Американские ЗСУ времен Холодной войны: часть 1
Данный материал является отчасти продолжением поста, посвященного преимущественно печальной истории развития американских армейских ЗРК.
Темы ЗСУ там я только слегка коснулся — а она, между прочим, весьма любопытна и богата на различные обьекты, способные вызвать восторг у любого шушеведа. Первоначально я хотел рассказать только о ЗСУ, проходивших испытания в рамках конкурса DIVAD, но обнаружились интересные разработки 50-х годов, тема как обычно разрослась, и поэтому будет изложена в двух частях с прологом и эпилогом.
Итак, поговорим об американских ЗСУ.
1. Предпосылки и актуальность проблемы.
В 50-х годах тактическая авиация сделала немалый скачок – и в смысле максимальных скоростей, и в смысле грузоподьемности. Истребительно-бомбардировочная авиация помаленьку вытеснила штурмовики с поля боя – и серьезно вторглась в сферу, ранее занимаемую фронтовыми бомбардировщиками в плане обработки тыловых обьектов армейских соединений. На тот момент бОлее высокие скорости ИБ весьма серьезно снижали их уязвимость от модернизированных зенитных автоматов и ЗПУ времен Второй Мировой (например, ЗСУ М-42 "Дастэр" — фактически башня от ЗСУ М-19 обр. 1945-го года, установленная на шасси нового легкого танка), да и прицельным приспособлениям не хватало возможностей на выработку параметров цели. Соответствнно, имелся немалый риск того, что пакостные "Фреско" или "Фиттеры" донесут свой опасный груз до боевых порядков бравых джи-ай была. Про опасность, которую представляли тактические ядерные боеприпасы я уже писал, теперь стоит упомянуть о неядерных средствах поражения. Помимо свободнопадающих бомб это были НАР и пушечно-пулеметное вооружение. Обычной тактикой было использование сперва неуправляемых ракет, затем, на втором заходе – сброс бомб, после чего место побоища «прочесывалось» огнем автоматических пушек (данная тактика, например, весьма активно использовалась пилотами ВВС Израиля во время «шестидневной войны»). Для справки – дальность пуска отечественых НАР-ов по наземным целям составляла для 57-мм С-5 1800 м., для тяжелых С-24 — 2000 м. И генералы US Army эту опасность вполне понимали (хотя и не имели отрицательного опыта своих оппонентов из СА, поэтому понимание их было не такое острое).
Таким образом требовалось средство ПВО, способное поражать истребители-бомбардировщики на дистанции не менее 2000 м., с малым временем реакции, высокоавтоматизированное, с современной СУО. В общем-то, технические предпосылки к этому были — СУО с РЛ-прицелом и баллистическим вычислителем активно использовались в оборонительных пушечно-пулеметных установках на бомбардировщиках; да и во флоте имелись стабилизированые установки зенитных автоматов с весьма совершенными СУО. Правда в дальнейшем выяснилось, что не все йогурты одинаково полезны инженерные решения, годные для авиации и флота, подходят для сухопутных условий эксплуатации — но это было потом.
В дальнейшем, кстати, обнаружился приятный бонус – ЗСУ вытесняли тактическую авиацию со сверхмалых высот на средние, где последняя попадала в зону действия ЗРК (прежде всего армейских).
В 60-х-70-х годах появились корректируемые боеприпасы – планирующие бомбы и УР «воздух-земля» — но поражение их носителейв основном являлось задачей ЗРК. А вот другая проблема как раз соответствовала возможностям ЗСУ – речь в данном случае о боевых вертолетах. Специализированные геликоптеры-носители ПТРК впервые были применены в боевых условиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке как раз в начале 70-х годов и показали свою высокую эффективность. Но дальность пуска первых ПТРК была довольно ограничена – напрмер американский вертолетный вариант «ТОУ» изначально (BGM-71A) летели на 1 км. (дальность ограничивалась во-первых тогдашними СУО, а во-вторых длиной управляющего кабеля; к концу 70-х удалось увеличить до 3750 м.) Отечественная «Фаланга-ПВ» била на 4 км. – правда скорость данного ПТУР была не очень велика 220 м/с на начальном участке траектории, 170 м/сек на конечном, при уничтожении вертолета-носителя наведение естественно срывалось.
Т.о. для 70-х годов адекватными дальностями для ЗСУ стали 3.5-4 км. Собственно, именно такой «идеальной ЗСУ 70-х» стал западногерманский «Гепард». Но на начало 80-х появились новые ПТРК – отечественный «Штурм-В» бил первоначально на 5 км. (в дальнейшем на 6 км.), американский «Хелфайр» на 8 км. А в перспективе намечался «Вихрь» с дальностью пуска 10 км. Это потребовало уже новых идеологий армейских систем ПВО – в частности создания ЗРПК.
2. Опытные разработки 50-х годов.
С 1952-года на вооружении была принята 40-мм спаренная ЗСУ М-42 "Дастэр" (про неё упоминалось выше). Учитывая никакие возможности оной ЗСУ в условиях современного (на тот момент) общевойскового боя была предложена модернизация: в конце 50-х для него был разработан радиолокационный прицел Т-50. В дальнейшем иформация рознится. По одним данным часть машин была оснащена РЛ-прицелом, по другим – оный прицел так и остался эксперементальным. Судя по отсутствию фотографий «Дастэров», оснащенных Т-50, истине, скорее, соответствует второе утверждение.
Единственное нашедшееся на просторах всемирной паутины изображение ЗСУ М-42 с РЛ-прицелом Т-50.
Однако, необходимость ЗСУ, с более скорострельными зенитными автоматами и стабилизированным РЛ-прицелом и автоматизированной СУО была весьма и весьма высока. Это подвигло разработчиков на создание двух весьма интересных систем.
