… чем повесть об американских армейских комплексах ПВО…
Ну, на самом деле фраза в заголовке приведена исключительно для привлечения внимания и раздувания нездорового ажиотажа , и с армейскими системами ПВО US Army дела обстояли не так уж плохо, скажем так.
Американская армия первой приняла на вооружение ПЗРК "Ред Ай", в дальнейшем замененный на "Стингер" (тоже очень хороший представитель в своем классе). С целью усиления мотопехотной (либо танковой) дивизии США может быть придан зенитно-ракетный дивизион — раньше это были либо ЗРК "Найк Геркулес", либо "Усовершенствованный Хок"; в настоящее время это ЗРК "Патриот" (в настоящее время армейскому корпусу придается бригада ПВО в составе 2 дивизионов ЗРК "Патриот" и 3 дивизионов ЗРК "Авенджер"/"Стингер" MANPADS.).
Но вот только на уровне дивизии собственные средства ПВО представлены зенитным дивизионом — либо "Чапарел-Вулкан" (до конца 80-х годов) — 24 ПУ самоходных ЗРК + 24 ЗСУ+взводы ПЗРК, либо, с середины 80-х, зенитный дивизион "Вулкан"/"Стингер". Изначально комплексы невсепогодные и способные действовать только в дневных условиях.
Для справки: советская мотострелковая дивизия 70-80-х гг. ХХ-го века включала 4 мотострелковых полка, каждый из которых имел зенитный дивизион (4 ЗСУ "Шилка" + 4 ЗРК "Стрела-1" или "Стрела-10" ; кроме этого 21-27 расчетов ПЗРК Стрела-2/Игла-1/Игла, действовавших первоначально непосредственно в стрелковых ротах, затем включенных в дивизион) + зенитно-ракетный полк в составе 3-5 батарей ЗРК "Оса" плюс средства обеспечения. Таким образом на дивизию выходило в общей сложности 16 ЗСУ, 16 ЗРК с дальностью пуска 4-6 км, и от 12 до 20 ПУ ЗРК с дальностью пуска 10-15 км. Количество ПЗРК примерно аналогично такому-же аериканской дивизии. Вроде разница не фатальная, но есть нюанс — ЗСУ "Шилка" и ЗРК "Оса" были вполне себе всепогодными и всесуточными. На комплексах "Чапарел" и "Вулкан" эту проблему удалось несколько сгладить только в середине 80-х путем установки на ЗРК тепловизионной системы наведения, а на ЗСУ радиоприцела.
Попытка проанализировать данную ситуацию представлена ниже. Ссылки на использованные ресурсы приведены в тексте.
На уровне армейских корпусов все вроде-бы вполне даже ровно — у американцев "Найк-Геркулесы" и "Хоки", у нас ЗРК "Круг" и "Куб". Но опять-же есть нюанс: время перевода из походного положение в боевое у ЗРК "Хок" составляло 45 мин., про "Найк-Геркулес" вообще промолчу… Советские ЗРК из походного в боевое положение переводились в течении 5 мин. (а "Оса" за 3.5 мин.).
Ситуацию опять-же удалось несколько сгладить путем создания версии "Хока" на самоходном шасси — время развертывания сократилось вдвое (в основном за счет того, что самоходная ПУ позволяла нести ракеты непосредственно на балочных направляющих — у несамоходного варианта ЗУР транспортировались отдельно) — но таких установок было выпущено немного.
В середине 80-х в процессе модернизации "Улучшенного Хока" на штатных ПУ за счет доработки сопутствующего оборудования и электронной начинки удалось добится примерно такого-же результата (время перевода из походного положения в боевое 20-25 мин.). По крайней мере ЗУР стало возможно перевозить непосредственно на транспортерах.
Батарея ЗРК "Улучшенный Хок" на марше (Панама, конец 80-х).
