассажировместимость – 71 чел.

Для морских линий было разработано новое судно «Колхида» — по сути глубокая переработка «Кометы». Корпус в отличие от «кометы» был почти полностью сварным, сохранение плавучести было обеспеченно при затоплении любых двух отсеков, была значительно увеличена мореходность.

Всего было построено около 40 судов этой серии.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 34.4 м

Ширина – 5.8 м

Осадка – 3.5 /1.9 м

Водоизмещение полное – 70 т

Мощность двигателя – 2×1260 л.с.

Скорость – 35 узлов

Дальность плавания – 200 миль

Пассажировместимость – 120-140 чел.

Последним крупносерийным советским СПК стал теплоход «Полесье», которое строилось в Белорусии с 1983 по 1996 год.

Это было речное мелкосидящее судно, приспособленное для местных перевозок на мелководных реках. До сих пор во многих регионах России и Белоруссии оно используется на социально-значимых пригородных линиях.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 21.2 м

Ширина – 5 м

Осадка – 0.84 /0.3 м

Водоизмещение полное – 20.5 т

Мощность двигателя – 1000 л.с.

Скорость – 65 км/час

Дальность плавания – 400 км

Пассажировместимость – 53 чел.

Собственно «Полесьем» временно заканчивается эра крупносерийного строительства СПК. После этого никто не закладывал СПК сериями в несколько десятков судов, тем не менее эра судов на подводных крыльях далека от завершения. Иллюстрации к этому тезису я, пожалуй, и приведу ниже:

В 1986 году на ФПО «Море» был построен «Циклон» – крупное двухпалубное морское СПК. Теплоход имел комбинированную силовую установку из газотурбинного двигателя и дизеля М-501 и предназначался для скоростных пассажирских перевозок на морях и в прибрежных районах океанов с удалением от порта до 100 миль.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 44.2 м

Ширина – 12.6 м

Осадка – 4.3 /2.4 м

Водоизмещение полное – 137.1 т

Мощность двигателя – 2×1940 л.с

Скорость – 42 узла

Высота волны – до 2.5 метров

Дальность плавания – 300 миль

Пассажировместимость – 250 чел.

На Украине в 90-е года строились теплоходы «Олимпия», которые являлись глубокой проработкой «Кометы» и предназначался для морских перевозок. Всего было построено 2 судна, ещё 2 с 2002 года находятся в недостроенном состоянии в Керчи. В данный момент есть шансы, что они будут достроены, так как ими заинтересовались некоторые туристические фирмы России и Европы.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 43.1 м

Ширина – 8.3 м

Осадка – 4.6 /2.0 м

Водоизмещение – 106/138 т

Мощность двигателя – 2×2000 кВт

Скорость – 37 узлов

Высота волны – до 2.5 метров

Дальность плавания – 400 миль

Пассажировместимость – 206-232 чел.

Другим теплоходом из семейства «Кометы» в 90-е стал теплоход «Катран», по сути «Колхида» с современными экономичными двигателями, который строился в Нижнем Новгороде в основном на экспорт. «Катраны» работают на туристических и транспортных линиях в Канаде, Хорватии, Греции.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Другим экспортным постперестроечным теплоходом стала «Ласточка-М», две штуки которой были поставлены в Китай в двухтысячные года.

Прошлое и будущее крылатого флота России

На данный момент с судами на подводными крыльями сложилась интересная ситуация – на линиях по всему миру работают сотни Советских-Российских-Белорусских-Украинских СПК, судовладельцы и пассажиры очень ценят этот вид транспорта, но все эти суда устарели и морально и физически. На данный момент весь флот СПК надо менять на новые суда, выполненные под современные требования комфорта, с современными экономичными двигателями, а также заранее приспособленные под конкретные маршруты. На данный момент заказаны и находятся в разных степенях постройки несколько интересных СПК.

«Комета-120М» – морское судно на подводных крыльях, очередное судно из семейства «Кометы» (после очень глубокой переработки), строящаяся сейчас в Рыбинске.

Прошлое и будущее крылатого флота России

«Комета-120М» вобрала в себя лучшее от теплоходов «Комета», «Колхида», «Катран» а также приспособлена к современным реалиям, так в качестве силовой установки применены двигатели 16V2000 М72 производства МТU с электронным впрыском топлива, что способствует уменьшению расхода топлива, применена система успокоения качки, уменьшены шумность и вибрация.

Длина – 35.2 м

Ширина – 10.3 м

Осадка – 3.5 м

Мощность двигателя – 2×800 кВт.

Скорость – 35 узлов

Высота волны – до 2 метров

Дальность плавания – 200 миль

Пассажировместимость – 120 чел.

Для Балтийских и Черноморских линий разрабатывается газотурбоход «Циклон-250М». Оснащенный отечественными газотурбинными двигателями, способный работать при волнении до 3 метров, он способен перевозить 250 человек на расстояние до 700 миль на скорости в 55 узлов.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 42.6 м

Ширина – 11.2 м

Осадка – 3.5 м

Водоизмещение – 200 т

Скорость – 55 узлов.

Высота волны – до 3 метров

Дальность плавания –700 миль

Пассажировместимость – 250 чел.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Но «Комета-120М» и «Циклон-250» – это по определению мелкосерийные или штучные суда для морских линий типа Санкт-Петербург – Хельсинки или Новороссийск – Севастополь. Для рек, где путь по воде – зачастую самый быстрый способ добраться до города, разрабатывается проект небольшого и недорого теплохода «Валдай-45», который призван заменить «Полесья», «Беларуси» и оставшиеся «Ракеты». Им же заинтересовались некоторые азиатские страны с развитыми речными системами. Так что, возможно, именно он станет первым крупносерийным СПК с 80-х годов.

Прошлое и будущее крылатого флота России

Основные характеристики:

Длина – 21.3 м

Ширина – 6.3 м

Осадка – 1.1 м

Водоизмещение – 21.4 т

Скорость – 65 км/час

Высота волны – до 0.7 метров

Дальность плавания –400 км.

Пассажировместимость – 45 чел.

Конечно, многое осталось за бортом этого небольшого обзора. Во-первых, в своё время было создано множество экспериментальных СПК, а у большинства из приведенных тут судов было множество модификаций; во-вторых, я умышленно не стал затрагивать тему военных КПК; и в-третьих, к крылатым судам можно отнести и экранопланы, и суда на воздушной каверне, но всё это слишком необъятные, хоть и интересные темы. Так что я разместил лишь основные и самые известные модели советских СПК, а также те современные проекты, которые уже осуществляются.

Подписаться
Уведомить о
guest

87 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account