Первой на испытания в 1951-м году выкатилиТ-100. Вот что про неё пишут:
в 1951 году на полигон выкатилась ЗСУ T100. Собранная фирмой Sperry Gyroscope Company на шасси экспериментального легкого танка T37 и вооруженная счетверенной пулеметной установкой калибра 0.60 (запас патронов составлял внушительные 4000 штук) машина полной массой 22 тонны. Оснащенная, прошу заметить, радиолокационным прицелом, который можно было использовать еще и для поиска целей.
Да-да, артиллерийская часть была представлена весьма оригинальным пулеметом калибра 0.60 (15.24 мм.х), по баллистике весьма напоминавший отечественный КПВТ (или чехословацкий BESA 15 мм.).
Правда, как гласит источник, патрон был получен переобжатием гильзы 20-мм выстрела авиационной пушки под новую пулю. Относительно дальности стрельбы и скорострельности, к сожалению, информации не нашлось.
К сожалению (для американской армии) возможности тогдашней электроники не позволили создать надежный радиолокационный прицел (для сухопутной эксплуатации), так что машина в серию не пошла.
В 1956-м году в рамках программы перспективных армейских средств ПВО была начата разработка более внушительной ЗСУ – Т-249 "Виджилент" ("Vigilante"). Это был весьма выдающийся агрегат – на доработанном шасси БТР М-113 размещалась башня с 37-мм шестиствольным «гатлингом» (артиллерийская часть известна под собственным индексом Т-250).
Вид с другого борта: обратите внимание на барабан – это магазин, в котором размещалась лента с БК – 192 выстрела калибра 37х219 мм.
Снаряды вылетали из стволов с начальной скоростью 915 м/сек. Установка имела два режима стрельбы – для ПВО 3000 выстрелов/мин, для ведения огня по сухопутным целям 120 выстрелов/мин. Видимо предполагался РЛ-прицел – хотя следов его установки на машине не видно. Относительно дальности эффектного огня информации не попадалось, но по аналогии с отечественным «Енисеем», полагаю, примерно 3.5-4.5 тыс. м.
Установка, конечно, зверь, но есть нюансы: во-первых БК был прямо скажем маловат (в режиме стрельбы по воздушным целям длительность непрерывной очереди примерно 5 сек.), а, во-вторых, в разработку поступил более эффективный (в теории) ЗРК «Маулер». В результате, в 1962-м году эту разработку прикрыли.
С «Маулером», правда, тоже погорячились – не вышел, однако, каменный цветок…
3. 60-е годы: единственная крупносерийная ЗСУ.
Скажем так: дамоклов меч в виде тактической авиации вероятного противника никуда не делся, нужно было срочно что-нибудь дать армии. Разработки перспективных комплексов ПВО, начатые в 50-х годах были закрыты. Требовалось временное решеие. В качестве оного разработали ЗРК «Чапаррэл» и ЗСУ М-163 «Вулкан». Про последний поподробнее (раз уж речь идет об ЗСУ).
ЗСУ М-163, принятая на вооружение в 1968-м году, представляет собой адаптированную авиационную пушку-«гатлинг» М-61А1 с внешним приводом вращения блока стволов (электромотор), размещенную в открытой башне, которая установлена на минимально доработанном шасси БТР М-113. БК 2280 снарядов. Установка имеет два режима стрельбы – по воздушным целям 3000 выстрелов/мин, по наземным – 1000 выстрелов/мин.Дальность стрельбы по горизонтали до 2000 м., наклонная дальность ок. 1500 м., высотность поражаемых целей – до 1500 м. Орудие оснащено скоростными электроприводами вертикального и горизонтального наведения. Тем не менее, установка изначально была способна эффективно поражать только дозвуковые цели (скорость не более 300 м/сек) в условиях хорошей видимости. Связано это было с довольно примитивной СУО. Вот чего пишут:
Автоматического сопровождения не предусматривалось. Возможность автоматического сопровождения цели а также возможность стрельбы в условиях пониженной видимости установка обрела в результате модернизации, проведенной в 1984-м году в рамках программы PIVADS (усовершенствованная система противовоздушной обороны "Вулкан") – тогда-же удалось увеличить дальность стрельбы по горизонтали до 2600 м. за счет использования нового снаряда с отделяемым поддоном.
Итак, если подытожить – к достоинствам системы можно отнести относительную простоту за счет использования отработанного шасси и артсистемы (причем артсистема рассчитана под распространенный боеприпас – в отличие от "Виджиллента"); к недостаткам – полную неприспособленность к ведению боевых действий при использовании противником ОМП, ограниченные возможности СУО. Впрочем, последнее несколько смягчалось за счет использования армейских РЛС – правда, опять-же есть нюанс – специализированная армейская РЛС AN/MPQ-49,, рассчитанная на обнаружение вражеских ЛА на сверхмалых высотах и обеспечивавшая ЦУ дивизионам «Чапарэл-Вулкан» была принята на вооружение только в 1973-м году.
Резюме: далеко не "Шилка", хотя и создана позднее.
Ссылки:
http://strangernn.livejournal.com
http://www.liveinternet.ru/users/m007kuzya/post62713006/
http://en.wikipedia.org/wiki/T249_Vigilante
http://otvaga2004.mybb.ru/viewtopic.php?id=19&p=4
http://www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=125&Itemid=328
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Su-7B/Su-7B000.htm
Во второй части будет рассказано о конкурсе DIVAD (Division Air Defense) — разработки перспективных ЗСУ конца 70-х — начала 80-х, призванных заменить М-163; а также несостоявшиеся проекты американских ЗРПК.