Но вернемся к ЗРК дивизионного уровня. Нужно сказать, что американские военные озаботились разработкой самоходного специализированнного ЗРК уже в середине-конце 50-х гг. Тому были серьезные причины. Дело в том, что в середине-конце 50-х на вооружение и аммериканских, и советских ВВС стали поступать сверхзвуковые истребители-бомбардировшики, способные нести тактические ядерные боеприпасы. Это, например, американские F-100 и F-105 (помимо свободнопадающих ядерных бомб могли нести УР "Булпап" со спец БЧ — дальность пуска 7-10 км.) и советский Су-7Б (мог сбрасывать спецбоеприпас с кабрирования, причем бомба летела в этом случае на дальность 6-8 км).
Соответственно потребовался самоходный автономный ЗРК, способный поражать низколетящие цели и обладающий малым временем реакции. В конце 50-х в рамках программы FAAD (Forward Area Air Defense) компанией General Dynamics был разработан ЗРК MIM-46 "Mauler". По первоначальным требованиям ЗРК представлял собой пакет из 12 ЗУР с полуактивной системой наведения и собственными РЛС обнаружения и подсветки целей. Впоследствии, ввиду роста массо-габаритов ЗУР осетра пришлось урезать, количество ЗУР сократили до 9 единиц. На испытания комплекс был представлен в сентябре 1961-го.
Боевая машина XM546 комплекса "Mauler": вверху первоначальный вариант (полагаю с макетами ракет), внизу — итоговый.
ЗУР XMIM-46А имела длину 183 см. при калибре 330 мм., стартовый вес 54.5 кг. (БЧ 8.6 кг.). Двигатель твердотопливный, разработки "Локхид". Скорость ок. 3М, дальность 8 км., высотность до 6 км.
ЗРК "Маулер": слева в походном положении, справа — пуск ЗУР.
Однако, проект с самого начала преследовали всякие проблемы и неудачи: то взрывались двигатели, то стартующие ракеты ухитрялись повреждать остающиеся факелом двигателя, а после завершения разгона — вылез еще и флаттер крыльев. Кроме того, из-за не очень удачной формы ракеты (малого удлиннения и завышенного калибра, необходимого для обеспечения тяги двигателей), ракета получила чрезмерное сопротивление воздуха, из-за которого быстро теряла скорость*. В общем, с этим ЗРК помучались-помучались, и в 1963 году сменили статус с перспективной системы на статус демонстратора технологий. http://strangernn.livejournal.com/58398.html?thread=580638
В 1965 г. программа была закрыта, в качестве временного решения был принят ЗРК "Чапарел" с ЗУР на базе ракеты воздух-воздух AIM-9 (про него уже писали).
Тем не менее, американские военные, вполне понимая половинчатость решения, не оставили попыток обрести чего-нибудь более адекватное. Тем более, что к середине 70-х в ассортименте средств поражения тактической авиации довольно массово появились УР "воздух-земля" и корректируемы авиабомбы. Да и вертолеты-носители ПТРК уже вовсю эксплуатировались.
Тем более, что у партнеров по НАТО подобные комплексы имелись. В итоге, в результате конкурса, проведенного в 1974-г между британским ЗРК "Рапира", французским "Кроталем" и франко-германским "Роландом-2" победу одержал последний.
Предполагалось развернуть лицензионное производство доработанной под американские требования версии данного ЗРК (), причем первоначально предполагалось его размещение на гусеничном шасси самоходной гаубицы М-109, затем элементы комплекса разместили на трехосном армейском 5-тонном грузовике M812A1 (это позволило сделать ЗРК авиатранспортабельным при помощи основного ВТС "Геркулес").
Адаптация ЗРК к американским стандартам включала разработку новой РЛС целеуказания с увеличенной дальностью и лучшей помехозащищенностью, и новой ракеты. При этом сохранялась унификация с ракетами европейских ЗРК: французские и немецкие "Роланды" могли стрелять американскими ракетами и наоборот. Первый пуск ракеты осуществили в феврале 78-го. Производство ЗРК начали в следующем году.
