Проект Porsche Typ 245/10. Танк ПВО и поддержки. Германия 1943г.
Предлагаю Вашему вниманию, первый известный мне проект универсального танка поддержки.
На совещании по вопросам танкового развития 27 мая 1943 года его участники пришли к консолидированному мнению о необходимости разработки танков совершенно новой конструкции. К этому времени в распоряжении пехоты появились ручные противотанковые средства. Тогда же германская разведка получила сведения о наличии у СССР кумулятивных авиабомб массой всего 1 кг, но способных пробивать броню толщиной 45-55 мм. На основе такой информации участники совещания сделали вывод о закате традиционных танков, если не удастся самым радикальным способом улучшить их защищенность. Разработку принципиально нового танка следовало начать незамедлительно, уделив особое внимание увеличению защищенности машины от авиабомб. Составленные военными тактико-технические требования на перспективный танк были разосланы в адрес ведущих танкостроительных фирм Рейха в июле 1943 г. Теперь к ведущим танкостроительным фирмам присоединились Хеншель и MAN. Особую роль в конструкции танка должны были сыграть литые броневые элементы.В течении 1943 гг. Фирма Porsche представила несколько вариантов разведывательного танка Typ 245, который смог бы составить конкуренцию VK1602 “Leopard” и Pz.II “Luchs”. В формах этого танка угадывалось влияние советского Т-34, поскольку верхние вертикальные листы корпуса имели достаточно большой угол наклона. Ходовая часть Typ 245, применительно на один борт, состояла из 6 опорных катков сблокированных в три тележки, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, что было немного нетипично для немецкого танкостроения. В башне конической формы размещалась 55-мм пушка МK112 и один 7,92-мм пулемет MG42.
В 1943 году Порше проработал по меньшей мере пять модификаций этого танка:
Porsche Typ 245/1 (Leichter Panzerkampfwagen) – легкий танк со стандартным набором вооружения;
Porsche Typ 245/2 (Leichter Mehrzwecke-Panzerkampfwagen) – легкий танк многоцелевого назначения, набор вооружения стандартный;
Porsche Typ 245/10 – (Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd un Luftziele) – легкий танк для борьбы с наземными и воздушными целями, пулемет не устанавливался;
На том же совещании 27 мая 1943 г. отмечалась важность усиления ПВО танковых частей. Поступили предложения о принятии на вооружение танковых полков 20-мм счетверенных зенитных пушек, спаренных и встроенных 37-мм пушек и даже 55-мм зенитных орудий. Масса зенитного танка должна была по расчетам составить порядка 30 т. Максимальная скорость для такой машины определялась в 50 — 60 км/ч. Проектирование машины вели в кооперации фирмы Порше и Рейнметалл.
Фирма Порше занималась шасси, а фирма Рейнметалл вооружением. Представленный фирмой Порше проект Тур 245-010 Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd- und Luftziele mit vollautomatischer Waffe 5,5 cm ( легкий танк для использования против наземных и воздушных целей, вооруженный 55-мм полностью автоматической системой) датирован 2 августа 1945 г. Боекомплект к автоматической пушке Рейнметалл 5,5 cm automatischen Kanone МК 112 составляли 350 снарядов в лентах.
Орудие монтировалось в башне кругового вращения, сектор наведения в вертикальной плоскости от -8 до +82 градусов. Начальная скорость снаряда — 600 м/с, масса снаряд 1,4 кг. В башне также планировалось установить независимый от пушки пулемет калибра 7,92 мм. Для самообороны танк должен был иметь миномет, установленный в кормовой части башни. Основные элементы корпуса и башни литые. Лобовой лист корпуса толщиной 60 мм имел наклон 55 градусов к вертикали. Лоб башни — толщина 60 мм, наклон 30 градусов. Толщина бортов надстройки корпуса — 40 мм, наклон — 28 градусов, борта корпуса установлены вертикально, толщина — 16 +16 мм. Толщина бортов и кормы башни — 40 мм, наклон 30 градусов. Толщина крыши — 20 мм. В качестве силовой установки предлагался двигатель воздушного охлаждения Порше тип 101 мощностью 345 л.с. в сочетании с гидравлической трансмиссией. Трансмиссия и двигатель размещались в кормовой части корпуса, ведущие колеса — заднего расположения. Расчетная максимальная скорость — 65 км/ч, запас хода по шоссе — 240 км, запас хода вне шоссе — 150 км. Шесть опорных катков диаметром 600 мм монтировались на каждом борту попарно на вертикальных пружинных рессорах. Ширина траков — 480 мм. Удельное давление на грунт 0,64 кг/см2. Расчетная масса танка 18 т. Общая длина — 4,880 м, ширина — 2320 м, высота -2,575 м, клиренс — 0,445 м. Концептуально схожие проекты фирмы Порше и Рейнметалл предлагали с июля 1943 г. по январь 1944 г. с той разницей, что 55-мм автоматическая пушка монтировалась не в башне, а в корпусе. До постройки прототипов дело так и не дошло.
Porsche Typ 245/11 (Aufklaerungs-Panzer) – легкий разведывательный танк, набор вооружения стандартный;
Porsche Typ 245 “Sonderfahrzeug V” (Leichtes gepanzertes Mehrzweckefahrzeug fur Aufklarung und Begleit) – легкий многоцелевой танк для разведки и боевого сопровождения. Экипаж состоял из 3 человек, боевая масса 15 тонн, бронирование 30-80 мм, максимальная скорость 58 км\ч.
Ни один из проектов Porsche Typ 245 не получил одобрения армейского руководства, однако Порше не сдавался и 1944 году предложил проект “истребителя танков” Е-25 (Typ 255), в конструкции которого активно использовались наработки по корпусу и ходовой части разведывательного танка. Главное вооружение этой САУ состояло из 105-мм пушки leFH43, установленной в лобовом бронелисте, вспомогательное – одна 30-мм пушка MG108. Чрезвычайно мощным было бронирование, доходившее до 120 мм. Впрочем, и этот проект остался только на “бумажной” стадии и в виде макетов.