Зададимся вопросом: можно ли было в 1940 году спроектировать, а в 1941 выпускать массово дешёвый, простой и эффективный бронеобъект ? Рассмотрим предполагаемую базу будущей машины, учитывая при этом, что это должно быть гусеничное шасси, исходя из условий проходимости. Шасси КВ, Т-34,28 отбросим как дорогие и сложные. Остаются Т-40,26,50. У Т-50 масса 14т и отсутствует серийное производство двигателя. У Т-26 всё серийно, но масса перевалила за 10т. Только Т-40 неплохой вариант — автомобильный двигатель и КПП, лёгкое шасси с передовой торсионной подвеской.
Остаётся правильно скомпоновать элементы шасси и эффективное вооружение, чтобы получившуюся массу бронеобъекта мог потянуть движок ГАЗ-11 или ЗИС-5 в форсированных версиях 85-86 л.с. И такая компоновка легко находится, в отличии от неудачной компоновки Т-60,70,80, и СУ-76.
Смотрим рисунок в реальных размерах Т-60 и пушки Ф-34. Длина опорной поверхности увеличена на 110мм при неизменной общей — 4100мм без пушки. Зелёным цветом на боковом разрезе слева направо обозначены сиденья МВ, командира и наводчика.
На плане: синим- приточные жалюзи, коричневым значком- жалюзи выхода горячего воздуха, красным б/з(50 снарядов), зелёным АКБ и радиостанция, фиолетовым- положения казённика до выстрела и на макс. откате. Здесь же показаны крайние положения орудия ,- влево 20гр. , вправо 15гр.
Пушку Ф-34 желательно переделать, увеличив макс. откат до 650мм и поставить дульный тормоз. Ствол с замком возьмём от ЗИС-3 или укороченный Ф-22. Маса АУ с верхним станком и механизмами наводки составит 900кг, тумбы 100 и б/з 450кг.
Неплохо было бы защитится с лобовой проекции от любых снарядов РАК 35/36 и калиберных ББС KWK 38, 37 со 100м, учитывая наклон брони. Поэтому ставим 45мм броню на средний лобовой лист корпуса и два лобовых листа рубки. Шаровая чость маски пушки 30мм, остальная как и борта 15мм, корма и нижний лобовой лист 10мм, крыша и дно 6мм. По сравнению с Т-60 42г масса бронирования увеличится на 530кг, не считая башни с вооружением и б/з, оценим последнее как 680кг, итого к массе 6,4т добавится 1,5т, что даст массу САУ 7,9т, что вполне позволит передвигатся со скоростью до 37 км/ч по шоссе с ДВС 85 л/с и до 33 км/ч с ДВС 73 л/с.
Если выпускать САУ с начала 41г на з-де №174, то вполне можно получит ДВС с алюм. головкой и поршнями и увеличенной степенью сжатия, в военое время будут обычные ДВС ГАЗ-11и ЗИС-5.
В отличии от всех советских предвоенных конструкций позаботимся об экипаже. В корме сдепаем дверку- высотой 130см и не узкую- шириной 80см, а также люки,- мехводу и над орудием 2шт(на плане жёлтым цветом). До войны поставим два вентилятора баевого отделения, МТО отделим перегородкой. Остаётся только МВ, отделённый от бензобака КПП, но деватся некуда,- на то она и лёгкая САУ. Освобождённому командиру дадим ПТК до войны и перископ позднее.
Итак, лёгкая, простая, дешёвая и эффективная(орудие 3") САУ готова. Осталось лиш упомянуть дальность хода на 260 литровом бензобаке — 250км по шоссе и 150км по местности. Удельное давление на грунт 0,58 кг/см. кв. Стоимость около 70000 руб. в довоенных ценах, что на 15 проц. дешевле маргарина за килограмм.
Из этой же компоновки легко просматриваются,- лёгкий танк с трёхместной башней для разведки. БТР, противотанковая САУ с ЗИС-4 или ЗИС-С-53, зенитно- противотанковая САУ с 61-К, супер эрзацСАУ с вращяющейся частью пушки ЗИС-3 без рубки. Есть ещё вариант фейк-машины с пушкой 49-К в двухместной башне под девизом "сделаю быстро решето из всего, что ближе 500м, а из лёгкой БТТ с 1000м", способной в одиночку остановить атаку роты танков при удачной позиции за 4-5 мин. Но об этом в следующих постах.