…Всего планировали выпустить 180 ЗРК для оснащения четырех дивизионов. Но увы, бюджет предполагает, а президент располагает. Бюджетные решения президента Картера сократили программу сперва до двух дивизионов, а затем до одного. Бюджет 1981 года, утвержденный Рейганом, вернул программу к начальному варианту, но в том же году ее отменили окончательно. Причинами закрытия стали чрезмерно большие затраты (около 300 млн. долларов только на НИОКР) и недостижение требуемых параметров, соответствующих американским стандартам. Всего успели выпустить 31 ЗРК (4 гусеничных и 27 колесных).
В 1983 единственный дивизион "Роландов" (27 ЗРК и 595 ракет) был передан Национальной Гвардии, в 5-й дивизион 200-го полка 111-й бригады ПВО (5-200 ADA, 111th Brigade ADA), штат Нью-Мехико. Впрочем, там они тоже надолго не задержались. Уже в сентябре 88-го, из-за высоких эксплуатационных расходов, "Роланды" заменили на ЗРК "Чапаррел". При всем этом, комплекс так и не был официально принят на вооружение, ЗРК сохранил префикс "X" в своем названии (XMIM-115A), обозначающий экспериментальное изделие.
Впрочем, в 1983-г для прикрытия баз НАТО в Европе (в т.ч. 3-х американских авиабаз) был принят на вооружение ЗРК "Роланд-3" . 27 ЗРК на автомобильном шасси в 1987-89 гг. приняты на балланс ВВС США, обслуживаются немецкими расчетами (см. по ссылке выше). Но это не относится к армейской ПВО.
Вернемся к ЗСУ. В 50-х годах на вооружение американской армии была принята ЗСУ М-42 "Дастер" на базе танка М-41, причем в варианте М-42А1 некоторое количество установок оснастили радиолокационными прицелами. Эффективность комплекса повысилась, но не сильно.
К концу 70-х самоходный вариант "Вулкана" военных перестал удовлетворять, захотелось чего-нибудь типа "Шилки", но лучше.
Попытка создания ЗСУ была предпринята в рамках программы ДИВАД (DIVAD — Division Air Defense). Она предусматривала создание всепогодной ЗСУ в качестве основного средства ПВО пехотных, механизированных и бронетанковых дивизий и последую-щее производство 618 таких установок. Однако выбранная в результате конкурса и разработанная фирмой «Форд азроспейс» 40-мм спаренная ЗСУ «Сержант Йорк» не была принята на вооружение.
В качестве причины закрытие программы ДИВАД в 1985 году в материалах зарубежной печати указывалось, что с оснащением боевых вертолетов противотанковыми управляемыми ракетами с дальностью стрельбы б км ЗСУ «Сержант Йорк» (дальность стрельбы 4 км) стала неспособной решать возлагаемую на нее задачу борьбы с вертолетами. В ряде публикаций, касающихся причин закрытия этой программы, которая обошлась США в 1,8 млрд. долларов (расходы на НИОКР и подготовку к развёртыванию производства), наряду с упоминанием конструктивных недостатков и несоответствия требованиям некоторых характеристик (эффективность стрельбы, время реакции, надежность, стоимость) отмечается недоверие к результатам испытаний ЗСУ «Сержант Йорк», представленным фирмой «Форд азроспейс» представителям Пентагона.
Прим. doktorkurgan — подобная ЗСУ "Енисей" у нас разрабатывалась еще в 60-х.
В середине 80-х стало веселее:
Программа ФААДС, объявленная в 1985 году, предусматривает создание средств, которые в войсковой ПВО должны занять место, ранее отводившееся ЗСУ «Сержант Йорк». Она является комплексной и способна, по мнению командования армии США, повлиять на возможности сухопутных войск по решению задачи борьбы с НЛЦ различных типов (в первую очередь с боевыми вертолетами), а в отдельных случаях — по поражению бронетанковой техники. Программа состоит из пяти частей, в ходе реализации которых предполагается разработка следующих средств: — ракетного комплекса типа NLOS (Non Line-Of-Sight) с максимальной дальностью стрельбы не менее 10 км для поражения воздушных целей и танков, находящихся вне зоны прямой видимости; — комплекса типа LOS-F (Line-Of-Sight-Forward) с комбинированным ракетным и артиллерийским вооружением для поражения целей в зоне прямой видимости на дальностях 6-8 км. Он предназначается для обороны частей и подразделений, находящихся во время боевых действий в непосредственном соприкосновении С противником; — ЗРК типа LOS-R (Li-ne-Of-Sight-Rear) для поражения воздушных целей в зоне прямой видимости. Он предназначается для обороны объектов в тыловом районе дивизии; — системы обнаружения воздушных целей и управления средствами ПВО дивизии FAAD С2I (FAAD Command, Control and Intelligence), ее средств обнаружения наземного и воздушного базирования, а также средств обработки, передачи данных и связи; — противовертолетных снарядов, укомплектованных радиовзрывателями, для артиллерийского вооружения танков и боевых машин пехоты.
Предусматривается также оснащение вертолетов АН-64А «Апач» и OH-58D «Кайова» ЗУР «Стингер», подвешиваемыми в специальных контейнерах, что позволит использовать указанные вертолеты для борьбы с вертолетами и в некоторой степени с низколетящими самолетами. В качестве средств ПВО типов NLOS, LOS-F и LOS-R командованием сухопутных войск США по результатам конкурсных испытаний было отдано предпочтение соответственно комплексам FOG-M (Fiberoptic — Guided-Missile), АДАТС (ADATS — Air Defense Anti-Tank System) и «Авенджер». В ходе конкурса оценивались и другие комплексы (приводятся в соответствии с перечисленными выше типами): — ЗРК AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile) на основе управляемой ракеты класса «воздух — воздух»; — ЗРК «Либерти», представляющий собой модификацию комплексов «Кроталь» и «Шахиня» (Франция); «Либерти-2», в разработке которого участвовала американская фирма ЛТВ; «Паладин-2» и «Паладин-3», созданные на основе ЗУР «Роланд-2» и «Роланд-3» французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мессершмитт — Бельков — Блом» совместно с американской компанией «Хьюз»; самоходный вариант английского ЗРК «Рапира». Все эти ЗРК наряду с ракетным вооружением были оснащены зенитными автоматическими пушками калибров 20-25 мм; — комплекс «Сеттер» с ЗУР «Стингер» и контейнером неуправляемых реактивных снарядов «Спайк».
О победителях чуть ниже, пока об одном из участников конкурса, точнее о двух его ипостасях:
В рамках этой программы (помимо прочего всякого) компаниями Euromissile и Hughes Aircraft были разработаны еще два варианта ЗРК — Paladin A2 и Paladin A3. Насладится видом которых можно ниже.
Первый из них представляет ЗРК "Роланд-2" или "Роланд-3" на шасси M993 (таком же, как у РСЗО MLRS) и не слишком интересен. Зато второй, сделанный в лучших традициях американского танкостроения, поражал бы вражеских пилотов уже одним своим видом. ЗРК "Роланд-3" был установлен на крышу башни танка "Абрамс". Башню при этом несколько расширили для размещения боекомплекта ЗРК. Танковое орудие заменили на 25-мм автоматическую пушку M242 "Bushmaster". (хардкор в чистом виде! — прим. doktorkurgan).
Ну и еще комплексы, принимавшие участие в конкурсе: вверху ЗРПК "Либерти-2" (на основе ЗРК "Шахинь"), в середине ЗРПК "Advanced Rapier" (FMC + BAE, 8 x ЗУР "Рапира", 1 x 25mm M242 "Bushmaster" на шасси "Брэдли") и внизу ЗРПК "Блайзер" создавался на базе БМП "Брэдли" в рамках LOS-F пр-ва "Дженерал Электрик" и "Бофорс" с 25-мм пушкой и ЗРК RBS-70/"Стингер".
Ну а теперь о победителях:
ЗРК ADATS (Air Defense Anti Tank System) — совместный продук швейцарской фирмы "Oerlikon Contraves" и американской "Martin Marietta". Разработка завершена в 1984-г. На конкурс представлен в 1987 г. Комплекс может размещатся на различных видах гусеничного шасси, авиатранспортабелен, включает РЛС обнаружения целей (дальность обнаружения до 24 км., высотность — до 6 км.) и оптико-электронную систему наведения ракет (включает в себя тепловизор, телевизионную систему, лазерный дальномер, систему наведения ракет по кодированному лазерному лучу, инфракрасные гониометры — для определения координат ракет при работающем двигателе).
ЗУР длиной 2050 мм., с размахои крыльев 360 мм. имеет стартовый вес 51 кг, БЧ весом 12 кг, скорость 3М. Дальность поражения воздушных целей 0.5-8 км., наземных целей до 6 км. Бронепробиваемость 900 мм.
В общем крутошопесдетс. И цена тоже оказалось крутой. Итог: 8 закупленных ЗРК.
Комплекс FOG-M — весьма интересный ЗРК на шасси полноприводного армейского М988 «Хаммер» с шестью ракетами на ПУ для легких дивизий и на базе гусеничного самоходного шасси реактивной системы залпового огня MLRS с 24 ракетами для «тяжелых» дивизий.
Предполагалось поставить армии США 118 и 285 комплексов в первом и втором вариантах исполнения соответственно, а также 16 550 ракет по совокупной стоимости 2,9 млрд. долларов.
Работы по созданию комплекса FOG-M в декабре 1988 года перешли в стадию полномасштабной разработки, которая в соответствии с условиями контракта должна быть завершена через 3,5 года, а развертывание серийного производства ожидается после выполнения программы испытаний во второй половине 1993 года. Разработчиками комплекса после конкурсной оценки предложенных проектов выбраны фирмы «Боинг» (комплекс в целом и станция наведения) и «Хьюз» (ракета).
Ключевым, как считают иностранные военные специалисты, элементом комплекса FOG-M, определяющим его возможности по поражению целей вне зоны прямой видимости, является ракета (рис.4), для наведения которой используется волоконно-оптический кабель. Ее масса около 45 кг, длина 1,5 м, диаметр 0,15 м. Ракета оснащена стартовым и маршевым твердотопливными ракетными двигателями, которые размещены тандем-но в средней части корпуса и имеют общие сопла, установленные под углом к ее продольной оси. Впереди двигателей находится боевая часть, а за ними последовательно расположены источник энергоснабжения, блок бортовой аппаратуры управления полетом, катушка с волоконно-оптическим кабелем, аэродинамические управляемые поверхности и их приводы. Управляющие поверхности и четыре промежуточных крыла, установленных вблизи центра масс ракеты, выполнены складывающимися. В носовом отсеке находится телевизионная камера, с помощью которой изображение местности перед летящей ракетой передается по волоконно-оптическому кабелю на самоходную пусковую установку, где оно воспроизводится на экране пульта управления оператора. Последний осуществляет поиск воздушной или наземной цели с последующим наведением на нее ракеты. Команды управления, передаваемые по волоконно-оптическому кабелю на борт ракеты, вырабатываются цифровым устройством.
Ракета запускается вертикально, а затем совершает горизонтальный полет.
Наряду с описанной выше телевизионной камерой фирма «Хьюз» ведет разработку усовершенствованной комбинированной головки с телевизионным и тепловизионным каналами. В фокальной плоскости оптической системы этой головки планируется установить приемник ИК излучения матричного типа. Матрица из 65 536 детекторов (256 X 256) выполнена на гибридном кристалле силицида платины. Приемник охлаждается жидким азотом. Зарубежные специалисты считают, что ракета, оснащенная усовершенствованной головкой, будет обладать более высокой скоростью полета, а максимальная дальность стрельбы комплекса FOG-M превысит 15 км.
И все-бы было хорошо, но розовые хрустальные мечты опять разбились вдребезги о чугунную задницу реальности… В 1990-м программа была закрыта. Попытка реанимировать её была предпринята в 1992-м под обозначением EFOG-M (Enhancement FOG-M) в качестве комплекса "земля-земля". Рота EFOG-M в 2000-2002 гг. проводила войсковые испытания комплекса. Затем программа EFOG-M была свернута окончательно.
А теперь цитата:
Все разработки от ЗРК "Маулер" до ЗСУ "Сержант Йорк" и ADATS закончились неудачно и были остановлены по различным причинам. Данные программы обошлись американскому налогоплательщику в 6,7 млрд долларов.
Так что армейские системы ПВО на данный момент представлены только комплексом "Avenger", что, конечно, далеко не айс. Ну и для Корпуса Морской пехоты разработан и произведен в ограниченном количестве ЗРПК "LAV-AD" (Light Armored Vehicle — Air Defence) — 25-мм "гатлинг" GAU-12/U и два 4-х зарядных пакета ПУ для ЗУР FIM-92 "Стингер". Цитата:
Обнаружение целей производится с помощью телевизионной системы FTS (FLIR TV Sight System), разработанной фирмой "Raytheon Systems Company", или визуально через бронированные стекла на передней и боковой сторонах кабины операторов. (отмечено мной — doktorkurgan). Система FTS, объединяющая телевизионную и тепловизионную камеры, служит для обнаружения целей в дневных и ночных условиях. Оптические каналы FTS объединены с лазерным дальномером (CO2), используемым для измерения дальности до сопровождаемых целей. Дальность необходима для определения момента пуска ЗУР и выбора типа оружия. Расчет комплекса — 2 человека: командир комплекса и оператор. Каждый способен самостоятельно производить обнаружение, сопровождение целей, а также выбирать вид оружия для обстрела целей.
Дальность поражения орудием до 2.5 км., ЗУР от 0.2 до 5.5 км., высотность 0-3.8 км. Далеко не "Тунгуска"…
А каковы перспективы? Опять-же в интересах морпехов с середины 90-х г. ведутся работы по созданию ЗРК SLAMRAAM с ЗУР на базе AIM-120A.
Итак, можно подытожить. С середины 60-х и по сей день армия США не располагает адекватными системами армейского ПВО выше полкового уровня. Да и полковой уровень не то чтобы очень…
Насколько может быть эффективна адекватная армейская ПВО? Косвенным примером может служить такой вот факт:
В 1980-х гг. ВВС США планировали разместить на шести передовых оперативных аэродромах (Forward Operating Location) по 68 штурмовиков A-10. В случае войны с Советским Союзом предполагалось, что 7% самолётов будут потеряны на каждые сто самолётовылетов. Это означало бы, что всего менее чем за две недели боевых действий США потеряли бы все 700 (а не только развёрнутые на FOL’ах 408) свои штурмовики A-10. http://prokhor-tebin.livejournal.com/350474.html
Т.е. практически все развернутые штурмовики, оптимизированные для атак с целью притормаживания советского танкового катка на европейском ТВД (и попадавшие под раздачу как раз армейских средств ПВО) выносились в течении 2 недель максимум. И это еще весьма оптимистичная оценка.
ЗЫ: сразу предупреждая доводы о том, что ПВО американских сухопутных войск обеспечивались бы за счет американских ВВС, вооруженных (с конца 70-х) истребителями 4-го поколения — аналогичная ситуация сложилась в 1982-83 гг. во время израильско-сирийских боевых действий в Ливане. Смотрим, сравниваем, анализируем результаты.